Ясно видеть, ясно слышать, ясно говорить — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ясно видеть, ясно слышать, ясно говорить

2022-09-11 24
Ясно видеть, ясно слышать, ясно говорить 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(мой девиз на год обезьяны)

Февраль 2004

Идеал и Реальность

Дыши дыхание твоей полной жизни, каждое отдельное дыхание, каждое отдельное мгновение.

 

(Взрослая практика - Часть 10)

 

Последние три месяца я писал о своих первых впечатлениях в Антайдзи. Я описал, как то представление о "Дзэн", что я имел, будучи университетским студентом, довольно сильно отличалось от той жизни, которую я нашёл в монастыре Дзэн. И, как я раньше писал, меня особенно удивило то, что монахи в основном спали во время дзадзэн. Эта реальность радикально противоречила романтической идее о практике Дзэн, которая у меня была.

Я понял, что довольно хорошо умею находить ошибки других людей. Хотя не так хорошо умею видеть свои собственные ошибки. У меня также есть тенденция искать свой идеал где-нибудь "там", и если я не могу найти его в реальности, то виню в этом своё окружение и людей, которых там вижу. Но, скорее, разве не я сам и являюсь тем, кто должен воплотить идеал в реальности, нежели ждать, что этот идеал выпрыгнет из реальности как "чёртик из табакерки"? Я думаю, что это было той самой точкой, к которой Мияура роси хотел пробудить меня и всех других учеников, когда он говорил нам "ты создаёшь Антайдзи". Но, оттого что мы не понимаем эту простую вещь, мы разочаровываемся в реальности, которую находим, и начинаем ненавидеть наше окружение, или же мы бросаемся в другую крайность и выбрасываем на помойку наш идеал, обманывая самих себя, думая, что это то, что называется "принимать вещи, какие они есть". Излишне говорить, что оба этих пути реагировать на реальность не имеют никакого отношения к тому, что я называю "практикой взрослого".

Когда мы занимаемся проблемой сна во время дзадзэн, взрослая практика должна начинаться двумя пониманиями: первое, мы должны понять, что мы на самом деле спим. Второе, мы должны понять, что это мы сами спим.

Обе вещи кажутся очевидными, но на самом деле это тяжелее, чем можно было бы ожидать. В прошлом месяце я уже ссылался на случай, который однажды произошёл, когда храп во время утреннего дзадзэн был особенно громким. В тот день во время чаепития наш учитель, Мияура роси, заметил: "Дзадзэн и сон - не одно и тоже. Не обманывайте себя!".

После чаепития монах с громким храпом сказал: "О ком он мог говорить? Я не видел, чтобы кто-либо спал!". Один из его братьев Дхармы ответил: "Почему? Конечно, это был ты!". Это, в свою очередь, привело к замечанию: "О, действительно? Ладно, может быть это так, как оно есть. Ничего не поделаешь...".

Если мы действительно быстро засыпаем, то вполне естественно, что мы не замечаем, когда засыпаем. Проблема начинается, когда кто-нибудь открывает наши глаза к этой реальности. Понимаем ли мы, что только мы сами можем нести ответственность за наш дзадзэн, и что если мы хотим проснуться, то мы сами должны проснуться? Позднее, монах с громким храпом покинул Антайдзи, и я был удивлен, найти его слова в интернете:

"Я получил инструкции в традиции Кодо Саваки роси. Мне сказали просто заткнуться и сидеть. Вещи типа концентрации на дыхании или счёта дыхания запрещены здесь, и поэтому демоны сна одолевали меня или же я был захвачен случайными мыслями".

"Проблема в том, что мы не знаем точно, что такое 'просто сидение' (сикантадза). Я думаю, что самой большой помощью, объясняющей нам это, является наш мастер".

"Это большая разница, понимать Фукандзадзэнги Догэн Дзэндзи как практическое указание, которые надо использовать в повседневной жизни, или же как возвышенную теорию, не имеющую отношения к практике. Если у тебя нет особого способа чётко прояснить себе эту деталь, то ты никогда не овладеешь своим умом. Ты будешь как детсадовский ребёнок, пытающийся учиться в университете".

Когда мы читаем эти цитаты, то должны ясно видеть разницу между детским отношением и взрослой практикой. Иначе мы попадём в ту же ловушку.

Во-первых, по поводу замечания, что концентрация на дыхании или счёт дыхания запрещены в традиции Саваки. Это, конечно, неправда (и мой брат прекрасно знает это). В своих "Инструкциях к дзадзэн", которые я, к сожалению, в данный момент ещё не перевёл на английский, Саваки роси цитирует "Дзадзэн-Ёдзенки" Кэйдзан Дзэндзи, когда тот обсуждает вопрос, куда положить ум во время дзадзэн. Саваки роси говорит: "Если твой ум бродит, положи внимание на кончик носа или на нижнюю часть живота (тандэн). Или же ты можешь считать вдохи и выдохи".

Утияма роси, ученик Саваки роси, говорит в статье (в полном виде её можно найти здесь):

"Дыши дыхание твоей полной жизни, каждое отдельное дыхание, каждое отдельное мгновение. Поэтому если речь идёт о действительно свежей жизни, понятное дело, что недостаточно раздумывать о собственной жизни в голове, а мы должны принять её как свежую и новую, такой, какая она есть. Только так мы найдём наше отношение к жизни, которое само свежее и новое. Это имеется в виду под "прояснить великую вещь практики длиной в жизнь" (как Догэн Дзэндзи называет это в 'Бэндова'). Когда это происходит, мы, наконец, можем начинать действительную практику сикантадза (простого сидения)".

Разве не достаточно очевидно, что слова типа этих НЕ означают "возвышенную теорию, не имеющую отношения к практике"? Чем же они могут быть, если не "практическим указанием, которые надо использовать в повседневной жизни"? Так как мы можем жаловаться, что из-за того, что никто не объяснил нам, что такое сикантадза на самом деле, "демоны сна одолевали меня или же я был захвачен случайными мыслями"?! Я повторяюсь, но должен сказать это ещё раз: когда мы спим во время дзадзэн, МЫ спим во время дзадзэн. Никто другой не несёт за это ответственности. Это большая ошибка, винить в этом "демонов сна" или отсутствующие указания учителя. Прежде всего, действительно ли не было инструкций или же мы просто не слышали их, потому что они не нравились нашим ушам?

Я продолжаю критиковать моего брата Дхармы, но был ли он действительно таким глупым, что не понимал эту очевидную вещь? На самом деле нет, конечно же, не был. Он прекрасно понимал это в своей голове. К сожалению он не практиковал это своим телом. Хотя монахи в то время много спали во время дзадзэн, они ничего не обсуждали более воодушевлёно, чем вопросы типа: "Что ЕСТЬ сикантадза (простое сидение)?", "Что на самом деле означает практиковать путь Будды?".

Особенно этот мой брат Дхармы никогда не прекращал задавать эти вопросы себе и другим. Например, все его записи в старом "Ежегоднике Антайдзи" посвящены этому вопросу.

Я хочу взглянуть на них в следующем месяце, прежде чем продолжу с моими собственными переживаниями и трудностями. Я также надеюсь предложить конкретные советы о том, как читать "Инструкции к дзадзэн" и подобные вещи, и как обращаться со всеми видами трудностей во время дзадзэн и практики в общем. А пока я должен попросить тебя о большом количестве терпения.

(Дотё)

 


 

 

Туалетная бумажка

 

"Я практиковал так много лет и всё ещё ничего не достиг. Здесь я странствую по стране - но тут нет пути, чтобы я когда-нибудь достиг просветления!".

"Я позабочусь обо всём, что я могу сделать за тебя в течение нашего путешествия - есть только пять вещей, которые я не могу сделать за тебя: я не могу носить за тебя твою одежду, я не могу есть за тебя, я не могу срать за тебя, я не могу ссать за тебя, и я не могу таскать это твоё тело и жить твою жизнь за тебя!"

(Разговор двух монахов Дзэн в старом Китае)

 

Март 2004

Кто-то стучал?

(Практика взрослого - Часть 11)

В буддизме существуют 10 заповедей, называемые "десять больших запретов". Говорят, что каждый монах, который преступит один запрет, упадёт прямо в ад. Эти десять запретов начинаются с заповеди не убивать, и они также включают заповедь не говорить об ошибках других, заповедь не порочить Будду, Дхарму и Сангху (это включает в себя также буддийских монахов, как бы плоха не была их практика), а также заповедь не восхвалять себя, в то время как говорить плохо о других, и заповедь не врать, что означает вообще ничего не говорить, находясь посреди иллюзий. В течение этого одного года я нарушил, по меньшей мере, эти 4 из "десяти больших запретов" когда писал о "взрослой практике". Я должен буду подготовиться к жизни в аду...

Так по какой же причине я нарушил эти заповеди, даже хотя должен был бы знать, что этого нельзя делать? Я критикую моего старшего брата Дхармы (что является действительно тем, чего не надо делать) просто потому, что его сложности с практикой сикантадза - это сложности, на которые натолкнётся раньше или позже каждый из нас, и просто так получилось, что он ясно выражает эти трудности, что помогает нам понять наши собственные проблемы. К сожалению, он не был успешен в разрешении своих проблем, но если мы не будем внимательны, то мы тоже кончим, обвиняя других в своей неудаче. Это, конечно же, действительно и для меня, и я надеюсь, что ещё буду иметь возможность в следующих месяцах рассказать о том, как я сам обращался с моими собственными сомнениями во время практики.

Как бы то ни было, до тех пор, пока мы не решим эти проблемы, мы не будем в безопасности, даже если нам удастся переродиться в раю - нам будет там также печально и скучно ("there's a band in heaven, they play my favorite song, they play it over and over, they play it all night long..." - Talking Heads). С другой стороны, если же эти проблемы могут быть решены, если я, быть может, смогу помочь даже одному единственному человеку найти стабильность и уверенность в практике простого сидения, тогда я (как и этот человек) буду иметь мир даже в аду. Поэтому я продолжу с несколькими критическими замечаниями о том, как мы должны обращаться с нашей практикой дзадзэн.

Критика, которую я говорю в течение этих месяцев - не есть нечто, что бы мой старший брат Дхармы не знал сам. На самом деле тот брат Дхармы, которого я критикую всё это время, сам написал в первый год здесь, в Антайдзи:

"Я начинаю вести себя, как будто бы 'понял' что-нибудь в эти дни... Разве я забыл своё начальное желание практиковать путь моим телом, а не умом? Я начинаю здесь расслабляться, и прежде чем успею оглянуться; это как будто бы я был на каникулах. Антайдзи - это не школа. Даже хотя людям здесь может быть дано задание, они сами должны выполнить его. Каждый из нас должен искать себя сам, постигать это сам. Никто не будет здесь учить тебя. Так что вопрос в том, насколько сильно, каким образом, ты будешь стучать в дверь, которую хочешь видеть открытой? Моя мать сказала мне, что я живу здесь в лёгком отпуске... Для меня действительно нормально думать о дзадзэн, как о времени для сна, когда Бодхидхарма сидел лицом к стене девять лет, так давая нам пример усилия, которое должно быть сделано? Кажется, что я совершенно не понимаю мимолётность своей собственной жизни. Как я могу бессмысленно тратить время моей жизни в Антайдзи, отсутствуя в данном мгновении? Я должен снова и снова спрашивать себя: "разве ты не убегаешь сюда в лёгкий отпуск"? Вопрос, к которому я должен повернуться лицом, звучит так: "что я нас самом деле делаю здесь, в Антайдзи, которое должно быть местом для практики сикантадза"? Я действительно ясно знаю, кто я такой, что я делаю? Это значение пробуждения духа Бодхи и возвращения к дзадзэн сто тысяч раз. Это то, что означает 'пробуждение'. Всё содержится в этом сидении. Почему? Потому что я пришёл сюда, чтобы изучать путь Будды..."

Довольно много из того, что я сказал до сих пор в "практике взрослого" содержится в этих немногих словах моего брата Дхармы. Как ты стучишь в дверь дзадзэн? Если это тот вопрос, который ведёт твою практику, то ты не собьёшься с дороги. Так как же развивалась практика моего старшего брата Дхармы в течение 3 лет, до тех пор, когда я впервые пришёл в Антайдзи? Прежде чем я процитирую его из ежегодника Антайдзи 1990 года, я хочу привести довольно большую цитату из работы другого монаха, которая может помочь нам понять атмосферу в Антайдзи того времени:

"А: Всё ещё идёт дождь... Когда же он, наконец, закончится!? Здесь, должно быть, шёл дождь где-то две трети года.

Б: Это наводит тоску. Это из-за этой погоды мой ум так коробит.

В: Тот тайфун нанёс довольно много ущерба, разве не так? Весь водоём был наполнен грязью, камнями и поломанными деревьями. Я рад, что мы в итоге всё вычистили оттуда - в один момент я даже действительно забеспокоился, будет ли у нас когда-нибудь нормальная питьевая вода. По крайней мере, теперь у нас есть вода для питья, и дни "грязевых ванн" тоже закончились.

Б: Ты уверен? В то время когда мы очистили водоём, на следующий день вся эта грязь сверху стекла вниз и наполнила его заново. Ты не помнишь?

Д: Да, это было действительно нечто! Я думаю, что это просто ещё один пример правды, что вещи не всегда происходят так, как тебе этого хочется - не исключая грязи! До тайфуна дикие свиньи съели всю сладкую картошку в поле, как и в прошлом году. Все планы, которые мы делали, уничтожены. Планы о рисе, диких овощах, корове...

В: Это означает, что все феномены появляются и исчезают вне зависимости от наших эго. Это учение об универсальном отсутствии субстанции!

Б: Когда я слышу, что ты говоришь, то удивляюсь, какой вид возвышенной практики ты делаешь здесь, в этом 'Антайдзи'?

Е: Мы потратили всё наше время и силы, чтобы как следует засадить рисовые поля в этом году в надежде, что у нас будет меньше работы в следующем, но теперь это всё смыто, в следующем году мы должны начинать с нуля. Рисовое поле выглядит как Великий каньон...

А: А что с овощами на зиму? Из-за дождя в этом году, все зелёные овощи и бобы адзуки умерли - даже в деревне у подножья горы они жалуются на урожай.

Е: Ладно, чего нет, того нет - мы должны будем обходиться тем, что у нас есть. Наши планы по поводу работы тоже надо будет изменить: обычно мы бы сейчас стали косить траву, но в этом году на это не будет времени. Так как ни одна машина не проедет по дороге, мы также не сможем перевезти деревья, которые уже срубили на зиму. А ещё мы должны будем носить всё горючее и вещи для еды, которые нам понадобятся зимой, на спине в гору. Теперь у нас будет порядочно работы!

В: Сколько снега выпадет в этом году? Я надеюсь не так много.

Б: Кто знает? Лучше скоро начать готовиться к зиме... Саке уже заканчивается? Кто пьёт так много? Не забудьте позаботиться о вещах для еды и алкоголе!

Г: Посмотри, в этой газете статья о вооружённых силах. Они на самом деле хотят послать их в войну в персидском заливе? Это опасно!

В: Это поколение критикует прошлое за то, что они не противостояли Второй Мировой, но прежде чем успеют оглянуться, они просто делают то же самое. Как они встретят критику следующего поколения?

Е: Дай посмотреть..."

Даже в таких ситуациях, когда кажется, что все волнуются о своём окружении, особенно о том, что они будут есть зимой, мой брат Дхармы размышляет о своей практике дзадзэн в том же ежегоднике:

"Когда я сижу, все виды случайных мыслей входят в мою голову. Я даже не замечаю, как мысль захватывает её, потом исчезает, только для того, чтобы другая заняла её место. Один раз я думаю об одной вещи, полностью охваченный моими мыслями. Но потом, прежде чем я успею заметить это, я засыпаю, моя сидячая поза опадает, и - когда я исправляю позу и пытаюсь вернуться к дзадзэн - я снова начинаю думать".

Эти проблемы являются тем, на что наткнутся многие, если они привыкают к практике до определённой степени, скажем после 3 или 4 лет. Даже хотя ты стараешься изо всех сил, это может быть похоже на битьё головой об стенку, которая кажется непробиваемой. Особенно в те времена, когда все устали от работы, может быть тяжело практиковать дзадзэн, как будто бы ты был охвачен пламенем. Но если ты осознаёшь проблему так ясно, как это, как кажется, делает мой брат Дхармы, то в итоге должно быть возможным пробить стену.

И опять, это проблема не только моего брата Дхармы. Когда я пишу эту статью о "практике взрослого", то чувствую, что сам не сильно двигаюсь вперёд: я повторяюсь снова и снова, и удивляюсь, сколько же ещё пройдёт времени, пока я дойду до сути взрослой практики. И снова я должен попросить о твоём терпении. Я чувствую, что эти проблемы, которые случаются у более опытных практикующих, заслуживают пристального внимания, и, даже хотя я и боюсь, что ты начнёшь скучать от моей болтовни, я продолжу изучение старого ежегодника Антайдзи в следующем месяце.

 

(Дотё)

 

 

 

Туалетная бумажка

... Вытирай свою собственную задницу...

Апрель 2004

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.