Понятие и сущность мотивации. Основные теории мотивации и их применение в менеджменте. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие и сущность мотивации. Основные теории мотивации и их применение в менеджменте.

2022-11-14 31
Понятие и сущность мотивации. Основные теории мотивации и их применение в менеджменте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деят-ти достижения поставленных целей. Мотивация выражает состояние человека, побуждающее его совершить определенные действия.Осуществляется мотивация посредством методов управления, которые можно разделить на:

 - административные – повышение в должности, квалификации и др.

- экономические – зарплата, премия, льготы, доплаты;

- социально-психологические – общественное признание, благодарность, восхищение и др.

Содержательные теории мотивации. В них выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Выделяют 3 основные содержательные теории мотивации:

1. Согласно теории потребностей А.Маслоу (пирамида Маслоу) – человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появление одной потребности обычно предшествует удовлетворению другой, более насущной. Маслоу выделил 5 основных групп потребностей:

- физиологические – необходимыми для выживания (потребность в еде, питье, отдыхе);

- безопасности и уверенности в будущем - включающие потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем;

Методы удовлетворения физиологических и безопасности и уверенности в будущем – ЗП, доплаты, социальные гарантии, трудовые договоры и контракты.

- социальные - потребности ощущать себя членом какой-либо общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку (давать подчиненным работу, которая предполагает общение, проводить совещания и др);

- уважения - это потребность в признании личных качеств или достижений (поощрение за достигнутые результаты, делегирование доп.полномочий и расширение ответственности);

- самовыражения -  т.е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в росте как личности (делегировать сложные задачи, требующей высокой отдачи, поддерживать творческие инициативы подчиненных).

Поскольку с развитием человека потребности высших уровней постоянно расширяются, то они никогда не могут быть полностью удовлетворены, и поэтому мотивация поведения через потребности бесконечна.

2. Теория потребностей Д.Мак-Клелланда – выделил 3 группы потребностей:

- Потребность власти – выражается ч/з желание воздействовать на других людей, т.е. делегирование полномочий, расширение ответственности;

- Потребность в успехе – выражается ч/з удовлетворенность работой, процессом ее доведения до успешного результата, т.е. поощрять за реально достигнутый результат, использование результатов в дальнейшем;

- Потребность причастности – выражается ч/з заинтересованность в дружеских отношениях, оказании помощи другим, т.е. не ограничивать межличностные отношения, давать поручения, связанные с широкими возможностями социального общения и др.

3. Двухфакторная модель Ф.Герцберга – является эмпирической, т.е. результатом обработки большого кол-ва экспериментальных данных. Согласно Герцбергу, все факторы, влиящие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на 2 группы:

- Факторы – мотиваторы – определяющие удовлетворенность работой. К ним относят: возможность достижения и признание успеха; ответственность; продвижение по службе; возможность профессионального роста и др.

- Гигиенические факторы или факторы контекста – определяющие неудовлетворенность человека своей работой (условия труда, межличностные отношения на рабочем месте, т.е. отношение с начальником, коллегами и подчиненными; уровень оплаты труда; степень контроля за работой и влияние работы на личную жизнь).

Процессуальная теория мотивацииповедения личности –анализирует то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и от чего зависит выбор конкретного типа поведения. Согласно процессуальным теориям, главным в мотивации является способность менеджера предложить подчиненному ту награду, которую он заслуживает за свою работу. Основными процессуальными теориями мотивации являются:

1.Теория ожидания В.Врума – рассматривал мотивацию как процесс управления выбором. Согласно его теории Врума сила стремления человека к достижению цели определяется следующими основными факторами:

- зависимость м/у затраченными усилиями и полученными результатами (З-Р). Определяется рядом обстоятельств: способностями сотрудниками (рук-ль должен быть уверен в том, что работник потенциально способен выполнить поручаемую ему работу с требуемым кач-вом); четкостью поставленной задачи (сотрудник должен быть осведомлен о том, что от него требуется); наличие необходимых ресурсов (оборудования, материалов, инструментов, времени).

- зависимость м/у качеством выполненной работы и получаемым вознаграждением (З-В) – это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;

- удовлетворенностью полученного поощрения или вознаграждения- определяется как разность м/у тем, что человек хотел получить за качественное выполнение работы и тем, что он получил в действительности.

2. Теория справедливости. Согласно этой теории, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если коллега получил за такую же работу больше вознаграждение, то у работника возникает чувство психологического напряжения. Если вознаграждение меньше, то возникает снижение индивидуальной производительности труда, либо усилия по повышению ЗП (давление нарук-ля, недовольство). Если вознаграждение выше – производительность труда возрастет, но временно, т.к. потом он завышенное вознаграждение воспринимает как норму.

3. Модель Портера-Лоулера. Эта модель объединила теории ожидания и справедливости, связывает 5 мотивационных элементов:

- восприятие человеком себя, своих потребностей и внешнего окружения;

- затрачиваемые усилия на выполнение работы;

- получаемый результат;

- получаемое вознаграждение;

- удовлетворение этим вознаграждением.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.