Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-11-14 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тематическое развитие характерно, как известно, для средних разделов сонатной формы. В этом плане примечательно кардинальное отличие последней от сложной трехчастной формы с трио. Сквозное разработочное развитие и спокойное экспозиционное развертывание — это фактически полюсы в функциональном спектре средних разделов произведения. Правда, в самом общем смысле разработка и трио сходны, ибо их функции в целом есть функции средней фазы — фазы наибольшего углубления в специфическое переживание музыки как особого мира и пребывания в нем. Но все же отличия — в способе пребывания — заметнее общности. Они обусловлены тяготением сонатной формы к драматическому роду, то есть роду, предполагающему, в частности, акцентирование тематического сюжетоподобного развития.
Тематическое развитие как движение и преобразование тематических констант обеспечивает эффект сквозного действия, подобного театральному или литературному. В отличие от развития мелодической линии, в котором константой является звук-тон, неспособный оставаться в течение длительного времени самостоятельным собственно музыкальным носителем предметной характеристичности, развитие темы опирается уже не на внешние факторы опредмечивания, а на структуру самой темы, на сложный, неповторимый рисунок внутренних связей, возникающих между тонами и другими единицами, входящими в состав темы. Чем протяженнее тема и чем больше в ней единиц, тем ярче, как правило, ее собственная характеристичность, тем сильнее напоминает она внешние, независимые от субъективных представлений и фантазий предметы — устойчивые, способные «постоять за себя» объективные образования. Тем больше
|
200
способна тема сохранять самотождественность в условиях развития и преобразования [см. об этом: 39].
Если тон, полностью обновляясь по высоте, оценивается как движущаяся константа только со стороны постоянной своей связи с одним и тем же звуковым источником, только как путешествие одного и того же певческого или инструментального голоса по высотным отметкам, а потому и не может быть автономным, не зависящим от субъекта (исполнителя), то тематический комплекс тонов уже не требует внезвукового опредмечивания, хотя и не исключает его. Если, следовательно, мелодическое движение естественным образом стимулирует вокальные сопереживания и способствует отождествлению линии голоса с линией музыкального эмоционального поведения, то самостоятельная в своей предметной определенности тема, развивающаяся в произведении, не только не нуждается в таком отождествлении, но и сама способна опредметить и сделать внеположными связанные с ее восприятием слуховые впечатления.
Обозначением двух полярных типов опредмечивания, характеризующих тон и тему, могут служить термины «интериоризация» и «экстериоризация».
Интериоризация — уход внутрь, в мир психического, превращение внешнего предмета, действия, свойства или соотношения свойств в предметы, свойства и отношения психического мира индивидуального сознания — процесс характерный для восприятия и оценки интонации, в частности мелодической музыкальной интонации. Экстериоризация — выведение образных представлений, состояний, мыслей из внутреннего мира во внешнюю среду (нечто сходное с иллюзиями, галлюцинациями, сновидениями), это процесс, характерный для восприятия и оценки музыкальной темы. Находящееся вне слушателя физическое звуковое тело темы становится музыкальным предметом благодаря тому, что все внутренние слуховые и мыслительные процессы, связанные с ее восприятием, звучание как бы выводит из психики слушателя вовне, впитывает их в себя, делает своими предметными свойствами. Разумеется, внутренняя активность слушателя и в этом случае достаточна для того, чтобы сохранялся эффект диалектичности — одновременного существования объективности и субъективности темы, ее пребывания во внешнем музыкальном пространстве и времени и во внутреннем мире слуха. Но тематическая активность в отличие от интонационной активности слуха уже в меньшей степени связана с сочной материальностью внутреннего пения.
|
Интонационное движение внутри темы сохраняет свое интериоризованное содержание, остается принадлежащим внутреннему миру психической деятельности субъекта, но, как только мелодия становится еще и темой, это движение начинает служить в то же время и экстериоризации, ибо оно органично сочетается с новыми — собственно тематическими — формами
201
активности слуха и сознания. Здесь мы подошли к характеристике второй особенности темы. Ее описание, по сути дела, представит собой ответ на вопрос, какие именно формы психической активности составляют комплекс слуховых, музыкально-мыслительных операций, создающих из мелодии тему.
Эта вторая важная для нас с точки зрения теории развития особенность темы есть ее зависимость от тематической работы, то есть некоторых процессов, происходящих с мелодией как движущейся константой.
Что же представляет собой тематическая работа и почему ее восприятие не требует таких двигательно весомых сопереживаний, какие вызываются интонационными линиями развития?
Тематическая работа в произведении возникает лишь при условии повторения — пусть даже однократного — одной и той же мелодии или многоголосного музыкального построения, причем повторения, в каком-либо отношении изменяющего это построение. Сравнение, отождествление тематических проведений, выявление их отличий, определение направленности изменений — все эти операции и можно назвать проявлениями тематической активности слушателя. Они, как это видно из самих названий, являются операциями, предрасположенными к абстрактному мышлению. Здесь и образуется естественный водораздел между движениями тона, с одной стороны, и тематическим движением — с другой.
Тон, прочерчивая мелодическую траекторию голоса, тоже дает материал для сравнения, отождествления, установления отличий, но эти автокорреляционные операции оказываются не столько идеально-мыслительными действиями, сколько предметно-двигательными актами соинтонирования, своего рода «ручным мышлением».
|
Тема же, двигаясь в композиционном времени, сравнивается уже не с яркими чувственными следами только что отзвучавшего мгновения, а с идеальными, невесомыми, вызванными из более удаленного времени образами-представлениями, в которых главным оказывается не материальный субстрат звукового воплощения, а тематический рисунок-узор, структура интонационных связей, окрашенная для слушателя определенным тематическим смыслом.
Эта структура и является особым предметом развития, специфически музыкальным. Мы видим отсюда, что понятия темы и развития, как и сами явления, взаимообусловлены. Как суть развития высвечивается через понятия темы и тематической работы, так и тема для своего выявления требует развития.
Появление тематической константы в фазе развития реализует тематическую функцию, потенциально скрытую в экспозиционном построении, задним числом производит его в ранг музыкальной темы.
Таким образом, рассмотрение темы в связи с развитием
202
позволяет подчеркнуть функциональный аспект, в то время как экспозиционный ракурс акцентирует предметные свойства темы. Тема в предлагаемой трактовке представляет собой подвижное единство предметной и функциональной сторон. В процессе развертывания музыки она может осознаваться преимущественно то как предмет, то как функция, то объединять эти стороны в некотором равновесии.
В разработке — тема в большей мере функциональна. Предметность же меняется, «убывает», «дематериализуется». В экспозиции — она в большей мере предмет.
В своем полном экспозиционном изложении будущая тема объединяет в своей предметной осязаемости и характеристичности не только собственно тематические предметные свойства — индивидуализированный высотно-ритмический рисунок и те особенности фактуры, которые в последующем развитии останутся неизменными, но и предметные свойства нетематических уровней, вплоть до звуковой конкретности исполнительского тембра и вообще индивидуальности самого музыканта-исполнителя. Все это объединяется в комплекс и воспринимается как идеально-материальный неповторимый и полнокровно выявленный предмет. Объединяется и в силу естественного взаимодействия всех свойств в рамках локального музыкально-звукового времени-пространства, и из-за невозможности отграничить (без знания дальнейшей судьбы темы) собственно тематические константы экспозиционного построения от свойств, которые в повторных проведениях темы исчезнут, будут заменены другими — например, при проведении в другом фактурном виде, в другом регистре и т. п.
|
Именно это построение в его полнокровности мы и называем обычно темой. На эту полнокровность мы и ориентируемся, когда говорим о целостности и автономности темы как самостоятельного художественного организма или о том, что тема есть уже целостный музыкальный образ. При всей условности, метафоричности терминов «целостность», «организм», «образ» все они фиксируют одно главное качество — тональность охвата темой всей совокупности элементов, связей, структур, как воплощенных в материи темы, так и предполагаемых, а также возникающих в ассоциативно-апперцепционных наслоениях.
Роль такого предметно полновесного «организма» заключается преимущественно в создании определенного музыкально-звукового смысла, в самопоказе. Эта тема предъявляет себя слушателю еще не как тема, а как интересный музыкальный объект, ценный своей красотой, неповторимостью, эмоциональным воздействием.
Так обстоит дело с темой в экспозиции. Если же сопоставить экспозиционное проведение темы с проведением ее в фазе развития, то выяснится, что именно развитие способно высветить некоторые важные специфические черты темы, представить их в новом ракурсе.
203
Сравним экспозиционное и разработочное изложение начала темы из первой части Шестой симфонии П. И. Чайковского.
26
27
В разработке в начале фугато тема вступает одноголосно, в новом характере, темпе и динамике, в модусе зловещего яростного скерцо. Однако констатация повтора темы как той же самой ни у одного музыканта не вызовет сомнений. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией — термин «тема» применим практически и к экспозиционному предмету и к предмету развития. Элементы, компоненты, фрагменты звуковой формы темы, репрезентирующие ее в развивающих разделах, являются, как правило, наиболее стойкими к процессам забывания тематическими константами. Но их не случайно называют темой. В такой подстановке проявляет себя образно-содержательная направленность восприятия. Тематические константы оказываются хотя и менее полновесным обнаружением темы, все же воспринимаются как неотделимые от ее целостного облика. Слушатель, уже знающий материал экспозиции, оценивает появление тематических фрагментов как появление темы в виде блика, намека, мелькнувшей в толпе знакомой улыбки. Даже очень краткая реплика способна вызвать ощущение присутствия всей темы, подобно тому как в фильме, например, тень, рука, силуэт, голос за кадром достаточны для узнавания героя.
|
Вместе с тем в теоретическом плане неправомерно отождествлять тему с ее константными элементами. Последние лишь репрезентируют ее. Даже экспозиция темы является лишь одним из ее обнаружений. Разница, однако, заключается в том, что экспозиция подобна развернутому литературному портрету героя, а разработочное появление — краткому упоминанию тех или иных особенностей героя, а то и просто его имени, что достаточно для образования линии сюжетного движения.
В разработках принцип репрезентации проявляется чаще всего в замене полной темы ее мелодико-линеарным фрагмен-
204
том, который и выполняет функции тематической константы, позволяющей узнавать тему, домысливать все остальное и оценивать изменения, происходящие с темой, с ее «внутренним состоянием» и внешним «окружением». Поэтому вычленение — это и один из центральных приемов тематической работы, и наиболее специфический прием разработки.
Самый характер преобразования тематического материала при вычленении и особенности «результата» — облик тематической константы — как нельзя лучше соответствуют требованиям развития. И действительно, во-первых, уменьшение протяженности тематического построения — а оно может быть двух-, трех-, четырехкратным, а иногда и значительно большим — почти снимает ощущение временной координаты, превращает тематическую константу в материальный «пространственный» предмет, охватываемый одним актом слухового внимания. Такой краткий оборот в гораздо большей степени способен ассоциироваться с персонажем, с внеположным по отношению к слушателю наблюдаемым им объектом, передвигающимся в квазисюжетном пространстве и времени.
Во-вторых, краткость тематических оборотов позволяет увеличивать темп развития, сталкивать на протяжении небольшого времени разные темы или проводить один и тот же оборот по различным тропинкам музыкального пространства действия — через модусы разных тональностей, тембров, регистров, гармоний и т. п. В свою очередь ускорение темпа усиливает в восприятии эмоциональную «детективную» линию сопереживания, делает развитие более компактным, непосредственно созерцаемым. Сюжетоподобный процесс, который в экспозиции едва ли был ощутим из-за большей удаленности друг от друга сталкиваемых в сонатном конфликте тем, здесь спускается на уровень интонационных сопряжений кратких тематических мотивов, фраз, фрагментов. Поведение действующих лиц становится не только созерцаемым и переживаемым, но и интонационно осязаемым. Музыкально-событийный сюжет оказывается одновременно «интонационной фабулой».
Акцент на событийности или на интонационном сопереживании делает разработку то драматической, то лирической, а чаще всего эти два способа восприятия причудливо сплетаются, образуя увлекательный для слушателя процесс движения.
Представителем темы в разработках в принципе могут быть любые ее фрагменты. Однако, как правило, ими оказываются наиболее яркие в интонационном отношении части темы. В общем же типичны три вида вычленения — вычленение начальной интонации, кульминационного участка и каданса. Заглавный мотив, кульминация, каденционный оборот, выполняющие в экспозиционном проведении темы функции элементов асафьевской триады, обладают разными возможностями разработочного развития. А вместе с тем выбор их характеризует творческий стиль композитора и еще больше исторический стиль.
205
У венских классиков в развитие часто включается «титульный» мотив. Истоки его использования в разработках ясны. Это традиции имитационной полифонии, для которой как раз очень типично наделение начала темы наибольшей характеристичностью и запоминаемостью. В тех же случаях, когда в теме ему противопоставлен контрастный элемент, получающий далее развитие в побочной партии, заглавный мотив только и может замещать тему, ибо именно он служит основой ее образности, если не считать самого контраста элементов как существенного показателя характера музыкальной темы (первые части Пятой сонаты и Четвертой симфонии Бетховена). Роль заглавного мотива особенно важна в тех темах, которые строятся в виде повторения и развития этого мотива (первые части Пятой симфонии, Первой и Третьей сонат Бетховена).
Titelmotiv (Kopfmotiv) приобретает свое значение ведущего, наиболее представительного мотива, разумеется, благодаря целому ряду психологических и историко-музыкальных причин. К первым следует отнести закон предпочтения начальных, свежих впечатлений, оставляющих наиболее прочный след и связанных с наибольшей полнотой образного отражения и эмоционального отклика. Историко-эволюционные же предпосылки формирования титульной функции восходят к тематической роли первых слов текста, таких, как Kyrie eleison, Sanctus, Agnus Dei, в хоровой полифонической музыке, о чем уже говорилось в третьей главе.
В большинстве бетховенских разработок, например в фортепианных сонатах, основным материалом тематического развития оказывается первый элемент главной темы — сильный, прочный, константный. Так обстоит дело в первых частях сонат ор. 7, ор. 10 № 1, ор. 10 № 3, ор. 14 № 1, ор. 49 № 1, ор. 78 и во многих других. В ряде сонат наряду с ним для разработки используются титульные элементы побочной темы — ор. 10 № 1 ор. 14 № 2 и др. (или заключительной — в сонатах ор. 2 № 3, ор. 22, а иногда и связующей — первая часть сонаты ор. 31 № 2).
Полифоническое «прошлое» начальных тематических констант делает их весьма пригодными для имитационного развития и в сонатной разработке. Не случайно очень часто фугато в разработках основано именно на них. Статус иницио во многом определяет и способы преобразования элементов темы в развитии, в частности их удобность для прогрессирующего сокращения или, наоборот, для «прорастания», то есть для процессов изменения «справа». Примером такого рода является полифонический раздел в разработке первой части сонаты ор. 106 Бетховена, а также приводившийся выше фрагмент из Шестой симфонии Чайковского.
Иными возможностями обладает в качестве тематической константы кульминационная интонация. Это уже не инициалы героя, а его речь, его окрашенное эмоцией слово или движение. В значительно большей степени акцентируется при этом
206
эмфатическая сторона содержания, драма становится драматической лирикой.
В основе главной темы первой части сонаты ор. 2 № 1 Бетховена лежит мотив, охватывающий при первом проведении восемь метрических долей. Он построен по типу многих начальных сонатных тем как упругое движение, устремленное вверх по аккордовым тонам, — движение, достигающее цели и завершаемое мягким ниспадающим, но отнюдь не расслабленным
ходом.
Емкий художественный смысл этого мотива обеспечивается богатством средств, в ряду которых можно выделить гармоничность и утвердительность начинающегося с кварты восходящего арпеджио, упругость и волевую сосредоточенность стаккато в затакте, закругленность завершающего легато, зависящую не только от артикуляции, но и от поступенности возвратного мелодического хода, его ритмической весомости и от эффекта ладогармонического разрешения; диалогичность в соотношении мелодии и сопровождения; драматичность, суровость, связанную с минором, с выделением III ступени. Этот мотив становится предметом развития уже в начальном предложении. На его материале строится также начало и конец разработки, где как раз кульминационный возвратный ход и выполняет репрезентативную функцию.
28
В этом примере замечательным является феномен стягивания всего комплекса выразительных качеств, описанных выше, на кульминационной интонации. Именно она, подобно главному эмоционально-логическому акценту в речевой фразе, сосредоточивает в себе весь интонационный смысл темы. Способность эта идет, безусловно, от речевой интонации. Роль икта как тематической константы, замещающей тему, обеспечивается таким образом опытом речевой деятельности слушателя, композитора, исполнителя. С этим связана и способность икта придавать раз-
207
личным по объему построениям, в которые ом включен в качестве главного ударения, смысловую равновеликость. Последнюю, при различии временного объема построений, легко ощутить и в приведенном примере: последовательно сокращаемые мотивы интонационно сопоставимы, в результате чего они и образуют линию интонационного развития внутри темы. На этой же особенности основан и закон «возрастания ямбичности» [29, с. 174—175], постепенного увеличения затактов (возможность прямо противоположная охарактеризованным ранее возможностям титульных мотивов).
Увеличение протяженности возглавляемых эмоциональным иктом тематических построений в ряде случаев позволяет непосредственно интонационно сравнивать построения разных синтаксических рангов, например мотив с предложением или периодом, а это служит хорошей основой для кристаллизации принципа уподобления малого большому, который постепенно вырабатывался в процессе исторического развития музыкального искусства.
Важно отметить, что такое уподобление опирается на лирическое в своей основе средство — эмоционально-смысловую интонацию, а не на ассоциации с ключевой темой, ключевым словом, именем, гербом, как это происходит в случаях, где репрезентантом является начальное ядро темы. Эмоционально-лирический характер тематической кульминации отражается заметно и на общем характере разработки, которая в большей мере становится движением смысла в потоке взволнованной речи, нежели движением-перемещением героя. Тематическая константа такого типа имеет большое значение в музыке романтиков и является не только репрезентантом темы в развивающих разделах, но и, по сути дела, могла бы служить эмблемой романтического стиля.
Значительно реже применяются в качестве тематических констант заключительные мотивы темы. В бетховенских сонатах такое наблюдается очень редко — ор. 10 № 2, ор. 13 (здесь развивается конечный элемент связующей партии-темы), ор. 28, ор. 53.
В сонате ор. 53 заключительные мотивы весьма пригодны для развития, так как содержат при краткости достаточно много характерных черт.
29
208
В целом, однако, заключительные фазы темы, обычно более обобщенные и ассоциирующиеся с логическими фазами мысли, менее пригодны для сюжетоподобного развития. Использование их в разработке придает им более нейтральный, фоновый характер, оказывается скорее канвой для ладогармонического движения.
Показательна в этом отношении разработка в первой части сонаты фа мажор ор. 10 № 2 Бетховена, построенная на послекаденционном ходе из темы заключительной партии.
30
209
Итак, мы видим, что даже выбор тематических констант оказывает влияние на характер развития в средней части, определяет до некоторой степени способ оценки развития как сюжетного, интонационного, логического с теми или иными вариантами сочетания и взаимодействия этоса, пафоса и логоса.
Однако выбор этот далеко не исчерпывает круг средств, определяющих образную тональность разработки и ее изменения. Прежде всего важно, какие слова и фразы складываются в разработке из этих букв-констант, и даже количество тем существенно воздействует на ход развития, его динамику, степень сложности. (Именно этот критерий положен В. В. Протопоповым в основу классификации разработок Бетховена [43]).
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!