Тема 4. Методика обучения рисованию — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 4. Методика обучения рисованию

2022-09-11 38
Тема 4. Методика обучения рисованию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В детском саду в обучении изобразительной деятельности используются разнообразные методы, которые делятся на: наглядные, словесные и практические. С.А.Козлова отмечает, что методика обучения изобразительной деятельности дошкольников основана на воспитании наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение, поэтому важными методами являются наглядные. Один из них – наблюдение. От того, насколько у ребенка будет развито умение наблюдать, выделять общие и индивидуальные признаки, зависит успех его творческих способностей. [6]

В работах Н. П. Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.А.Курочкиной была обоснована взаимосвязь сенсорного воспитания и изобразительной деятельности. Авторы выделяют метод обследования как основу обучения технике рисования.

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем с целью формирования представления о предмете. На первом этапе обследования происходит целостное эмоциональное восприятие предмета. Это эстетическое восприятие, которое задаёт начало творческому процессу. На втором этапе происходит аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Н. П. Сакулина подчёркивает, что конструктивный способ изображения является в младшем дошкольном возрасте доминирующим, поэтому вычленение отдельных деталей, свойств предметов соответствует их способу изображения.

Примерная последовательность анализа такова:

- Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение. Самосвал

- Определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему у грузовых машин прямоугольный, длинный кузов).

- Определяют положение этой части в пространстве.

- Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной.

- Выделяют цвет.

На третьем этапе опять проходит целостное эмоциональное восприятие предмета, дающее целостный образ.

В младшей группе изображают предметы из 1 – 2-х частей, поэтому обследование простое: вычленяют форму, цвет. Лучше организовать обследование до занятия, потому что детям необходимо потрогать предмет. Необходим совместный жест; проходит обобщение предметов по признаку формы.

В младшем дошкольном возрасте используется метод пассивных движений, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью педагога.

Показ рукой ребенка используется в этой группе и при обучении рисовальным формообразующим движениям. Показ производится на отдельном листе бумаги или жестом с фиксированием внимания на характере движения и состоянии руки. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

- показ жестом;

- показ приемов изображения.

2. Рисунок должен быть изобразительно грамотным. Образ должен быть упрощён для возраста, но в целом должен соответствовать реальному предмету. Например, при показе, как рисовать ёлку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны зелёные ветви (не использовать рисунок ели из треугольников). [14]

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе рисования, использование словесного художественного образа. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4—7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения. Она должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение - словесный способ, который помогает детям понять, что они должны делать и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой форме.

Напоминани е в виде кратких указаний - важный методический прием обучения.

Художественное слово широко применяется в обучении изобразительной деятельности, оно вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание к детским работам. Дети особенно любят загадки, потешки, стихи и рассказы. Художественное слово помогает создать мотивацию для ребенка, педагог может прочитать детям стихотворение А. Барто «Нет, напрасно мы решили…», после чего нужно будет нарисовать колёса сломанному грузовику.  У Лыковой все разработанные занятия содержат худ. слово.

К практическому методу относятся все упражнения, когда ребёнок действует с материалами и инструментами.

Например, это упражнения на развитие движений руки. Флёрина Е. А. в качестве подготовительных предлагает упражнения:

1. Неотрывные круговые («нитки наматываем в клубок»).

2.  Точки («снег», «дождь», «мухи летают»).

3.  Горизонтальные линии («дорожки», «линеечки»).

4.  Вертикальные линии («столбы большие», «палочки»).

5.  Горизонтальные и вертикальные («клетка»).

6.  Круги («мячики», «шарики»).

7.  Ломаные линии («письмо пишу»).

8.  Прямоугольники («окно», «книжка»).

Посредством данных упражнений разрешают две задачи: развитие доступных ребенку движений руки (в процессе рисования) и развитие формы в рисунке ребенка. [18]

 

Игровые приемы эффективны для формирования техники рисования, потому что – это ведущий вид деятельности дошкольников.

Использование игровых приемов способствуют решению развивающих задач и формированию интереса у детей к изобразительной деятельности.

Интеграция игровой и изобразительной деятельности помогает:

- сделать процесс творчества увлекательным;

- представить ситуацию в занимательной форме;

- формировать у детей какие-либо умения;

- выполняет роль мотивации, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Активно нужно использовать прием обыгрывания предметов или игрушек. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Пример такого занятия представлен в приложении В.

Используют обыгрывание незаконченного (которое предстоит самим создать) изображения. Воспитатель, показывает сломанные клетки в зоопарке, откуда разбежались животные, предлагает их починить (нарисовать вертикальные линии). Или предлагает нарисовать заборчик для того, чтобы спасти петушка от лисицы. Использование этого приема представляет собой постановку детям игровых задач.

Примеры таких пособий представим в приложении Г.

В младшем возрасте важно найти правильное соотношение в использовании творческого и репродуктивного методов.

Репродуктивный метод – это неоднократное воспроизведение показанных способов действий. Прочность усвоения навыка изображения одной формы достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно, может думать о содержании своей работы и не боится, что рисунок не получится.

Творческий метод подразумевает создание художником работ на основе приобретенных ранее знаний и навыков. Здесь преобладает творческий процесс, главная цель которого - создание своего художественного образа. При создании работ на основе творческого метода рисование как процесс построения изображения не изучается, он уже известен художнику.

Однако, работая многократно над одной формой, задание следует творчески видоизменять. Например, рисуя круги, предлагать детям изобразить цыплят, снеговиков, неваляшку. Таким образом, повторяя одни и те же движения, ребёнок рисует не только репродуктивно, но и творчески.

Нужно создавать возможности для творческого самовыражения детей. На это направлены приемы:

- продолжение и комментирование линии как живой;

- дорисовывание фигур (несколько вариантов);

- гриффонаж.

Гриффонаж – (от фр. griffonner – писать каракулями, рисовать на скорую руку) в переводе означает «маранье», «каракули».

Сначала детям показывают, как сначала провести в любом направлении длинную линию, затем, не отрывая карандаш от бумаги, «покружить» вокруг линии на бумаге, создавая петли и изгибы, пересекая уже нарисованные новыми. Когда каракули будут готовы, в них нужно разглядеть какие-то формы, дорисовать до образов. Обычно это делается с помощью цветных карандашей или фломастеров. На рисунке 1 в этой технике ребёнку удалось разглядеть дельфина, камбалу, рыбку.

Рисунок 1 – Техника гиффонаж

Рассмотрим методику обучения детей формообразующим движениям. У детей нужно создать обобщенные способы изображения, когда ребенок одновременно с приемом изображения одного предмета будет понимать, что так можно изобразить любой предмет, сходный по форме. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же движение карандашом, ручкой, кисточкой при изображении разных предметов, ребенок постепенно приобретает соответствующий опыт и понимает его обобщенное значение.

Начинать формирование этого способа нужно с организации восприятия предмета, включающего движение руки по форме предмета. При этом для ребенка очень важно, чтобы движение по контуру предмета совершалось последовательно, чередуя обведение предмета не только одной рукой, которой рисует малыш, но и другой, что закрепляет образ движения в коре головного мозга и способствует более быстрому усвоению изобразительного движения.

Рассмотрим, как можно учить ребенка рисовать предметы круглой формы. На первом занятии воспитатель должен рассмотреть с детьми круги, предложить определить их форму, обвести круг пальцем по контуру (он не только видит движение, но и воспринимает кинестетически). Потом предложить детям показать круговое движение пальцем в воздухе (рукой с карандашом, кистью). Затем на доске демонстрирует способ изображения воспитатель. Все действия сопровождают словами: «Круг рисовать надо так же, как обводили пальчиком». Затем рекомендуется вызвать к доске двух-трех ребят и попросить их показать, как они будут рисовать. Можно разрешить всем выйти к доске и порисовать на ней мелом или мокрым пальчиком. После чего приступают к рисованию на листе бумаги. [9]

Важно, чтобы на одном занятии дети рисовали не один, а несколько предметов, чтобы они повторили способ изображения несколько раз и запомнили нужное формообразующее движение.

Можно прибегнуть к такому приему: на двух сдвинутых в длину столах располагается длинный лист бумаги (оберточная бумага, обои, склеенные листы). После показа движения рукой в воздухе воспитатель предлагает всем детям подойти к столам и нарисовать предметы, которые предстоит рисовать (колечки, шарики и т. п.), кто сколько захочет. Воспитатель наблюдает за тем, как рисуют дети, оказывает индивидуальную помощь, поддержку, поощряет тех, кто действует свободно, уверенно. После этого, если позволяет время, можно предложить детям сесть за столы и нарисовать красивые колечки (шарики) на своих листочках.

Со второй младшей группы учат детей изображать предметы прямоугольной и квадратной формы не отдельными линиями, а слитным формообразующим движением с остановкой движения руки и поворотом под углом. Э то сложное движение, но, когда дети овладевают им, у них появляется свобода действия и уверенность; практически малыши приобретают умение рисовать любые предметы и объекты окружающей жизни.

Воспитатель организует обследование реальных предметов, включая движения рук по контуру, при этом обращает внимание детей на то, что у предмета четырехугольной формы есть уголки и, когда обводишь его пальчиками одной и другой руки, палец останавливается и поворачивается в другую сторону на каждом уголке.

Научившись рисовать замкнутую фигуру, ребенок приобретает новую возможность создавать изображения. Каждая такая форма может обозначать какой-то предмет или явление. Ребёнок начинает видеть сходство формы. Многократно повторяя получившиеся конфигурации, ребенок овладевает способностью рисовать по своему желанию.

Неоднократное повторение техники в рисовании разных предметов одинаковой формы позволит выработать у дошкольников обобщенные (пригодные для изображения не одного, а целой группы однородных по форме предметов) способы изображения. Приобретение ребенком обобщенного способа действия позволяет ему постепенно изображать предметы и явления окружающей действительности все более самостоятельно и свободно передавать в рисунке свои впечатления об окружающем. [9]

Материалы

Для рисования младшим дошкольникам можно предлагать разные материалы, однако основным является гуашь. Сначала рисуют двумя цветами (в начале года) и 4-6- в конце года.

Гуашь не растекается, накладывается цвет на цвет, поэтому краски не смешиваются при создании предметных изображений, исправлении ошибок или тонировании листа. Гуашь легко смывать небольшим количеством воды, что удобно в работе с малышами.

Рисование цветными карандашами более сложно в исполнении так как это твердый инструмент, который обладает высокой сопротивляемостью и требует определённых мышечных усилий и координации.

В младших группах предлагают 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).

В средней группе 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый). В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.

Рисовать фломастерами легче, чем карандашами. Изображения четкие, с выраженным контуром.

Рисование кистью, в отличие от предыдущих инструментов, не требует сильного нажима, рука действует расслабленно. Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом – колонковые, беличьи, хорьковые. Кисточки различают по номерам. С № 1-8 тонкие, с № 8-16 толстые. Детям младших групп рекомендуется давать кисти с № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней группы и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисти.

Впервые дети получают для рисования акварельные краски в старшей группе. И важно сразу же учить правильным способам работы ими.

В подготовительной группе учат пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью. [12]

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.