Аристотель о формах государственности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Аристотель о формах государственности

2022-09-01 37
Аристотель о формах государственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Посмотрим, что же включал Аристотель в число правильных форм государственного устройства: «Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более одного, – аристократией; а когда в интересах общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех вообще форм государственного устроения – полития» (Политика, III, 5,2).

Отклонения от правильных форм государственного устройства: «От царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. В сущности, тирания – тоже монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдет интересы зажиточных, демократия – интересы неимущих» (Там же, III, 5,4).

Вместе с тем философ считал, что среди отклоняющихся от норм форм государственности наилучшей является демократия.

1. При данной форме правления ни бедные, ни богатые не имеют преимуществ ни в чем, все в равной степени пользуются верховной властью.

2. Для демократического правления характерны или невысокий ценз при замещении магистратур, или отсутствие такового. (Всем нельзя предоставить возможность управления государством. Человек зависит от получения средств существования, а исполнение магистратур не оплачивалось.)

3. В том случае, если все принимают участие в управлении, должен властвовать закон. Однако отмечал Аристотель, возможно, что решающее значение приобретает демос, а не закон. В таком случае большую роль играют народные декреты – псефизмы (Там же, IV, 4,4).

В государственном организме должны сочетаться три элемента: политические свободы, имущественный достаток и нравственное совершенство (такая форма государственности, по мнению Аристотеля, являлась наилучшей – это полития).

Будучи сторонником середины, Аристотель характеризовал политию как сочетание олигархии и демократии, ибо в этом случае в равной мере защищаются интересы зажиточных и неимущих.

В любом государстве существуют три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи – средние между ними. Преобладание средних слоев и является чертой, присущей политии.

Какова опасность, если в государстве преобладают крайне неимущие или очень зажиточные? Сверхпрекрасные, сверхсильные, сверхзнатные, сверхбогатые не всегда повинуются доводам разума, как и сверхнеимущие. Последние, по мнению Аристотеля, обыкновенно делаются мелкими мерзавцами и подлецами, а первые – наглецами и крупными мерзавцами. Одни совершают преступления из наглости, другие – вследствие подлости. Владеющие богатством, силой, дружескими привязанностями не умеют и не желают подчиняться, ибо они избалованы с детства роскошью. Сверхбедные из-за крайней необеспеченности чрезвычайно унижены, поэтому они не способны властвовать; они умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами (Там же, IV, 9,5).

Для стабильности государства необходимо преобладание среднего слоя. «Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие не посягают на то, что этим слоям принадлежит; с другой стороны, они не походят и на бедняков, которые стремятся к имуществу богатых» (Там же, IV, 9,7).

Итак, идеалом Аристотеля являлся государственный строй, при котором большая часть граждан принадлежит среднему слою, играющему наибольшую роль в управлении государством.

В данном случае следует отметить, что Аристотель жил в период, когда идеалы классического полиса уходили в прошлое, когда в некоторых государствах устанавливались тирании, когда имели место столкновения среди граждан. Нестабильность жизни привела к поискам наилучшего государственного устройства, идеал его Аристотелю виделся в политии.

Другое, чрезвычайно важное положение, рассматриваемое философом, – это статус гражданина. Исходя из тезиса, что государство – это совокупность граждан, Аристотель отмечал: гражданин – это тот, кто может быть судьей и магистратом, ему принадлежит решающая роль в управлении.

На практике гражданином считается тот, у кого родители – и отец, и мать – граждане, кто записан в ту или иную филу. Гражданство может быть даровано (в качестве примера приведено дарование гражданских прав при Клисфене). При этом важно: по праву ли дарованы гражданские права, по праву ли произведена запись в филу. Главная черта гражданина – добродетель, одним из признаков ее является умение властвовать и подчиняться, т. е. следовать закону (Там же, III, 2, 2–10).

Наконец, необходимо остановиться на условии, при котором возможно достижение наилучшего общения граждан, а именно такое общение понимается Аристотелем как государство.

Размеры государства должны быть достаточными для организации благой жизни граждан. Чтобы выбрать магистратов по достоинству, гражданам необходимо знать друг друга. «Протяжение и продуктивность территории должны быть таковыми, чтобы население ее имело возможность проводить жизнь, имея необходимый досуг, наслаждаясь свободой и вместе с тем оставаясь умеренными в своих потребностях... Территория государства должна быть трудно доступна для врагов, легко защищаема, иметь удобные выходы к морю, город должен представлять собой центральный пункт, куда легко доставлять продукты» (Там же, VII, 5,1–5).

Возникновение той или иной формы государственности зависит от сочетания множества факторов. Однако главное – это соблюдение следующих условий:

1. Правильное установление конечной цели всякого рода деятельности.

2. Отыскание соответствующих средств, ведущих к конечной цели. Если ошибочно понимание этих условий, то невозможно достижение блага граждан, т.е. идеального государства, задача которого – обеспечение счастья граждан.

Аристотель был не единственным, кто пытался изложить признаки государства, дать свое понимание идеального государства. В IV в. до н. э., когда он создавал свои труды, о принципах построения наилучшей формы правления писал Платон. Но наиболее полное изложение признаков различных форм правления, анализ государственного устройства конкретных полисов встречается в философских трудах Аристотеля, которого называют «уникальной головой среди древних мыслителей».

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире, расположенном на северо–западном побережье Эгейского моря. Стагир и соседние с ним полисы раньше других попали в зависимость от возвышающейся македонской монархии. Никомах, отец Аристотеля, был врачом и служил при дворе царя Аминты III. Свое детство Аристотель провел при царском дворе, впоследствии став воспитателем сына Филиппа II – Александра. В 15 лет Аристотель лишился родителей, его опекун Проксен дал ему возможность получить образование в Афинах. В 367 г. до н. э. Аристотель поступил в Академию Платона, где пробыл 20 лет, сначала будучи учеником, затем в качестве учителя. В 355 г. Аристотель, не имевший политических прав в Афинском государстве, покидает Академию. Он посетил ряд государств, был в Малой Азии, на о.Лесбосе, где познакомился с Теофрастом. Позднее по приглашению Филиппа II Аристотель прибыл в Пеллу, столицу Македонии, где находился до провозглашения Александра соправителем Филиппа.

В 339 г. до н. э. Аристотель возвратился в Стагир. Это было время борьбы Македонии за гегемонию в Элладе. Эпоха классических греческих полисов приходила к концу. В 335 г. до н. э. он приезжает в Афины и открывает собственную школу за чертой города – Ликей. Его методика преподавания отличалась тем, что он обучал своих учеников во время прогулок, поэтому его школа получила название – перипатетическая («перипатос» – по–гречески «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора»). С пятидесяти лет в течение 20 лет преподает Аристотель в Ликее. 13 июня 323 г. до н. э. скончался Александр, в Афинах вспыхнуло восстание против македонян. Начались преследования представителей промакедонской группировки. Аристотель был обвинен в кощунстве. Не дожидаясь суда, он покинул город и отправился на о.Эвбея, передав руководство Ликеем Теофрасту. Умер Аристотель в 322 г. до н. э.

Аристотель создал многочисленные философские произведения: «Об идеях», «О благе», «О философии», «Политика», «Экономика», «Поэтика», «Риторика», «Физика» и др.

Аристотель следующим образом определял политику: «Цель политики – благо, притом справедливое, то есть общее благо, поэтому политик должен искать наилучшего политического устройства». Эту задачу и преследует Аристотель, описывая различные формы государственности. В период, на который приходится жизнь Аристотеля, полисы утратили свою независимость, поэтому примеры прошлого должны были способствовать улучшению существующего. Реформатором, который установил среднюю форму правления в Аттике, по мнению Аристотеля, был Солон.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.