Дзадзэн как совершенство терпения (Взрослая практика - Часть 25) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Дзадзэн как совершенство терпения (Взрослая практика - Часть 25)

2022-09-11 24
Дзадзэн как совершенство терпения (Взрослая практика - Часть 25) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Где бы ты ни сидел, там будет достаточно возможностей практиковать совершенство терпения. Когда я стал абтом Антайдзи три года назад, я не делал много изменений. Но одно из изменений, которое я сделал сразу же, было то, что я перенёс практику дзадзэн из нового дзэндо: там было просто слишком много недостатков по сравнению с главным залом. Конечно зимой новое дзэндо было легче согреть, чем главный зал с его трещинами в стенах, но из-за того, что оно расположено на втором этаже (на первом находится библиотека), оно охлаждается ниже нуля ранним утром и даже в дневное время теряется много энергии, когда вокруг здания дует ветер. Когда же выходит солнце, второй этаж довольно быстро нагревается, и иногда люди открывают окна даже зимой - потому что там слишком жарко! В настоящее время в январе, феврале и марте мы сидим в столовой. Из-за того, что она не имеет стен, прямо выходящих наружу, она не очень сильно охлаждается ночью и легче нагревается днём, в ней стоит постоянная температура, несмотря на ветер и погоду. При постройке нового дзэндо также не учли тот факт, что на крыше будет лежать до одного метра снега и более, и что снег будет таять и сползать где-то на метр, когда днём будет топиться печка, а ночью он будет замерзать. Когда сползший с крыши снег замерзает, не ломаясь, то он угрожает разрушить окна второго этажа. Поэтому монахи должны были время от времени залезать на крышу, чтобы вручную очистить её от снега, что не только требовало времени, но и было опасным.

Летом люди могли бы открыть все окна над своими головами и внизу стены. Но это бы привело к "освежающему ветерку", только если бы он дул. Чаще новое дзэндо превращалось в сауну: не только солнце светило прямо в окна, тепло, отражённое от черепичной крыши главного зала и жилых помещений, попадало на второй этаж нового здания. И даже когда иногда дул ветер, то занавески, заменяющие бумажные ширмы главного здания, создавали на ветру очень много шума, и каждый раз, когда ветер сдувал занавеску, то солнце светило прямо в лицо человека, сидящего под окном.

Но хуже всего было весной и осенью, когда температура ранним утром сэссина могла упасть до 5 градусов, а потом, в ясные дни, подняться на втором этаже за несколько часов до 25 градусов. Так как невозможно переодеваться каждый раз во время кинхин, ты начинал день на ледяном холоде, а к полудню был покрыт потом. А когда наступает вечер, и ты думаешь, что худшее позади: тут как тут, ты сидишь, снова замерзая, в мокром нижнем белье! Так как новое дзэндо было совершенно незащищено от ветра и солнца, разница температур внутри здания была ещё более огромной, чем снаружи. Практика, к которой мы стремились в то время, напомнила мне выражение Сэн-но-Рикю, основателя чайной церемонии:

"Пронзая ад холода и жары

чайный ковш не чувствует страдания

когда у него нет ума"

(Во время чайной церемонии мастер по очереди окунает ковш в холодную и кипящую воду, когда использует его, чтобы налить горячую воду в котелок или холодную воду в чашки, чтобы сполоснуть их).

Вопрос только в том: "Как мы можем не иметь ума?".

Есть коан, в котором монах спрашивает мастера: "Как мы должны практиковать на жаре лета или в холоде зимы?".

Мастер отвечает: "Просто практикуй в том месте, где нет ни холода, ни жары".

"Но где такое место?".

"Когда приходит жара, умри на жаре, когда приходит холод, умри на холоде".

Я думаю, что мастер просто говорит нам потеть на жаре лета и мёрзнуть зимним холодом - вот и всё. "Не ум" означает не делать никаких добавок к или вычитаний от реальности, какая она есть. Поэтому в так называемом "совершенстве терпения" речь идёт больше о принятии, чем о том, чтобы скрипеть зубами в своём упорстве. Но хотя принятие и должно лежать в основе нашей практики, вопрос появляется сам собой: зачем терпеть условия типа этих, когда у нас уже есть зал для дзадзэн, который, хотя и не идеальный, но больше подходит нам? В главном зале холодно зимой и жарко летом, но днём температуры почти не меняются, что означает, что твоё тело может само привыкнуть к времени года. Свет в зале своего рода тусклый, но он прекрасно подходит для дзадзэн (мы не читаем там книги!). Если ты засыпаешь на подушке, то это имеет другие причины (и люди спали много и в новом дзэндо). Новое дзэндо было просто слишком светлым и с ослепляющим солнцем, светящим прямо в окно, даже те монахи, которые не спали в главном зале, закрывали свои глаза и мгновенно засыпали. Ночью флуоресцентный свет тоже даёт слишком много света - обычной лампы вполне достаточно, и теплота света помогает обосноваться на подушке. Кроме этого "холодного" и нервно-колыхающего света, флуоресцентные лампы постоянно издают "бззз", который тяжело услышать, когда дует ветер или поют птицы, но поздно вечером или рано утром это своего рода помеха. Три года назад в главном зале я поставил регулируемый выключатель, так что мы можем даже ещё притушить свет - что по моему опыту может помочь людям стать скорее более бдительными, чем сонными (но у этого, конечно же, есть границы, и свет не должен быть слишком тусклым).

Так чему мы можем научиться из всего этого? Я думаю, что наше собственное отношение наиболее важно в дзадзэн, но мы можем увидеть, что окружение, в котором мы сидим, тоже оказывает большое влияние на нашу практику. Хотя мы никогда не сможем сидеть в идеальном окружении (там всегда будет какой-нибудь шум, и что одному человеку кажется "слишком жарким" для другого будет "слишком холодным", один предпочитает побольше света, другой любит потемнее, и так далее), мы должны посмотреть на наши возможности и выбрать лучшую из них для дзадзэн. Если ты сидишь с группой, то конечно должен пронять правила группы и не навязывать свои предпочтения другим членам. Хотя я никогда не думал, что новое дзэндо действительно подходит для дзадзэн, я ничего не говорил об этом, пока сам не стал абтом. Это имеет отношение к тому, что во время постройки я жил не в Антайдзи, а в другом тренировочном монастыре, что означает, что хотя я и большое число других практикующих не любили новое место, я не мог сказать что-то типа: "Ладно, вы потратили целый год на постройку нового дзэндо, но на самом деле, я думаю, что старое гораздо лучше".

Я скорее постарался использовать годы, которые мы провели в новом дзэндо как упражнение в терпении и принятии. Но давайте я продолжу исследовать "где сидеть?" в следующем месяце, а после этого мы продолжим с "физической подготовкой".

(Продолжение следует... Дотё)

 

 


Бывшее "новое дзэндо"

 

 

 

 

Лотос в огне

 

Идя сквозь лёгкий туман -


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.