Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-11-14 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Несомненно, что композиция представляет собой один из аспектов строения музыкального произведения. Но ясно также, что строение музыкального произведения не исчерпывается его композицией, хотя с определенной стороны отражается в ней.
18
Чтобы разграничить эти два понятия и выявить характер их отношений, необходимо рассмотреть музыкальное произведение в его существенных проявлениях и в связях с контекстом, в котором оно рождается и живет.
Музыкальное произведение в его полноте, целостности и автономности, в его отчужденности от единичного восприятия и наблюдения можно назвать объектом. Но в любом единичном восприятии, в исследовании оно становится уже предметом, та есть объектом, увиденным в определенном ракурсе, зависящим: от установок, целей, потребностей воспринимающего или исследователя. Оно может, например, стать предметом акустического анализа и тогда будет описываться как сложно организованная система звуков и звуковых параметров. Оно может быть рассмотрено как система звуковысотных комплексов и сопряжений или как сложно развертывающаяся совокупность разнотембровых оркестровых голосов и партий, может оцениваться как процесс ритмический или тематический. Поскольку таких точек зрения очень много, постольку один и тот же объект отражается в наблюдениях и исследованиях как множество различных предметов. Называя музыкальное произведение, например, композицией, мы видим не произведение вообще, а подчиненное художественным задачам временное целое, упорядоченное в согласии с принципами музыкальной компоновки.
Таким образом, звено «объект — предмет» предстает здесь в виде пары «произведение — композиция». Отсюда ясно, что строение произведения сложнее и полнее композиционной структуры. Для выявления композиции нужно увидеть произведение как предмет, организованный во времени. Для того же, чтобы охарактеризовать строение произведения во всех его проявлениях, необходимо было бы встать одновременно или последовательно на каждую из огромного множества точек зрения. Разумеется, исчерпывающее его познание практически недостижимо. К нему можно лишь приближаться как к абсолютной истине. Однако всякое более полное описание в сравнении с менее полным может выступать по отношению к последнему как описание объекта. Таковым может считаться и системная характеристика музыкального произведения с наиболее важных, выработанных самой практикой позиций.
Здесь возникает вопрос, нужна ли такая характеристика, коль скоро предметом исследования является не строение произведения в целом, а лишь композиция и ее логика. Положительный ответ на него вытекает из принятой нами трактовки связей между объектом и предметом: композиция рассматривается не как абстрагированная сторона произведения, то есть не исключительно только как временная структура, а как произведение в целом, лишь взятое в определенном ракурсе. А это значит, что в композиции мы надеемся увидеть едва ли не все свойства произведения, преломленные, однако, в композиционном аспекте.
19
Такой подход кажется нам единственно правильным, если иметь в виду задачу целостного музыкального исследования композиции. Заметим попутно, что он необходим и в описании всех других сторон произведения. Так, если бы перед нами стояла цель изучения гармонии музыкального произведения, то следовало бы все остальные проявления его организации рассмотреть сквозь призму гармонии. Нужно было бы анализировать, например, ритм как фактор гармонии, оркестровку как еще один важный ее фактор и т. д. Соотнесение представлений о произведении в целом и композиции тем более важно, что строение произведения как продукта европейской музыкальной культуры последних столетий, в сущности, является системой, важнейшие элементы которой объединены композицией, подчинены ей.
В последнее время понятие произведения начало привлекать к себе пристальное внимание ученых из самых различных областей искусствознания и эстетики, в том числе и в музыкознании. В советской науке появляется ряд работ, в которых специально рассматривается способ существования музыкального произведения и само понятие произведения. Таковы работы Н. П. Корыхаловой, В. П. Фомина, И. В. Малышева, а также некоторые работы, посвященные общему понятию произведения искусства [22, 64, 30, 33].
Множество концепций, связанных с феноменом произведения, возникло в зарубежной эстетике, социологии и философии. О нем пишут К. Дальхауз, Т. Адорно, X. Эггебрехт, Т. Кнайф и многие другие авторы [см. об этом: 18]. Целая диссертация посвящена музыкальному произведению кельнским музыковедом Р. Каденбахом [76].
Интерес к феномену произведения не случаен. Ведь все европейское искусство, и в частности музыкальная культура, опирается на это понятие. Его можно считать фундаментальнейшим понятием искусствознания и эстетики. Скульптура, картина, соната, стихотворение, романс, кинофильм, дворец — все это произведения. Искусствознание оттачивало свои методы, строило системы представлений, опираясь именно на это понятие.
Вместе с тем ясно, что не всегда и не во всех культурах, не во всех сферах художественной деятельности людей, связанных с функционированием искусства, произведение есть нечто главное. Так, в народном танце есть деятельность, но нет произведения в том смысле, в каком этим словом можно назвать, например, хореографическую миниатюру. В старинной индийской музыке были каноны, были исполнители, но не было произведений. В средневековых цехах музыкантов существовали зафиксированные правила создания музыки, исполнительские приемы, звукоряды, но не было зафиксированных произведений. В алеаторике есть некоторая музыкально-звуковая деятельность, но нет стабильной пьесы.
20
Коль скоро это так, то само понятие произведения следует считать понятием, подчиненным принципу историзма. И как таковое оно требует пристального анализа.
Для того чтобы в общих чертах охарактеризовать произведение как художественный объект, мы рассмотрим его в следующих аспектах: во-первых, в контексте музыкальной деятельности общения — в коммуникативной ситуации, во-вторых, с точки зрения материальной фиксации, и наконец, с позиции слушательского восприятия музыки, детерминированного историко-культурными и психологическими факторами.
Совершенно ясно, что и сущность, и строение музыкального произведения не могут быть поняты вне художественной коммуникации, в которой реально осуществляются процессы творчества, исполнения, восприятия и реализуется акт общения.
Рис. 1
В отображенной на рисунке системе центром является музыкальное произведение. Около него группируются наиболее важные элементы коммуникации — автор, исполнитель, слушатель. Художественное общение невозможно и без других элементов, создающих условия и среду общения, а также являющихся объектами отражения, воздействия и преобразования. К ним относятся инструмент, зал, музыкальный язык, культура в целом, мир, жизнь. Оно немыслимо без педагога и учебников, без художественного руководителя и антрепренера, без музыкаль-
21
ного редактора и типографии, без интерпретатора-критика и аналитической статьи, хотя все эти компоненты факультативны в том смысле, что они определяют лишь специфические дополнительные свойства музыкальной жизни и культуры.
Начнем анализ коммуникационной системы произведения с того, что усомнимся в правильности обозначения центрального элемента термином «произведение». Дело в том, что произведение как материально-идеальное образование оценивается, «видится» по-разному с позиций композитора, исполнителя, слушателя № 1, № 2 и т. д. Таким образом, материальная его ипостась единична, идеальная же — множественна. Это значит, что в схеме каким-то образом должно быть отражено и то, и другое.
Первая коррекция схемы может заключаться в замене «произведения» «текстом». Заметим попутно, что здесь и в дальнейшем слово «текст» используется не в семиотическом смысле, а лишь как короткое, удобное слово, эквивалентное выражениям «нотная запись», «звучание исполняемого произведения», «звуковое тело», «музыкально-звуковой предмет» и т. п. В данном случае введение этого термина устраняет противоречивость, центрального элемента схемы. Ведь именно текст — в нотной или звуковой его формах — является тем материальным инвариантом, который существует как нечто однозначное для композитора и исполнителя, как основа и предел для собственно слухового распознавания при восприятии.
Измененная таким образом схема музыкальной коммуникации уже не содержит выделенного в отдельную часть произведения. Теперь оно скрыто в коммуникации как некий растворившийся в ее элементах феномен.
Роль жанрово-коммуникативной ситуации двояка. С Одной стороны, этот жанровый контекст отпечатывается в самом звуковом тексте произведения, поскольку композитор ориентируется на характерную для избранного жанра ситуацию, стремясь, наилучшим образом приспособить к ней содержание и форму произведения. Так, заметное влияние оказывают на музыку особенности слушательской аудитории, ее состав, интересы, потребности. Самым непосредственным образом композитор учитывает возможности исполнителей: их амплуа, технику, характер голосов и инструментов, специфику ансамбля, количественный его состав, расстановку сил и т. д. Свои следы в тексте оставляет также пространственная среда коммуникации, причем не только ее функциональная структура, образуемая связями коммуникантов, но и физические, акустические характеристики.
С другой же стороны, жанровый контекст воздействует на музыкальное восприятие. Он является средой, в которой формируется особый коммуникационный климат, ощущаемый слушателями как внемузыкальный фон, оттеняющий музыкальные впечатления и неприметно оказывающий на них свое действие.
22
Иногда отношения между музыкой и компонентами жанровой ситуации становятся дополнительным предметом внимания. Достаточно в концертном зале появиться автору или человеку, которому посвящено исполняемое произведение, как слушатель вовлекается в особые переживания, так или иначе влияющие на восприятие музыки. Существенно отличается в этом плане от обычного концертного фона атмосфера конкурсного концерта или юбилейного, торжественного музыкального вечера.
Здесь нет особой необходимости подвергать детальному анализу конкретные случаи или жанровые типы музыкальной коммуникации, как и характер отдельных многочисленных связей, влияний, взаимодействий, возникающих между основными и побочными ее компонентами, к числу которых можно отнести сферы редактирования и издания, антрепризы и рекламы, критической оценки и научного исследования, радио и звукозаписи. Это могло бы составить предмет особого изыскания. Ограничимся лишь ссылкой на яркое высказывание Б. В. Асафьева: «Категории форм и виды становления музыки обусловлены еще целым рядом факторов, на которые до сих пор было мало обращено внимания. Это — установка на „пространство" и на среду слушателей. Совершенно очевидно, что музыка, наполняя звуками то или иное пространство, воздействует не только силой звучания и пронзительностью тембров, но и соответствующими размерами и интенсивностью становления. Пока музицирование не перешло в большие концертные помещения — симфония типа бетховенской была бы немыслима». И далее: «Напротив, эпоха создавания и потом распространения в Европе песен Шуберта — это стягивание музыки в тесные пространства, в формы песенной лирики, рассчитанной на небольшой дружеский кружок и на душевное сосредоточение. Не потому песни Шуберта распространялись медленно, что венцы были слишком легкомысленны, а потому, что привычные тогдашней Вене формы музицирования (аристократический салон, театр, концертный зал, сад, площадь) не соответствовали скромным масштабам интимной лирики» [6, с. 186 — 188].
В этом высказывании для нас важно не только то, что ученый выделяет как раз те два типа композиции — симфонический и камерный, которые в данном исследовании избраны для анализа, но и то, что характеристика касается как самих музыкальных «форм и видов становления», так и атмосферы «душевного сосредоточения», то есть обеих существенных сторон жанрового контекста, получающих отражение в музыке и в ее восприятии. Обе стороны — одна в виде материального слоя, а другая как идеальная образно-смысловая и эмоциональная окрашенность звучания, возникающая в восприятии в результате соотнесения музыки с ситуацией исполнения, — представляют собой сфокусированные на музыкальном звучании качества коммуникативного контекста и как таковые являются элементами структуры самого произведения. Иначе говоря, уже коммуника-
23
тивный аспект дает возможность определить произведение как. объект, не сводимый к тексту или звуковому процессу, а представляющий собой сложное материально-идеальное образование, запечатлевающее в своем строении структуру и особенности жанрового контекста.
Вторая коррекция схемы требует введения временного измерения, в котором отображалась бы история жизни произведения. Можно вообразить с этой целью некую летопись, страницы которой повествуют о его истории. Существенным моментом жизни произведения является множественность форм его записи, понимаемой в широком смысле. Поэтому, не оставляя проблемы коммуникативного контекста, мы можем обратить внимание и на проблему материальной фиксации музыки (второй аспект нашего анализа).
Первые страницы запечатлели бы предысторию. Например, Для романса Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» на этих страницах должна быть отражена русская действительность, какой она была до создания произведения. В ней уже существовали условия, необходимые для появления романса. Это — сложившийся до Рахманинова мир русской культуры и сознания, в котором большую сферу занимали интересы к национальному русскому, а с другой стороны — к ориентальному, к Индии, Испании, Кавказу. Кавказ, его отражение в русском сознании уже были закреплены в творчестве Пушкина, Лермонтова, Толстого и других писателей, художников, ученых. Уже развивалась стихия русского романса, крепли его традиции, усвоенные потом Рахманиновым. Существовала русская поэзия, пушкинское творчество с его лексикой, ритмом и интонацией. Формировалась музыкальная практика отображения Востока: колористичность, органные пункты, инструментальная изобразительность, связанная с ударными и духовыми восточными инструментами, интонационно острые увеличенные секунды и уменьшенные терции, орнаментирование мелодии, имитирующее специфическую манеру интонационного колорирования. Вырабатывалась сама рахманиновская манера, в частности фортепианная техника аккомпанемента. Существовали и многие другие предпосылки. Все эти сферы, сочетаясь, проникая одна в другую, образовали поле вполне определенных возможностей для создания именно такого романса, какой был создан, хотя талант-композитора проявился в нем как дар творческий, как нахождение нового, неизвестного ранее.
К этой первой стадии примыкает новая, важная в жизни произведения стадия — замысел композитора. Образ будущего сочинения играет большую роль в процессе композиции. Именно он и является первой формой существования произведения. В процессе сочинения этот образ испытывает на себе воздействие многократных инструментальных и вокальных проб, приспосабливается к возможностям инструмента, голоса, к нормам языка, памяти, письменной фиксации. Можно предполагать, что
24
мысленно представляемое композитором сочинение в чем-то богаче записи и реального звучания, но в чем-то беднее. Композитор часто бывает недоволен тем, что получилось в реальном звуковом воплощении, но, с другой стороны, нередко бывает поражен полнотой и действенностью реального звучания.
Нотная запись произведения в оригинале — следующая фаза жизни. Существенны здесь закономерности и способы нотации. Для исполнителя важно, в частности, представлять, насколько адекватно отражается в нотах произведение, слышимое внутренним слухом композитора. Существенно, что в целом способы записи влияли исторически на закономерности музыки — например, позволяли отделывать фактуру, созерцать форму в целом на довольно больших «пространствах». Более того, иногда развивались такие особенности формы, которые не соответствовали реальным возможностям слушательского восприятия. Ведь слушатель, в отличие от композитора и исполнителя, не может в познании строения произведения и его композиции опираться на нотный текст. Композитор же, напротив, имеет возможность сопоставлять моменты музыки, удаленные во времени, выделять и отрабатывать детали, которые оказываются почти неуловимыми непосредственно на слух. Множество явлений такого несоответствия содержит, в частности, история развития контрапунктической техники. В итоге создавались новые требования и к композитору, и к слушателю — требования «направленности музыки на слушателя» и требования культуры слуха.
Вместе с нотной записью в момент создания произведения реализуются и другие формы записи. Это отражение в общественном сознании особенностей авторского исполнения произведения. Они записываются в памяти первых слушателей, музыкантов, современников автора. Затем появляются печатные издания, включается в деятельность редактор, вмешивающийся в форму записи, иногда вкрадываются опечатки, порождающие традицию и споры интерпретаторов и исследователей. Все это тоже имеет некоторое отношение к жизни музыкального произведения.
Следующая форма бытия — произведение, выученное исполнителем и хранимое им в памяти. Оно зафиксировано здесь в виде целой серии мыслительных программ: в виде алгоритма моторных действий, в виде схемы переживаний, осознаваемой сюжетной канвы и т. п.
Центральная форма — актуальное бытие произведения, то есть процесс исполнения его для слушателей, на конкретном инструменте в определенном зале. Здесь все соответствует приведенному выше рисунку, все влияет на звуковую форму произведения.
Но вот исполнение завершается — произведение «переходит» в сознание слушателя, остается в его памяти. Он «уносит его в своем сердце», продолжает «созерцать» его, время от времени возвращается к нему. Характер услышанного произведения за-
25
висит от множества индивидуальных факторов. Когда, обмениваясь впечатлениями, один из слушателей говорит другому, что он в первый раз услышал романс Рахманинова, а второй отвечает ему, что слышал его не однажды, то ясно, что речь идет об одном и том же произведении, но то, что -принято сознанием первого, сильно отличается от того, что получили слух и сознание второго.
Через некоторое время слушатель делится своими впечатлениями со знакомыми. В его словах, жестах, интонациях отражается воспринятое им произведение. Этот бледный след, рассказ о произведении — новая неспецифическая форма бытия некоторой художественной сущности. Но и этим цепочка не кончается. Слушая восторженного рассказчика, его приятель — человек с живым воображением — создает себе некоторое весьма смутное представление о произведении по его описанию.
Таковы важнейшие формы бытия музыкального произведения. Их перечисление можно было бы пополнить рассмотрением звукозаписи, аналитического описания. Но в рамках данного раздела оно достаточно для кратких выводов и для характеристики произведения с точки зрения его материальной, фиксации.
Во-первых, музыкальное произведение всегда существует в двух формах: или в процессе становления, в процессе записи, или в виде законченной записи. Причем запись (как и текст) понимается в широком смысле. Это и ноты, и запись на магнитной ленте, и запись в памяти. Если впечатление стерлось, если нет нот, грампластинки и нет литературных описаний — произведение перестает существовать. Значит, формы бытия произведения всегда связаны с материальной субстанцией, будь то клетки мозга, типографская краска на бумаге, резьба по дереву в «Дубовом кабинете» Петра Первого в Петродворце или чугунная решетка у подножия памятника П. И. Чайковскому перед Большим залом Московской консерватории.
Законченная запись, какой бы она ни была, соответствует архитектоническому вневременному представлению произведения, хотя и не исключает временных элементов. Запись специфична для произведения как формы существования музыки, ибо только благодаря записи становится возможной автономная жизнь художественного продукта, его отделенность от места и времени возникновения, его трактовка, воспроизведение, анализ, его соотнесение с автором и исполнителем. Кстати, слово «произведение» хорошо передает смысл автономности, поскольку художественный объект только тогда «произведен», когда его материальный контакт с творцом закончен.
Процесс же записи, а таковым является и восприятие-запоминание, представляет собой реализацию деятельностной временной природы музыки, хотя также не исключает противоположных себе вневременных представлений. В импровизации, в игре по нотам, в слушании музыки запись идет как бы попутно, как
26
неизбежное и непроизвольное запоминание, как опора для достижения логичности и целостности композиции, исполнения восприятия. Главной же является сама музыкальная деятельность, развертывающаяся во времени. Даже если запись становится специальной задачей, например при изготовлении грампластинки, при фиксации сочинения в нотах, то и в этих случаях она в конечном счете оказывается служебной, нацеленной на будущее воспроизведение, на творческую деятельность исполнителя и слушателя, на переживание музыки.
И все же если запись или запоминание исключить из музыкальной деятельности, то ее материально-идеальное содержание, ее результат, продукт как таковой исчезнет вместе с ней и потому не может получить статуса произведения. И наоборот — если в деятельности есть направленность на запоминание, на сохранение, то она оценивается как развертывающееся произведение. Актуальное бытие художественной деятельности только тогда становится бытием произведения, когда оно включено как главная фаза в цепочку других форм бытия, что предполагает долготу жизни, сохранность произведения для людей в историческом времени. Это первое заключение о свойствах произведения.
Во-вторых, у разных слушателей произведение запечатлевается по-разному. Та часть его строения, которая совпадает у всех, — это инвариант произведения. Каждая же конкретная
полная реализация в исполнении и восприятии — вариант. Глубина, степень совпадения регламентируются традициями данной культуры.
Культ письменности в европейской музыке приводит к тому, что наиболее однозначным требованием к исполнителю и слушателю является требование точного совпадения его варианта с записанной в нотах схемой произведения. Инвариант в известном смысле оказывается адекватным нотной записи. Однако и дополняющие инвариантную схему детали в конкретном исполнении и восприятии не полностью произвольны. Они входят в тюле возможных реализаций, границы которого в конечном счете диктуются текстом, а также коммуникативной ситуацией, социальной средой и исторической перспективой, а вместе с тем — содержанием и характером жизненного опыта, в целом также детерминированного социальным, культурным содержанием жизни человека.
Этот краткий анализ дает нам возможность, вернувшись к коммуникационной структуре музыкального произведения, ввести еще одно усовершенствование, касающееся центрального звена. Заменив термин «произведение» термином «текст», мы выделили в схеме материальное звено, фиксирующее результат работы композитора, влияние всех остальных звеньев системы. Теперь, после рассмотрения коммуникационных связей и влияний, возникающих в процессе исполнения-восприятия, а также та других стадиях бытия произведения, мы можем вернуть это-
27
му центральному элементу название музыкального произведения, если будем рассматривать его как особое устройство, собирающее в себе все существенные для художественного бытия значения и смыслы из окружающего его жанрово-ситуационного и социально-исторического контекста. Тогда произведением можно назвать весь мир, воспринятый, увиденный, услышанный в музыкальном звучании («тексте»), преломленный для каждого воспринимающего в призме текста. Он становится «художественным миром» произведения, существующим как некоторая автономная данность в своем пространстве и времени. Он подчиняется законам своей музыкальной конституции, но вместе с тем отражает в себе практически все компоненты и стороны реального мира, в котором развертывался процесс творчества, исполнения и восприятия. Иначе говоря, музыкальное произведение — это материально зафиксированный идеальный художественный объект, созданный композитором на базе существующих в культуре возможностей и средств, обладающий способностью сохранять свою инвариантную структуру, а вместе с тем — благодаря исполнителям, слушателям и конкретным условиям — приспосабливаться к ситуации и исторически развиваться.
Звуковая форма музыкального произведения связана так или иначе со всеми существенными элементами и спутниками порождающей ее музыкальной деятельности. Представлениям о контексте, тексте и подтексте в какой-то мере соответствуют три разных вида связи звукового материала с реальностью, которые можно было бы определить словами «отражение» (в узком смысле), «воплощение» и «проекция».
Действительно, звуковой процесс, развертывающийся во время музыкального исполнения, может выступать, во-первых, в функции особого зеркала по отношению к коммуникативной ситуации. Так, характер музыки для слушателя в какой-то степени меняется в зависимости, например, от того, каково освещение на сцене, какая публика наполняет концертный зал, присутствуют ли среди слушателей близкие, знакомые люди и т. п. Причем изменение ситуации воспринимается не только само по себе„ но и через музыку, создавая иллюзию возникающего в ней некоего нового качества, хотя фактически звучание остается тем же, если не считать прямых физических влияний акустики помещения.
Во-вторых, художественно воссоздаваемая реальность отпечатывается в самом тексте. Звуковой процесс выступает по отношению к ней как субстанция, материализующая различные ее компоненты. Так, если в замысел композитора входила передача эмоциональной динамики и он воспользовался для этой цели музыкальными средствами кульминационной волны — нарастанием и спадом громкости, изменением плотности фактуры, мелодическим и гармоническим развитием, — то между динамикой эмоции и звучанием возникает непосредственная связь, выраженная материально. Таким же образом оно реагирует и на
28
художественные намерения исполнителя. В самих звуках, в их интонационной, тембровой, динамической и ритмической организации так или иначе запечатлевается его интерпретация.
Именно второй (наиболее важный) вид связи, при котором музыкальное звучание выступает как своего рода пластическая субстанция, фиксирующая в своих формах следы художественной деятельности, и может считаться собственно воплощением содержания.
Но дело не ограничивается этими двумя типами связи. Звуковой материал оказывается, кроме всего прочего, еще и своего рода экраном, на который проецируются образы, смыслы, свойства, возникающие уже не в результате непосредственных воздействий самого звучания или его окружения, а в результате апперцепции, опирающейся на память, на хранимые ею прошлые встречи с искусством и жизнью, на навыки и знания, приобретенные раньше. В момент восприятия музыки эти следы оживают, приобретают характер реально существующего, и так же, как элементы жанрового контекста, приписываются самому звучанию, переносятся на него. Так к контексту и тексту присоединяется еще и апперцепционный подтекст. Он как бы проецируется на звуковое полотно и вторично, иллюзорно «воспринимается».
Таким образом, музыкальное звучание оказывается и зеркалом, и пластическим материалом, и экраном. Непосредственное восприятие может даже не дифференцировать контекстные, текстовые и апперцепционные компоненты, так как оно направлено на постижение смысла в целом, как бы он ни был выражен и сформирован. Зато исследователь, пользуясь методикой целостного анализа и предваряя в соответствии с ней изучение нотной записи слушанием музыки, должен отдавать себе отчет в том, чем обусловлены его музыкальные впечатления, что идет от звучащего материала, а что определяется жанровой средой, традициями, психологией.
С позиций музыкального восприятия — а это уже третий аспект в анализе строения произведения — исследователь может выделить структуры, обусловленные культурно-историческими, перцептивными, личностными, а также другими, собственно психологическими факторами.
Исключительно сложные и глубокие структуры, охватывающие и материальные и идеальные компоненты строения произведения, высвечиваются мерцающей в нем историей музыки. В таком ракурсе произведение оказывается своего рода напластованием различных исторических слоев, объединением компонентов, «прочтение» которых опирается на знание разных принадлежащих истории и культуре языков жизни и музыки. Исторические связи схватываются мгновенно, но требуют от слушателя знания музыки и истории, предполагают наличие широкого жизненного опыта, высокой общей и музыкальной культуры, развитых навыков слушания музыки.
29
Рассмотрим с этой точки зрения рахманиновскую фортепианную прелюдию ре минор — ор. 23 № 3. Это одна из наиболее глубоких по содержанию и ярких по воплощению прелюдий С. В.Рахманинова. Она оказывает сильное эмоциональное воздействие на широкий круг слушателей, обладающих разным по объему музыкальным опытом. В ней сочетаются средства выразительности, действующие одновременно на самые различные «этажи» и сферы восприятия, начиная от чисто фонических средств, красочных смен регистров, упругого настороженного ритма и увлекающей динамики развития и кончая тончайшими ладогармоническими и интонационно-тематическими процессами.
Какие же данные историко-культурной апперцепции необходимы слушателю для того, чтобы приблизиться к адекватному восприятию пьесы? К важнейшим из них, на наш взгляд, относятся представления о целом ряде жанров и жанровых средств,
в той или иной степени получивших отражение в музыке прелюдии.
Это, во-первых, хоральное начало. Оно есть в первой фразе прелюдии, хотя и действует из глубины, будучи замаскировано для слуха упругим менуэтным ритмом.
1
Признаками хоральности являются здесь ритмический параллелизм всех голосов, образующих аккордовую дублировку мелодии, и плавность их движения, поступенность. Некоторое значение имеет также повторение тона в конце фразы, подчеркивающее аккордово-хоральный склад. Этому же способствует простота гармоний — трезвучия, за исключением начального аккорда. В дальнейшем хоральность, удивительно сочетающаяся с поразившим Б. В. Асафьева в авторском исполнении бетховенским динамизмом 1, усиливается. В репризе усилению оттенка хоральности способствует уже то, что «аккордовая тема» изложена пространнее, расширена благодаря секвенцированию. Кроме того, важно, что в гармонизации используется диатони-
1 Асафьев писал об этом: «Помню из суммы первых впечатлений от явления Рахманинова: рыцарственно-строгий и суровый облик на эстраде, внутренняя волевая сосредоточенность, сказывавшаяся во всем том, что можно назвать благородством артиста в его соприкосновении с искусством — без тени панибратства. Как сейчас слышу поразивший меня ритм „менуэтного ре-минорного прелюда" и особенно рахманиновское интонирование именно сферы „d-moll'ности"; чудилось здесь и нечто бетховенское» [4, с. 290].
30
ческая последовательность типа «золотой секвенции», вообще часто ассоциируемая с хорально-полифоническим складом.
В коде последнее «упоминание» о теме перед заключительным интонационным росчерком еще более хорально уже потому, что выделяется по контрасту с предшествующим быстрым движением. Кроме того, хоральное противоположение подготовлено предыдущим полифоническим развитием в начале коды — последовательность, типичная для полифонических пьес, в подавляющем большинстве случаев, например у И. С. Баха, завершающихся аккордовым хоральным кадансом.
Итак, в памяти слушателя должен быть достаточный запас музыкальных ассоциаций, связанных с хоральностью, с произведениями хорального склада. Если в музыкальной «лексике» слушателя нет этого «слова», то глубина проникновения в смысл и характер музыки прелюдии будет значительно меньшей, чем это нужно для адекватного восприятия.
Другим таким «словом» в прелюдии является «инфернальное» начало, которое явно слышится, например, в звенящих аккордах стаккато, нанизываемых на педальное ре в коде, а также в гаммообразных взлетах контрапунктического подголоска в начале коды, отдаленно напоминающих жуткий пассаж струнных и деревянных инструментов, как бы сметающий фразу «Со святыми упокой» в первой части Шестой симфонии П. И. Чайковского. В прелюдии оттенок зловещей потусторонности фигуры тридцатьвторых приобретают, быть может, лишь в коде благодаря пианиссимо и общему высокому регистру, но тревожное и активное начало есть уже в первых появлениях тират, которые можно считать важнейшим элементом начальной темы (см. пример № 1), а также в кульминационных тактах, где инфернальная скерцозность торжествует.
Слушатель должен иметь в запасе и эти ассоциации. Они связывают прелюдию и с общим жизненным опытом, и с музыкальными впечатлениями прошлого.
Точно так же музыкального, а не только общего жизненного опыта требует рахманиновская колокольность. Слушатель, незнакомый с музыкой Рахманинова, с его стилем, может, конечно, и не заметить особой гулкости басовых нот в пятом такте un poco piu mosso или в первом и последнем тактах коды. Упоминавшиеся уже аккорды стаккато в середине коды тоже, безусловно, связаны с образами звонов. Зато для музыканта, для слушателя, хранящего в памяти рахманиновские колокола — из разных его пьес, — эти элементы прелюдии окрасятся в особые эмоциональные тона, приобретут дополнительный образно-смысловой оттенок.
Мы лишь упомянем танцевальный ритм, как еще один жанровый компонент прелюдии, проявляющийся в строгой менуэтной поступи и в сдержанности полонезных кадансов. Подробнее же остановимся на элементах вокального ламенто. Частичное его осознание или интуитивное постижение нуждается лишь в общей
31
жизненной апперцепции, в умении слышать жалобные интонации, затененные динамичностью развития, а осознание полное требует непременного наличия в опыте интонационных музыкальных эталонов, соотнесение с которыми сразу направляет восприятие по пути адекватного постижения композиторского замысла.
Речь идет о скорбных песенных интонациях, которыми пронизана вся ткань прелюдии, но которые в наибольшей мере выявляются в начале средней части в одном из средних голосов.
2
Для большинства слушателей нашего времени — второй половины XX века — музыкальная семантика мелодических интонаций такого типа ограничивается лишь общими значениями скорбности, жалобности, значениями имитации стонов, вздохов, рыданий. Приведем еще несколько примеров из прелюдии.
Более подробный анализ показал бы, что почти все эле
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!