Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2024-02-15 | 57 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Эмоции–этопсихическиереакции,отражающиесубъективноеотношениеиндивидак
объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль вформированииповедения.Выделяют3видаэмоциональныхсостояний(А.Н.Леонтьев):
1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюсяситуацию.Страх, ужас принепосредственнойугрозе жизни.
2. Собственно эмоции – длительные состояния, отражающие отношение индивида кимевшейсяилиожидаемойситуации. Печаль,тревога, радость.
3. Предметные чувства – постоянные эмоции, связанные с каким – либо объектом (чувстволюбвик конкретномучеловеку,к Родинеит.д.).
Функцииэмоций:
1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность еёудовлетворения.Например,причувствеголодачеловекнеподсчитываеткалорийность
имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии синтенсивностью чувстваголода,т.е. интенсивностью соответствующейэмоции.
2. Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например,отрицательныеэмоцииприголодестимулируютпищедобывающее поведение.
3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например,положительныеэмоцииприматериальном подкрепленииобучения.
4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. Спомощью мимикипередаются эмоции, а не мысли.
5. Компенсаторнаяфункция.Мобилизуетфизиологическиеипсихическиерезервы
организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребностей.6.Переключающаяфункция.Изменяетнаправленностьповедения.Онаособенноярко
проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой формируется доминирующаямотивация.
Эмоциивыражаютсяопределённымидвигательнымиивегетативнымиреакциями.
Например, при определённых эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция.Возрастает тонус скелетных мышц. Изменяется голос. Учащается сердцебиение, повышаетсяА.Д.Это объясняется возбуждениемдвигательныхцентров,центровсимпатической
нервнойсистемыивыбросомадреналинаизнадпочечников(полиграфия).
Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбическойсистеме. Особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоцийнарушаются.Прираздраженииминдалевидногоядраучеловекавозникаютстрах,ярость,
гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височнойобластям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональнаятупость.Неодинаковоизначение полушарий.Привременномвыключениилевого
|
полушариявозникаютотрицательныеэмоции–настроениестановитсяпессимистичным.
Привыключенииправоговозникаетпротивоположноенастроение.Установлено,что
первоначальноечувствоблагодушия,беспечности,лёгкостиприупотребленииалкоголя
объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения,агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие.Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразувызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правогополушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантностилевогоэтихявленийнет (тест эмоциональнойасимметриимозга–юмормозга-юмор).
Важноезначениеввозникновенииэмоцийпринадлежитбалансунейромедиаторов.
Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при егонедостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке илиизбыткенорадреналина.
Классификацияэмоциональныхпроцессов:
Познаку:положительныеиотрицательные.
По интенсивности и длительности: настроение, эмоции, аффект (эмоция, неконтролируемаяволей).
По качеству потребностей, запускающих эмоции: биологические и высшие чувства –социальныеиидеальные.
Теорииэмоций.
Периферическая теория (В.Джеймс и К.Ланге) – эмоции обусловлены осознаниемизмененийвдеятельностивисцеральныхисоматическихсистем(согласноэтому
представлению мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому что мыплачем).
Центральныетеориирассматриваюэмоциикакрезультатактивациимозговыхструктур.
Локально-структурные теории: таламическая – возбуждение, поступая в таламус, делитсяна2 потока–одинидетвкоруивызывает субъективные переживания,авторойидет в
|
гипоталамусивызываетфизиологическиереакции;гипоталамическая–центры
удовольствия и наказания; лимбическая – центр эмоций; активирующая – подчеркиваетрольретикулярнойформацииидругихактивирующихсистеммозга.
Биологическая теория (Анохин) – эмоция является результатом рассогласования илисовпадения реального результата деятельности с прогнозируемым в акцепторерезультатомдействия.
Потребностно-информационная теория (Симонов) – «отражение мозгом человека какой-либоактуальнойпотребности(еекачестваивеличины)ивероятностиееудовлетворения,
которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и раннееприобретенногоопыта».
Вегетативныеисоматическиекомпонентыэмоций:
соматическиепроявлениязапускаютсяотлобнойкорычерезэкстрапирамиднуюи
пирамидную системы в форме тонических (гипертонус, скованность, тремор) и фазическихкомпонентовдвигательногосопровождения эмоций(мимики, жеста,позы, интонации,
голоса,мигания);
вегетативныепроявлениязапускаютсяпреимущественнооттеменно-височныхотделов
правого полушария через активацию гипоталамуса и проявляются повышением ЧСС, АД, ЧД,потоотделением,расширениемзрачков, выбросомвкровьгормонов идругими
изменениямифункцийвнутреннихорганов.
Психоэмоциональныйстресс–состояниеярковыраженногопсихоэмоционального
переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительноограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей. Особеннопатогеннаситуация,когдацельнедостигнута,аотрицательнаязавершающаяэмоция
поддерживает состояние мобилизации, что не дает результата и в свою очередь усиливаетотрицательную эмоцию.
Величину эмоционального напряжения можно оценить по формулеСН=Ц(Ин,Вн, Эн–Ис, Вс, Эс), где
СН – степень напряжения; Ц – цель; Ин, Вн, Эн – соответственно необходимые информация,времяиэнергия;Ис, Вс,Эс –соответственносуществующиевраспоряженииорганизма
информация,времяиэнергия.
Степень напряжения возникает, если Ин, Вн, Эн > Ис, Вс, Эс. Она пропорциональна при этомвеличине неравенства: СН-1 – состояние мобилизации внимания, работоспособности; СН-2-стеническаяотрицательнаяэмоциясповышениемработоспособности,носнижением
эффективной деятельности; СН-3 – астеническая отрицательная эмоция с максимальноймобилизациейресурсоворганизма,котораянеможеткомпенсироватьнедостаток
информации, энергии, времени; СН-4 – невроз (психологическое состояние с выраженнойтревожностью,страхом,депрессией).
Периферические проявления эмоций (соматические и висцеральные) играют важную роль вразвитиисенсорныхповреждений.
Соматический канал разрядки у современного человека ограничен в связи с гиподинамией,этическимииправовымиотношениями.
|
Преимущественная разрядка эмоционального напряжения через вегетативный канал ведетк«вегетативнойбуре»,может приводитьк дисфункциивнутреннихорганов,
психосоматическимзаболеваниям.
57.Физиологическиемеханизмысна,фазысна,теориисна.
Сон - это долговременное функциональное состояние, характеризующееся значительнымснижением нервно-
психической и двигательной активности, которое необходимо для восстановленияспособностимозга к апалишко-синтетическойдеятельности.
Видысна:
1. Физиологическийсуточныйсон.
2. Сезонныйсонуживотных(земляная белка 9мес.)
3. Гипнотическийсон.
4. Наркотическийсон.
5. Патологическийсон.
Продолжительность сна меняетсясвозрастом.Установлена следующаяпотребностьвосне людей различного возраста:до 1 года - 16 часов;5 лет - 12 часов; 12 лет - 10 часов; 17летистарше- 8 часов.
Физиологическаярольсна.
Восстановительнаяфункция–преобладаниепроцессованаболизма.
Антистрессорная функция – сон служит одним из механизмов психической защитыличности.
Адаптивнаяфункция–синхронизациясцикломсменыдняиночиобеспечивает
оптимальное взаимодействие организма со средой, подготовку организма к деятельностивовремя бодрствования.
Роль в переработке информации – осуществление процесса консолидации памяти: переводаинформацииизкратковременнойвдолговременнуюпамять.
В физиологическом сне человекаиживотныхразличаютдвефазы,обозначаемыекакфазамедленногосна(ФМС)ифазабыстрогосна(ФБС).
Фазамедленногосна.
СтадииФМСпокритериямЭЭГ:
- 1 стадия (засыпание, дремота) – на ЭЭГ преобладают α- и Ө-ритмы, в конце стадиивозникают К-комплексы (серии высокоамплитудных медленных потенциаловдлительностью 3-5 с);
- 2 стадия (поверхностный сон) – на ЭЭГ имеются К-комплексы и появляются веретена сна(частотапримерно15 Гц,вариантα-ритма);ихпоявлениесовпадает сотключениями
сознания; фаза занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого кпоследнемуциклу;
- 3 стадия (глубокий сон) характеризуется наличием δ-ритма частотой 3,0-3,5 Гц, которыйзанимаетдо 30% ЭЭГ;
- 4 стадия (очень глубокий сон) - δ-ритм занимает свыше 30% ЭЭГ, его частота составляетпримерно 1 Гц; 3-я и 4-я стадии имеются в первых циклах сна и отсутствуют в последних(передпробуждением).
Вегетативные и соматические изменения во время ФМС: снижение ЧД, сердечного ритма,мышечноготонуса;усилениесекрециисоматотропногогормона(СТГ),мелатонина,
пролактина, паратгормона и антидиуритического гормона (АДГ); усиление образованияАТФианаболическихпроцессов.
ПсихическиепроцессывовремяФМС:
- сновиденияпреимущественнологическогохарактера,связанысактивностьюлевого
полушария, происходит переработка информации, находящейся в промежуточной памяти(болеехарактерныдлястадии δ-сна);
|
- отмечаютсноговорения,снохождения,кошмарыиночныестрахи,скрежетаниезубами.
Фазабыстрогоилипарадоксальногосна.
Фазахарактеризуетсяпарадоксальнымсостояниеорганизма:посравнениюс
физиологическим покоем во время бодрствования одни функции организма активированы,другие- заторможены.
АктивированныефункцииорганизмавовремяФБС:
- «вегетативная буря»: увеличение ЧСС, АД, ЧД, кровоток мозга, кровенаполнение органовмалоготаза иполовыхорганов;
- усиленасекрецияадренокортикотропногогормона(АКТГ),кортизолаипролактина;
- регистрируются быстрые движения глазных яблок, обусловленные активациейхолинергическихнейроновпокрышкимоста;
- на ЭЭГ отмечается появление высокчастотных ритмов, характерных для бодрствования (α-иβ-ритмы,пилообразныйθ-ритм),чтосвязанос усилениемактивирующихвлияний
ретикулярнойформациисреднегомозга(десинхронизацияЭЭГ);
- психические процессы: у 80% испытуемых в эту фазу имеются яркие, образные,эмоциональныесновидения,связанныесактивациейправогополушария;
осуществляется перевод обработанной в предыдущей фазе снаинформациивдолговременнуюпамять.
ЗаторможенныефункцииорганизмавовремяФБС:
- отмечается максимальное падение тонуса скелетных мышц конечностей и туловища. Оносвязано с активацией небольшой части моноаминергических нейронов голубого пятнасреднегомозга,оказывающихтормозное влияниена спинальныемотонейроны;
- снижениетемпературытела(уменьшентерморегуляторныйтонус);
- снижениесекрецииСТГимелатонина;
-повышены пороги возбуждения сенсорных систем (разбудить человека в ФБС труднее, чемвФМС);
- резкосниженасекреторнаяиперистальтическаяактивностьпищеварительноготракта.
Теориисна:
Сосудистая теория- (итал. Физиолог Ж.Моссо). Сон развивается в результатеобескровливаниямозга.
Концепция З.Фрейда: Сон - это состояние, в котором человек прерывает сознательноевзаимодействие с внешним миром во имя углубления в мир внутренний, при этомблокируютсявнешниераздражители.Биологическойцелью снаявляетсяотдых.
Гуморальная концепция: Основная причина наступления сна - накопление продуктовметаболизма во время бодрствования. Большую роль в индуцировании сна играютспецифическиепептиды (пептид«дельта-сна»)
Теориягипнотоксинов:В20-х20векабельгийские учёныеЛежардиПьеро вкачестве
причины сна рассматривали гипнотоксины, т.е специальные вещества, которые являются вкровиприбодрствованиииприводятк наступлению сна.Опытыс собаками,когдаодна
вынужденно бодрствовала сутки, её кровь переливали другой собаке и та сразу засыпала.Гуморальные факты сна мозга: Американский исследователь Р.Папенхаймер при введениибодрствующим кошкам цереброспинальной жидкости коз, которым не давали спать 2 суток;обнаружил,что кошкипосле этогонемедленнозасыпали,т.е. былопоказано, что
|
гуморальные факторы видимо образуются в ЦНС. Вещество назвали фактор Папенхаймера.Швейцарский учёный М.Монье олигопептид из ткани таламуса и гипоталамуса кроликов, укоторыхвызывалисонприэлектрическом раздражениипереднего гипоталамуса.
Олигопептидсостоитиз9аминокислот;вызывалнаЭЭГпоявлениямедленных
высокоамплитудных дельта-волн. Пептил назвали ПВДС ( пептид, вызывающий дельта-сон)Биохимическаятеория:Наступление снасвязано с изменениемуровня гормонов:
серотонина,норадреналинаипептидов-например,пептид«дельта-сна».
Биоритмологическая теория: Согласно этой теории цикл сон/бодрствование отражаетциркадныеритмы человека. Всего ихоколо 100.
В мозге существует система синхронизации активности коры. Она способствуетторможению и её можно назвать центром сна. Систему десинхронизации способствуетпереходук состояниюбодрствующего сознания.
Теория информационного дефицита: Основная причина наступления сна - ограничениесенсорного,информационногопритока.
Теория (подкорковых) нервных центров сна:Р.Гесс показал, что раздражение определённыхзонгипоталамуса илиретикулярнойформацииможет вызватьсон.
Корковая теория сна:Сон - результат торможения коры, связанный со снижениемафферентации(пассивныйсон)иторможениемвследзавозбуждением(активныйсон).
58. УчениеИ.П.Павловао первойивторойсигнальныхсистемах
ВеликийроссийскийфизиологИванПетровичПавлов(1849–1936),создатель
материалистического учения о высшей нервной деятельности, разработал идею о двухсигнальныхсистемахчеловека.Егоработавданнойобластисыгралаогромнейшуюрольв
развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики. Разберем подробнее его идею осигнальныхсистемах.
Сигнальные системы – это системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коребольшихполушарийголовногомозга припоступлениивнее импульсовотвнешнихи
внутреннихраздражителей.
Первая сигнальная система характерна для всех высокоорганизованных живых организмов,идлячеловекавтомчисле. Онаосновананавыработкеусловныхрефлексов, которые
служатответомнаразличныевнешниераздражители(свет,боль,звукит.п.).Общие
нервныепроцессыдлячеловекаиживотныхвэтомслучае -анализисинтезконкретных
сигналов, предметов и явлений внешнего мира. Таким образом, первая сигнальная система –совокупностьнашихоргановчувств,дающаяпростейшеепредставлениеобокружающей
действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений ивосприятий.
В отличие от первой, вторая сигнальная система формируется только у человека привоздействииречевыхсигналов.Онапредставляетсобойвысокоразвитоесознаниеи
отвлеченное мышление, присущее исключительно виду Homo Sapiens. Это объясняется тем,чточеловек–единственноесозданиеприроды,способноеговорить.Именноразвитие
членораздельнойречипривелок изменениямдеятельностисеройкоры больших
полушарий.Какследствие–наличиесознания.Длячеловекабольшоезначениеимеетслово.
Слово слышимое, произносимое или видимое – это определенный сигнал, а не простоусловныйраздражитель.Словасоздаютвторую сигнальнуюсистему,когдачеловек
начинает понимать их смысл, то есть он реагирует не на сам раздражитель, а лишь на егословесноеобозначение.Такимобразом,свободноеоперированиесловамикакнеким
сигналом, несущим тот или иной смысл, является неотъемлемой составляющейотвлеченногомышления людей.
В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на тритипа:
Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у нихдоминируетперваясигнальная система).
Мыслительныйтип,представителикоторогообладаютвысокоразвитымсловесным
мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы).Среднийтип,упредставителейкоторогообесистемы взаимно уравновешены.
Учение Павлова о двух сигнальных системах имеет большое значение в развитии науки офизиологиичеловека,егопсихологии,а такжеуспешноиспользуетсямедиками.
Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условнымираздражителями в отличие от первой сигнальной системы являются не непосредственныевоздействияпредметовна наширецепторы, вызывающиенаглядные восприятияи
представления, а слова, с помощью которых человек обозначает эти предметы и явления.Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с первой сигнальной системой иформируется на ее базе. Слово становится раздражителем только в результате сочетания снепосредственнымипервосигнальнымираздражениями.Оноявляется,такимобразом,
сигналом первых сигналов. Например, слово «лимон» будет нейтральным раздражителем дотехпор,покаононесоединится свосприятиемвида,запахаидругихособенностейлимона.
Нокогдаэтосочетаниенаступило исоответствующая временнаясвязьмеждусловоми
наглядным образом предмета установилась и закрепилась, тогда уже одно слово способновызватьтежереакции,которыевызывалисьнепосредственнымвоздействиемпредметана
рецепторы. Теперь одно только слово «лимон» вызывает реакцию слюноотделения, котораяраньше вызывалась видом и запахом лимона, а еще раньше — прямым воздействием егокислотынавкусовойрецептор.
А-второсигнальныенервныепроцессывкоре(корковыецентры:1 -зрительного,2-
слухового и 3 - речедвигательного анализаторов); Б - первосигнальные нервные процессы вкоре(корковые центры:а- вкусовогог,б- зрительного;в- обонятельногоиг-
осязательногоанализаторов)
«Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные,общиеунего с животными, —говоритИ. П. Павлов,—новместестемитакой
многообъемлющий,какникакие другие,неидущийвэтомотношениинивкакое
количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово,благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними ивнутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует,всеихзаменяет ипотомуможет вызватьвсетедействия,реакцииорганизма,которые
обусловливаюттераздражения».
Словаявляютсяотвлеченнымииобобщеннымиусловнымираздражителями.
Физиологическойосновойсловявляютсячрезвычайноширокиеимногообразные
временные связи в коре головного мозга, благодаря чему слово-раздражитель в громадномбольшинствеслучаевобозначаетнеобразыкаких-либоединичныхпредметов,аобщие
представленияипонятия,относящиесякгруппесходныхпредметов.Слово«растение»
является сигналом не одного какого-либо конкретного, а всех вообще растений, с которымимыимелидело впредшествующем опыте. Оноявляетсяотвлеченным от отдельных
частных раздражителей обобщенным раздражителем, сигнализирующим о свойствах,общихвсемсходным первосигнальнымраздражителям данноговида.
Благодаря этой особенности вторая сигнальная система является физиологической основойабстрактногомышления впонятиях.
Слова, как второсигнальные раздражители, формируются в процессе речевого общениялюдей, и, таким образом, с самого начала являются продуктом общественного развитиячеловека.Смысловоесодержаниеслова,связываемоес егозрительным,слуховым или
речедвигательным образом, всецело социально по своему происхождению. Таким образом,человек через вторую сигнальную систему приобщается к общечеловеческому опыту, чтооказываетогромное влияние на развитие егопсихики.
Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи и во взаимной обусловленностис первойсигнальнойсистемой.Приэтомонаиграет руководящую роль,подчиняясебе
деятельность первой сигнальной системы. На этом основано направляемое словами учителявосприятиеучащимися изучаемыхимипредметовиявлений:сопровождающее показ
предметасловесноеобъяснениеегоучителемзаставляетучащихсявосприниматьв
показываемомпредметеименнотеегоособенности,которыеважныдляегопознания.
59. Речь,функцииречи.Парностьвдеятельностии
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!