Игра-драматизация «Я сегодня — воспитатель» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Игра-драматизация «Я сегодня — воспитатель»

2022-09-01 96
Игра-драматизация «Я сегодня — воспитатель» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы играли в детский сад, Костя наставлял ребят:

— Здесь — работа, тут — семья,
Воспитатель — это я,

На часы скорей глядите — В детский сад детей ведите. Мамы взяли медвежат, Папы выбрали зайчат, Кто в коляске, кто в машине Повезли их в детский сад. Костя у дверей стоял, Костя деток принимал. Предлагал он им печенье, Кашу с медом и варенье. Дети кушали, старались, От еды не отказались. После завтрака — игра, Спать потом пришла пора. Спят в кроватках все ребята — Зайки, лисы, медвежата. Мамы вовремя пришли, Папы к детям подошли. Папа Витя с мамой Олей Очень садиком довольны:

—Тут забота и уют,
Дети бодрыми растут!
Папа Миша с мамой Женей:

—Садик — просто загляденье!

—Воспитатель самый милый, —
Так сказала мама Мила.
Костик думал:

—Подрасту —

В воспитатели пойду!

Основная работа. Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игр; Сюжетно-ролевая игра-ситуация «День в детском саду»

Воспитатель наблюдает за игрой детей и предлагает им сделать но вый поворот в сюжете: мамам пора вести детей в детский сад. Ребя та, выступая в роли родителей, ведут в детский сад своих детей-ку кол или сами играют роли и воспитателей, и мам, и детей. Воспитател может подключиться к детской игре в качестве ребенка, задавая toi игре, помогая распределять роли, ладить в игре, обогащать ее сод ер жание введением новых сюжетных линий.

В игре можно отражать любые режимные моменты детского садг встречу детей, прогулку, сон, занятия, игры. Создавая предметную ере ду, дети осознают, что некоторые атрибуты можно сделать своими ру

48


 


ками (построить живой уголок с обитателями — мелкими игрушками; соорудить физкультурный турник; сделать площадку для прогулок). Руководя игрой, воспитатель должен понять, что важно вовлекать де­тей в ролевые диалоги, побуждать к взаимодействию друг с другом.

Связь игр в детский сад с играми на другие темы

Игры в детский сад могут переплетаться с играми на другие темы:

—с играми в семью: мама поручает старшему брату отвести сест­
ренку в детский сад, он выполняет поручение и приносит записку от
воспитателя о том, что состоится родительское собрание; вся семья
приходит на праздник в детский сад;

—с играми в транспорт: папа одного мальчика, капитан дальнего
плавания, приходит в детский сад и рассказывает детям о морских
приключениях; заведующая детского сада звонит в автоколонну и про­
сит дать автобус, чтобы поехать в цирк;

—с играми в магазин: магазин поставляет в детский сад продукты;

—с играми в больницу: дети из детского сада попали в больницу,
где работает мама одного из ребят, она сообщает детям о здоровье их
сверстников, приносит им гостинцы от воспитанников детского сада;

—с играми в мастерскую и парикмахерскую: воспитатель приво­
дит детей на экскурсию в мастерскую или парикмахерскую, показы­
вает, как работают мастера;

—с играми в почту: дети детского сада пишут письмо своим ро­
дителям, а родители — своим детям; почтальон приносит в детский
сад посылку из Африки.


Театрализованная игра

В средней группе все виды и формы проявления театрализованном игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте яв- ляются возрастающий интерес к художественной деятельности, актив- ное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием вза- имодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

В 4—5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша —он только учится играть и чув- ствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стрем- лениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и со- ветчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.

Пока же нужно дать ребенку как можно больше образцов-эта- лонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов), что- бы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны— не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять худо- жественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педа- гог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развер- нутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказываю- щие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем большое же- лание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художествен- ной имитации; воспитателю нетрудно увлечь их интерпретацией ро- ли, ярким сюжетом.

Сюжеты, которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжи- тельнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нрав-

50


 


ственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказ­ки, воспитывая чутких слушателей.

В настоящем пособии предлагаются разработанные нами сцена­рии игровых ситуаций, представляющих собой совокупность художе­ственно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок. Иг­ры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсцени­ровки, сказки, спектакли. Ведущей остается идея представить театра­лизованную игру как эмоциональную ситуацию, которая требует «пе­реживания в проживании», и которую специально создает и организует педагог. Здесь надо сказать о самом педагоге. Теперь к педагогу предъ­является требование быть артистичным, творческим, динамичным, для того чтобы воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу ре­бенка, способствовать его погружению в мир драматизации.

Театрализованная деятельность детей в средней группе значитель­но усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь взрос­лый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показы­вать в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.

Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как курочка просит у хозя­юшки маслица»), вовлечение в диалог (например, в играх-инсцениров­ках про парикмахерскую), в импровизацию («...И тут птицы испугались и полетели, гневно крича...»), включаясь в которые ребенок призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.

Некоторые игры носят характер сюжетно-ролевой игры. Начина­ясь с обсуждения замысла, такая игра может обрастать выразитель­ными диалогами, художественными ситуациями, что сближает ее с собственно драматизациями. В разделе «Сюжетно-ролевая игра» нас­тоящего пособия мы упоминали о том, что театрализованные игры питают сюжетно-ролевую игру: именно из художественной, театрали­зованной игры ребенок черпает идеи и образцы построения сюжета, что впоследствии разовьет у него способности к сюжетосложению, которые так необходимы в старшей группе для развития игровых уме­ний в творческой игре.

Воспитателю следует помнить о том, что дети 4—5 лет могут са­мостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простей­шие конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Пе­дагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время заня­тий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об осо­бенностях и возможностях предварительной работы. Как в сюжетно-ролевой, так и в театрализованной игре предварительная работа


51


 


становится крайне необходимой, так как она позволяет оснастить бу-дущий сюжет (спектакль) предметной средой.

Так же как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предмет­но-пространственной среды воспитатель должен давать детям как мож-но больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на пер-вых порах малыши что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они не учли, какую деталь не сделали, разыгры-вая ту или иную сценку.

Большое значение мы уделяем роли педагогического театра как об-разца творческого поведения взрослых, что является необходимым в раз-витии творческих способностей детей. В пособии представлена деятель­ность такого театра в виде «театра одного актера» (воспитателя) в сценках, играх, инсценировках, а также в виде небольшого театрального коллек-тива (в спектакле «Ленивая Маша»), которому по плечу исполнение пьес различного жанра (в данном примере это сочетание кукольного и драматического театра взрослых). Большие выразительные возмож­ности педагогического театра существенно упрощают работу педагога по накоплению у детей художественных впечатлений.

Используя представленный в данном пособии материал, воспита-тель может включать его в свою работу вариативно, по-своему, нап­ример, брать только отдельные игры, сюжеты или соединять две-три игровые ситуации в целостный игровой блок. Это избавит педагога от шаблона, пробудит в нем творческий подход к детской игре.

Предлагаемые игры-ситуации можно проводить в любое время в ре­жиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Сценарии игр - ситуаций

Сентябрь

Игра-ситуация «Детский сад встречает малышей»

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к театра­лизованной игре; активизировать слуховое восприятие; учить ребят на­зывать друг друга по именам, называть взрослых по имени и отчеству.

Материалы. Игрушки (куклы, мишки, зайцы и др.); коляски для иг­рушек; посуда и муляжи подкутов для сервировки кукольного стола,

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-роле-вая игра, музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель начинает игровую ситуацию, обращаясь к сидящей за столиком кукле: «Дочка, вот и кончилось лето, пора тебе снова идти

52

 


 


в детский сад». Затем спрашивает у детей, поведет ли кто-нибудь из них своих деток-кукол в детский сад.

Воспитатель предлагает одеть кукол потеплее, так как утром еще прохладно. Дети берут кукол (мишек, зайцев) на руки (или кладут в коляски, ведут за руки) и приводят в «детский сад».

Воспитатель. Здравствуйте. Я —Ольга Петровна, воспитатель. Уважаемые мамы, как зовут ваших дочек?

Дети поочереди представляют своих кукол: «Это — дочка Лена. Она пришла в среднюю группу», «Это —дочка Таня. Она будет ходить в младшую группу».

Воспитатель. Вы уже познакомились с моим помощником? (По­казывает на стоящую рядом девочку.) Помощника воспитателя зовут... (Ребенок в роли помощника воспитателя называет свое имя: Татьяна Григорьевна). (Обращается к кукле.) Катя, поздоровайся с Татьяной Григорьевной.

Далее все дети, здороваясь, называют помощника воспитателя по имени и отчеству. Воспитатель вовлекает девочку — «помощника вос­питателя» в диалог, содержание которого поможет ребятам скорее ос­воиться в атмосфере группы.

Воспитатель. Скоро у нас обед. Татьяна Григорьевна, кто у нас дежурные?

Помощник воспитателя (побуждаемый воспитателем, выби-рает дежурных из стоящих рядом детей). Вот они.

Воспитатель. Дежурные, слушайте, пожалуйста, Татьяну Гри­горьевну, она скажет, что надо делать. Сначала, наверное, надо надеть косынки и фартуки?

Дети продолжают проигрывать ситуацию подготовки к обеду: сер­вируют стол, помогают раскладывать хлеб и т.д. Воспитатель и девоч­ка—«помощница воспитателя» хвалят дежурных. Затем педагог пред­лагает устроить танцевальную паузу. Дети танцуют с игрушками.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.