Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-11-14 | 48 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Встреча с музыкальным произведением — это для слушателя прежде всего встреча с прекрасным, с творением, в котором запечатлено художественное видение жизни, встреча с высоким искусством запечатления. Это — погружение в художественный мир произведения и жизнь в этом мире, полная открытий, потрясений, неожиданных узнаваний, мгновений радости самопознания и познания очеловеченного космоса. В этой встрече автор произведения, даже если он отделен от слушателя многовековыми стенами времени, становится его современником и говорит ему не только о своей эпохе, но и о мире сегодняшнем и будущем. Он вступает с ним в диалог, старается внушить ему свою точку зрения и достигает успеха, если позиция его близка слушателю. И эта позиция становится ценностью не только прошлого, но и настоящего. Слушатель отдается во власть музыки, активно воспринимает ее и притом почти не замечает композиторской техники, логики построения и развертывания музыкальной ткани. Лишь иногда какой-нибудь особенно искусный и яркий прием вдруг обращает на себя его внимание, входит в ясное поле сознания и еще более усиливает восхищение мастерством композитора.
Представления о технике, приемах, логике, нередко довольно фрагментарные и неотчетливые, начинают возникать, когда музыкальное произведение оставляет слушателя равнодушным, кажется ему странным, вызывает недоумение. Он начинает тогда говорить о творческой неудаче автора, о сложности или зашифрованности языка, о недостаточной или неясной для вос-
92
приятия логике последования частей, немотивированности пропорций.
Упрек в нелогичности, в отсутствии логики — один из самых страшных для композитора, ибо в логике по существу концентрируются многие художественные свойства произведения: его соответствие законам мышления и восприятия, лежащей в основе замысла эмоциональной или событийной канве, сложившимся канонам музыкальной формы, а также его целостность и органичность, его естественная обусловленность не только мыслью композитора, но и законами отражаемой в искусстве реальной жизни.
|
Слово «логика» вовсе не претендует в таких случаях на роль научного термина, а иногда и вовсе не фигурирует в тексте критического высказывания, даже если оно исходит от музыканта-профессионала. Когда П. И. Чайковский, оценивая скрипичный концерт Лало, говорит о «несколько дикой и бессвязной рапсодичности», «о деланности, которая замечается в исследовании отдельных эпизодов» [69, с. 486], или когда С. В. Рахманинов, предлагая А. В. Затаевичу изменить один из фрагментов его «Песни без слов», пишет: «Этот пассаж положительно не у места. Ни с того ни с сего. Если бы он был еще покороче!» [44, с. 324] — то имеется в виду именно нарушение логики, причем в первую очередь композиционной. На представление о логике при этом находится еще в подтексте и полагается вполне ясным, не требующим определения. Оно опирается на непосредственные данные прямого впечатления от конкретного произведения, на чутье, интуицию и художественный опыт.
Иное дело, если представление о логике вводится в систему общих теоретических представлений о музыкальной композиции. Отход от непосредственного восприятия единичных произведений, от опирающихся на такое восприятие интуитивных суждений ставит перед музыкантом задачу нахождения более или менее ясных формулировок, определяющих содержание представлений о музыкальной логике через ряд уже известных теории понятий. Являясь понятием собирательным, гибким, способным вместить в свою сферу множество конкретных представлений и оттенков, музыкальная логика оказывается довольно сложным объектом для эстетико-теоретического исследования. Поэтому решение задачи оказалось возможным лишь на высокой ступени развития теоретического музыкознания. Опыт решения ее применительно к музыкальной логике в целом предпринял Г. Риман в своей диссертации «Музыкальная логика» [78]. Блестящий анализ логики музыкального становления дает Б. В. Асафьев в книге «Музыкальная форма как процесс» [6], где раскрываются лежащие в основе музыкальной логики принципы и факторы становления (термин «логика» и производные от него слова появляются во второй части этого труда — с. 303, 332, 351, 353, 365). Именно здесь и возникает зна-
|
93
менитая обобщенная формула логики становления музыкальной формы: «толчок — развитие — замыкание, или тезис — антитезис — синтез, строфа — антистрофа — эпод» [6, с. 141], образующие в произведении не формальную упрощенную триаду «экспозиция — разработка — реприза», а «широкоохватную периодическую систему со сложной дифференциацией функций внутри каждого из звеньев» [6, с. 141]. К анализу музыки с позиций логики обращается советский философ и эстетик А. Ф. Лосев [23]. А. Н. Сохор, опираясь на накопленные в советском музыкознании данные, разграничивает различные проявления музыкальной логики в соответствии с тремя различными масштабно-временными уровнями музыкального развития и восприятия и выделяет «логику соединения крупных единиц текста в разделы формы, части цикла и произведение в целом (композиционный уровень)» [56, с. 66]. Сама же логика понимается исследователем как «улавливаемое сознанием слушателя проявление закономерностей усвоенной им музыкальной системы» [55, с. 72]. «Наиболее логичные звуковые сопряжения, „фигуры музыкальной логики", — пишет А. Н. Сохор, — это такие последования, которые многократно воспринимались нашим слухом и запомнились нам как наиболее вероятные и, следовательно, закономерные» [55, с. 72]. Такое понимание полностью соответствует традициям. Уже Г. Риман называл логикой музыки совокупность ее правил, восходящих к физическим, физиологическим и психологическим предпосылкам и закономерностям [см. об этом: 13, с. 39]. Б. В. Асафьев также связывал музыкальную логику с проявлениями системности исторически закрепленных звукосоотношений. «... Чтобы осознать произведение, — писал он, — люди инстинктивно сравнивают между собой „моменты" протекающей музыки и в памяти своей запечатлевают сходные и часто повторяющиеся комплексы созвучий». И далее: «Музыкант-специалист и рядовой слушатель различаются друг от друга только в том отношении, что у первого в сознании гораздо больший запас готовых, строго систематизированных звукосоотношений, тогда как у рядового слушателя их меньше, и он чаще всего удовлетворяется только привычными слуховыми навыками и узнаванием отдельных моментов, а не общей функциональной их связи» [6, с. 34]. «В таком понимании, — говорит Сохор, — музыкальная логика оказывается разновидностью логики вообще...» [55, с. 72] и подкрепляет эту мысль ссылкой на высказывание В. И. Ленина: «... Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения» [1, с. 198].
|
Изучение музыкальной логики в целом, как и композиционной логики, предполагает поэтому установление, описание, анализ музыкально-логических фигур, «систематизированных зву-
94
косоотношений», факторов и принципов, получивших историческую фиксацию не только в самих произведениях, но и в наиболее общих, а вместе с тем музыкально-специфичных представлениях и понятиях. Как показывает анализ музыковедческой литературы, музыкальная логика чаще всего описывается через совокупность принципов.
В советском музыкознании выделено и описано более сотни принципов, действующих в музыке. Иногда рассматриваются принципы, проявляющиеся в творчестве какого-либо одного композитора [43]. Чаще же имеются в виду более общие принципы.
Не ставя целью полного перечисления всех выявленных музыковедами принципов, выделим три наиболее важные группы, связанные с представлениями о контексте, тексте и подтексте произведения.
К первой из них можно отнести принципы, определяющие связь музыки с коммуникативным и историко-культурным: контекстом.
В эту группу входят общие принципы, соотносящие музыку со слушателем: принципы направленности на слушателя, множественного и концентрированного воздействия, следования инерции восприятия и нарушений инерции, принципы разъяснения формы и ее вуалирования для восприятия. Связи музыки с историей, с эволюцией жанров, стилей, языка отражаются в принципах «обобщения через жанр», стилизации, пародирования и т. п.
|
Ко второй, более многочисленной группе могут быть отнесены принципы, определяющие характер тех или иных типов самой музыкальной композиции, и соответствующие этим типам способы развития материала, принципы построения и прочтения текста.
Таковы, например, принципы сонатности, трехчастности, рондальности, цикличности и т. п. Такова и любая форма, понимаемая как принцип («форма как принцип»).
В эту группу входят также принципы развития музыкального материала: вариационный и вариантный, принципы разработки и свободного развертывания, уподобления и обновления, принцип монотематизма.
К ней примыкает ряд принципов, относящихся к организации художественных средств в произведении, к их соотношениям. Это, в частности, принципы параллелизма, контрастности и комплементарности или дополнительности, принцип парности необычных средств, принцип сбережения, резервирования, экономии.
Наиболее интересными для нас в этой группе являются принципы, связанные с общей характеристикой законов музыкальной композиции.
К ним можно, по-видимому, отнести принципы иерархичности формы и подобия уровней, а также принципы целост-
95
ности, замкнутости, пропорциональности и симметричности — соразмерности. Среди общих принципов, определяющих функции разделов композиции, — такие, как принципы экспозиционности, развития, репризности, вступления, завершения.
Общими композиционно-структурными принципами можно считать, с одной стороны, принципы, определяющие координационные отношения, то есть, например, отношения между частями целого и фазами движения: принципы сопоставления, связного развития, динамического сопряжения, повторения, измененного повторения, контраста, тождества, корреспондирования, арочных связей, рассредоточенных вариаций. С другой же стороны, среди композиционно-структурных выделяются также принципы субординации. Здесь в результате музыкально-теоретических исследований были выявлены принципы замещения целого его частью, репрезентации, принципы «композиционной проекции», резюмирования, отражения большого в малом и малого в большом.
С композиционно-процессуальным подходом к музыкальной форме связаны не только принципы, упоминавшиеся уже в связи с тематическим развитием, но и более общие принципы, характеризующие развертывание музыки во времени. Это принципы волнообразности, трехфазности, скачка и заполнения, ритмичности формы, предвосхищения, вторжения, перелома.
|
Наконец, к третьей группе следует отнести принципы, определяющие характер отражательных и моделирующих возможностей музыки, связывающие музыку с действитедьностью, — принципы построения содержательного подтекста.
В эту группу входят общие эстетические принципы единства формы и содержания, художественной специфичности и условности, и вместе с тем — правдивости, реалистичности, жизнеподобия, в частности сюжетности и программности. К этой группе принадлежат принципы парадоксальной противоречивости и высшей естественности, органичности, принципы художественной образности, типизированности и обобщенности.
В этом далеко не полном перечислении принципов сама композиция как нечто целое не присутствует. Но даже и полный список был бы списком, относящимся преимущественно к музыкальному языку, к музыкальному мышлению, а не к целостному единому произведению, которое не исчерпывается принципами, хотя и представляет собой перекресток их совместного сложного действия. Отсюда перед исследователем возникает задача нахождения новой целостности — целостности описания принципов. Она решается по-разному. Как правило, избирается путь построения системы принципов. Некоторое подобие системы возникло и в данном выше перечислении, ибо оно было подчинено группировке. Но само количество группируемых принципов, их разнородность в буквальном и переносном смыслах этого слова ставят перед таким способом объединения почти непреодолимые трудности.
96
Типичные решения заключаются здесь в ограничении числа элементов, а также в выявлении иерархических и полярных отношений между ними. В некоторых случаях оказывается достижимым даже количественный минимум: так, Т. Н. Ливанова характеризует музыку Баха, используя понятие единовременного контраста, и этот принцип оказывается настолько важным, что из него вытекает множество следствий, охватывающих практически все главные черты исследуемых произведений. Важно при этом, что принцип связан по самой своей сути с полярностью внутренних отношений в системе образности и музыкальных средств.
Аналогичный путь выбирается В. А. Цуккерманом в описании типов организации музыкальной формы в связи с ее направленностью на слушателя: упоминавшиеся уже принципы разъяснения и вуалирования формы для восприятия образуют минимальную в количественном отношении, но и полноохватную по качеству систему [67, вып. 1]. Эти два принципа в работе В. А. Цуккермана связаны с представлениями о целостности произведения и его восприятия, то есть касаются конкретных творческих решений, а не музыкального языка вообще.
Но гораздо чаще бинарность (двоичность) и полярность бывают связаны с собственно семиотической направленностью, с рассмотрением музыки как языка. И это естественно, ибо в семиотических системах, в языках двоичность оказывается одним из важных оснований, на которых зиждется различение материальных носителей значения. Таковы, например, фонологические пары «гласный — согласный», «звонкий — глухой», «долгий — краткий», «твердый — мягкий» и т. д. Таковы более сложные противоположения: группа существительного — группа глагола, тема — рема. Обращение к паре «тема — рема» в качестве аналогии для анализа музыкальной темы содержится в книге В. В. Медушевского [32, с. 162 — 165].
В музыкальном языке также сложились многочисленные парные системы типа «мажор — минор», «соло — тутти», «устой — неустой». Частично они будут рассмотрены в следующих разделах книги. Обращение к ним обычно свидетельствует о языковом подходе к музыке, акцентирует этот подход.
В работе «Музыкальная форма как процесс» Б. В. Асафьев выделяет наиболее общую пару полярных принципов «контраст — тождество» и на этой основе дает языковую по существу и по форме интерпретацию музыкального развертывания и различных типов форм. Однако эта бинарная система, идущая от языковых представлений, соединяется в названном труде с троичной системой, опирающейся, напротив, на образ целостного музыкального явления.
Интересную систему принципов продемонстрировал О. В. Соколов [53, 54]. В ее фундаменте также лежит полярное сопоставление двух «сверхпринципов» — поступательного развития и замкнутого становления. Над каждым из них надстраивается
97
целый комплекс более частных принципов, причем некоторые из них также образуют пару полюсов, например принцип сжатого тезиса («композиционная проекция») — принцип резюмирования, другие же более широкую группу.
Теории, оперирующие категорией принципа и опирающиеся на бинарность и иерархичность, как правило, носят языковый характер, ибо относятся, с одной стороны, к системе средств музыки, к ее языку, а с другой — формулируются и структурируются не по законам композиционной целостности, а на основе общелогических требований, свойственных языковым концепциям вообще. Они, конечно, включают в себя и представления о целостном музыкальном произведении, а также связанные с его временной замкнутостью понятия и принципы. Но и эти принципы и различные типы замкнутой целостности (музыкальные формы) в них трактуются тоже как языковые единицы.
Прием, обнаруженная мыслью закономерность, найденный эффект и лежащий в его основе механизм — и то, и другое, и третье становится принципом, то есть нормой творчества, исполнения, восприятия или исследования, если оказывается понятым, осознанным и целенаправленно используемым в дальнейшем. В контексте же единичного, конкретного произведения возникают оригинальные, еще ни разу не встречавшиеся эффекты. И они отнюдь не сводятся к уже известным и намеренно примененным принципам. Даже если композитор сознательно обращается к каким-либо принципам (например, к принципу резервирования, к сонатности и т. п.), то и тогда он под влиянием множества фоновых стимулов, исходящих из эмоций, восприятия, размышлений и интуиции, создает нечто соответствующее этим принципам и вместе с тем не соответствующее им.
Поэтому анализ конкретных произведений развертывается естественнее, если он оперирует понятиями закономерностей, предпосылок, образов, художественных смыслов и открытий, а не категориями законов, норм, принципов и значений. Последние, напротив, более присущи направлениям семиотического анализа. Первый подход условно можно назвать целостно-аналитическим. Второй — языковым или семиотическим, хотя термины «язык» и «семиотика» подчас здесь и вовсе не используются, а семиотический по существу аппарат облечен в музыкально-теоретическую терминологическую форму.
Оба эти подхода в советском музыкознании давно развиваются совместно и дополняют друг друга. Так, теория музыкальных средств, представляющая собой развитие языковых концепций, входит как составная часть в целостный анализ — в дисциплину, само название которой говорит о подходе к музыке как к совокупности неповторимых живых художественных организмов — произведений.
Теория художественных средств — семиотическая по своему
98
потенциалу область музыковедческих знаний, включаясь в целостный анализ музыкального произведения, существенно трансформируется. Эта трансформация особенно заметна, если сравнивать возникающую здесь трактовку музыкально-языковых явлений с трактовками их вне конкретных анализов произведений в специальных теоретических музыкально-языковых исследованиях.
В последних — например, в работах, посвященных музыкальному ритму, гармонии, полифонии, — рассмотрение ритмических рисунков, метрических формул, кадансовых оборотов, контрапунктических приемов исходит из представления о средствах как о единицах, входящих в систему музыкального языка. Они предстают здесь как нормативные, изученные, канонизированные педагогической практикой и эстетическими требованиями определенного жанра или стиля — и главное, как самостоятельные, автономные, ограниченные своей спецификой элементы языка. Первая, пятая, шестая или какая-либо другая ступень лада становится точно заданной точкой дискретного системного пространства ладовой структуры. Длительность звука или паузы оказывается одним из элементов конечного множества ритмических единиц, композиционная структура определяется как один из типов формы.
При рассмотрении же всех этих и остальных художественных средств в контексте музыкального произведения представления о них существенно изменяются. Ритм становится не столько автономной и специфической системой музыкального языка, сколько стороной произведения. Точно так же сторонами становятся звуковысотная организация, фактура, динамика, оркестровка, композиция и другие виды организаций.
Определение каждой из таких организаций строится уже иначе и по диктуемому целостностью произведения плану: ритм есть музыкальное произведение в целом, рассмотренное, однако, с позиции временных законов организации; фактура есть произведение в целом, но взятое со стороны конфигурации звуковых элементов в музыкальных координатах вертикали, горизонтали и глубины.
В таких случаях анализ ритма, например, является рассмотрением всех проявлений музыки, но в специфическом ракурсе, позволяющем обнаружить и взаимодействие всех (а не только ритмических) принципов, норм, систем, так или иначе связанных с ритмом, и конкретное действие языковых ритмических законов в реальной музыкальной речи, в «преодолении сопротивления материала» (Асафьев), рождающего неповторимое, цельное, живое движение музыки.
Языковой подход дает возможность обнаружить строгую системную организацию, специфические семантические ресурсы той или иной системы художественных средств. Целостное же, контекстное исследование выявляет реально действующие в произведении силы, свойства и смыслы.
99
Оба подхода развиваются в советском музыкознании, взаимодействуют друг с другом, вступают в органичный союз, в диалог, обогащая и корректируя друг друга. И сам этот союз-диалог является более высокой третьей точкой зрения — методологической основой анализа музыки как искусства общения, искусства содержательного.
В рамках этого союза в конкретных случаях естественно возникают разные акценты. Работы одного типа тяготеют к общей семиотике, к использованию методов точных наук, статистики, теории информации. Работы другого, напротив, ориентированы на психологию, на гуманитарный круг смежных дисциплин. Нередко акценты меняются, дополняя друг друга в рамках одного исследования. Так, фактически уже сформировался тип композиции музыковедческого труда, сочетающей разделы преимущественно языкового плана с разделами аналитического описания, с сериями целостных анализов в конце исследования.
Сравнивая две стороны метода, связанного с анализом музыкальных произведений, нельзя не отметить, что уже сама его направленность на произведение требует господства целостного подхода. Целостный аспект естественно оказывается здесь в общем ведущим. Он оказывается господствующим и в рамках всей европейской музыкальной культуры трех последних столетий, являющейся в принципе культурой произведения, культурой композиции, законченного неповторимого целостного художественного творения.
Семиотический же ракурс в рамках этой культуры неизбежно оказывается вспомогательным, как бы он ни выходил на первый план в отдельных работах. Поэтому рассмотрение языковых феноменов чаще всего облекается в формы контекстуально-аналитические, ориентированные на произведение. Такой путь используется и в данном исследовании.
Это вовсе не значит, однако, что ориентация на языковое бытие музыки не имеет в европейской культуре профессионализма никаких предпосылок. Но главной базой языкового подхода являются иные типы культур. Так, народная музыка, не знающая жесткой нотной фиксации замкнутого текста и требующая свободного «речевого» воссоздания, в большей степени представляет собой не сочинение, а непосредственное использование языка. Подобно тому как обычная речь есть спонтанное, приспособленное к ситуации свободное говорение на основе знания языка, так и народное пение, хотя уже и уходит в своих формах от прямой спонтанности, все же подчинено статусу речевой деятельности. Конечно, и здесь есть множество самых разных случаев. Есть жанры, в которых возникает почти авторское произведение, но есть и непосредственная импровизация. Однако в целом фольклор есть сфера, где господствует язык, а не фиксируемый текст. А это значит, что в фольклористике значительно большей весомостью обладает семиотическая установка. Здесь
100
уместнее и плодотворнее использование статистики, требующее соблюдения закона больших чисел, более важны музыкально-лингвистические параллели и взаимосвязи.
Семиотическая установка своим естественным базисом может иметь и многие другие типы музыки, например импровизацию в европейской профессиональной культуре, а также и до-классические формы жизни музыки. Здесь возникают свои проблемы и трудности, свои теоретические системы, развитие которых оттеняет теорию музыкального произведения и методы целостного подхода к музыке.
В рамках последнего концепция музыкального языка, сохраняя семиотические представления, тем не менее, как уже было сказано, приобретает иные формы.
В прямой связи с требованиями культа произведения, с необходимостью принимать во внимание противоречия между языковой природой музыки и речевой формой ее существования, находятся многие теоретические концепции. Такова асафьевская концепция музыкальной формы как процесса, позволяющая рассматривать феномены языка на целостной процессуальной модели произведения. Такова теория ладового ритма Яворского, связывающая в единое целое различные по субстрату системы языковой организации. Такова зонная концепция музыкального слуха Гарбузова, объединяющая представления о дискретности и точечности ступеней и звуков с представлениями о художественной свободе н индивидуально-творческой обусловленности конкретного музыкального интонирования. Таков и принимаемый в рамках данного исследования способ. Здесь ставится на первый план не система принципов, а описание самого объекта — композиции с ее особенностями и чертами, порождающими в языковых проекциях представление о тех или иных принципах.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!