Детские проблемы и их преодоление — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Детские проблемы и их преодоление

2022-09-15 35
Детские проблемы и их преодоление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние годы взрослые всё чаще задаются вопросами: «Почему наши дети не любят учиться? Что надо сделать, чтобы ребенок захотел учиться? Что не так в детском саду и в школе? и т.п.». Действительно, повод для волнения есть. У этой ситуации есть две стороны – объективная и субъективная. Объективные, внешние причины связаны с общей идеологией образования, воспитания, а субъективные – с особенностями развития самих детей. Именно эти субъективные, внутренние причины неуспешности того или иного ребёнка являются для нас важными. Кардинально повлиять на реалии дошкольного и школьного процесса– мы не властны. А вот помочь каждому ребёнку раскрыть разнообразные таланты его мозга – вполне в наших силах.Это важно для детей свысокими показателями развития. И это просто необходимо для тех, у кого есть какие-то проблемы или отклонения. Нейропсихологическое сопровождение обращено ко всем детям, оно универсально и крайне актуально. Представленная в настоящем издании технология является, по сути, обязательной частью общеобразовательного процесса.

Она включена в реестр федеральных государственных стандартов дошкольного и школьного образования: «Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Семенович, 2013), «Программа коррекционной работы в школе. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе» (Семенович, 2015). В этих программах отражены проблемные точки психологического развития современных детей и пути их преодоления. Родителям и специалистам следует о них знать, чтобы своевременно направить ребёнка по самому оптимальному пути к его психологической успешности.

Всем известно, что сегодня резко возросло число «проблемных» детей. Эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детском саду и школе. Клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и говорят о нижненормативных границах развития. Между тем задача их обучаемости бывает трудноразрешимой. Ситуация парадоксальная: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как «здоров», а он с трудом приобщается к самым примитивным навыкам (не говоря уже о чтении, рисовании или математике) и постоянно конфликтует с миром.

Бывает и прямо противоположная ситуация. Врач, психолог или логопед выявляет определённые проблемы. И начинается долгое хождение по специалистам, многопрофильное лечение и коррекция, а принципиального улучшения не видно. Многим детям ещё в младенчестве ставятся диагнозы: асфиксия, родовая травма, пре- и перинатальная энцефалопатия (ПЭП) и т.д. Затем наступает пора новых страшных диагнозов: ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и т.п. При этом подавляющее большинство детей развивается на фоне общего «нездоровья»: недостаточность систем желудочно-кишечного тракта и различные формы остеопатий (проблем с позвоночником), постоянные респираторные заболевания и аллергические реакции.

Всем педагогам и родителям сегодня хорошо известны такие термины, как «вегето-сосудистая и мышечная дистония», «повышенная возбудимость мозга и незрелость корковой ритмики», «невротические явления», «индекс агрессивности», «аутизм», «несформированность межполушарных взаимодействий» и т.п. А ведь ещё 10 -15 лет назад ими пользовались только специалисты. Что это означает? Это означает, что многие неблагоприятные явления перестали быть узкопрофильным делом профессионалов. Они перекочевали в нашу обыденную жизнь. Следовательно, заинтересованным взрослым надо принять как данность очевидный факт: пришла пора серьёзно и продуманно помогать детям. Ведь все эти неприятности,как правило,идут параллельно с эмоционально-личностной и познавательной неготовностью к обучению и адекватному общению. Внимательным взрослым она видна уже в 2-3 года. К 5-6 годам проблемы становятся очевидными для всех. Но условия для их появления возникают существенно раньше: во время внутриутробного развития, родов и/или на первом году жизни.

Обобщая наиболее распространенные трудности современных детей, можно представить список факторов риска, которые могут затормозить или исказить их полноценное развитие.

Ø Внутриутробные вредности, родовая травма, кесарево сечение, преждевременные роды, роды в воде, асфиксия, мышечный гипер- или гипотонус, кривошея, частые падения, разнообразные травмы и вывихи, которые приводят к неполноценной подвижности, ушибы и травмы головы, микротравмы шейных и/или грудных отделов позвоночника, общий наркоз и т.п. В семье у близких родственников: алкоголизм, диабет, ревматизм, эндокринные заболевания и т.п.

Ø Ребёнок по любой причине был ограничен в движении с первых дней жизни, не сосал грудь, мало ползал или не ползал совсем; ходил на цыпочках, поздно начал говорить. Он всегда чрезмерно возбуждён и долго не может успокоиться или, напротив, излишне медлителен; плохо засыпает, ещё в младенчестве перепутал «день-ночь», с трудом усваивал элементарные бытовые навыки.

Ø Ребёнок часто болел, особенно на первом году жизни. Его по жизни сопровождают ЛОР- и лёгочные заболевания, отиты, лечение антибиотиками; аллергии, дерматиты, проблемы ЖКТ (частая рвота, поносы, запоры, отвержение тех или иных продуктов и др.), он быстро устаёт, истощается и т.п.

Ø Ребёнка надо несколько раз окликать; он часто переспрашивает и не всегда правильно понимает, что ему говорят, коверкает слова, говорит с «кашей во рту». С ним надо разговаривать медленно и короткими фразами. Он испытывает трудности, когда общается с чужими людьми (сверстниками и взрослыми) особенно в незнакомых условиях; постоянно конфликтует не только с посторонними, но и с домашними; предпочитает общаться с детьми, гораздо младше его. Не может усидеть на месте и сосредоточиться, быстро отвлекается, не выполняет элементарных правил во время любых занятий; категорически отказывается рисовать и никак не удерживает ритм на занятиях физкультурой или танцами, не может описать картинку, объяснить, чего он хочет и т.п.

Ø Самые любимые реакции ребенка: «Не люблю...не хочу...не буду».

Ø Маме ребёнка известны слова: дисбактериоз, панкреатит, сколиоз, энурез, дефицит венозного оттока, гипертензионный синдром, ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, аутизм, ОНР, ФФН, дизартрия, дисграфия и дислексия и т.п. Очень важно понимать, что все эти «диагнозы» не обязательно должны быть зафиксированы в медицинской карте. Если мама знает эти слова, значит, что-то когда-то в поведении ребёнка заставило ее обратиться к какой-то литературе, найти информацию в Интернете или посоветоваться со специалистами. Мы редко запоминаем новые слова, если они никак не связаны с нашей текущей жизнью.

Если вы, взяв карандаш, подчеркнёте слова, часто возникающие при обсуждении вашего ребёнка (воспитанника) и их окажется больше трёх, – самое время открыть нейропсихологические программы и начать заниматься. И, пожалуйста, старайтесь правильно переводить его «не люблю...не хочу...не буду». Как правило,за этим стоитсовершенно отчётливый смысл: «Не могу...Не умею...Не знаю, как...Мне что-то мешает...».

Если ничто из приведенного списка никогда не возникало на горизонте – прекрасно. Используйте нейропсихологические упражнения, как абилитационные, то есть направленные на выявление и развитие разнообразных способностей ребенка. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники – лучшийдля неговитамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте. Недаром взрослые, занимающиеся с ребёнком по нашему методу, всегда отмечают повышение собственной энергетики, улучшение настроения и даже омоложение мыслей, души и тела.

Уже в младенчестве у многих современных детей, наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития, бедность двигательных координаций. Они с опозданием начинают ползать, садиться или вставать; ползают спиной и бегают на носочках. Часто – пропускают какой-то этап развития (например, этап ползанья). Они неловки, неуклюжи; постоянно спотыкаются и травмируются на ровном месте, не замечая углы и предметы. Достаточно долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, справляться со шнурками и пуговицами). Потом начинаются проблемы при освоении велосипеда и подвижных игр; остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Внимательные взрослые замечают, что у ребёнка неважная память, что он как-то не так воспринимает всё вокруг, напряжён и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки – в другую, а ноги – в третью».

С возрастом всё больше обнаруживается еще одна большая неприятность: различные задержки и искажения речевого развития. Дети говорят плохо, речь их невнятна, крайне ограничен словарный запас; затруднена способность связно выразить свою мысль или описать самую простую сюжетную картинку. Это закономерно приводит к торможению интеллектуального развития.

Конечно, в такой ситуации трудно сделать первые успешные шаги к взрослой жизни: сосредоточиться, соблюдать элементарные правила поведения дома, в детском саду и школе. Постоянная отвлекаемость, как правило, сочетается у таких детей с тягой к примитивным играм и гиперактивностью. К тому же у них все больше нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность и т.п.), которые становятся непреодолимой преградой при обучении и общении. Зачастую фоном их развития выступают различные невротические проявления (страхи, тики, энурез, проблемы со сном, заикание, повышенная тревожность и т.д.).

Все эти явные, очевидные даже для невооружённого глаза проблемы типичны для многих современных детей. При психолого-педагогическом обследовании у них выявляется несформированность широкого спектра психических функций: восприятия, пространственных представлений, памяти, речи и т.д. В любом случае эти проблемы возникают не «вдруг!». Они зарождаются еще в недрах внутриутробного развития ребёнка, продолжают выступать негативным фоном в младенчестве, искажая и тормозя целые блоки его познавательной и эмоциональной жизни.

Неблагоприятные нюансы раннего развития (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочёвывают в дошкольную, а затем и в школьную реальность. Вот здесь и начинается подчас настоящая драма! Родители часто удивляются, почему ребёнок, который (как им кажется!) все всегда прекрасно делал дома, вдруг оказывается совершенно беспомощным, переступив порог детского сада, развивающей группы или школы. Но ведь это закономерно. Пока ребёнок находится в домашних условиях, многие его «пробелы» маскируются ближайшим окружением. Дома можно плохо и невнятно разговаривать, вопить и отказываться от любых занятий. Но мама (в конце концов) поймет с полувзгляда и многократно подскажет, а бабушка пожалеет и всё сделает сама. Папа тоже, скорее всего, не станет долго раздумывать по поводу постоянных конфликтов ребёнка на детской площадке, где «почему-то!» он постоянно рыдает из-за невозможности играть в мячик и со всеми дерётся. Он просто отвлечёт его или уведёт подальше...Так день за днём взрослые, сами того не осознавая, игнорируют проблемные зоны развития детей.

Но уже в детском саду ситуация меняется. Ребёнок оказывается один на один со всеми своими недостатками в совершенно новой обстановке.Здесь есть определённые правила иориентация на общепринятые навыки и умения, адекватные определённому возрасту. И если, в силу разных обстоятельств, где-то произошёл сбой в программе развития, трудности будут нарастать, как снежный ком. В том числе там, где раньше, казалось бы, всё было благополучно. Ведь в психологическом развитии нет изолированных линий.

Например,всем взрослым знакома ситуация, когда ребёнок постоянно пишет буквы и цифры зеркально или вверх ногами, путает правую и левую стороны; не понимает, что значит «из-за», «перед...- за...», «над...- под...», «к...- от...» и т.п. Поначалу это просто забавляет, потом немного тревожит. А в школе становится серьёзным препятствием практически на всех уроках. Но базовый пространственно-временной фактор – система координат (верх-низ, лево-право) – складывается поэтапно в ходе лежания-поворотов на живот/спину-сидения-ползанья-стояния-ходьбы ребёнка. Все эти этапы сенсо-моторного развития полностью отражают один из базовых законов человеческой жизни, который описан во всех культурах. Он гласит: любой процесс человеческой жизни разворачивается из точки – в линию – в плоскость – в трехмерное, а затем – и в многомерное пространство. Так развитие ребёнка идёт от точки (внутриутробное положение – 0°) к 45° развороту в момент рождения; 90° развороту в процессе сидения и ползанья; 180° – с момента перехода к прямохождению; наконец – к 360° с момента овладения пространством, находящемся сзади. По этому сценарию постепенно формируются все пространственно-временные представления вообще. Причем формируются в строгом порядке, установленном мозгом. Ступени (уровни) этой иерархии отражены в таблице 1.

Таблица 1.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.