Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-11-14 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Обычно репризу сравнивают с повторением музыкального материала, следующим непосредственно за первоначальным его изложением, и подчеркивают принципиальное отличие репризы от такого рода повторов. Это отличие, как известно, заключается в том, что реприза следует лишь после более или менее развернутого нового раздела, содержащего либо иной материал, либо иные формы изложения, либо отходящего от главной тональности, словом — после раздела, отличающегося от первоначального экспозиционного изложения более или менее резко с точки зрения господствующего в произведении стиля. Реприза
254
в этом случае расценивается как возврат к первому разделу, как его повторение после отрицания.
В таком сравнении зафиксирована, разумеется, одна из наиболее важных особых сторон репризного повторения. Вместе с тем реприза все-таки является повторением и, как любые другие повторы, подчиняется общим для них закономерностям.
Особенно много общего с непосредственными повторениями имеет реприза в малых — простых двухчастных и трехчастных формах. Эта общность проявляется в первую очередь в том, что реприза реализует некоторые смысловые значения, родственные значениям речевых синтаксических повторов. Синтаксические связи, объединяющие в одно целое части сложно построенного предложения или абзаца, периода, целого стихотворения, являются основой для оценки и музыкальных повторов подобного рода. Возможность возникновения аналогий с речевыми синтаксическими значениями обеспечивается не только общей связью музыкального восприятия и творчества с речевым опытом, но часто и прямыми связями речи и музыки в пении.
|
В этом аспекте интересно проанализировать несколько случаев повторов и реприз, последовательно усложняющихся в синтаксическом отношении и восходящих от кратких простых построений синтаксического масштаба к развернутым структурам композиционного уровня музыкального произведения.
На синтаксическом уровне смысловые значения повторов воспринимаются достаточно ясно. Осознание же их и определение требуют тонкого анализа. Примеры такого анализа есть не только в исследованиях и учебниках музыкальной формы, но и в практике создания особых редакций нотного текста, снабженных знаками препинания.
Собственно говоря, учение о фразировке и артикуляции в музыке опирается на признание смысловой сопоставимости синтаксических структур музыки и речи. «Фразировка в музыке, — пишет Теодор Вимайер, — соответствует тому, что в словесной речи осуществляется через знаки препинания» [79]. «Под фразировкой понимается расчленение мелодической линии согласно ее смыслу, — утверждает Герман Келлер. — Задачи ее те же, что и знаков препинания в речи, а именно — разграничивать предложения (фразы) и части предложений (мотивы)» [76]. В контексте исследования репризности наибольший интерес представляют случаи сочетания музыкальных повторений с повторением слов в вокальной музыке.
Так, в русской народной песне «Во поле береза стояла» текстовым повторениям соответствуют музыкальные. Вслушиваясь в звучание мелодии и слов этой песни, можно установить, что значение музыкальных повторов согласуется со смыслом текстовых. Здесь возникающие в тексте новые смысловые оттенки (например, появляющееся во второй строчке сравнение березы с живым существом, заключенное в слове «кудрявая») создают эффект развития и по существу снимают впечатление повторе-
255
ния как воспроизведения, не приносящего новых мыслей. Ощущение движения дает нам и структура мелодии, причем характер ее модификаций почти буквально совпадает с характером изменений в тексте: мелодическая линия меняется именно в связи с введением нового слова. Можно сказать, что вариантно повторяющиеся мелодические построения, так же как и повторяющиеся слова, здесь несут не тот же, а новый смысл, хотя и опираются на сходные словесные и ладовые значения.
|
В пушкинском стихотворении «Я вас любил» трижды звучат эти три слова, но нет повторения мысли. В первый раз они даны как констатация, относящаяся к прошлому. Во второй строфе с них начинается новая мысль — о чувстве как безнадежном и безмолвном. В третий раз они открывают сравнение. Смысловая роль одних и тех же слов здесь всякий раз новая и ощущения репризы не возникает.
Музыкальные повторы в романсах на эти стихи оцениваются аналогично. Большую роль играет при этом параллельное действие музыки и текста. Но буквального совпадения музыкальных и текстовых повторов может и не быть. В романсе Б. Шереметьева мелодическая фигура, соответствующая первому проведению начальных слов, во второй раз приходится на другие слова. В свою очередь второе проведение темы «Я вас любил» идет с иной мелодией — начало второй части двухчастной простой формы. И лишь третье проведение совпадаете повторением начальной мелодической фигуры, что в сочетании с возвращением тональности и другими условиями обеспечивает эффект репризы. Однако в момент появления репризы продолжает действовать и логика синтаксического повтора, так как реприза соотносится здесь не только с экспозиционным зачином первой строфы, но и с началом второй, где даны те же слова.
В целом данный пример демонстрирует случай сочетания и взаимодействия двух противоположных типов повторения — синтаксического и композиционно-репризного. Такое сочетание характерно для двухчастных форм. Оно говорит о промежуточности простых двухчастных форм по отношению к принципиально безрепризной форме периода и принципиально репризной трехчастной форме.
Большую роль играют масштабы построений, в которых возникают повторы. Так, в русской народной песне «Эй, ухнем!» мотивная структура а—а—б—а, при всем сходстве со структурой двухчастной репризной формы, не обеспечивает эффекта репризы. При более значительных масштабах ощущение репризности становится определенным и сильным. В качестве примера можно сослаться на романс С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», где основу для репризы дает само стихотворение. Если в песне «Эй, ухнем!» повторение давалось после «отрицания» в рамках одной стихотворной строчки, то здесь оно следует в четвертой строфе, а «отрицание» равно не одной стопе, а целым двум строфам.
|
256
Различия в масштабах связаны и с различиями в смысловых функциях повтора. В строчке «Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!» музыкальный повтор сочетается с иным словесным материалом, а главное, с новой фазой развития мысли. В романсе Рахманинова повторяющаяся в конце строфа одинакова по мысли с первой, хотя по функции и не идентична ей.
Уже из этого анализа можно сделать вывод о двух важных условиях репризности.
Первое: существует, по-видимому, некоторое временное расстояние, удаление на которое от первоначального изложения материала необходимо для возникновения эффекта репризы.
Второе: для ощущения репризности необходим эффект повторения мысли, а не только словесной или интонационной конструкции. Собственно реприза возникает тогда, когда складывается впечатление повторения мысли в иных условиях, в ином контексте, а не эффект повторения слов или интонаций, включенных в выражение разных мыслей или в разные фазы развития мысли.
Обратимся теперь к примеру из инструментальной музыки.
44
Маттесон приводит мелодию этого менуэта в книге, опубликованной в 1737 году [77], сопровождая пример не только знаками артикуляции, фразировки и пунктуации в самом нотном тексте, но и следующим описанием: «Этот отрывок составляет одно целое вроде параграфа из 16-ти тактов, которые, посредством предписанных повторений, дают в общем 48 тактов. Параграф состоит из двух периодов или фраз, оконченных точкой (.) и двоеточием (:). Они подразделяются в свою очередь на полуфразы, помеченные точкой с запятой, и на четверти фраз, указанные через запятую» [цит. по книге: 25, с. 49—50].
Мы выделим в описании факт подчеркивания синтаксических значений музыкального членения и соотнесем синтаксические указания с тематической повторностью и репризностью.
|
В нотном тексте зафиксированы три вида повторения. Первый — идентичность начальных тактов первого и второго предложений. Синтаксическое значение этого повторения определяется точкой с запятой. Части периода рассматриваются и, очевидно, воспринимаются по аналогии с частями сложного составного предложения, как простые предложения. Мелодическое повторение в пятом такте поэтому выглядит как естествен-
257
ное повторение словесной конструкции, включенное в развитие одной мысли.
Второй вид повторения обозначен с помощью традиционных знаков повторения. Это буквальное повторение первого периода в целом, так же как и повторение второго, не несет ничего нового.
Третий вид повторения — он обозначен ремаркой da capo — это собственно репризное повторение. Интересно здесь то, что перед репризой Маттесон ставит двоеточие, как бы указывая тем самым на наличие синтаксической связи, а не только композиционной. Однако в действительности в данном случае, по-видимому, возникла аберрация: ощущение необходимости репризного возвращения было ошибочно расценено как синтаксическое тяготение. Последнего здесь нет, так как отсутствует гармонический предыкт к репризе, вторая часть тонально и структурно замкнута, завершена гармоническим и мелодико-ритмическим кадансом. Причины такой аберрации, вероятно, заключены в особенностях самого художественного примера — в его сравнительной краткости и в четкой многомерной метричности, охватывающей большой диапазон, начиная от чередования тактов и двутактов и кончая чередованием восьмитактовых построений. Вполне возможно, что это чередование (8 + 8 и 8+8) создавало впечатление метрического (то есть принадлежащего синтаксису) тяготения к репризе.
Факт остается фактом: простая трехчастная репризная форма da capo в приведенном менуэте, при всей четкости тематического и тонального различия частей и их независимости, демонстрирует случай репризного повторения, близкого к синтаксическому. Репризное расстояние здесь (8 тактов и благодаря повторению 16 тактов) еще не настолько велико, чтобы создать эффект «чистой» репризы, независимой от синтаксиса.
Сравнивая этот пример с романсом Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», легко установить, что в последнем, несмотря на реально действующий в нем речевой синтаксис, реприза трехчастной формы более «репризна», чем в менуэте, более свободна от синтаксического значения. Это обусловлено и значительно более ярким контрастом средней части в романсе, ослабляющим ощущение сквозного метрического движения от раздела к разделу, и заметными колебаниями темпа, и отсутствием ярко выраженной квадратности, а следовательно, и выдержанной метрической единицы высшего порядка. Средняя часть романса явно актиквадратна. В менуэте же, напротив, структура ее не только не снимает сохраняющегося в памяти начального метрического стереотипа, но и своим сходством с ним укрепляет его.
|
Отсюда следует, что есть и третье условие репризности. Реприза наиболее естественно возникает при ослаблении или полном снятии метрического корреспондирования ее с первоначальным проведением тематического материала.
258
В инструментальной музыке такое корреспондирование в сочетании с мотивно-тематическими повторами дает эффект синтаксических связей и синтаксических смыслов (это и было зафиксировано Маттесоном с помощью пунктуации). Оно как бы компенсирует отсутствие смысловых отношений, обеспечиваемых в пении предметными, конкретными значениями «лов.
По-видимому, следствием является то, что исторически репризное повторение впервые наиболее отчетливо оформилось в -тех жанрах, в которых меньшую роль играли моторика,- танцевальность, многомерная акцентная метрика. Такие жанры были связаны с медленными темпами (например, ария ламенто) и со словесным текстом вокальной партии. Как это ни парадоксально, текст хотя и создавал предпосылки синтаксических связей, но зато препятствовал чистой регулярной метричности.
И наконец, — четвертое условие, благоприятствующее репризности, — это контрастный характер частей, разделяющих экспозицию и репризу. Являясь самостоятельным, оно вместе с тем почти автоматически способствует реализации трех других условий.
Действительно, контраст усиливает эффект удаленности репризы от первоначального проведения материала. Тем самым углубляется первое условие — достаточная удаленность репризы от экспозиции.
Контраст отделяет первую часть от второй и благодаря этому как бы извне усиливает целостность музыкальной мысли, изложенной в экспозиции. Четкая граница между частями обеспечивает восприятие репризы как повторения мысли в целом, а не как воспроизведения прежней конструкции, развивающей, однако, другую мысль или другую фазу той же мысли. А это — второе условие репризности.
Контрастность середины уменьшает вероятность непосредственного сравнения метрической структуры экспозиции и середины, а следовательно, значительно снижает возможность сквозного действия метрической инерции и метрического корреспондирования на высших уровнях метра. Это — третье условие.
При всем том контрастность середины остается самостоятельным и важным четвертым условием эффекта репризности. Именно контрастность, нарушая ощущение единства музыкального развития, требует своего же отрицания в репризе — особенность, подчеркнутая С. С. Скребковым [49, с. 115].
Подведем итог краткому анализу репризных и нерепризных повторений тематического материала.
Синтаксические значения повторов наиболее сильно действуют на синтаксическом же масштабном уровне — в рамках запева, фразы, предложения, периода, несколько менее в простых формах. В гораздо меньшей степени они проявляют себя
259
на более высоком композиционном масштабном уровне в крупных репризных формах. Конечно, и здесь синтаксические значения могут быть связаны с репризой. Они рождаются большей частью не из сопоставления репризы с экспозицией, а из сопоставления ее с непосредственно предшествующими подготовительными тактами средней части. Это сопоставление может рождать ощущение синтаксического значения, эквивалентного выражениям «итак», «однако», «и все же» и т. д.
Но именно на композиционном уровне возникает новое специфическое ощущение репризности, не сводящееся к синтаксическим оттенкам мысли, реализуемым в кратких повторах. Новое значение оказывается композиционно-сюжетным, драматургическим. Связано оно с непосредственным впечатлением повтора ситуации, возврата времени, прежней обстановки, а не просто со служебным повторением тех или иных слов, выражений и мелодико-ритмических фигур, вызываемым необходимостью развивать мысль.
На синтаксическом уровне специфической функции репризы препятствует, с одной стороны, сильное метрическое корреспондирование, с другой — синтаксическое осмысление повторов. Последнее обеспечивается здесь близостью повторяемых элементов во времени и принадлежностью высказывания одному лицу, одному голосу, музыкальному инструменту или группе монологического типа.
Показателен в этом отношении тот факт, что, например, в фуге третье проведение темы, идущее в тонике, как и первое, не дает ощущения репризы, а оценивается как появление нового голоса. Разумеется, в третьем проведении темы может ощущаться оттенок репризы, особенно если тема развернута (требование масштабной развернутости) и значительны интермедии перед ней. Но это всего лишь оттенок.
Однако если контраст голосов не носит полифонического характера, при повторениях, исполняемых разными группами голосов, может возникать связь, напоминающая ведение смысловой линии монологического типа. Встречаются формы и жанры, в которых сопоставление контрастных типов изложения опирается на укрепленную традициями синтаксическую связь. Так обстоит дело в куплетных рондообразных формах с их запевно-припевным отношением. Логика сопоставления запева солиста и хорового припева удачно схватывается в терминах «подхват», «подытоживание», «обобщение». Эта логика выделяет, в частности, двухчастные репризные формы среди других. Она иногда распространяется и на двухчастные формы такого типа, где нет деления на солистов и хор, — например, в одноголосной песне или романсе. Кстати, романс Шереметьева отражает именно такую логику репризы — логику, сложившуюся в русской народной песне.
Из этого еще раз видно, что двухчастная репризная форма выделяется из всех репризных форм тем, что совмещает две
260
стороны репризы — синтаксическую и композиционную — наиболее равномерно. Это совмещение как бы запрограммировано в самой двухчастной форме. Впрочем, рассмотрение разных типов репризы и их сравнение друг с другом — задача дальнейших разделов работы.
Что же касается сравнения репризных повторений с нерепризными, то вне поля зрения здесь остались нерепризные повторения на композиционном, а не синтаксическом уровне — повторения целых частей формы, следующие непосредственно за первоначальным их изложением.
Можно выделить два типа таких повторений — буквальные, осуществляемые с помощью знаков повторения, и вариационные, а также вариантные. Они родственны репризным повторениям отсутствием в них синтаксических смысловых оттенков. Более того, по этому критерию они даже превосходят репризу. Если реприза хотя бы в малой мере, но все же осмысливается синтаксически благодаря ее подготовке в конце средней части, то непосредственное повторение оценивается просто как повторение, обычно никак не подготовленное в рамках первоначального изложения, возникающее в силу действия каких-то внешних причин (например, как эффект гигантского эха — ослабленного по динамике повторения).
Буквальное повторение вызывается нередко служебной задачей — закрепить в памяти слушателя музыкальную тему. Реприза же в отличие от такого повторения есть повтор мысли в другой музыкально-смысловой ситуации.
Интересно, что такое восприятие репризы не вытекает из прослушивания только ее материала, даже если в репризе есть существенные изменения по сравнению с экспозицией. Оно требует сопоставления репризы и с экспозицией и с отрицающей ее фазой средней развивающей контрастной части формы. Следовательно, «чувство репризы» есть результат специальным образом воспитанного и направленного на сравнение восприятия. В противном случае оно может и не возникнуть. Для осмысленного восприятия репризы нужно, чтобы выработался особый навык, привычка сопоставлять репризу с предшествующей средней частью и видеть в ней нечто итоговое, обобщающее и отличное от экспозиции.
Не останавливаясь на сравнении репризных повторений с вариационными и вариантными, заключим данный раздел указанием на то, что отличием репризы от вариационного повтора является акцент на разном характере нового в них. В вариации угадываемая слухом тема предстает в изменении самого тематического материала, в репризе — неизменный тематический материал несет ощущение функциональных изменений. Существенные преобразования темы в репризах оказываются лишь сопутствующим эффектом, причем нередко и оцениваются как следствие дополнительного действия вариационного, а не собственно репризного принципа.
261
Причины разнообразных трансформаций тематического материала в репризах целесообразно рассмотреть в связи с разными типами формы и функциями репризы. Здесь же, напротив, подчеркнем, что именно в повторении наиболее проявляет себя реприза как нечто отличающее музыкальные формы от форм в других временных типах искусства.
Специфичность репризы в музыке связана со степенью точности и значительности повторений. Реприза безусловно возможна и в театральном произведении. Она встречается и в поэзии. Но там степень повторяемости элементов ничтожна. В музыкальной же репризе повторяется мелодия, ритм, гармония и т. д. Специфика музыкальной репризы — в длительном развертывании художественной ткани и буквальном (или почти буквальном) повторении уже изложенного в экспозиции. И вот это длительно развертывающееся повторение, способное в условиях театра вызвать недоумение, в музыке становится фактором движения, развития действия.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!