Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-11-14 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Триада «иницио — мотус — терминус» представляет собой предельно обобщенную модель «временного пространств ва», которое в музыке развертывается как отграниченный от бесконечности мир художественных событий. Начало — середина — конец — это самые общие, нейтральные, не касающиеся специфики искусства понятия.
Однако именно здесь возможно выделение психологических предпосылок, связанных в рамках триады с негомогенностью течения времени.
Необратимость времени приводит в замкнутой триаде фаз к значительной неоднородности и восприятия, и самого процесса развертывания музыкальной формы.
Эта неоднородность проявляется, например, в различной степени предпочтения, которая отдается в начале, середине и конце развития различным сторонам содержания — характеристической, эмоциональной и логически-смысловой.
В конкретном музыкальном произведении эти стороны всегда выявляются совместно, хотя акцентироваться может какая-либо одна. В самом процессе развертывания их соотношение может гибко и многократно изменяться, образуя прихотливую индивидуальную динамическую картину, подчиненную фантазии автора. И все же при всей автономности законов музыкального компонирования, при очень большой его свободе начало, середина и конец музыкальной формы «небезразличны» к триаде -сторон содержания.
Начало более всего тяготеет к характеристичности.
Для середины, средней фазы развертывания музыкальной формы более естественна процессуальная установка, внутренняя динамика эмоциональных нарастаний и спадов развития. Знакомый материал обычно уже вовлечен здесь в перипетии развития. Заинтересованность направлена не столько на сами темы, сколько на их судьбу. Слушатель втягивается в нее, сопереживает развитие — эмоция сопереживания начинает выходить на первый план.
Заключительная же фаза музыкального процесса тяготеет к логически-смысловой стороне содержания.
Не случайно репризы и коды нередко носят оттенок обобщенности, не случайно в конце дается вывод, резюме, краткое конспективное изложение тем предыдущих разделов произведения, сопряжение главных конфликтных сил и выделение этого сопряжения как главного.
Основания такого функционального наполнения заключительных фаз, такого тяготения к логически-смысловой стороне различны.
Одно из них заключается в том, что «обобщение» в инструментальной музыке, не связанной прямо со словесным текстом
279
и с возможностью оперирования понятиями, оказывается возможным лишь после того, как будут изложены «мысли», «предметы», «темы», подлежащие обобщению.
Другое основание связано с тем, что операции обобщения, синтезирования легче осуществляются, если их материалом являются сравнительно компактные, краткие единицы. В естественном языке такими элементами являются слова — единицы, сочетающие краткость с большой емкостью. В музыке наиболее удобным материалом являются единицы синтаксического уровня — звуки-интонации, мотивы, краткие фразы, а не развернутые, законченные темы. Но отдельные звуки и обороты приобретают большую смысловую наполненность лишь в том случае, если они выступают как представители более крупных образований, а не сами по себе, то есть в случае действия принципа «часть вместо целого — pars pro toto».
Заключительные разделы как раз и дают простор для действия принципа репрезентации, благодаря которому мотив, оборот и даже отдельный звук вызывает в памяти впечатление от темы в целом, уже знакомой слушателю по предыдущим разделам произведения, уже прошедшей перипетии развития и вновь восстановленной в репризе. Звуки, мотивы, обороты оказываются здесь тематически значимыми. Но замещая собой большие темы, они гораздо легче вступают во взаимодействие друг с другом, что и позволяет моделировать в музыкально-интонационном материале процессы обобщения, быстрого охвата мыслью всех предыдущих стадий, их оценки, переоценки и т. п. Мысль уже не отягощена здесь всей предметно-звуковой тяжестью музыкальной материи, эмоциональной вязкостью «романической» или «детективной» фабулы развития, она лишь легко касается этих сторон и парит над ними.
Принцип репрезентации, разумеется, действует более широко, не ограничивая себя рамками заключительной фазы. И все же в наибольшей мере он присущ именно ей.
Для того чтобы выявить специфичность действия рассматриваемого принципа в заключительных разделах музыкальной формы, остановимся кратко на сравнительном анализе его проявлений в разных участках триады «начало — середина — конец».
Собственно говоря, действие принципа pars pro toto по отношению к оригинальному музыкальному материалу конкретного произведения становится возможным сразу же после полного начального его изложения — после экспозиции. А если этот материал невелик и составляет, например, одну короткую тему, то развитие, опирающееся на прием вычленения элементов темы, может начаться уже во второй части простой формы с развивающей серединой. Примеры подобного рода можно найти даже внутри периода. Однако при таких условиях операции обобщения, резюмирования развернуться в полном объеме еще не могут, так как исходный материал сравнительно мал.
280
Если, правда, иметь в виду не только оригинальный материал, но и весь комплекс музыкальных средств, используемых в произведении, то, конечно, можно утверждать, что принцип репрезентации начинает действовать с самых начальных участков музыкальной формы. Однако в этом случае мы уже имеем дело с той особой разновидностью обобщения (соотнесения, связи и т. п.), которая касается не оригинального материала произведения, а языка музыки в целом, известных слушателю музыкальных средств, приемов, знакомых интонаций, жанров, стилей, всего того, что составляет достояние музыкального опыта слушателя, что зафиксировано в культуре. Этот вид обобщения, одним из важных, но частных случаев которого является «обобщение через жанр», основан на знании музыкального языка.
Предельным по яркости примером действия принципа «часть вместо целого» является рассмотренный в третьей главе феномен оценки первого аккорда как тонического. Здесь целым оказывается классическая музыка во всей совокупности известных слушателю произведений, начинающихся в подавляющем большинстве случаев тоникой. Частью же, точнее частным случаем, — начало данного конкретного произведения. Первый аккорд здесь оценивается как один образцовый солдат из целого полка, как типичное дерево такой-то породы, как носитель общего, заранее хорошо известного качества.
Внимание на явлениях такой репрезентации составляет суть экспозиционной установки и соответствует одной из функций экспозиции — ввести слушателя в ту музыкально-языковую и стилевую среду, которая является основой данного сочинения.
Что же касается нового оригинального материала, то полное изложение его в экспозиции, а также необходимое для запоминания повторение занимают сравнительно большое время, и поэтому процессы вычленения, связанные с последующим развитием и разнообразными музыкально-логическими его приемами, отодвигаются к средним и заключительным разделам формы, а это и значит, что возможности логически-смыслового оперирования с оригинальным материалом произведения возрастают к концу.
Мы должны далее учесть тот факт, что и вступительные разделы по особенностям масштабно-тематической структуры, по величине входящих в них построений тоже соответствуют масштабным требованиям принципа «часть вместо целого». Действительно, во вступлениях широко используются в качестве тематического материала весьма короткие мелодические обороты, отдельные мотивы, фразы и даже звуки. Нередко применяется также прием предвосхищения экспонируемых далее тем, заключающийся в проведении небольших фрагментов этих тем, так называемых «тематических предвестников», по отношению к которым вполне правомерно было бы говорить о репрезентации. Принципиальное различие, однако, заключается в том, что
281
тематические фрагменты во вступлениях репрезентируют смутно предугадываемое будущее, а в кодах — хорошо известное прошлое 1.
Развертывая сравнительный анализ роли кратких построений в начальных и конечных частях композиции-процесса, отметим и другое их отличие. Вступительные микроэлементы формы, как правило, более замкнуты, более отграничены друг от друга и от фона, чему способствуют глубокие цезуры, темповые колебания, остановки, резко подчеркиваемые ферматами, генеральными паузами и многими другими средствами. Заключительная же мозаика тематических элементов обычно в значительно большей мере подчинена общему потоку движения, общей динамической линии завершения. Резкое выделение какого-либо элемента, вдруг встающего как бы поперек течения, не нарушает эффекта устремленности к финальной точке; напротив — оно черпает свою выразительность в контрастировании этому стремлению.
Немаловажным является связанное с этими особенностями оформления отличие элементов вступлений и заключений в степени характеристичности.
Первые являются тематическими зернами, зародышами и поэтому гораздо более детализированы в своем звуковом строении, более завершены, несмотря на краткость и выявляемую позже подчиненность композиционной идее тематического предвосхищения. Они подобны то эпиграфу — и как эпиграф отточены и закруглены, то символу — и как символ предметно целостны. Характеристичность, образная яркость, определенность и фиксируются сознанием слушателя в первую очередь. Смутное ощущение возможного отношения «часть — целое» чаще всего стоит на заднем плане.
Вторые — не зародыши тем, не эпиграфы, а последние блики, следы, отголоски прошедшего, краткие сжатые напоминания о долгих, развернутых темах-мелодиях или даже о целых частях произведения. Как блики и следы, как сжатые напоминания, они уже не нуждаются в детализации, в яркой характеристичности, в чувственной полноте, хотя и не исключают этих качеств. Главное для них не экспонирование своего облика, а напоминание о прежнем ходе развития и его этапах и включенность в общую логику резюмирования. Они могут быть оформлены в массивной плотной фактуре и поручены мощным инструментам, но это чаще всего также связано со снижением степени характеристичности.
Сравним с этой точки зрения проведение тематического зародышевого построения в самом начале шопеновского этюда
1 Существенные поправки в данное положение вносит многократность слушания музыкального произведения, являющаяся нормой восприятия в наше время. Однако эта особая проблема требует специального рассмотрения.
282
ля минор с проведением его уже как элемента развернутого тематического целого в заключительных тактах этюда.
Вступительно-экспозиционное изложение темы одноголосно и завершено долгим звуком под ферматой. Это далеко не случайно. Одноголосная фактура в весьма сильной степени способствует созданию эффекта индивидуализированности и характеристичности, ибо к ладовым, мелодическим и ритмическим средствам характеристичности присоединяются здесь характеристические ресурсы самого голоса, его тембровая, регистровая, интонационно-исполнительская специфичность. В условиях многоголосия индивидуальности каждого из голосов теряются и нивелируются в общей массе. Голос становится носителем темы, рисунка, мелодической фигуры. Во втором двутакте вступления характеристичность по этим причинам заметно снижается, хотя в действие вступает яркий ладово-колористический фактор гармонии. Но все же и здесь тематический голос выделен: он дан выше всех остальных и благодаря пианиссимо не затемнен обертоновым облаком, которое еле-еле обволакивает звучание. Зато в заключительном проведении той же двухтактовой тематической единицы главный мелодический голос спрятан в середине (типичнейший фактурный прием заключительных разделов) и дан в фактуре мощного фортепианного тутти. Индивидуальность голоса здесь никак не может проявиться. Имея в виду различие в степени характеристичности, Римский-Корсаков писал: «В общем, к удвоениям одинакового тембра и к смешению тембров в силу вещей чаще прибегают в forte, нежели в piano, а также тогда, когда колорит и выражение носят общий, массовый, декоративный характер, чем частный, личный и интимный» [45, с. 120].
Примеров подобного рода различий вступительных и заключительных проведений можно привести очень много. Сравнительно слабая «потребность» заключительных элементов в характеристичности средств ведет в завершающей фазе к господству общих форм движения, к эффекту выравненности, нивелированности. Характеристичность как бы выносится за скобки, а точнее — добавляется сознанием слушателя на основе впечатлений, уже сложившихся от полных предшествующих экспозиций тематического материала и его развития.
Как уже говорилось, в длительном процессе эмансипации музыки законы музыкальной формы все более и более освобождались от непосредственного действия естественных предпосылок. В конкретных произведениях, в индивидуальном композиционном решении соотношение характеристического, эмоционального и логического начал содержания может приобретать практически любую конфигурацию во временном движении музыкального потока. Реальное произведение зависит и от массы других закономерностей, подчинено прихоти композитора, его чутким и свободным, а иногда грубым и неумелым рукам, его капризам и страхам перед опасностью быть уличенным в
283
типичном, общем и банальном. И все же выявленные нами в анализе предельно обобщенной структуры музыкального развития тенденции взаимного притяжения трех фаз триады i—m—t и трех сторон содержания так или иначе сказываются в функциях и особенностях начальных, средних и заключительных разделов музыкальных произведений.
Закон этот тем более значителен, что опирается на широкий жизненный опыт человека, на естественную организацию многих видов деятельности и процессов развития самого человека.
Так, трехфазная последовательность «образ — эмоция — мысль» сходна с тремя типами взаимодействия человека со средой, причем в их естественной последовательности: действие (предметное) — переживание (оценка предметного действия) — размышление. Трехфазность аналогичного рода присуща и изучаемым в современной психологии процессам формирования умственных действий.
В принципе восприятие нового, неизвестного слушателю музыкального произведения аналогично в некотором смысле процессу обучения. Действительно, экспозиционные построения не только вводят слушателя в ту или иную, как правило, знакомую ему стилевую сферу, но и «обучают» его новым, ранее не существовавшим элементам музыкальной речи — оригинальным темам произведения. Для более легкого и прочного усвоения материал преподносится ему в яркой наглядной экспозиционной манере, с повторениями. И только после этого он начинает вовлекаться в перипетии развития. А в конце новые знания настолько укрепляются, что становится достаточно намеков на темы, чтобы музыкальное мышление его свободно следовало за логикой подведения итогов. Разумеется, этот обучающий процесс вовсе не является главным и идет как бы попутно с другими процессами, которым он служит, — с эстетическим переживанием, творческой деятельностью, формированием образных представлений, оценочных суждений и т. д.
Триада i—m—t, как и триада «этос—пафос—логос», координируется с системой трех масштабно-временных уровней — фонического, синтаксического и композиционного.
Очевидно, что в простейших случаях движение от initio в глубь формы связано с восхождением от фонического уровня через синтаксический к композиционному. Ясно также, что коль скоро механизмы восприятия на фоническом уровне (а значит, и в начальной фазе) опираются на материально-предметные свойства звукового потока, а на композиционном уровне — на процессы памяти, мышления, то тенденция восхождения от малого к большому способствует постепенной утрате детализации к концу процесса и к постепенному усилению роли логического начала.
Таким образом, и третья триада встает в параллель к двум рассмотренным выше, а следовательно, и ее законы также спо-
284
собствуют кристаллизации логических функций коды, заключения, каданса.
Констатируя параллелизм трех триад на уровне обобщенной модели музыкального процесса, мы должны теперь еще раз подчеркнуть сложность их взаимосвязей в конкретных произведениях. Достаточно указать на то, что реальный процесс формообразования является многоплановым.
Ибо, во-первых, каждая из трех сторон содержания, как бы она временами ни выделялась для восприятия, преобладая над двумя другими, все же всегда соединена с ними.
Во-вторых, фактическая картина развертывания функционально разнородных фаз i—m—t значительно усложнена благодаря иерархичности музыкальной формы, выражающейся в возможности совмещения и наложения разных фаз, действующих параллельно и одновременно в разных масштабных слоях формы. А процесс переключений восприятия от одного масштабного уровня к другому фактически всегда является весьма разветвленным, полифоничным. Он развивается уступами, зигзагообразно, то поднимаясь на композиционный уровень, то вновь опускаясь к синтаксическому и даже фоническому, и в то же время синхронно несет в своем русле все эти три потока времени. Но все-таки общая тенденция восхождения и в целом произведении и в его частях так или иначе действует и может быть обнаружена, а исторически она влияла на формирование функций заключительных разделов.
Итак, первая стадия рассмотрения принципа заключительности и группирующихся вокруг него функций позволила нам выяснить, что естественные предпосылки этого принципа коренятся в качественной неоднородности музыкального времени в трех его фазах. Уже это дает нам возможность понять многое в строении конкретных заключительных разделов, в организации музыкально-выразительных средств в них.
Однако прежде чем переходить к их анализу, необходимо хотя бы вкратце взглянуть на музыкальное произведение и его трехфазную модель с позиций архитектонических представлений, сутью которых является вневременность, особая пространственность бытия музыкальной формы.
При сравнительном анализе начальных и конечных звеньев музыкальной формы архитектонический подход позволяет наряду с принципиальными их различиями (они в общих чертах только что были рассмотрены) обнаружить также и моменты сходства.
Архитектоническую зеркальную симметрию, которая присуща любым временным процессам, фиксируют многочисленные народные поговорки, например: «Путь и в тысячу верст начинается с одного шага», «Все на свете имеет конец». В них констатируется не только композиционное сходство, но и качественное сходство начала и конца. Действительно, в приведенных пословицах народная мудрость сопоставляет огромное с
285
малым — тысячу верст с одним начальным шагом, все на свете с кратким и функционально определенным мгновением завершения. Причем именно это малое и является сутью граничных фаз — начальной и заключительной. Приближенность к процессу, дающая возможность в тысячевёрстном пути «разглядеть» один шаг и в любом протяженном движении запечатлеть момент остановки, теснейшим образом связана с состоянием внимания, с его сосредоточенностью на деталях, на материи процесса, на узко и резко выхваченном из всей сферы наблюдения участке. Иным образом выглядят средние фазы — долгий путь, долгое развертывание событий. Движения путника все более автоматизируются и отодвигаются в сознании на задний план. Но первый шаг, как и последний, остается значительным.
Это несколько вольное сопоставление поясняет мысль о качественном сходстве начала и конца процесса и об их отличии от середины. Качественное различие элементов в процессуальной триаде «начало — середина — конец» и особая архитектоническая их симметричность должны проявлять себя и в особенностях функциональной организации музыкальной формы. Уже простые наблюдения говорят нам о большом сходстве не только в строении, но и в функциях начальных и заключительных построений музыкальной композиции.
Детализация, которая наблюдается в средних, разработочных частях, принципиально отлична от детализации экспозиционных и заключительных этапов. Она дана в русле широкоохватного и интенсивного потока развития, сталкивающего и соединяющего отдельности, смешивающего и перерабатывающего их. На первом плане оказываются здесь не шаги путника, не отдельные сопоставления мотивов, а сама динамика сплетения, линия движения, его пафос.
Иное — в начале и конце. Здесь детали служат предвосхищению и отражению целого. Но если все-таки в беге необратимого времени начало и конец значительно разнятся по функции, то в архитектоническом мысленном обзоре процесса "они оказываются весьма близки. Как в изобразительном искусстве невозможно определить конец и начало картины и можно говорить лишь о границах замкнутого художественного пространства, отделяющих его от внешней среды, так и в музыкальной архитектонике начало и конец — это границы, отделяющие и соединяющие музыкальную ткань с тишиной, с внемузыкальным фоном. Благодаря этому непосредственному соприкосновению с реальной физической средой, реальным временем и пространством, детали, мелкие построения, расположенные у границ формы — и в начале и в конце, оказываются в условиях, особенно благоприятствующих выявлению в них физического — фонического начала, тем более что масштабное соответствие фоническому уровню тоже способствует оценке их чувственной определенности и полноты.
286
Отсюда вытекает один важный вывод. Процессуальная сторона обеспечивает возможности логически-смыслового оперирования деталями звуковой ткани, а архитектоническая — благоприятствует реализации фонических характеристических потенций. Процессуальное развертывание формы опирается в использовании деталей на принцип pars pro toto, на выделение их музыкально-логической стороны и подчинение звуковой характерности общей логике тематической работы; архитектоника, наоборот, способствует автономности деталей, полноте их восприятия.
Подведем итог анализу психологических предпосылок, влияющих на функции заключительных разделов музыкальной формы и на реализацию генерального принципа — принципа завершения.
1. В завершающих фазах благодаря неоднородности замкнутого временного процесса возрастают возможности логически смыслового восприятия музыкального движения.
2. Причины преобладания логически-смыслового начала коренятся в преимуществах, которые создаются здесь для действия принципа «часть вместо целого», в закрепленности тематического материала и картины основных разделов в памяти, а также в самой ретроспективности заключения.
3. Возможность выделения деталей может приводить, однако, и к противоположным эффектам: к их обособлению, к усилению фонического начала. Этому способствует и идентичность, заключительной фазы процесса начальной его фазе, если расценивать их с архитектонической позиции восприятия.
Перейдем теперь к анализу конкретных форм и средств реализации принципа завершения.
Прежде всего отметим, что характер его реализации зависит в очень большой мере от масштабов и типа музыкальной формы.
В малых формах средства и функции завершения дифференцированы весьма слабо. В крупных формах, напротив, возникают условия для четкого композиционного разграничения функций, для закрепления их за определенными подразделами, элементами заключения. Однако при самых различных масштабах целого и заключительной его фазы принцип завершения получает свое воплощение, причем основные закономерности воплощения этого принципа являются общими для большинства произведений.
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!