История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема урока: Наблюдение и описание зимующих птиц: воробей, ворона .

2024-02-15 76
Тема урока: Наблюдение и описание зимующих птиц: воробей, ворона . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель: познакомить учащихся с птицами, зимующими в наших краях.

Задачи:

- формирование умения распознавать зимующих птиц на картинках,

- формирование умения работать в группах,

- формирование бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Фрагмент урока

IV . Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам составить меню для птиц. Определение корма для птиц. Убрать лишнее – что не едят птицы. Работать будем самостоятельно. Вспомним правила работы.

Крупа - чёрный хлеб – морковь - семена подсолнечника - тыквенные семечки – конфеты - крошки белого хлеба (дети самостоятельно распределяет корм и птиц).

- Вернёмся к нашим птицам.

- Что любят кушать птицы: (ученик подходит крепит карточку к названию птицы).

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

Синицы – кусочки не соленого сала, мясо, творог.

Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки

Поползни – кедровые орешки, арбузные и дынные семечки

Просо и пшено – чижи, щеглы, свиристели, овсянки.

Тема: Игры детей в разное время года. Зимние игры.

Цель: обогатить знания ребенка об играх детей зимой, обобщить знания о характерных признаках зимы в живой и неживой природе.

Задачи:

- учить на основе выделения сезонных изменений делать выводы о играх детей зимой;

- развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания, обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- корректировать мышление, развивать внимание, память, моторику, наблюдательность, расширять кругозор, пополнять словарный запас;

- воспитывать выдержку, бережное отношение к окружающей природе, вырабатывать безопасное поведение на улице.

 

Фрагмент урока

III. Практическая работа с силуэтами «Зимний двор»

Учитель: Давай посмотрим, что еще принес с собой снеговик. Что это? (Показывает фигурки)

Ученик: Это картинки, фигурки, дети.

Учитель: Я выдаю эти картинки, а ты обведи их по контуру в тетради.

Ученик обводит.

Учитель: А теперь, посмотри на картину? Кого не хватает?

Ученик: Не хватает ребят.

Учитель: Снеговик просит нас ему помочь! Давай сделаем картинку веселее и правильно наклеим фигурки.

Ученик и учитель наклеивают фигурки, соотнеся их с силуэтами.

Учитель: Какая хорошая работа получилась!

 

Заключение

Анализ теоретических исследований и практики педагогической деятельности показал, что проблема индивидуальной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью на уроках окружающего мира была и остается в центре внимания педагогов.

Индивидуальный подход в обучении – это такая организация учебного процесса, при которой учитель выбирает способы, приемы, темы обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся, степень развития их способностей к овладению знаниями. Данный подход обеспечивает возможность развития всех способностей и сил обучающихся; устранение сложностей в обучении отдельных учеников. Необходимая предпосылка успешной реализации в обучении индивидуального подхода – ориентированность обучения на формирование личности ребенка, предполагающая к каждому ученику действенное внимание.

Индивидуальный подход к обучению на уроках «Окружающий мир» предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с особенностями и возможностями, уровнем развития младшего школьника. Такая форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Уроки окружающего мира в начальной школе не только интересны, но и позволяют обеспечить индивидуальный подход, используя различные педагогические технологии. К примеру, можно применить технологию уровневой дифференциации на уроке-экскурсии. Группы формируются заранее с учётом индивидуальных особенностей. Для первоклассников можно провести урок-практикум. За один такой урок дети осваивают новые знания с учётом индивидуальных способностей. Технологию индивидуальной работы на уроке можно использовать и во время проверочных работ.

Умственная отсталость – это состояние общего недоразвития психики, характеризующееся в первую очередь нарушением способностей, которые обеспечивают общий уровень интеллектуальности, т.е. социальных, речевых, когнитивных и моторных способностей. Для детей с умственной отсталостью большое воспитательное и коррекционное значение имеют уроки окружающего мира.

 

Они помогают расширить кругозор, развивать наблюдательность, получать опыт практических действий, учить самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе в условиях инклюзивного образования решает не только общие учебно-воспитательные, но и специфические задачи, обусловленные особенностями развития таких детей. В связи с трудностями восприятия учебной информации возникает необходимость индивидуализировать учебный процесс, а вместе с этим активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашей работы достигнута, задачи исследования решены.

 

 

Список источников

 

1. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.: Академия, 2002. – 226 с.

2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьника. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

3. Аржаньх Н.А. Особенности проектирования учебной деятельности учащихся с различной выраженностью интеллектуальной недостаточности / Н.А. Аржаньх, Н.В. Кабанова, Н.Н. Малюкова, Е.В. Разуванова // Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – №1. – С. 68-79.

4. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. - №7. – С. 18.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Психология, 2011. – 364 с.

6. Границкая А.С. Научиться думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. – 172 с.

7. Дьячкова Т.В. Инклюзивный подход при обучении на уроках окружающего мира, детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием игр и упражнений коррекционно-развивающего характера / Т.В. Дьячкова, М.В. Баканов, О.А. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - №60-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-podhod-pri-obuchenii-na-urokah-okruzhayuschego-mira-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-s-ispolzovaniem-igr-i.

8. Кирсанов А.А. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. – Казань: КГПИ, 1975. – 135 с.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

10. Лях Т.И. Психология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности специальная психология. – Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 238 с.

11. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.: Сентябрь, 2002. – 287 с.

12. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964. – 543 с.

13. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

14. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 183 с.

15. Резникова Е.В., Будникова Е.С. Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Вестник ЮУрГГПУ. – 2018. - №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-individualnogo-podhoda-pri-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzii.

16. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – 327 с.

17. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1958. - С. 58.

18. Соловьёва Т.А., Макарчук Т.Н. Техники формирования познавательных универсальных действий при реализации индивидуальных образовательных траекторий младших школьников на уроках окружающего мира // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2019. - № 1(60). – С. 6-11.

19. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении // Начальная школа. – 2014. - №12.

20. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

21. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема // Вестник КГУ. – 2009. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-kak-psihologopedagogicheskaya-problema.

22. Шаповалова О.Е., Жулич Т.К. Инновационный подход к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 1(59). – С. 24-30.

 

Приложение 1

II . Пояснительная записка

Рабочая программа для первого класса предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью и учебника Н.Б.Матвеевой «Окружающий мир» 1 класс. – М., Просвещение, 2013.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, 4 а в отношении развития личности, еѐ воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.

2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.

3. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.

4. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин.

5. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни

6. Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встает множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а еще в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаѐт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребенком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путем непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в 5 дальнейшем будет только возрастать за счет широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещѐ и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.