
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Проблема индивидуализации учебного процесса приобрела особую значимость, поскольку с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повышения успеваемости каждого ученика, активного саморазвития, углубления знаний, расширения учебных возможностей.
Указанная проблема рассматривается во многих исследованиях, среди которых следует отметить работы Т.Д. Глейзер, А.А. Кирсанова, Я.И. Ковальчук, В.С. Мерлина, В.М. Монахова, Н.М. Шахмаева, И.Э. Унт, И.С. Якиманской и др.
Современная теория индивидуализации обучения сформировалась в общей теории обучения, основы которой были заложены С.П. Барановым, В.В. Давыдовым, М.А. Даниловым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым и др. В качестве теоретической базы выступает психолого-педагогическая теория индивидуального развития в системе дифференцированного обучения. Ее различные стороны освещены в трудах Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна др.
По определению педагогической энциклопедии, индивидуализация обучения – это организация образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности обучающихся [12].
Одна из исследователей данной проблемы И.Э. Унт дает следующее определение: «индивидуализация – это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его методах и формах, независимо от того, какие особенности и в какой степени учитываются» [20, с. 54].
Г.К. Селевко индивидуализацию трактует как организацию учебного процесса, при котором выбор приемов, способов, темпа обучения определяться индивидуальными особенностями обучающихся [16].
По мнению А.А. Бударного, индивидуализация обучения – это такая организация учебного процесса, при которой учитель выбирает способы, приемы, темы обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся, степень развития их способностей к овладению знаниями [4].
В свою очередь А.А. Кирсанов, индивидуализацию учебной работы рассматривает как «систему дидактических и воспитательных средств, соответствующих целям деятельности и познавательным возможностям коллектива, групп учащихся и отдельных учеников, позволяющих учебную деятельность ученика обеспечить на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [8, с. 39].
С точки зрения Г.И. Щукиной, индивидуализация обучения – это самоорганизующаяся учебная деятельность индивида, осуществляемая в относительной независимости от педагогических воздействий, побуждаемая мотивами, целями, задачами и содержанием обучения, которые меняются в зависимости от уровня психологической готовности к учебной деятельности [21].
В образовательном процессе индивидуализация обучения являются основой реализации принципа индивидуального подхода.
Индивидуальный подход обеспечивает:
- возможность развития всех способностей и сил обучающихся;
- устранение сложностей в обучении отдельных учеников.
В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги должны руководствоваться следующими принципами:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»;
- уважение самооценки личности ученика;
- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
- создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания [22].
Необходимая предпосылка успешной реализации в обучении индивидуального подхода – ориентированность обучения на формирование личности ребенка, предполагающая к каждому ученику действенное внимание, на каждом уроке его творческой индивидуальности. Необходимо, прежде всего, у детей воспитывать интерес к учебному труду, занятиям и ответственного отношения к обучению.
Еще одна немаловажная предпосылка осуществления индивидуального подхода – педагогический такт учителя. Спокойный тон, слово одобрения, поощрения за удачный ответ, хорошо написанную строчку дадут больший результат, чем окрик, грубое замечание. Школьник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что педагог в его успехах заинтересован, замечает любое, даже самое маленькое, продвижение.
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей в классе и основные принципы изучения этих особенностей. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика. Каждый ребенок рассматривается, как особая ценность, к обучению и развитию которой нужно применять особые методы и средства. Индивидуальный подход предполагает выбор наиболее рациональных и целесообразных воздействий на учащегося, в зависимости от его возрастных особенностей развития и личностных характеристик.
Таким образом, индивидуализацией является осуществление принципа индивидуального подхода, организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, которая для реализации потенциальных возможностей каждого ученика позволяет создать оптимальные условия. Такое обучение ориентировано на преодоление противоречий между реальными возможностями каждого ученика и уровнем учебной деятельности.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!