Прежде чем ты начнёшь дзадзэн — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Прежде чем ты начнёшь дзадзэн

2022-09-11 23
Прежде чем ты начнёшь дзадзэн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) Где сидеть

Здесь Саваки роси перечисляет несколько пунктов из "Дзадзэн-Ёдзинки". В "Сикантадза" (и "Сото Дзэн") они резюмируются так:

"Когда ты делаешь дзадзэн, найди тихое место, где ты можешь сидеть без помех. Оно не должно быть ни слишком тёмным, ни слишком светлым, тёплым зимой и прохладным летом, и оно должно быть аккуратным и чистым. Если существует такая возможность, поставь в комнате статую Манджусри Бодхисаттвы. Если таковой нет, подойдёт любая статуя или картина Будды или Бодхисаттвы. Также, если возможно, положи перед статуей цветы в качестве подношения и зажги благовония".

В "Сото Дзэн" Окумура роси делает важное замечание:

"Хотя идеально было бы найти тихое место, тёплое зимой и прохладное летом, это не всегда возможно. Иногда мы должны практиковать совершенство (парамита) терпения, когда слышим шум улицы, действия соседей и так далее... Свеча, цветы и благовония должны создать священную и мирную атмосферу. Когда мы сидим, пространство тоже практикует дзадзэн вместе с нами. Наш дзадзэн и место, где мы сидим, являются единым целым. Это также действительно для наших жизней и нашего окружения".

Кроме упомянутого сверху, Саваки роси также добавляет, что там не должно быть ветра, дыма или запахов.

Приблизительно 12 лет назад я всё ещё жил в Кёто как аспирант, недалеко от университета, но и не очень далеко от гор. Там было не очень шумно, но днем, конечно, были слышны голоса с улицы и звуки машин. Так что я всегда с нетерпением ожидал тишину сэссина в Антайдзи, который посещал раз или два каждый месяц. Антайдзи находится в конце тупика в горах, следующая деревня где-то в 5 километрах вниз по течению. Так что единственным шумом был почтальон, приходящий в будние дни (кроме зимы) и иногда ещё самолёты. Тут есть только одно исключение: японское правительство тратит большие деньги на защиту гор от эрозии, и область вокруг Антайдзи одна из тех, что предназначена для обезвоживания сторон холмов и постройки дамб, чтобы предотвратить оползни. Это означает, что каждый раз, когда начинается один из таких проектов, грузовики и другие тяжёлые машины начинают ездить в окрестностях храма, и иногда они могут быть действительно шумными. И работа, конечно, не останавливается только потому, что в Антайдзи идёт сэссин.

Так что случалось, что я проделывал всю дорогу из Кёто на поезде, на автобусе и пешком к Антайдзи, чтобы насладиться тишиной сэссина - и что же я нахожу? Там было даже более шумно, чем в городе, где я жил! Во время дзадзэн я бесился на грузовики, которые приходили и уходили и прерывали мою "концентрацию", но и на японских монахов, которые, как казалось, совершенно не беспокоились по этому поводу, некоторые из них успешно спали посреди всего этого шума. Почему никто не может сказать этим людям остановить работы, по крайней мере, во время сэссина!? Они могут продолжать свой шум, когда я вернусь в Кёто, думал я.

Чему же в итоге я научился из этого опыта? Тому простому факту, что "шум" не столько вокруг нас - мы создаём его в нашем собственном уме. Практиковать терпение не означает скрипеть зубами и подавить мысль: "Почему все эти люди не могут просто заткнуться!". Это скорее означает быть полностью собой и принять то, что должно быть принято.

Пару лет спустя, после того, как я стал монахом в Антайдзи, мне преподнесли другую лекцию по терпению. К празднованию 20-летнего юбилея переезда Антайдзи из Кёто к его теперешнему месту, бывшему абту Мияура роси, пришла в голову идея построить новый дзэндо. До этого мы сидели в главном зале, который также работал как дзэндо. Почти целый год все сэссины (которые проводятся 2 раза в месяц) были переделаны в "сэссины саму", что означает, что там совершенно не было дзадзэн, но люди вставали в 5 и работали до 7 или 8 вечера, без перерыва, кроме как на 3 раза поесть. Так зал был построен без помощи профессиональных строителей, только монахами Антайдзи почти без каких-либо денег.

Было несколько причин, которые привели к такому решению: главный зал достаточно большой, чтобы предоставить место 20-30 людям, но это больше, чем надо обычно (нас редко было больше чем 12-13 человек в течение последних 18 лет), и там также слишком много пространства, которое надо топить зимой. Отопление зимой также представляет собой проблему из-за большого количества трещин в стене, которые медленно появляются: даже хотя деревянная печка в центре зала согревает спины сидящих, в ветреные дни ветер - иногда даже вперемешку со снегом - дует прямо тебе в лицо и вокруг плеч. Случалось, что пот бежит по твоей спине, в то время как твои пальцы одеревенели от холода. А летом было жарко. Даже хотя в Антайдзи, находящемся в горах недалеко от Японского моря, температуры не поднимаются так высоко, как в других частях Японии, в главном зале всё равно было неприятно жарко, особенно в дневные периоды дзадзэн во время сэссинов. Некоторые люди думали, что дзэндо с более большим количеством окон поможет вентиляции. Новое дзэндо должно было иметь не только окна над головами людей, но и невысоко над полом, так что они могли бы открываться летом, чтобы впустить свежий ветерок, освежающий потеющие ноги и руки людей.

Главный зал имел - как и большинство буддийских залов, а также старых японских сельских домов - большую крышу, покрывающую не только само здание, но и идущую дальше, чтобы защитить деревянный портик, который окружает зал. Поэтому за исключением ноября, декабря и января солнце обычно не светит прямо в окна, защищённые бумажными ширмами изнутри. Днём в зале это создаёт некий вид тусклого света. Он идеален для дзадзэн, но эта как-то навело монахов на идею, что тусклый свет в зале несёт ответственность за их постоянный сон во время дзадзэн. Было сказано, что если солнце падает прямо в окна, то это поможет нам оставаться сконцентрированными и не засыпать. По той же причине было принято решение, что новое дзэндо должно иметь флуоресцентный свет вместо обычных ламп, освещающих главный зал - в отличие от многих европейцев, японцы предпочитают флуоресцентные лампы обычным, не только потому, что они считаются более экономными, но и потому, что они более яркие. Свет обычной лампы, который западный человек охарактеризовал бы как "тёплый" свет не нравится многим японцам как "слишком тёмный".

Ещё одна вещь, которую надо было учитывать, это шум: хотя вокруг Антайдзи нет почти никакого шума, кроме того, что делают птицы и насекомые, ветер и дождь, звуки, происходящие изнутри здания, иногда могли помешать атмосфере в главном зале. Зал находился не очень далеко от кухни, и когда повар невнимательно делал свою работу, звуки кастрюль, когда их ставят на плиту, или тарелок, когда их моют, можно было услышать во время дзадзэн. Так что новое дзэндо было построено сзади здания, с другой стороны по отношению к кухне. Хотя новое место имело тот недостаток, что оно было рядом с туалетом, и люди, которые выходили облегчиться во время кинхин, часто забывали, что весь шум, который они производят, могут услышать те, кто остался в дзэндо, чтобы практиковать медитацию ходьбы, в то время как люди в дзэндо могли быть довольно резкими, когда дело доходило до выяснения, кто делал какой шум в туалете. После сэссина люди наслаждались разговорами типа этого: "Ты заметил, что повар никогда не моет руки, после того как сделал своё дело? И сразу после этого он идёт готовить нашу еду!".

Когда мы сидели в новом "идеальном" дзэндо, то увидели, что должны было практиковать даже больше терпения, чем раньше, в главном зале. Но я продолжу в следующем месяце.

 

 

 

 

Спустя десять лет после "нападения Аум"


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.