Тема 3. Понятие техник рисования как основы изобразительной деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 3. Понятие техник рисования как основы изобразительной деятельности

2022-09-11 42
Тема 3. Понятие техник рисования как основы изобразительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Овладение основами рисования – важная задача, таково мнение большинства методистов и исследователей.

Для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, необходимо уметь выразить свойства предмета в графической форме на листе бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Но у маленького ребёнка ещё не получается передавать в рисунке то, что он видит. Дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще, поэтому важно формировать изобразительную грамотность детей, т. е. технику рисования.

Киплик Д. И. даёт следующее определение: «В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение». [5, с. 24]

Комарова Т. С. отмечала, что под техникой понимается «совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ». Под техникой рисунка предполагается понимать владение материалами, инструментами, способами их использования, изображение формы предмета. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. [8, с. 59]

Учат детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом ее пришлось переучивать.

Положительное отношение к обучению детей технике рисования сформировалось не сразу. Среди учёных и методистов существовало два мнения о необходимости обучения технике рисования.

Первое мнение - позиция невмешательства в детское творчество, которое существовало в 20-х годах XX столетия, отрицающее необходимость обучения детей рисованию и технике рисунка. Таких взглядов придерживались многие педагоги и психологи — последователи теории свободного воспитания, требующей невмешательства в детское творчество.

В это время детей не учили правильному, реалистическому рисованию, применялся метод свободного рисования. Учитель не должен был вмешиваться в процесс и оказывать детям помощь, так как он мог нарушить «свободу» творчества. Ярким представителем этих взглядов был А. В. Бакушинский, который утверждал, что «существует биологическая предопределенность в развитии детского творчества, которую нельзя нарушать и не допускать никакого вмешательства со стороны взрослого». [1]

Однако большинство педагогов и психологов считают, что технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.

Целая группа педагогов (В. М. Бехтерев, Е. В. Разыграев, В. И. Бейер К., М. Лепило) отстаивая необходимость обучения, подчеркивала важность обучения технике рисования.

Огромная заслуга в этом принадлежит А. П. Усовой, обосновавшей ведущую роль взрослого в процессе обучения. Под ее руководством была разработана теория и практика обучения детей 3 -7 лет рисованию.

Необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития подчеркивает на протяжении всей своей педагогической и исследовательской деятельности Н. П. Сакулина. В работах этого автора говорится о необходимости пристального внимания педагога к формированию техники рисования, указывается, что наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам; отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев.

По определению Н. П. Сакулиной в понятие техники рисования включаются умение правильно держать карандаш и кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могут быть приобретены без умения регулировать произвольность размаха, нажима и темпа. Определяется круг технических навыков, которыми должны овладеть дети за время пребывания в каждой возрастной группе. [15]

Рассмотрим составляющие техники рисования. Комарова Т.С. компоненты техники рисования разделить на три группы:

- владение инструментом;

- качество движения, линий и закраски в рисунке;

- передача пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Правила рисования линий разного направления и характера карандашом и кистью, а также определяющие правила: как держать инструмент и закрашивать рисунки карандашами и красками, Т.С. Комарова формулирует следующим образом.

Рисование линии карандашом

- Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и среднем, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу.

- Если рисуют линию сверху вниз -рука с карандашом идет с боку линии, если делают линию слева направо, рука- ниже линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь (получиться прямая линия)

- Линию нужно рисовать, не останавливаясь, не отрывая карандаш от бумаги, иначе она может получиться не ровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

 Закрашивание

- закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда и обратно.

- штрихи накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

- закрашивать без просветов, не заходить за контур нарисованного предмета.

- закрашивая, равномерно нажимать на карандаш: сильнее, если нужно закрасить ярче (можно для усиления интенсивности цвета дважды проходить по нужному месту или применить перекрестную штриховку) и слабо, чтобы было светлее.

Правила рисования кистью

Держим кисть

- кисть нужно держать тремя пальцами (большим и среднем, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая

- рука должна быть расслабленной, но уверенно держать кисть. Пальцы сжимают кисть сразу за металлическим наконечником (ребенку можно сказать, что это-блестящая юбочка красавицы Кисточки).

Набираем краску

- перед тем как набрать краску на кисть, необходимо смочить кисть в баночке с водой (лучше использовать" непроливайку"), сняв лишние капли о край банки.

- краска набирается понемногу плавным обмакиванием кисти в банку или палитру (лишнее всегда снимается, капать краска не должна).

Рисуем линию

- Рука всегда остается справа от линии. Наклоняем кисть в ту же сторону. Кисть ведётся по ворсу. Рука-навесу, не опирается на лист (иначе можно смазать работу).

- Вести линию нужно не останавливаясь.

- При рисовании широких линий необходимо опираться на весь ворс кисти, держать ее наклонно к бумаге.

- Чтобы провести тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.

Раскрашиваем

- Каждую линию при закрашивании и рисовании нужно проводить только один раз.

- При закрашивании линии необходимо накладывать рядом, вести их, а в одном направлении и в одну сторону (каждый раз начиная движения сверху или слева).

- При закрашивании больших плоскостей кисть ведется в одном направлении сверху или слева (нельзя разрешать ребенку водить кистью туда-обратно, не отрывая ее от листа).

Рисование форм

- Предметы округлой формы рисуют одним движением без остановки.

- Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах (есть возможность подумать, как рисовать дальше).

- [9]

Овладение техникой рисования позволяет детям в дальнейшем свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.