Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Никто же плоть свою возненавидит, но питает и греет ее

2023-01-02 71
Никто же плоть свою возненавидит, но питает и греет ее 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Погода в славном городе Киеве стояла по-весеннему пригожая. Синяя барка, груженная солью, под парусом подошла к пристани, недавно сколоченной из желтоватого дубового теса. Степан Гурьев и Федор Шубин, поручив кормщику уплату городских сборов и пошлин, сошли на берег.

От реки в город вели узкие кривые улицы, густо поросшие травой. Маленькие домики, крытые камышом и соломой, скрывались в зелени садов. Вместо привычных в Москве высоких заборов тянулись приземистые плетни. Дома низкие, либо деревянные, либо сплетенные из прутьев и промазанные глиной. У иных домов на стенах намалеваны синей и зеленой краской грубые изображения животных и птиц.

Мореходы обогнали десяток высоких возов, груженных мешками с зерном и глиняной посудой, их неторопливо тащили рогастые серые быки. По узким мосткам перешли мелкую речушку. Несколько баб, согнувшись у воды, полоскали белье.

Впереди за высокими глиняными стенами поднимались купола деревянных церквей.

И стены были деревянные, от пожаров покрытые толстым слоем глины. Местами глина обвалилась, обнажив прогнившее дерево. Опытный глаз мореходов приметил в крепостной стене много изъянов. На ближайшей башне не было крыши, рядом с воротами стена просела и наклонилась внутрь…

Городские ворота давно открыты. У иконы пресвятые богородицы горела синяя лампада, молились ранние прохожие, звякали деньги, падая на дно большой церковной кружки. Нищие громко, нараспев призывали к милосердию.

Церковь Петра и Павла на торговой площади оказалась маленькой, деревянной. Однако приход считался богатым. Здесь молились купцы о даровании прибылей и в случае удачи расплачивались с богом щедро.

Отец Иоанн, древний старичок с изжелта-белой бородкой, приветливо принял мореходов. Остапа Секиру поп знал давно, еще с тех времен, когда тот бегал в церковь босоногим мальчишкой.

Посоветовавшись с попом, мореходы решили продать соль и барку, купить лошадей и на следующий день еще до света выехать на хутор к Остапу Секире.

— В Киеве вам делать нечего, здесь всякого народу много, — сказал на прощание поп. — А поедете, миленькие, на Белую Церковь. Смотрите, куда дорога поворачивает. Через сорок верст развилка будет: вправо дорогу возьмите. Близ леса хаты увидите да заборы, там и хутор Остапа Секиры.

Утром, еще не слышно было птичьего щебета, Степан Гурьев и Федор Шубин выехали из Киева. Они с любопытством поглядывали по сторонам. Многое казалось им необычайным, не таким, как в московских землях. Вместо елей и осины высились темные дубовые леса, вместо песков и суглинков перед глазами расстилались жирные черные земли, покрытые зеленой травой и цветами. В иных местах густо поднималась яркая зелень пшеницы, но больше всего встречались брошенные нивы, заросшие сорными травами. Ни сел, ни деревень. Изредка попадались прохожие. Встретились купцы, ехавшие в Киев. Их товары, увязанные на возах, охраняли вооруженные всадники.

На полпути слева и справа от дороги стали встречаться соломенные крыши, словно грибы, торчавшие из-под земли.

Степан подумал, что это погреба. Однако из-под крыш выбивался дым, а неподалеку резвились малые дети.

— В ямах живут, — сказал странник, бредущий в Киев, заметив удивление мореходов. — Хорошей хатой заводиться будто ни к чему: либо ляхи, либо крымцы, либо свои православные наедут, ограбят до исподнего, а хаты спалят, вот и живут люди в земле, как черви. Крышей прикроются и живут.

За крышами-грибами виднелись огороды, колодцы с высокими журавлями. И люди разглядывали мореходов, прикрывая от солнца глаза.

Вот и развилка. Мореходы повернули вправо.

Хутор был огражден высоким деревянным забором. Слуги не сразу открыли тяжелые ворота. Позвали хозяина. Остап Секира узнал Степана Гурьева, дубовые ворота со скрипом открылись, и мореходы попали в крепкие объятия казацкого атамана.

— Рад дорогим гостям. Гость в дом — бог в дом, — целуясь, приговаривал Остап.

Хозяин повел гостей к опрятному глиняному дому с высокой соломенной крышей. Справа и слева виднелись амбары, конюшни, постройки для слуг и казаков.

Через низкую дубовую дверь гости вошли в обширные сени, чисто выбеленные мелом. Здесь было полутемно, сени освещались небольшим продолговатым окном над дверью.

Степан Гурьев разглядел много всякого оружия, висевшего по стенам и стоявшего в углах. Сени разделяли дом на две половины. Хозяин распахнул правую дверь. Первое, что увидел в светлице Степан, была большая печь с запечьями и лежанками. Стены обширной светлицы были окрашены в темно-красную краску и увешаны цветистыми коврами. На коврах красовалось дорогое оружие, добытое хозяином в боях.

В красном углу под образами стоял могучий дубовый стол. По стенам — лавки, покрытые чистым рядном. Вверху вокруг стен шли деревянные полки, уставленные глиняной и серебряной посудой, кувшинами, серебряными кубками, позолоченными чарками.

Пировать с гостями пришли боевые товарищи атамана Секиры: сотники Иван Сковорода, Зиновий Зуб и четыре атаманских сына — рослые, плотные молодцы. Все выпили по большой чарке игристого меда за православное воинство, другую — за русскую церковь, третью — за Сечь Запорожскую… а дальше пошли вразнобой, кто во что горазд.

Атаман Секира и его товарищи сетовали на тяжелую жизнь. Над русскими землями, подпавшими под тяжелую руку католической церкви, нависла беда. В украинных областях по обе стороны среднего Днепра стали водворяться польские чиновники, а под их покровительством двинулась и польская шляхта. Шляхтичи приобретали украинные земли, перенося на них польское крепостное право.

Для русского дворянства право жизни и смерти над своими крестьянами, дарованное им короной, было мощным средством, толкавшим к ополячиванию.

Находиться под властью Польши было особенно выгодно могучим русским панам, державшим в своих руках богатство и власть. Русские дворяне, изменившие родине, забывали свой язык и принимали католичество.

Простой народ не хотел добровольно надеть на себя ярмо рабства. Не хотел менять религию и говорить на чужом языке. Когда терпеть унижения и издевательства больше не было сил, мужики убегали от своих панов и вливались в вольное казачество, обосновавшееся в Запорожье.

Остап Секира не хотел знать польских порядков, был прост в обращении, хранил веру предков и знал только русский язык.

— Что ни день, то все хуже и хуже, — говорил хозяин. — Мы надеялись на выборы нового короля. Думали, королем станет русский царь Федор Иванович! Но наше вельможное панство не захотело… Был бы над нами московский царь, было бы иначе.

— Государь наш христианский, — осторожно подтвердил Степан Гурьев, — богобоязненный и милосердный.

— Был я в Варшаве, когда короля нового выбирали, — вмешался сотник Зиновий Зуб. — Помню как сейчас. На поле поставили три знамени: московского царя — Мономахова шапка, австрийского эрцгерцога Максимилиана — немецкая шапка, шведского принца — сделанная из воска селедка. Под московскую шапку встало большинство людей… А дальше пошло все наперекос, и уж не знаю, как выбрали шведского принца Жигимонда. А он католик и наплодил иезуитов видимо-невидимо, дьяволов в человеческом образе…

И вот пришел черед Степану Гурьеву рассказать, почему он оказался в гостях у Остапа Секиры.

— Почему уехал из Москвы? — спросил его атаман. — Ты ведь был дьяком, большим человеком у царя.

Степан приготовился давно к ответу. Он решил не говорить всей правды. Даже в атаманском доме было страшно вспоминать имя царевича Дмитрия. Люди Бориса Годунова могли быть и здесь, на украинных землях.

— Нажил врагов на государевой службе. Не давал воровать, вот и вся сказка. Я человек прямой, а во дворце прямых не любят.

Казаки закивали головами и больше ни о чем не стали спрашивать.

Степан Гурьев снова вспомнил царевича Дмитрия. Вспомнил Бориса Годунова, Углич. И жалко ему сделалось маленького удельного князя.

Уже совсем стемнело, когда хозяин и гости полегли спать. На чистом ночном небе появились все звезды, только, быть может, самые малые остались невидимыми. Над лесом выплыл серебряный круг луны; он медленно двигался среди звезд, поднимаясь все выше и выше.

Теплая, ласковая весенняя ночь окутала хутор Остапа Секиры. Запели первые петухи. И сразу залаяли, завыли хозяйские собаки. Раздались крепкие удары по воротам.

— Кто стучит? — сонным басом окликнул стражник.

— Во имя отца и сына и святого духа!

— Аминь!

— От гетмана Косинского до атамана Секиры.

— Сколько вас?

— Двое.

Сторож глянул в смотровое оконце:

— Сейчас скажу атаману.

Вернувшись, казак открыл ворота. Двое запыленных всадников вошли во двор, ведя на поводу потных коней. Привязав их у колоды, казаки, неловко ступая после долгой езды, пошли к дому.

Хозяин встретил их у порога полуодетый, невыспавшийся.

— Федько, ты? — присмотревшись, сказал он.

— Я, атаман. — Казак поплечистее и повыше ростом поклонился и подал гладкоструганую дощечку с нацарапанными на ней словами: «Атаману Остапу Секире. Поднимай казаков. Гетман Христофор Косинский».

Атаман Секира сразу все понял. Гетман Косинский еще в начале года вызвал к себе на Сечь атаманов, и на совете обо всем было говорено. Приказание получил не один Секира, а все казачьи атаманы на украинных землях польской короны. Через два дня все они должны собраться под Белой Церковью вместе с вооруженными казаками.

 

* * *

 

Утром, когда Степан Гурьев проснулся и вышел из дома, он долго не верил своим глазам. Пустой еще вчера вечером двор был забит вооруженными людьми. Посередине двора рядом с колодцем стоял стол, на нем — большая медная чернильница. Атаманский писарь составлял списки казаков, собравшихся по приказу гетмана. Казаки разбились на сотни, назначались сотники. Если у казака не было своего оружия, Остап Секира выдавал саблю и копье из своих запасов. Но почти все приходили вооруженными, держа коня за повод. Редко находился такой горький пьяница, что пропивал в корчме и свое оружие.

Атаманские слуги успели пригнать атаманский табун с пастбища, и все безлошадники получили коней.

Возле хутора на лесной опушке горели костры, толпился народ. Повара готовили завтрак. Вкусно пахло жареным бараньим мясом.

На опушке собрались казачьи сотни и ждали прихода атамана. Все, кто еще вчера занимался мирным трудом — сеял хлеб или варил пиво, кузнечил или делал тележные колеса, — сегодня взяли в руки оружие, оставив на попечение жен и стариков свои дома и детей.

Хутор Остапа Секиры превратился в военный лагерь.

Бесправие и несправедливость накаляли воздух на землях, присоединенных к короне. Мужики теряли терпение от тяжких поборов. Паны, охраняемые законами, вырывали у них последний кусок изо рта. Крестьян перестали считать за людей и относились к ним хуже, чем к рабочему скоту.

Народный гнев распаляли подсылаемые из Сечи казаки, переодетые бандуристами. Они распевали призывные песни, предсказывали грядущие грозные события, которые должны освободить народ от панского гнета.

И наконец час пробил. Наступало возмездие.

 

* * *

 

Белую Церковь Христофор Косинский взял почти без потерь. Ветхие деревянные стены не выдержали первого натиска, и казаки, пробив огромную брешь, потоком ринулись в крепость. Через несколько минут все было кончено. Повесив на воротах крепости самых упорных шляхтичей, гетман вошел в город.

Христофор Косинский — мелкий русский шляхтич с Полесья, испытавший на своей шкуре всю тяжесть двойного гнета: своих, русских, и польских панов. У отца Косинского за отказ принять католичество был отнят последний клочок земли, и сам он был убит. Христофор остался без всяких средств к существованию и без гроша в кармане. Он бежал в Запорожье, показал себя храбрейшим из храбрейших во многих боях с татарами, заслужил уважение казачества и был выбран гетманом всего запорожского войска. Косинский мечтал отторгнуть Русь от Польши, разрушить несправедливую панскую власть и ввести казацкое устройство, при котором все люди были бы равны и владели землей с одинаковым правом.

Гетман был высокого роста, худой, с маленькой черной бородкой. Глаза синие, холодные. Одевался он без затей. Носил лосиную куртку и черные суконные штаны. Любил бараний полушубок и теплую шапку. К богатству был равнодушен, пил редко, но мог выпить много. Несколько лет назад в бою с татарами зарубил богатого мурзу, взял его саблю. С тех пор он с ней не расставался…

Осмотрев крепость, гетман приказал весь порох и все крепостное оружие погрузить на возы и, подбоченясь, наблюдал, как казаки снимали с крепостных стен медные пушки.

— Пан гетман, — подошел войсковой писарь Иван Кречеткович, — собираться будем в доме подстаросты князя Курцевича. Дом пустой, хозяева сбежали… Вон тот, с башенкой.

Косинский, не сказав ничего в ответ, вошел в дом.

Писарь поставил у дверей стражу и поспешил вслед за гетманом.

За столом в большом кабинете белоцерковского подстаросты сидели трое и громко спорили: Григорий Лобода и Северин Наливайко, сподвижники гетмана, и брат Наливайки Дамиан, православный поп из Острога. Возле них молча сидел бородатый казак огромного роста.

Гетман присел к столу.

— Все костелы треба разрушить на всей земле украинной, — горячился поп Дамиан. — А иезуитское семя истребить. Посадить на колья.

— Всех панов-католиков, ляхов и русских долой из украинных земель. Все маетство у них отобрать и раздать селянам, — поддержал Северин Наливайко.

— А взять меня, — вступил в спор Григорий Лобода, — я бы всем панам головы срубил. Разве православный пан лучше католика? На него мужики по пять, а то и по шесть дён работают и подати платят…

— Ты прав, Григорий, — не утерпел гетман. — И ты прав, Северин. Польские паны-католики захватили Киевщину, Полесье, Волынь и Подлесье, для того чтобы истребить православную веру и нашу русскую народность, и право от короля и сената они на это имеют. А наши русские паны давно пошли по их следам. Чтобы спасти народ от закабаления и гибели, будем бить без жалости всех панов, уничтожать шляхетские права. У всех людей должно быть одно право на своей родной земле, и они должны жить свободными, а не как рабы… Мы должны помочь своему народу стать свободным.

— Ты прав, батько, — сказал войсковой писарь.

— Прав, батько, — поддержал Григорий Лобода.

— Да, да, всех панов долой, — согласился Северин Наливайко.

Только поп Дамиан, его брат, не согласился.

— Иезуитов, собак, первых треба на колья, — упрямо твердил он, — от них все несчастья.

— Коли бы мы всех панов побили, иезуитам не за кого стало бы держаться на нашей земле, — опять сказал гетман. — Вот мы у Киеве заберем порох и пушки и на твоего пана Острожского ударим. Самый богатый пан. С него и начнем.

— Так, так, — согласились все, — ударим на Острожского. Пока он без войска сидит, на него первого ударим.

Начались разговоры о том, как надо воевать с князем Константином Острожским.

— Коли мы пана Острожского побьем, — опечалился поп Дамиан, — православной церкви погибель. На нем православие держится.

— Зато у Острожского два сына — католики, — сказал гетман. — Правая рука не знает, что делает левая.

Гремя саблей, появился дозорный казак:

— Батько, к тебе атаман Остап Секира, и с ним двое москалей.

— Зови, — сказал гетман.

Атаман Секира, Степан Гурьев и Федор Шубин вошли в комнату. Что-то знакомое показалось Степану в облике молчаливого казака, похожего на медведя, но он не поверил себе, отвернулся.

— Батько, по твоему слову прибыл со всем народом, — сказал Остап Секира, склонив голову.

— Сколько привел?

— Четыре сотни казаков да мужиков две сотни.

— Добре. А это что за люди? — Гетман строго посмотрел на Степана Гурьева и Федора Шубина.

— Други мои, пан гетман, в Москве спознались, когда по твоему приказу ездил. Хотят с нами против панов воевать.

Христофор Косинский пожал руки мореходам:

— Добре. Раньше воевать приходилось ли?

— Приходилось. И на море и на земле воевали.

— Корсарами были, — подтвердил Секира, — и с татарами бились. Степан Гурьев сотником был, и раны у него есть… А Федор у Степана в сотне бился.

— Гурьев Степан! — вдруг услышал мореход густой голос.

Кто-то сжал его в крепких объятиях.

— Василий! — признал бородатого казака мореход. — Ты ли? Откуда?

Они расцеловались.

— Похудел, побледнел, — гудел Васька Чуга. — Помнишь, где мы с тобой в последний раз виделись?.. На острове Надежды!

— Помню. Ты с самоедами ушел. Князек тебе жену обещал.

— Было. Да не стал я с ними жить. К своим захотелось. Думать начал, делать ничего не мог. Тоска. Год только и прожил.

— Далее куда ушел?

— На реку Дон к казакам. И у них недолго. Опасно: часто царские воеводы приезжают. Перебрался на Днепр, за пороги, к сечевым казакам… Вот у Гетмана Христофора Косинского в помощниках.

Гетман Косинский внимательно слушал разговор.

— Правая рука у меня атаман Чуга! — воскликнул он, положив ему на плечо руку. — Отчаянный, зла на панов много и голова хорошая, грамоту знает. Я на него, как на себя, надеюсь. Знаю, не продаст, не выдаст. Дела его мне ведомы: купца Строганова убил — не осуждаю. У каждого из нас панских голов на счету много.

— А это мой друг, жизнь мне спас, — сказал Васька Чуга. — За него мне свою жизнь положить не жалко.

— Добре. Вот и дай москалю сотню казаков. И товарищ его пусть с ним рядом бьется… Ну-ка, писарь, скажи, чтобы подали нам горилки. Товарищев надо угостить. — И гетман отошел от знакомцев, решив, что им хочется остаться наедине. Отошли и другие.

— Как пошли дела на острове? Как агличане? Все ли вернулись? — гремел бас Васьки Чуги.

— Купец Никандр Мясной убил Анфису, — сказал Степан.

— Как! За что?

Степан Гурьев рассказал, как все произошло. Как убили Анфису, как захватили англичан. Рассказал про неудачное плавание, кораблекрушение во льдах. Как вернулись к острову Надежды и как зимовали.

Васька Чуга слушал, не перебивая.

— На другой год летом пошли в Холмогоры. На песчаные безымянные острова вынесло. Как живы остались, до сих пор не знаю… А в Сольвычегодске пособником твоим посчитали. Я старшим приказчиком Макара Шустова посоветовал оставить, дак он меня в убивстве Семена Аникеевича обвиноватил.

— Гадюка! Своими бы руками… — Васька Чуга сжал огромные кулаки. — Ну, погодите, и до вас доберемся!

— Воевода сольвычегодский в железа меня заковал. Привезли в Москву. Однако поверили, к пыткам не подвели. Правитель Борис Годунов узнал про меня, из-под стражи освободил и должность дал. — Степан Гурьев вздохнул. — В царские дьяки возвеличил. Все бы хорошо, да, видать, в большом доверии у правителя тоже страшно. Поручил он мне дело, а у меня к нему душа не легла… не мог.

— Раз не мог, значит, дело плохое, — сказал Васька Чуга. — Знаю тебя.

— Пришлось от царского гнева к казакам бежать, — закончил Степан. — Вот и встретились.

— Хорошо сделал. Мы тебя ни черту, ни богу не выдадим. Гетман Христофор Косинский — человек верный, справедливый. Он против всех панов пошел. Не разбирает и русского и ляха под одно казнит, ежели они простому человеку зверство содеяли. И я, Степан, жизнь свою решил за простого мужика отдать. У нас в русском государстве его всяко жесточат и притесняют, а уж здесь, на украинных приднепровских землях, русскому мужику жизни вовсе нет. Будто не человек, а скотина. Вот и решил я с панами бороться, пока рука саблю держит. На том клятву богу дал.

— Будем вместе, Василий, помогу… Любушку ты свою не забыл, — кивнул Степан Гурьев на могучую бороду друга.

— Не забыл, Степан Елисеевич.

Мореходы обнялись и поцеловались.

— Вот мой друг Федор, — показал Степан на Шубина. — Жизнью ему обязан. Потом оба корсарами у Карстена Роде служили…

Васька Чуга обнял Шубина.

— Хорошо, вместе будем. Здесь народ простой, справедливый.

Слуги принесли хмельного в баклагах и серебряные кубки. Гетман Косинский пригласил всех к столу.

За медом и за горилкой опять начались разговоры.

— Теперь ты, гетман, на Киев пойдешь, а потом Волынь и Подолье воевать? — спросил поп Дамиан Наливайко. — И шляхтичей к присяге приводить?

— Так, святой отец.

Поп помолчал.

— Долгое дело, гетман, и крови много прольется. А я другое скажу.

— Говори, отче.

— Треба нам старого князя Острожского выкрасть из замка, да коли он тебе присягу даст, вся Волынь сразу твоя станет. Он твердой рукой русскую веру держит.

— Веру держит?! — вступился в разговор его брат Северин. — А для польского короля первый слуга. Всегда вперед лезет. Подолию и Киев за польским королем утвердил.

— Коли он присягу даст, — не унимался поп, — за ним вся шляхта встанет.

Гетману Косинскому понравилось предложение острожского попа. Он выпил чару меда, вытер усы, положил в рот щепоть сладкого изюма.

— Ты в какой церкви служишь?

— В острожской замковой церкви Богоявления. Мне бы четыре человека смелых, чтобы смерти не боялись, и мы бы старого князя схватили и к тебе, гетман, привезли.

— Добре, дело хорошее, почему не попробовать. Русскую кровь беречь надобно. Людей смелых найдем. Да у нас никто смерти не боится, важно, чтобы голова добрая на плечах была. Кого бы ты, Василь, послал? — обернулся он к атаману Чуге.

— Я пойду, — неожиданно сказал Степан Гурьев.

— И я с тобой, — поддержал его Федор Шубин.

Глаза гетмана Косинского подобрели.

— Добре, морской атаман. Верю, что дело сделаешь. Еще двух казаков дадим. Хватит, отче?

— Хватит, гетман.

Косинский налил всем еще по чаре меда.

— Пьем за удачу, за то, чтобы старого князя Острожского приволокли ко мне в Киев, пьем за наших храбрых друзей.

Все поклонились Степану Гурьеву и Федору Шубину.

Гремя оружием, в комнату вошли три атамана. Они доложили гетману, сколько казаков, конного и пешего войска привели с собой. Потом еще пришли двое, еще четверо…

Собрав свои войска у Белой Церкви, гетман Косинский двинулся на Киев. По дороге к нему присоединялись восставшие мужики, вооруженные пиками и косами. Они мстили шляхтичам за притеснения, сжигали их дома, безжалостно убивали своих угнетателей. А прежде всего сжигали королевские бумаги, дававшие право шляхтичам над жизнью и смертью своих крестьян.

Шляхта бежала в защищенные города, прячась за крепкие стены. В Варшаву, к королю и в сенат, полетели жалобы перепуганных насмерть дворян.

На третий день показался золотой купол церкви святого Михаила. Гетман Косинский без труда овладел Киевом. Стены старой крепости, давно нуждавшиеся в починке, не могли служить преградой.

Остановившись в богатом воеводском доме, гетман призвал на совет всех своих военачальников. Решался вопрос, что делать дальше. Освободить от польского и католического засилья украинные земли — прежде всего. С этим соглашались все атаманы. Но что делать потом? Собравшись с силами, польская корона потопит в крови мятеж и восстановит прежние порядки.

И атаманы решили просить помощи у православного царя Федора Ивановича.

Из Киева в Москву поскакали гонцы с грамотой. Гетман Христофор Косинский просил великого государя Федора Ивановича взять под свою высокую руку древние русские земли: Киевскую, Подолье и Волынь, просил прислать помощь оружием, порохом и деньгами.

Вечером вокруг Киева по берегу Днепра горело множество костров. Казаки и вооруженные поселяне готовили себе ужин. От костров в небе стояло зарево, и казалось, что горит город.

У многих на возах были припрятаны хмельной мед и горилка. Поужинав, казаки и крестьяне пели протяжные грустные песни.

Когда в киевских церквах ударили полночь, лагерь давно спал. Только дозорные до утра не сомкнули глаз, объезжая на конях спящий лагерь.

 

Глава тридцать девятая


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.