Богу молись, а к берегу гребись — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Богу молись, а к берегу гребись

2023-01-02 39
Богу молись, а к берегу гребись 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Река и море образовали здесь глубокий ковш с узким входом. Берег был песчаный, низкий, поросший кустарником и травой. На юг тянулись болотистые, худосочные земли, на север лежало Студеное море.

На берегу ковша стоял православный Никольский монастырь, окруженный ветхой острожной стеной. И ворота ветхие покрыты тесом, над воротами — Спасов образ. Кресты на церкви деревянные, потемневшие от времени. И сама церковь деревянная, с трапезною и келарьскою. Возле церкви — звонница на трех столбах, на ней — шесть колоколов, один благовестный.

Место было удобное. Сильное течение отжимало в зимнее время лед от южного морского берега, и вдоль него тянулась широкая полоса чистой воды и слабого тонкого льда. Зверобои, возвращавшиеся после наледного тюленьего промысла, умели добираться по разводьям к южному берегу. Выйдя на чистую воду в любом месте, нетрудно приплыть к монастырю.

В прежние времена святые отцы держали свои промысловые артели из приписанных к монастырю крестьян. И рыбные промыслы были: на южном берегу две тони да на зимнем четыре, ловили семгу. И на тех тонях рыбачили монастырские работники.

От монастыря по протокам и рукавам летом судоходный путь к Пур-Наволоку, где недавно построили Архангельский город Холмогоры. А зимой по льду к Холмогорам проходила хорошая санная дорога.

В середине XVI века корабли английских мореходов ветрами и течением занесло к Никольскому устью, к древнему монастырю. Отсюда купец Ченслер выехал сначала в Холмогоры, а затем в Москву по вызову царя Ивана Грозного. Русский царь позволил англичанам построить вблизи монастыря свои склады и дом. Здесь загружались английские корабли. В Холмогоры товары доставлялись на русских барках и лодьях.

После постройки в Архангельске гостиного двора для иноземных гостей англичане продолжали пользоваться своими постройками у Никольского монастыря. Главные склады и жилой дом англичане держали на зеленом островке площадью в несколько десятков десятин. Островок густо покрывали кусты дикого шиповника, белого и розового. Летом одуряющий запах цветов насыщал воздух далеко вокруг. Англичане называли этот островок «Розовым»…

В ковше у бревенчатой пристани стояли большие кочи, недавно купленные Богданом Лучковым. От складов к пристани по удобным широким мосткам сновали мореходы, перенося на кочи припасы, необходимые для плавания по ледовым морям, и товары для обмена за меха соболей, белок и лисиц.

Среди товаров, предназначенных для обмена, находились маленькие металлические зеркала, гребни и роговые иголки, ножи, бусы, вино, гвозди и даже мармелад в маленьких красивых коробках. Были склянки с духами, которыми предписывалось английским купцам опрыскивать для приятности местных жителей, когда они поднимутся на борт.

Алешка Демичев привез из Холмогор два десятка знакомых мореходов, соблазнив их двойным жалованьем. Богдан Лучков взял с них страшную клятву хранить все в тайне и назначил отход в море через неделю.

Семь дней прошло в заботах и трудах. Дальний морской поход не любит торопливости. Все надо вспомнить, все предусмотреть. Забудешь что-нибудь — в море или в тундре не купишь.

Сегодня день солнечный, теплый. Серебристое море до самого горизонта лежало спокойное, гладкое, без единой морщинки. В заливчике ныряли утки, низко летали над водой горластые чайки… Приехавшие из Пустозера обросшие волосами мужики, братья Мясные, взявшиеся за пятьдесят рублей провести морем кочи, ловили удочками для забавы рыбу.

С Розового острова через протоку к монастырю перекинут узенький мосток, и все, что делалось возле монастыря, было хорошо отсюда видно.

Два старца в черных неопрятных одеждах пронесли ушат с водой, качаясь от слабости. Они шли медленно, положив на плечи шест с висевшим на нем ушатом.

Из монастырского двора доносился приятный запах только что выпеченного ржаного хлеба. Старец Никифор, монастырский пекарь, третий день пек хлеб для мореходов в запас, на долгие дни плавания. Хлеб резали и сушили сухари. Ему помогали два рослых холмогорца.

Опьяняющие запахи соленого моря, рыбы, водорослей и дикого шиповника окружали со всех сторон мореходов. Но они с наслаждением вдыхали древний дух ржаного хлеба. Он напоминал им родной дом, детишек, жен. На долгие месяцы собирались покинуть они все близкое сердцу.

Неуютным, серым и темным казался в этот день старый монастырь. Когда-то, в прежние времена, он был богатым и многолюдным. Но еще в прошлом столетии его разграбили нагрянувшие сюда шведы. Монастырь не смог подняться и снова разбогатеть. Из семидесяти иноков, населявших его в прошлом веке, осталось всего несколько человек, поддерживавших свое существование за счет добровольных пожертвований мореходов, отправлявшихся в море с Летнего берега.

Монастырские крестьяне убегали из деревень, и старцы писали слезные жалобы царю с просьбой возвратить беглецов. Осталась одна деревенька, где жили монастырские половники, государственные крестьяне, и ту монастырскую землю пахали исполу: хлеб и сено делили пополам — в монастырь половина и себе половина. Однако монахам того хлеба не хватало, даже с изрядной долей древесной коры.

Зверобойные артели, выходившие на зимний промысел, всегда заказывали монахам молебны, выпрашивая у бога сохранить себе жизнь и послать удачу. Но и это были жалкие крохи. Обитавшие на Розовом острове англичане пытались помочь монахам милостыней, но старцы держали себя гордо и милостыню от иноземцев не принимали. Монастырский иконописец намалевал на церковной стене большую картину Страшного суда. На той картине дьяволы, предававшие грешников адским мукам, были изображены в одежде англичан. Купцам не понравилась вольность иконописца, и они жаловались на монастырь царю Ивану Грозному. Однако картина на церковной стене осталась. Трудно сказать, чем кормились монахи. Во дворе за острогом они возделывали огород, несколько грядок капусты, моркови, репы. Ловили в заливчике рыбу. Жили тихо, незаметно.

Ровно в полдень ударил монастырский колокол. Богдан Лучков, прислушавшись к унылому звону, догадался, что в монастыре кто-то умер.

— Схожу к монасям, — сказал он Алешке Демичеву, — посмотрю, что у них деется.

И Лучков направился к монастырским воротам. Калитка оказалась открытой. Он снял шапку и по едва заметной тропинке направился к церкви. Монахи насадили во дворе елочек и березок, зеленела трава. Богдан Лучков сделал несколько шагов, вышел на монастырские зады и увидел обветшавшую избу. Покосившаяся дверь открыта и держалась на одной петле. В избе Лучков увидел медный квасной котел мерою восемнадцать ушатов, два квасных деревянных чана. Все покрыто плесенью и пылью. Пауки по углам навесили свое прядево. По всему видно, что здесь кваса давно не варили.

В монастырской стене Богдан заметил маленькую калитку. У калитки стояла ветряная мельница, ее крылья привязаны к вбитым в землю кольям. Направо виднелся конюшенный двор с избой и сенями, огражденный высоким забором. И конюшня, и мельница, и изба — все ветхое, брошенное. Богдану Лучкову от монастырского запустения стало не по себе, и он повернул к церкви.

Снова войдя внутрь монастырских стен, Лучков увидел два древних креста, стоявшие рядом. Прочитав надпись, он узнал, что здесь похоронены два сына знаменитой новгородской горожанки прошлого века Марфы Посадницы. Они затонули в море недалеко от сих мест. А здесь, где стоит монастырь, через несколько дней море выбросило их тела на берег. Марфа Посадница поставила на гробах своих сыновей Никольскую обитель и помогала ей богатыми вкладами.

Никольская церковь была маленькая, бревенчатая. Построена по древнему образцу с большой трапезной, приделом и алтарем.

Войдя в нее, Богдан Лучков не сразу понял, что происходит. А приглядевшись, испугался. Посредине церкви стоял гроб, выдолбленный из дубовой колоды.

Монахи, одетые во все черное, держали на руках мертвого игумена с желтым, худым лицом, перепеленатого кусками черного полотна. Читая молитву, они медленно обносили схимника вокруг гроба. Три монаха помоложе с оплывшими восковыми свечами шли рядом с усопшим.

В руках покойника дымилось кадило. Старец с длинной, до пояса, седой бородой, придерживая кадило в руке усопшего, размахивал им, позвякивая серебряными цепочками.

Богдану Лучкову показалось, что мертвец сам окуривает свое последнее жилище. Звяканье цепочек тоской отзывалось в сердце Богдана. Он не мог справиться с дрожью, вдруг обуявшей его.

— Спаси, господи, меня, грешного… Вот страсти какие! — Часто крестясь, он пятился и пятился к двери, пока не вышел из церкви.

Старцы и не взглянули на Лучкова. Распевая заупокойные молитвы, они продолжали свое шествие. Сладкий дух ладана, курившегося из кадильницы, наполнял церковь синим дымом и приятно дурманил голову.

Выйдя за монастырские ворота, Богдан Лучков стал думать о смерти. Глядя на спокойное море, он перебирал в уме прежние дни и годы. «Где придется сложить свои кости? — думал он. — Хорошо умереть на своей постели, когда вокруг тебя друзья, жена, дети. А ежели мне назначено принять смерть где-нибудь среди снегов, на холодной земле, где, помирая, и согреться не найдешь чем… Церковь у них холодная али топить нечем, — зябко повел плечами Богдан, вспомнив похоронное действо. — Пожертвую старцам на дрова, пусть молятся за нас, грешных… „Яко прядет час и ныне есть, егда мертвыи услышат глас сына божия и, услышавши, оживут“», — неожиданно вспомнил он строки из Евангелия.

Созвучный его мыслям, доносился печальный перезвон с древней звонницы.

— Господине, — услышал Богдан Лучков тихий голос. Возле него стоял старец с длинной бородою, недавно поддерживавший кадило в руке покойника. — Господине, бедные монахи просят тебя на помины усопшего игумена.

— Хорошо, — поколебавшись, ответил Лучков и, пощупав, есть ли деньги в кошеле, пошел за монахом.

Шел он нехотя. Как хорошо на солнышке в ясный день! По синему небу медленно плыли белые кружевные облака. По-прежнему тихо плескалось серебряное море. Кричали чайки. Доносились живые, бодрые голоса мореходов, возившихся у кораблей. Кружил голову сильный, одуряющий запах шиповника.

В трапезной за столом сидели одиннадцать старцев. Стол был неровный, выщербленный временем. Еда на столе бедная: отварная треска, морковка, репа. Хлеба не видно. Перед каждым лежала освященная сухая просфора.

Монахи хорошо говорили о покойнике. Игумен был строг, но справедлив. До монашества он мореходствовал. Будучи игуменом, ходил на зверобойный морской промысел, удачливо добывал зверя и на вырученные деньги от продажи шкур и сала покупал хлеб, мед и все остальное.

— Конец нам пришел, — сокрушались монахи. — Ежели мореходы не помогут, все голодной смертью помрем. Стары стали, немощны…

— Кто теперь игумен? — спросил Богдан Лучков и стал выбирать копейки из кошеля.

— Меня перед смертью поставил отец Варлаам, — ответил старец с длинной бородой. — И братья против меня не говорили.

— Да, уж больше некому, — поддержал кто-то.

— Вот вам, святые отцы. — Богдан выложил на стол кучку серебряных денег. — Живите и бога молите за нас.

— Молиться будем, — сказал игумен, — одначе дойдут ли до престола всевышнего наши молитвы?

— Почему не дойдут? — удивился Лучков.

Вновь поставленный игумен оглядел свою братию, словно спрашивая, говорить или нет.

— Открыл нам перед смертью отец Варлаам про твоих мореходов неладное, — решился он. — Говорил, будто не от льдов и морской волны погибнут некоторые, но будут наказаны за тяжкий обман и воровство. А путь ваш ото льдов будет чист.

— Вона как, — раздумчиво протянул Лучков. Он еще пошарил в кошельке и положил на стол новую горку денег. — Творите молитвы за нас, грешных. Имена на бумагу запишу. Грамоту разумеет ли кто?

— Все мы грамотные, — сказал игумен, — молиться за вас будем каждый день и просить у бога для вас удачи. Возьми мое благословение — икону святого Николая, покровителя всех мореходов. Древняя икона, Марфы Посадницы вклад.

Лучков поблагодарил за икону, обещал монахам оставить несколько мешков ржаной муки и ушел со смущенной душой.

На следующий день все, кто собирался в поход, были в сборе. Из Архангельска приехал англичанин Джон Браун и привез с собой своего друга, купца Ричарда Ингрема. Английские купцы решили плыть на разных кочах. На носу и на корме своих кораблей они поставили медные пушки, стрелявшие пятифунтовыми ядрами.

Англичане посоветовались с Богданом Лучковым и назначили кормщиками пустозерцев Никандра Мясного и Фому Мясного. Братья-близнецы были крепкие мужики с красными лицами, заросшими до глаз бородами, скуластые, с маленькими приплюснутыми носами.

Тяжело груженные корабли низко сидели в воде. Богдан Лучков долго наставлял кормщиков, как вести себя при всяких случайностях плавания. Кормщики слушали и посмеивались. Богдан Лучков мореходом не был и впервые увидел море неделю назад у Никольского монастыря. Но уж такова человеческая натура: если ты чином выше, значит, и голова у тебя умнее, значит, и учить можешь всех, кто пониже тебя.

Остался один нерешенный вопрос: по какому пути должны направить свой бег кочи. Спорили недолго. Кормщики считали, что грузные кочи перетаскивать через Канинский волок долго и тяжело. Слишком много груза, слишком тяжелые кочи. А с другой стороны, пустозерцы утверждали, что ветра в это время должны быть благоприятными для морского плавания. Решили идти Студеным морем на север и у Канина Носа сворачивать на юго-восток. Спуститься южнее острова Колгуева и, пройдя его, идти на восток к острову Вайгачу. Дальше плыть кочам, как укажут кормщики, по безопасному пути во льдах, для отыскания островов, пригодных под становище.

В день отхода на берегу было пустынно. Монахи маленькой черной кучкой стояли на берегу. Поход был тайный. Кроме двух англичан и старцев, никто не провожал корабли в дальнее плавание.

Выйдя с отливом из ковша, мореходы еще долго слышали печальный звон монастырских колоколов, а попутный ветер доносил запах цветущего шиповника.

На пятый день пути ветер переменился, и вместо шелоника задул побережник. Как бы сейчас хорошо с этим ветром идти на восток, да беда — Канин Нос загораживал дорогу. Еще бы день, и лодьи, обогнув низменный мыс, вырвались на свободу. Но теперь дело оборачивалось иначе. Лодьи едва двигались вперед, зато их быстро сносило на берег. Когда глубины стали совсем малы, а каменистые мели близки, кормщик заглавного коча Никандр Мясной стал на якорь. За ним отдал якорь и второй коч… Что только ни делали кормщики — бросали в воду заговоренное птичье перо, свистели, призывая попутный ветер, и с передней и с задней мачты, — ничего не помогало.

Непрерывными рядами двигались с северо-запада зеленые волны, качая стоявшие на якорях кочи, и, казалось, не будет им конца. На четвертый день ветер стал стихать. Ночью ветра совсем не стало. В воздухе потеплело, в тучах образовались разрывы. Показалось полуночное солнце. Низкие берега, окрашенные в лиловый цвет, тонули в белесом море. У горизонта море загорелось, отражая огненно-багровое небо.

— Батюшко, припади! — молили кормщики ветер.

Под утро, к радости мореходов, снова задул попутный ветер. Море покрылось мелкой рябью, ожило. Ветер нерешительно шевелил парусину то с одной, то с другой стороны. На кочах закрепили паруса и тронулись в путь. Но недолго пришлось радоваться. Ветер опять изменился и теперь задул от северо-востока. Всем было досадно. Канин Нос совсем близко. Отчетливо виднелись на нем многочисленные кресты, поставленные мореходами в память своего спасения. Много крестов поставили зверобои, спасшиеся от смертельного выноса в океан. Плавучие льды вместе со зверобоями и их промыслом часто выносило далеко на север, и люди находили там свою смерть.

Простояли у самого мыса еще три дня. Съехали на берег за плавником для поварни. Наконец ветер снова задул от юго-запада, и кочи, обойдя Канин Нос, повернули на восток.

За мысом Канин Нос начиналась морская дорога, проторенная многими русскими мореходами. Мангазейские пушные богатства издавна притягивали к себе отважных и предприимчивых. Драгоценный соболиный мех, удобный для перевозок, был главной приманкой, за которой дальше и дальше на восток шли торговые и промышленные люди.

Из Поморья по мангазейскому морскому ходу шли промышленники за моржами и заморной моржовой костью, собираемой в изобилии по берегам Новой Земли и других островов Студеного моря.

В златокипящую царскую вотчину Мангазею и дальше на восток шли беглые крестьяне из разных сторон русской земли, спасаясь от непосильных податей и рабства. Шел разбойный воровской люд, спасаясь от твердой руки царских воевод.

Многие обогащались. Многие гибли во льдах и на крутой волне, оставались лежать в могилах на далеких необитаемых островах и землях.

 

Глава тринадцатая


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.