Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-11-14 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Появление яркой индивидуализированной темы — вот что привлекает внимание слушателя в самых первых тактах экспозиционного раздела. Ее энергия, устремленность, ее интонационный императив или суровая сдержанность и внутренний динамизм, ее рельефность и характеристичность сразу заставляют слух сосредоточиться на этом заметно выступающем на фоне предшествующих внемузыкальных и музыкальных впечатлений феномене. Безусловно, развертывание, демонстрация тематического материала является одной из важнейших функций экспозиции музыкального произведения.
Но что такое тема? Всегда ли она дает воображению материал для ярких в образном плане ассоциаций — для персонификации или каких-то иных сюжетно-драматургических, лирических или повествовательно-эпических форм осознания, связанных с художественным миром музыкального произведения? Во всех ли жанрах, стилях ее функции хотя бы в основных чертах одинаковы?
Интерес к понятию темы, вспыхнувший с новой силой в 70-е годы нашего века в советском музыкознании, объясняется не только дальнейшим развитием его традиционной проблематики, но и потребностями осмысления и анализа фактов современной музыки и музыкальной жизни, расширением исторической перспективы, открывшейся современному слушателю.
Музыкальной теме и ее типам, формам, функциям в доклассической, классической и современной музыке посвящены специ-
153
альные монографии, статьи и разделы в крупных исследованиях [72, 32, 46, 14, 11]. Возникло множество точек зрения, совпадающих в каком-либо одном отношении и расходящихся в другом. Принципиально разные ответы даются, например, на вопросы: в какой мере тип музыкальной формы определяется типом темы, существовала ли тема в музыке всегда или возникла лишь на определенной стадии ее развития. Открытие неизвестных ранее фактов и их интерпретация, появление оригинальных теоретических систем и методов анализа подняли эту важную область музыкальной теории на новый уровень.
|
Не имея возможности давать развернутый обзор важнейших работ на тему о теме, мы будем в необходимых случаях отсылать читателя к той или иной из них, а здесь ограничимся лишь изложением краткого общего очерка теории музыкальной темы. Формируя представление о теме, соответствующее предлагаемой в книге теории композиции, мы на первой стадии полностью отказываемся от использования понятий, выводов, результатов, полученных другими исследователями, от заимствования каких бы то ни было формулировок. Как сама тема есть музыкальный организм, персонаж, нечто сходное с индивидуумом и не может быть механически смонтирована, так и представление о теме должно тоже родиться заново, как что-то цельное, органичное, самостоятельное. Оно должно вырасти из своей естественной материи — из впечатлений, мыслей, ощущений, вызванных самой музыкой, пережитой, понятой, живущей в воображении. Характеристики того, как воспринимается музыкальная тема и ее развитие, могут быть найдены в любых аналитических описаниях произведений. Следя за развертыванием тематического процесса, музыковед постоянно употребляет термин «тема». Но что он имеет в виду? Оказывается — часто не одно и то же. Когда речь идет об экспонируемой в главной партии яркой теме, то подразумевается вся музыка в рамках построения, называемого главной темой. Темой называют само это построение во всех его музыкальных красотах. Когда музыковед говорит о проведении темы в разработке, он называет темой лишь часть темы, мелодический компонент или вообще звуковысотный рисунок, но считает, что тема проводится как тема, а не как ее элемент или отдельное свойство. При этом содержание понятия темы меняется вместе с изменением материала. Еще более сильные изменения возникают при обращении к анализу произведений разных жанров и разных исторических стилей.
|
Разрешаются эти сложности и противоречия при двух условиях.
Во-первых, если иметь в виду персонифицируемую тему драматургически организованного произведения, необходимо обращение к более существенным глубинным свойствам темы, связанным с самой ее функциональной природой и вместе с тем остающимся неизменными в самых различных тематических преобразованиях внутри произведения.
154
Во-вторых же, при желании получить более универсальное и обобщающее представление о теме, нужно, по-видимому, отказаться от попыток построения единого понятия, одинаково пригодного для всех исторических и жанровых сфер музыки, и с самого начала признать, что общее представление о теме должно быть скорее системой понятий.
Итак, сначала о наиболее характерной для классической инструментальной композиции теме — теме-персонаже (теме-образе),имеющей ярко выраженный звуковой, интонационный облик, приспособленной к развитию и предназначенной для него. Если подойти к описанию ее не от констатации особенностей внешней формы, а от слушательских образных представлений, то темой можно назвать некоторый чувственно полновесный музыкальный предмет, обладающий определенным характером, наиболее многосторонне обнаруживающий себя в своем экспозиционном появлении, но не исчерпывающий в нем одном все свои свойства. Дальнейшие проведения темы обычно отличаются от экспозиционных значительно меньшей развернутостью, но вместе с тем обнаруживают новые стороны и свойства, оставшиеся нераскрытыми в экспозиции. Потенциальная неисчерпаемость темы как живого целостного образования, таким образом, оказывается для слушателя изначально данным общим свойством темы, напоминающим свойства реальных предметов, людей, непосредственная встреча с которыми создает у человека целостный образ, более или менее полное впечатление, содержащее наряду с комплексом уже выявившихся черт еще и догадку о скрытых, пока не увиденных сторонах, а кроме того, гипотетическое представление о чертах, вообще недоступных наблюдению со стороны. И вот именно в этом объединении известного и неизвестного, данного и предполагаемого и заключается эффект полноты и целостности музыкальной темы. Именно оно и обеспечивает оценку разных проведений темы как разных обнаружений одного и того же музыкального предмета, целостного в самом себе, но не всегда одинаково и с одних и тех же сторон проявляющегося для слушателя.
|
Герой музыкальной драмы — тема — целостен, но ни при первой встрече с ним, даже в самых благоприятных экспозиционных условиях, ни в последующих, порознь и вместе взятых, он не раскрывает себя для посторонних наблюдателей до конца., И даже вся совокупность встреч с ним не создает впечатлений абсолютного исчерпания характера героя. В этом особенность драмы. Ее герои живут, действуют, развиваются как бы независимо от авторов и созерцателей, а потому и оказываются одновременно вещью для нас и вещью в себе.
Это значит, применительно к музыкальному произведению драматического рода, что тема-персонаж не может быть отождествлена ни с экспозиционным ее воплощением, каким бы развернутым и детализированным оно ни было, ни с суммарным, сложенным из всех проведений темы ее портретом. Она всегда
155
полнее своих обнаружений и всегда для слушателя в своей полноте содержит полузагадку. Это значит также, что даже в том подавляющем большинстве случаев, когда экспозиционное проведение темы бывает наиболее развернутым, все же нельзя все модификации темы в ее развитии выводить только из экспозиционного изложения. Напротив, многие изменения темы, возникающие для наблюдателя в фазе развития, правильнее считать выявлением тех ее черт, которые никак не были показаны в первоначальном «описании» и никак в спокойных условиях экспозиционной фазы сюжета не могли выявиться.
Отсюда вовсе не следует, конечно, что первое проведение темы не является эталонным. Классическая техника тематической работы, как правило, ориентирована на исходную форму выявления темы как на материал, диктующий выбор путей и возможностей дальнейшего развития. Отсюда — принципы производности, варьирования, контрапунктической работы на основе экспозиционной модели темы, принцип выведения крупного плана формы из синтаксиса темы. Но эта исторически явственная тенденция не должна заслонять от нас феномена темы как целостности, не исчерпываемой не только в первом проведении, но и во всем произведении в целом.
|
Однако это лишь одна сторона дела. Сформулированное на такой основе определение темы было бы полностью справедливо, если бы музыкальная тема всегда и во всем была абсолютно похожа на литературных, сценических героев. Она, в частности, должна была бы стать столь же независимой от капризов слушательских иллюзий восприятия, как и фигура передвигающегося по сцене актера, и, так же как последняя, должна была бы всегда оставаться предметно-определенной, а не превращаться в результате колебаний внимания из персонажа в речь персонажа, в звуковую фигуру, в голос фактуры, звучание инструмента, в движение эмоции.
В отличие от мира, населенного литературными или театральными персонажами, по отношению к которому каждое произведение драматического рода является окном в реальность, открываемым на некоторое время, — в отличие от этого правдоподобного мира музыкальный мир предельно фантастичен. И фантастичность его, о чем уже говорилось, как раз и заключается в невесомости идеальных предметов, конструкций, сил, форм, развивающихся и действующих во времени, в естественности превращений и исчезновений, в привычности процесса дематериализации персонажей.
Интересны формы развития темы, напоминающие причудливые превращения героев сказок, мифов или преобразования природного органического мира, физики космоса и микромира.
Музыкальные темы — это жизнестойкие эфемериды, которые исчезая не исчезают, а лишь надевают шапку-невидимку, пользуются оккультной техникой волшебных превращений или на-
156
копленным в природе опытом метаморфоз. Вот лед растаял и появилась живая вода эмоционально-бурного течения горной капризницы речки. Вот падающая снежинка превращается над лесным пожаром сначала в каплю дождя, а затем в облачко пропитанного смолистым дымом пара.
Иногда линия сохраняющейся тематической константы как персонажа разрывается, если изменения преобладают над стабильностью. В ярко характерных сюитных вариациях, например, тема выступает как фиксация вида, воплощенного в разных особях, как комплекс информационно стойких генов, формирующих разные сгустки музыкальной материи по образу и подобию тематического архетипа. Но чаще единство ее судьбы сохраняется.
Самотождественность развивающейся темы обеспечивается при этом устойчивостью интонационных констант и опорой на единственность слушательского «я», сопереживающего или отождествляющего себя с развитием. Со стороны психологической тема есть движение фокуса внимания, материализованное в форме индивидуального интонационного оборота. С точки же зрения самого слушателя — это музыкальный образ локализованного (вовне или внутри) художественного «я», отличающегося фантастической способностью к мгновенным изменениям, но сохраняющего свою сущность. И в зависимости от того, имеем ли мы дело с ощущением моего «я» или с образом неистребимо постоянного, но динамичного в своем поведении «героя», мы попадаем или в область лирики, или в мир драмы.
|
В драме тема персонифицирована, хотя и нестабильна в своих формах. Но музыка прежде всего лирика чувств и мыслей. Движение музыки вовсе не во всех случаях оценивается только как развитие внеположного художественного сюжета. Гораздо чаще ее предметы отождествляются с обнаружениями внутренних процессов психического мира автора, исполнителя, слушателя. А коль скоро это так, то полузагадочность музыкальной темы становится аналогом неопределенности подсознательных психических состояний. Вещь в себе, не превращаясь в вещь для нас, выступает как интонационное выражение смутно формулируемых движений бессознательного, «полностью моих, но неизвестных во мне процессов».
Итак, тема есть нечто, стоящее за тематической константой как внешним обнаружением, сочетающимся всякий раз с новыми фактурными, интонационными элементами и компонентами. Это выполняющий в произведении функции предмета движения и преобразования художественный феномен, мыслимый как полновесное целое, но воплощенный в музыкальном материале лишь частично — в комплексе интонационно выраженных константных и переменных звуковых структур, в остальном же дополняемый воображением, привносящим сверхмузыкальные предметные, эмоциональные, понятийные компоненты, — феномен, способный отождествляться или с устойчивым персонажем,
157
или с каким-либо другим динамично изменяющимся, но узнаваемым и самотождественным в метаморфозах явлением.
Мы видим отсюда, что возникающая при анализе самых разнообразных, подчас резко контрастных случаев задача создать непротиворечивое понятие решается в первом приближении, в попытках нарисовать фантастический образ — образ предмета или живого существа, способного оставаться самим собой, но изменять формы обнаружения. Но не снимается ли в такого рода определении противопоставление понятий «тема» и «образ»? По-видимому, нет. Тема оказывается образом, если ее рассматривать как данность. Но она остается собственно темой, если иметь в виду ее функции предмета движения и преобразования. Функционально тема есть не совпадающее с произведением по объему, но важное для него смысловое целое, воздействующее на сущностные стороны содержания и строения музыки. В классической инструментальной музыке формой выражения темы служит характерный комплекс музыкально-звуковых, интонационных средств, формой осмысления-восприятия — органичное объединение реальных и иллюзорных компонентов, формой развития — система музыкально-технических приемов тематической работы и исключительно динамичная, богатая техника ассоциаций-метаморфоз, обеспечивающих постоянные переходы от драмы к лирике и эпосу, постоянное их взаимодействие друг с другом.
Музыка с этой точки зрения есть поле для опробования таких возможностей фантазии, мышления, эмоциональных процессов, какие не могут реализоваться, пожалуй, ни в одном из других видов искусства и разве лишь в сновидениях и их литературных описаниях еще находят какую-то аналогию, однако далеко не полную.
В эпоху расцвета романтической идеи взаимосвязи искусств музыка была не только сферой переосмысления литературных и театральных форм, но и образцом для подражания в других искусствах. Так, фантастичность музыки отзывается в литературных композициях Э. Т. А. Гофмана, в картинах Н. К. Чюрлениса легкостью превращений, причудливостью сюжетного движения и живописных форм. Но ни одно из искусств не может соперничать в этом с музыкой. Она с большим успехом имитирует и структуру драматического произведения, и тут же, отказываясь от его принципов, становится искусством эмоций, состояний, бесплотного движения мысли, а чаще всего развертывает полифонию своих возможностей.
В первом случае — при акцентировании требований драмы — и возникает драматургическая логика композиции. Тема при этом строится и оценивается как персонаж, как лицо, хотя безымянное и невидимое, но выделяемое созерцанием слушателя и ярко предметное в музыкальном отношении. Такой установке полностью отвечает развернутое выше определение темы как предмета-персонажа.
158
Это представление отнюдь не универсально ни в теоретическом, ни в историческом отношении. Однако оно весьма суще-. ственно для сочинения, исполнения и восприятия произведений определенного типа и как бы представляет собой идеальную модель явления, на которую нас ориентирует драматический род в музыке. Именно поэтому, прежде чем характеризовать моменты, ограничивающие его использование (это и будет связано со вторым условием работы над понятием), мы еще раз перечислим важнейшие особенности темы.
Тема, понимаемая как персонаж или предмет, пребывающий в художественном мире музыкального произведения и действующий в его пространственно-временной сфере подобно героям драмы или романа, не раскрывается перед слушателем, перед очевидцем сюжетных событий до конца. Даже самое полное и богатое тематическое развитие оставляет в тени некоторые стороны темы-персонажа, ибо время созерцания, ограниченное рамками произведения, полагается меньшим «реальной» жизни персонажа, которая как бы продолжается и после момента окончания произведения и развертывалась до его начала. У слушателя всегда остается предположение (таков кодекс условности драматического рода), что какие-то ограничения, подобные жизненным, мешают ему достичь абсолютного познания. Это предположение подкрепляется и фактами, связанными с деятельностью композитора, который иногда использует одну и ту же тему в разных сочинениях, дает новые варианты ее раскрытия в переработках ранних произведений, по-своему развивает темы, заимствованные из музыки других композиторов.
Неисчерпаемость темы, однако, обусловлена не только ограниченностью произведения во времени, но и принципиальной неполнотой репрезентации ее в звучании, несводимостью темы к ее музыкально-интонационному обнаружению.
Особым свойством темы является ее двойственность. С одной стороны, она оценивается как художественный образ, лишь частично опредмеченный в интонационном материале, а с другой — как специфически организованное, выделенное в тексте музыкальное построение, за которым стоит смысловое целое. В первом значении тема «обитает» в художественном мире произведения как действующая сила, эмоция, идея, определяющая содержание развития этого мира, влияющая на него. Здесь она подчинена законам образности музыки. Во втором значении тема существует непосредственно в звуковой ткани и подчинена закономерностям фактуры, звуковысотной и ритмической организации, системе приемов тематического изложения и развития. Здесь она вместе с другими темами и нетематическими компонентами входит в сложную систему музыкальных компонентов и средств и служит основой для структурирования музыкальной ткани в процессах развития.
В интересующей нас области инструментальной музыки тема характеризуется также достаточно определенными формами во-
159
площения. Так, типичным является разграничение экспозиционной и развивающей формы, причем первой из них придается значение главной, вторая же подчинена ей, а иногда и факультативна.
Изучение форм воплощения темы до сих пор давало основной материал для теории темы, а построение понятия темы связывалось с нахождением общего определения, удовлетворяющего всем случаям и формам реализации феномена темы в музыке. Однако на современном этапе развития теории музыки представляется уже нецелесообразным искать общие признаки и сущностные свойства темы в сугубо конкретных формах ее музыкальной реализации. Из этих форм, на наш взгляд, наиболее важной остается мелодическая. Существенна также фактурная сторона воплощения. В принципе же конкретные формы вряд ли могут быть ограничены какими-то однозначными закономерностями, что и показывает практика развития современной музыки. Дальнейшее развитие теории темы требует решения более общей проблемы — определения сущности темы в музыке композиторской формации в целом.
Начнем с того, что к описанию темы с позиции слушателя добавим ее описание с авторской позиции. Мы уже видели, что принципиальная недостижимость полного раскрытия темы подтверждается и со стороны деятельности сочинителя, ибо любая тема, как бы детально она ни развивалась, допускает дальнейшие модификации. Но есть еще один специфически операциональный аспект композиторской деятельности. Композитор «нашел» хорошую мелодию. Она сравнительно коротка, а задумано крупное произведение. Найденная мелодия и становится «темой-заданием» для его сочинения. Если она оценивается как главная, то в процессе работы оказывается не только первым, но и особым кирпичиком, к которому прилаживается все остальное — по тонусу, гармонии, ритму, по образности. Тематическими, то есть задающими тон, служат все свойства мелодии, которые влияют на отбор материала и его организацию. Операциональные функции такой темы немногочисленны, но важны. Первой из них является функция повода и стимула для сочинения. Наиболее существенна тектоническая функция. Она как раз и заключается в том, что тема выступает и как один из фрагментов создаваемого целого, и как специфическое орудие производства, своего рода уникальное по. узору лекало, с помощью которого искусно вычерчивается эпюр будущего здания, охватывающий все координаты музыкальной ткани и грани образности произведения. Немаловажна также номинативная функция — реализация способности давать созданной пьесе название или служить подобным названию заглавным мотивом.
Если именно так понимать музыкальную тему, то она в большей мере является темой тогда, когда находится еще в записной книжке как задание и заготовка на будущее, и в меньшей — когда введена в законченную пьесу. Операциональное видение
160
темы еще ощутимо в вопросах: на какую тему написаны вариации, из какого произведения взята тема, кто дал тему для импровизации. Но она уже выполнила функцию задания и сама вошла в текст. Здесь вступает в силу композиционно-сюжетное понимание темы.
Есть ли что-то общее в этих двух представлениях о теме? Конечно. Во-первых, возможно их сосуществование и в сочинении, и в восприятии. Слушатель, например, может слушать музыку как фиксацию процесса сочинения, связанного с темой-заданием. Во-вторых же, тема-образ и тема-задание такого рода связаны с одной и той же формой музыкального воплощения, предполагающего структурное выделение тематического материала. Обе характеризуются неисчерпанностью и неполной выявленностью в тексте. В обеих объединены звуковое и вне-звуковое содержание. Но существенно и различие акцентов — слушательского на иллюзорной полноте образа, композиторского на четко фиксируемой тематической звуковой константе.
Сопоставление темы-образа и темы-задания можно дополнить рассмотрением понятия с еще одной позиции — позиции заказчика.
Социальный заказ художнику, музыканту еще не является локализованной в звуках темой, но предполагает определенный характер музыки. «Ну что ж твои гусляры приуныли? — говорит Малюта Грязному. — Не худо бы гостей повеселить. Ну-ка, плясовую!» Это художественная фиксация одной из форм заказа в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова. Темой в таких заказах является указание на характер — «спойте, сыграйте что-нибудь задушевное, серьезное, веселое». Содержание темы-заказа во многом зависит от заказчика. Даже не объявляя своих пожеланий относительно тематики и общего характера, он в известной мере предопределяет все это самим своим социальным статусом. Состоятельное лицо, меценат, церковь, устроители празднества дают музыканту не только работу, но и ее направление. Когда с заказом обращается публика к композитору, певица к композитору, поэт к композитору, то уже сами ситуации заказа, даже не будучи связаны с формулированием содержательных требований, содержат в себе некоторые тематические потенции.
Но одной из составляющих социального заказа может стать и объявленная тема. Ее особенностью является внемузыкальная словесная форма. Этапом на пути приближения темы к музыке является уже возникающее здесь иногда требование какого-либо указания на заказ и его тему в самом тексте рядом с нотами. Оно может быть введено, например, в авторское предисловие, в название пьесы, посвящение и даже в слова текста вокальной партии. Выделение такой темы в зафиксированном произведении расценивается как выражение благодарности заказчику, как фиксация социальных отношений и т. п. Редкой, но важной разновидностью фиксации темы-заказа оказывается
161
включение в музыкальный текст той или иной известной заказчику мелодии.
Из всех форм фиксации определяемого заказом задания, таким образом, выделяются следующие: фиксация в названии, в программе, в словах текста вокальной партии, и наконец, в самой музыке. Два последних типа прямо связываются исторически со становлением темы как композиционного компонента.
Формируются и дифференцируются также типы отношения темы к творческому замыслу, к другим формам «работы по моделям», к реальной жизни. Так, сформулированная в заказе тема выступает как импульс для формирования замысла и в этом отношении аналогична собственно музыкальной теме. Она может касаться общего характера и быть внемузыкальной, но может относиться и к самому музыкальному материалу. (Интересные факты разграничения и совмещения подобного рода «тем» рассматриваются в статье Л. А. Мазеля «О типах творческого замысла» [27].)
Подготавливают собственно музыкальную тему различные другие формы работы по интонационным, звуковым моделям. Такова практика гласов, ритмических и ладовых модусов (например, макам и рага). Такова импровизация на заданную тему. К этой сфере относятся также и формы собственно исполнительского творчества, ибо произведение может рассматриваться как «тема» для исполнительской интерпретации или для концертной транскрипции, редакции, переложения. В этих разновидностях работы по моделям развиваются многие из приемов собственно тематической работы.
Во всех своих видах тема в музыке претерпела развитие и в своих отношениях с жизнью. Тенденция его — в движении от темы как цели воздействия на саму действительность к теме. отражающей действительность. Обе функции одновременно присущи темам разного типа, но акценты различны. Заказ, содержащий тему-задачу, обусловливается, как правило, целями практического воздействия. Темой могло быть задание развеселить людей, привести их в воинственное состояние и т. п. Темой может быть идея объединения людей в практическом действии. Музыкальным воплощением последней являются, в частности, трудовые песни. Музыкальная деятельность и ее звуковой продукт, включаясь в практические действия, в жизнь, несут на себе ее естественные следы, оказываются ее отражением. Но отражательная функция значительно усиливается с развитием форм самостоятельного функционирования музыки. И если первоначальным результатом прямого включения в жизнь было ее опосредованное отражение, то затем воздействие само становится эстетическим результатом художественного отражения. Этот процесс сказывается и на типах музыкальной темы, на постепенном формировании темы-образа и ее драматургического варианта — темы-персонажа.
В процессе кристаллизации музыкальной темы, фиксируемой
162
в тексте в виде характеристического, интонационно целостного экспозиционного построения и целой серии появляющихся в развитии вариантов, большую роль сыграла хоровая и инструментальная полифония, в сфере которой тема-идея, выраженная словом, выполнявшим и роль названия произведения или его части («реквием», «кредо», «санктус» и т. п.), и роль главного интонируемого во всех голосах начального слова, постепенно получила свои собственно музыкальные инструментальные эквиваленты в подобной краткому слову или более развернутой одноголосной мелодической формуле [см. 39].
Итак, рассмотрев значение темы с позиций заказчика, композитора и слушателя (последовательность, параллельная триаде «контекст — текст — подтекст»), мы можем выделить во всем множестве тем в музыке три связанных друг с другом типа: тему как внетекстовый заказ, тему как музыкально-текстовую основу для произведения и тему как образ, воплощенный специальными тематическими средствами в композиции.
Эта типология является более общей по сравнению с жанрово-стилевой классификацией, включающей темы фуги, вариаций, сонатного аллегро и другие конкретные виды музыкально оформленных тем. Но именно она и дает возможность выявить сущность музыкальной темы.
Общим для всех трех типов темы является ряд существенных черт. Это потенциальная неисчерпаемость и реальная неисчерпанность темы в произведении; несводимость темы к ее манифестациям в музыкально-звуковом тексте или — иначе — ее подлинное пребывание за рамками текста; связь темы с внетекстовыми факторами и, следовательно, наличие внемузыкальных элементов; возможность обнаружения лишь в процессе реализации, развития, разработки, раскрытия. Главной же чертой, определяющей сущность темы во всех ее типах, является ее специфическая функция. Как уже говорилось, функционально тема есть не совпадающее с произведением по объему, но важное для него смысловое целое, воздействующее на сущностные стороны содержания и строения музыки. Нетрудно видеть, что эта формула, ранее отнесенная к теме-персонажу и повторенная здесь буквально, полностью соответствует и двум другим типам.
Вместе со всеми общими свойствами разных типов она может быть положена в основу общего определения понятия темы в музыке. Такое определение должно стоять во главе угла системы, включающей определения и каждого из трех типов темы. Для них же важны указания на различия. Как было видно, эти различия лежат в плоскости собственно музыкальной опредмеченности. Тема-заказ «разлита» во всем тексте произведения, как ее общий характер, отвечающий требуемой заказом функции музыки. Тема-задание, которая в виде музыкального построения или конструктивной схемы взята композитором за основу сочинения, фигурирует в деятельности именно как звуковое образование и выделена в тексте как таковая. Тема-персонаж объеди-
163
няет внетекстовое содержание с текстовыми репрезентациями в форме действующей силы художественного мира произведения. В первом типе акцентирован внемузыкальный аспект, во втором — собственно музыкальный, в третьем же они уравновешены и оцениваются с образно-содержательной стороны.
Все три типа темы функционируют и в современной музыкальной практике. Логически же они выстраиваются в цепь, обрисовывающую ход эволюции темы-образа как историю изобретательной отшлифовки находимых в музыкальной коммуникации, сочинении и восприятии способов создания универсального «волшебного» персонажа художественного мира музыкального произведения в его различных отношениях к драматическому, лирическому и эпическому роду,
У каждого из трех типов темы есть и свои функциональные особенности. Так, внетекстовая функция представительствования (то есть способность темы «замещать» в памяти слушателя целое произведение), о которой интересно говорят В. В. Медушевский и Е. А. Ручьевская в упомянутых работах, свойственна только второму и особенно третьему типам и лишь иногда обнаруживает себя в отношении первого типа — например, в объединении всех произведений, посвященных какой-либо общей теме, под одним названием. Внетекстовое репрезентирование, однако, не является сугубо тематической функцией, ибо память о произведении может конденсироваться на любом фрагменте звучания, хотя темы, конечно, выполняют такую роль наиболее эффективно.
Следующим уровнем конкретизации в системе понятий, обозначаемой термином «тема», должно быть уже рассмотрение конкретных жанрово-стилевых ее разновидностей. Эта задача нашла множество решений в специальных работах и здесь рассматриваться не будет. Охарактеризованное же понятие темы драматургического типа произведений достаточно для дальнейшего развертывания описаний композиции в целом и ее отдельных фаз. Ниже будут коротко затронуты особенности тематической экспозиции, а проблемы форм изложения и развития рассматриваются далее в соответствующих главах.
В общем описании тематической экспозиции мы будем ориентироваться на первую часть сонатной формы. Принципиальное отличие сонатной экспозиции от несонатных заключается в ее непременной двухсоставности, выражающейся на высоком этапе развития инструментальной музыки в противополагании двух взаимосопряженных тем, тогда как для любой другой формы оно не является обязательным. Сопоставление сонатной формы с формами других типов ставит две общие проблемы, связанные соответственно с количеством тем и их взаимным положением во времени. Ю. Н. Холопов рассматривает количество тем как важный критерий классификации музыкальных форм [65], что важно для теории композиции в целом. Нас же обе эти проблемы будут интересовать в связи с
164
задачей содержательного осмысления внутреннего устройства художественного мира произведения.
Изучение творчества Бетховена показывает, что для драматургического рода композиции наиболее эффективным, оптимальным является принцип поляризации тематической и интонационной материи. Из него вытекает, в частности, и оптимальность двухтемной композиции. Однако это вовсе не налагает запрета на число тем. Двухтемная композиция остается таковой и при большем их количестве. Важно лишь, чтобы из всего множества тем были выделены две основные, а остальные образовали бы оттеняющий фон. Подобная иерархия рангов музыкальных тем существует и в несонатных композициях, например в рондо, в сложной трехчастной форме, однако она не сочетается в них с сонатным отношением двух тем высшего ранга. Такие композиции хорошо оттеняют сонатную тематическую систему.
Вопрос об иерархичности касается и соотношения двух основных тем. Какая из них в экспозиции оказывается наиболее весомой в драматургическом отношении? Главная, как ясно из названия, претендует на ведущее положение именно как начальная тема. Побочная — по положению вторая. Но как раз по этой причине она может восприниматься и как цель, к которой направлено развертывание экспозиции и развитие в связующем ходе. Не случайно Ю. Н. Тюлин характеризует раздел главной партии как двойственный, совмещающий функции основного материала и «предвещания» [62, с. 29].
Специфика экспозиции, если ее рассматривать в связи с музыкально-сюжетной стороной сонатной композиции, заключается, как уже говорилось в первой главе, в том, что сюжетное время здесь еще не является главным и отступает перед внесюжетным процессом созерцания и развертывания изначальной расстановки действующих сил. Но таков лишь принцип. Полное его соблюдение привело бы к тому, что экспозиция должна была бы состоять только из двух разделов, полностью занятых изложением главных тем. В такой экспозиции не было бы места для связующего хода, для резких вторжений, моментов развития в зоне побочной партии. Это было бы нечто подобное двум замершим в неподвижности портретам действующих лиц или двум статичным оперным ариям. Номерной принцип строения экспозиции является специфическим для этого раздела, но почти всегда оттеняется не только разработкой, но и элементами интенсивного развития внутри самого раздела. Более того, можно сказать, что номерная композиция не только «размывается» током динамичного развития в экспозициях классических сонатных аллегри, но и в генетическом плане может рассматриваться лишь как результат преодоления сквозного мотивного движения доклассической сонаты — притом результат «несовершенный», «компромиссный» и тем самым — художественно яркий, убедительный, действенный. Интрига — сюжетная, драматическая — в экспозиции еще не развивается, но она уже ощутима,
165
скрыта в композиционной расстановке, в пропорциях и порядке появления тем, в их тональных отношениях, в особенностях самого музыкального материала. Она прорывается также и в первых движениях, в возникающих вдруг переломах и сдвигах. Она проникает с композиционного уровня в синтаксис самих тем, особенно в главную тему сонатного типа, в итоге превращая статичные данности в целые монодрамы, сцены, характеризующие героев музыкальной истории.
Как известно, в произведениях сонатной фор
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!