Человек и общество древнейшего периода — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Человек и общество древнейшего периода

2022-09-01 37
Человек и общество древнейшего периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   ПО ДАННЫМ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

   И АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ

(XXX–XII вв. до н. э.)

 

До середины XIX в. историки считали древнейший период истории Эллады плодом творческой фантазии греков. Изложение истории Греции начиналось с VII в. до н. э. и ранний период назывался архаическим (ранним). Первые раскопки, предпринятые во второй половине XIX столетия, изучение творчества Гомера, создателя эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», обнаружение памятников письменности, относящихся к XVII–XII вв. до н. э., кардинальным образом изменили представления о ранней истории Эллады, и архаический период перестал быть самым ранним.

 

1. Мифические сказания 

о ранней истории Эллады

 

Греческие мифы свидетельствуют, что когда Зевс захотел определить центр земли, которую греки представляли в виде выпуклого диска, он выпустил с ее краев двух орлов. В точке, где они встретились, находился пуп земли (омфал). Позднее здесь был сооружен Дельфийский храм, ставший общегреческим святилищем. Античные авторы, описывая его постройки, отмечали, что у входа в храм были выбиты слова: «Человек, познай себя». Познать себя – это познать свое прошлое. Ранняя, дописьменная история представлена в мифических сказаниях. Но они, как показали последующие исследования, имеют и историческое зерно. Обращение к мифам позволяет представить, как объясняли жители Древней Греции, свое происхождение и происхождение названий своих городов, в них отразились и процессы этнических перемещений на Балканах.

Мифологическая традиция была использована греческими историками, среди которых прежде всего следует назвать Геродота и Фукидида. Позднее греческие мифы были переработаны римскими авторами – Овидием и Вергилием.

Если учитывать события классического времени, то наиболее крупными государствами в Греции были Афины и Спарта, достаточно часто на страницах исторических сочинений той эпохи появляется Коринф. Для II тыс. до н. э. наиболее развитым районом являлся Пелопоннес, многие мифы говорят о событиях в Микенах, Тиринфе, Фивах и Арголиде и других районах Южной Эллады.

Своим первопредком аргосцы считали Форонея – сына реки Инах. За право владеть Арголидой спорили Посейдон и Гера. В качестве третейских судей они обратились к трем рекам (Инах, Кефис, Астерий), которые решили спор в пользу Геры. За это Посейдон лишил страну пресной воды. Тогда Фороней объединил разрозненно живших людей, изобрел ремесла, дал людям огонь и создал город, получивший его имя. Внуком Форонея был Аргос, по имени которого эта земля стала называться Арголидой.

В четвертом поколении после Аргоса была Ио, которую преследовала Гера из-за любви к ней Зевса. Сын Ио стал владыкой Египта, и у него родились два сына–близнеца (Данай и Эгипт). Следующее поколение представлено Акрисием и его внуком Персеем, основавшим Микены, в Тиринфе правил Пройт, в Коринфе – Сизиф и Беллерофонт.

Новое поколение, сменившее потомков Персея в Аргосе и Микенах, восходит к Пелопсу, потомки которого совершили многие преступления друг против друга.

 Жители Микен знали и другую легенду об основании своего города. У бога реки Инах, сына Океана и Тефиды, кроме сыновей, родившихся от брака с нимфой Мелией, была дочь Микена, имевшая сына по имени Аргос. Аргос основал город, который получил его имя, а соседний был назван в честь его матери Микены – Микенами. Сначала здесь правили благочестивые старцы. Их сменили пришельцы – сыновья Пелопса: Атрий и Фиест. Микенцы поставили их во главе войска, предписав править по очереди. Долгое время это повеление соблюдалось, и в Микенах царил мир. Могущественный царь Крита отдал в жены Атрею свою дочь.

Но существовало предсказание, что первым из братьев станет тот, у кого в стаде родится барашек с золотой шерстью. И вот однажды в стаде Атрея появилось чудесное животное. Он, желая мира и согласия с Фиестом, повелел сохранить это в тайне, но его жена рассказала все брату, которого полюбила. Фиест похитил барашка, подкупил свидетелей, заявивших, что барашек с золотой шерстью происходит из его стада. Возмущенный поступком брата Атрей обратился к богам, чтобы они стали его свидетелями. И Гелиос, изменив бег своей колесницы, дал знак правоты Атрея. Тогда народ передал ему власть, а Фиест вынужден был бежать из Микен, захватив с собой сына Атрея – Полисфена, которого он воспитал в ненависти к отцу. И вот однажды проник Полисфен во дворец, решив убить отца. Но кинжал Атрея опередил его. Когда же прибежали стражники и осветили убитого, узнал в нем Атрей сына. Удрученный отец вознамерился отомстить Фиесту. Таким было начало кровавых драм в Микенском дворце. Атрей отправил гонцов к брату, скитавшемуся в чужих землях, чтобы уговорить его вернуться, так как простил его. Фиест поверил и прибыл вместе со своими сыновьями. В честь примирения братья отправились на охоту, а во дворце должно было состояться торжественное пиршество. Жаркое для Фиеста приготовили из тела одного из его сыновей. Так отомстил Атрей брату. Но недолгим было его торжество.

В скором времени Эгисфу, сыну Фиеста, удалось проникнуть во дворец и убить Атрея. Сыновья его – Атриды: Агамемнон и Менелай бежали в Спарту, где получили в жены Клитемнестру и прекрасную Елену. Это предыстория Троянского похода, воспетого Гомером.

Мать Персея, согласно мифам, стала родоначальницей данайцев – народа, участвовавшего в основании городов в Малой Азии. Сюда отправились ахейцы, чтобы отомстить за похищение Елены Парисом, сыном правителя Трои – Илиона. В Малой Азии почитался также Беллерофонт.

Отражают мифы перемещение родоплеменных групп и в других областях Греции, говоря о происхождении их древнейших жителей.

Первым царем Аркадии был Пеласг, рожденный землей и научивший людей строить жилища, изготовлять из шкур одежды, вместо травы употреблять в пищу желуди. Его сын, Ликаон, основал город Ликасуры, позднее, используя его как образец, возводятся и другие города. В Ликасурах были учреждены древнейшие игры – Ликейские. Ликаон участвовал в пирах богов. Но однажды он решил проверить провидческий дар Зевса и падал ему жаркое, приготовленное из тела своего сына. Разгневанный Зевс опрокинул пиршественный стол, а на человечество, породившее сыноубийцу и не почитавшее богов, наслал потоп. Двое из уцелевших сыновей Ликаона переселились в Италию, а от связи его дочери с Зевсом родился сын Аркад, обучивший людей землепашеству, хлебопечению и ткачеству.

Сравнение мифов об Аркадии и Арголиде показывает, что одной из заслуг первых правителей являлось развитие земледелия и строительство городов. Появление новых поколений героев привело к изменению названий областей. Так в мифических сказаниях отражались миграционные процессы, переход от собирательства к земледелию.

Сохранились в них и детали, связанные с пережитками той стадии общественных отношений, когда более близким считалось родство братьев и сестер, а не сына и матери. Об этом свидетельствует миф о Мелеагре, правителе Этолии. В нем говорится о том, что во время спора из-за охотничьей добычи Мелеагр убил своего дядю. Его мать, Алфея, прокляла сына и бросила в огонь ясеневое полено, поскольку при рождении Мелеагра было предсказано, что он умрет, как только оно сгорит.

Число мифов, изображающих деяния героев Южной Греции, превосходит количество мифов, относящихся к Средней Греции. В сказаниях об Афинах и Аттике не упоминается героев, равных своими подвигами Гераклу или Ясону. Правители Афин мифического периода не совершали дальних путешествий. В их облике, как считает один из интерпретаторов мифов А.И.Немировский, отразились черты местных хтонических божеств, действовавших на ограниченной территории. Однако в то время, когда слава таких ахейских центров, как Микены, Тиринф, ушла в прошлое, а могущество Афин возросло, афиняне связали имена героев других центров с Аттикой. В это время в цикл мифов о героях был включен Тесей, первоначально не имевший никакого отношения к Аттике.

Своим родоначальником афиняне считали Кекропа – получеловека – полузмею, получившего жизнь вместе с властью от земли. Кекроп являлся духом–покровителем священного холма, на котором впоследствии возведен Акрополь. Кекроп и его дочери участвовали в споре Посейдона и Афины за власть над Аттикой. Верх в нем одержала Афина, подарившая жителям Аттики оливковое дерево.

Первым правителем Афин был Эрихтоний – сын Гефеста от Геи или Афины. Легенда гласит, что Афина поместила новорожденного в корзину вместе со змеями, которые кормили его. Стеречь младенца поручалось дочерям Кекропа. Но одна из них открыла крышку корзины и, испугавшись обвивших Эрихтония змей, обезумевшие дочери Кекропа бросились со скалы Акрополя.

Эрихтоний учредил в честь Афины Панафинейские игры, проводившиеся раз в четыре года, и построил Афине храм с ее изображением из дерева. Богиня научила Эрихтония запрягать колесницу – так он стал создателем квадриги.

В имени Эрихтония, в его окружении – змеях, в легенде о Кекропе отразились представления афинян о своем происхождении: они были автохтонами – людьми, рожденными собственной землей.

После Эрихтония правил Кранай, в переводе – «выходящий из горы источник». По мифу, втекая в каменистую долину Педию, он оплодотворял ее, даруя бесплодной равнине жизнь. У него родилась дочь Аттида – Аттика – дочь источника и равнины.

Завершает цикл мифов о героях–родоначальниках легенда, рассказывающая о возвращении Гераклидов.

Эврисфей, царь Микен, по повелению которого Геракл совершил двенадцать подвигов, решил после его смерти покончить и с его сыновьями – Гиллом, Ктесиппом, Гленом и с их сестрой Макарией. Узнав о замыслах Эврисфея, Гераклиды тайно покинули Микены, найдя приют в Афинах. Через много лет сыновья Геракла вернулись на Пелопоннес. Разбив лагерь, долго ожидали, когда микенцы призовут их на царство. Но разразившаяся эпидемия чумы заставила их покинуть Пелопоннес. Предсказание Дельфийского оракула гласило, что поход будет успешным только после «третьего плода». И снова прошло много лет. Внук Гилла – Аристомах пришел с войском на Пелопоннес, но был разбит. Затем был осуществлен морской поход, который возглавил Аристодем, сын Аристомаха. Этот поход также не принес успеха Гераклидам, а Аристомаха поразила молния при высадке воинов на берег. При сыновьях погибшего Аристодема последовало нападение на Пелопоннес с моря и суши (прошло «три плода» – сменилось три поколения). Сначала Гераклиды вступили в Аркадию, царь которой устроил в их честь пир. Не желая нарушать законов гостеприимства, Гераклиды пощадили Аркадию. Но в Мессении, Лаконике, Аргосе они разрушили все города и селения. Захваченные земли потомки Геракла разделили между собой: Темену, сыну Аристомаха, по жребию достался Аргос; Лаконику получили сыновья Аристодема; плодородные земли Мессении – Кресфонт.

Кресфонт ввел закон, уравнивавший в правах завоевателей и местных жителей, но его воины, считавшие жителей Мессении рабами, возмутились. Он вынужден был отменить закон, тогда поднялись мессенцы, которые привыкли жить в равенстве, и свергли Кресфонта.

Возвращение Гераклидов, принесшее гибель городам на Пелопоннесе, отражает такое крупное изменение племенного мира в Элладе, как переселение северных народов – дорийцев. Завоевание ими Пелопоннеса растянулось на несколько поколений. Начиналась новая эпоха, о которой сохранились свидетельства и в трудах греческих историков.

Вот что писал Фукидид о ранней истории Греции: «До Троянской войны Эллада, очевидно, ничего не совершала общими силами. Мне даже кажется, что Эллада во всей своей совокупности и не носила еще этого имени, что такое обозначение ее и вовсе не существовало раньше Эллина, сына Девеалиона, но что названия ей давали по своим именам отдельные племена, преимущественно пеласги. Только когда Эллин и его сыновья достигли могущества во Фтиотиде и их стали призывать на помощь в остальные города, только тогда эти племена, одно за другим, стали называться эллинами, хотя все-таки долгое время это название не могло вытеснить все прочие. Об этом свидетельствует лучше всего Гомер. Он ведь жил гораздо раньше Троянской войны, и, однако, нигде не обозначает всех эллинов в их совокупности таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтиотиды – они-то и были первыми эллинами, других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами, ахейцами. Точно также не употребляет и имени варваров, потому, что, мне кажется, сами эллины не обосновались еще под одним именем» (Фукидид, I,3).

Обратим внимание на такие слова Фукидида: в Элладе обитали разные племена, по наименованиям которых назывались их земли, и что еще не было противопоставления между эллинами и варварами.

И наконец, последнее, прежде чем мы завершим наше обращение к мифологическим сказаниям и сопоставим их сведения с данными археологических источников. Посмотрим, как изображалось развитие человечества в целом.

Последуем рассказу беотийского поэта Гесиода («Труды и дни»).

При Кроносе обитало золотое поколение, без законов и без принуждения оно жило счастливо и справедливо. Земля, которой не касался плуг, давала им все необходимое. После того как был свергнут Кронос, Зевс создал серебряное поколение. Они по сто лет проводили в младенчестве, достигнув зрелого возраста, жили недолго и омрачали свою жизнь безрассудством: буйные и дерзкие, они вступали в драки, не почитали богов. Зевс истребил их. Третье поколение – медное. Кровавое дело войны было им потехой. Из меди они строили дома и из нее же выделывали орудия войны и труда. Земля поглотила и их.

На смену пришло поколение героев. Они были благоразумны и благородны, но губительные войны и кровавые битвы истребили и их. Одни погибли в Кадмейской земле, на войне с семивратными Фивами, другие пали под Троей. Пятый род продолжает жить и ныне. Это железное поколение. Днем и ночью изнуряют они себя трудом. Суетны и нечисты их помыслы. Самоуправство всюду, жестокими словами и дурным обращением оскорбляют дети родителей, человек дурной и вероломный – в большей силе, чем справедливый.

Вера в богов, различные ритуалы в их честь являлись естественными для жителей Греции. Но были среди них и такие, кто сомневался, что волей богов создано все окружающее. Так, Платон писал, что есть некоторые, кто утверждает: существование богов есть хитрая выдумка, на самом деле их нет, но существование признается лишь в силу некоторых установлений и что боги различны в разных местах, соответственно тому, что каждый народ у себя это установил, создавая свои обычаи. Небо и земля образовались без всякого воздействия извне, все совершается по необходимости. Все – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости (ананке).

Какова же была эта необходимость, как шло развитие Греции в героический период и более раннее время позволяют отчасти понять археологические материалы.

 

2. Раскопки Г. Шлиманом Трои; из истории Троянского царства; раскопки Микен и Тиринфа; исследования Кносского дворца

 

2.1. Раскопки Г. Шлиманом Трои. До середины XIX в. историю Греции, как мы уже отметили, начинали со времени, которое было обозначено как архаический период. Мифологические сказания, фантастически отражающие жизнь, поэмы Гомера не вызывали доверия. В литературоведении обсуждался так называемый гомеровский вопрос. В 1822 г. в семье бедного пастора родился человек, поверивший в истинность описанных Гомером событий. Это был Генрих Шлиман.

Он умер 26 декабря 1890 г. На следующий день известие об его смерти разнесли по всему миру газеты. Один из крупнейших политиков тех дней Уильям Юарт Гладстон писал вдове Г. Шлимана: «Его встретили враждебностью и молчанием, но они рассеялись, как туман в лучах солнца, когда стала очевидной великая ценность его открытий. История его детства и юности кажется не менее удивительной, чем история его дальнейшей жизни: они составляют неразрывное целое, ибо их связывала единая цель».

О значении открытий Г. Шлимана свидетельствуют и слова одной из газетных заметок: «Когда умирает глава государства, то звонят все колокола, палят все пушки, приспускаются все флаги. Но потом только даты его жизни помнят школьники, пока этого требует политика. Потом его также забывают, как и предшественников. Ныне умер Шлиман, и не развеваются флаги с черным крепом, не гремят залпы траурных салютов, не звонят колокола. Но мир на один день затаил дыхание, как это было в 1873 и 1876 годах, когда Шлиман совершил свои самые поразительные открытия, и потом навсегда сохранит в памяти его имя. Королей забывают, люди, открывающие новые пути, живут вечно».

Г. Шлиман, поверив в считавшиеся легендарными свидетельства Гомера, открыл Трою, раскопал Микены и Тиринф. Он создал и легенду о себе, своей мечте. И эта легенда гласит, что в детстве он увидел в иллюстрированной истории для детей картинку, на которой была изображена горящая Троя, и решил найти этот город.

Г. Шлиман не смог получить систематического образования, его юношеские годы – это борьба за существование. Будучи учеником в лавке, затем рассыльным в небольшой торговой фирме, он начинает изучать языки (он выработал собственный метод изучения иностранных языков), считая, что это позволит ему продвинуться дальше. Наконец, судьба привела его в Амстердам, где впервые пригодилось его знание языков. Г. Шлиман, Знающий русский язык, в качестве представителя одной из фирм приехал в Петербург. Торговый успех сопутствовал ему, и через некоторое время он основал собственное дело. Разбогатевший на военных поставках во время Крымской войны, Г.Шлиман закрыл предприятие и совершил в 1864–1866 гг. путешествие вокруг света. В 1868 г. он впервые вступил на землю Древней Эллады, зная к этому времени новогреческий и древнегреческий языки. В 1870 г. Г. Шлиман начинает раскопки холма Гиссарлык, ставшие сенсационными. В 1874 г. он обращается к изучению Микен, затем – Орхомена, в 1884 – Тиринфа. Итогом этих работ стало проведение в 1889 г. научной конференции в Трое и издание 10 книг, в которых описано ее исследование.

Во время раскопок Г. Шлимана на холме Гисарлык были обнаружены семь последовательно сменявших друг друга городов. Руины одного из них он принял за постройки царя Приама, мифического правителя Илиона времен Троянской войны. Шлиман не смог правильно интерпретировать археологический материал. После его смерти Вильгельм Дерпфельд (сотрудничавший с ним в последние годы раскопок) установил, что на Гисарлыкском холме сохранились остатки девяти поселений.

Первые пять – Троя I–V – В. Дерпфельд отнес к доисторической эпохе (III – первая половина II тыс. до н. э.), Троя–VI была отождествлена с городом времени Троянской войны, а руины Трои VII–IX– с греческим и римским периодами. В 1932–1938 гг. раскопками американского археолога Бледжена уточнена хронология построек. Слой VI был датирован 1600–1300 гг. до н. э. Поселение этого времени погибло во время землетрясения, а не в результате военных действий. Было также установлено, что в 2400–2200 гг. до н. э. возник дворец (слой II). К 1900–1300 гг. до н. э. относится период расцвета данного центра, а слой VIIа – это Троя времен Приама, разрушенная во время пожара. Ошибки Шлимана оказались весьма существенными.

В. Дерпфельд в 1932 г. писал, что Г. Шлиман так и не понял и никогда не мог бы понять, почему некоторые ученые встретили его работы о Трое и Итаке (родине Одиссея) насмешками и издевательствами. Но были среди исследователей и его защитники. Так, один из немецких историков античности писал: «Для науки методика Шлимана, который начинал свои поиски в самых нижних слоях, оказалась весьма плодотворной, при систематических раскопках было бы очень трудно обнаружить старые слои, скрывавшиеся в толще холма, а тем самым и культуру, которую мы обозначаем как Троянскую».

Из истории Троянского царства. Одно из крупнейших событий, связанное с историей Трои, которой посвящен целый цикл мифов, является поход коалиции ахейцев. Поселение Илион (Вилиос) было расположено на холме Гисарлык, раскопки которого предприняты Г. Шлиманом. Античная традиция соотносит его с Троей Гомера. Поселение на холме Гисарлык было основано выходцами из Анатолии и существовало с конца 4 тыс. до н. э. Около 2800 г. до н. э. сюда прибыла новая волна индоевропейцев; именно к этому периоду относится знаменитый «клад Приама», обнаруженный Г. Шлиманом (Троя II). Три века спустя (ок. 2500 г. до н. э.) в Троаде – собственно Трое (Трусе) появились лувийцы, как предполагает А. И. Немировский, возможно, протоэтруски. Это событие ознаменовало начало нового периода в истории региона – Лувийского (2500–1800 гг. до н. э.) или Троя III–V. Завершает его вторжение иллиро-фракийских племен с Балкан. В 1800 – около 1250 гг. до н. э. Троя входила в конфедерацию стран Арцава, а в 1350 г. добровольно подчинилась хеттам (Троя VI). Вероятно, еще в начале ХIII в. до н. э. ахейцы попытались утвердиться в Троаде, оказав поддержку пирату Пиямарду, который стремился захватить Вилусу. Вмешательство хеттов предотвратило захват Вилусы–Трои, где при их поддержке во главе царства был поставлен малолетний царевич Алаксандру. Следующий этап – это возрожденный после землетрясения город – Троя VIIа, (около 1250–1185 гг. до н. э., согласно современным данным археологических исследований) Как свидетельствуют мифические сказания, «новый город» при царе Лаомедонте освободился от хеттского влияния, однако испытал вторжение ахейцев, во главе которых стоял Геракла (около 1240 г. до н.э.). Отражая нападение, Лаомедонт погиб, а в Трое воцарился неоднократно упоминаемый Гомером Приам. При малолетнем царевиче хетты вернули земли Троады под свой контроль, однако разразившийся в Хеттской державе кризис (около 1225 г. до н. э.), позволил Приаму расширить владения и установить дружеские связи с фригийцами и хеттами. Концом правлению Приама положила военная экспедиция ахейцев во главе с Агамемноном (80-е гг. ХII в. до н. э.) «Троянская война» охватила все побережье западной и южной Малой Азии, совпала с передвижением «народов моря», в котором принимали участие и победители Трои. Трое было суждено еще раз возродиться в последней четверти XIII в. до н. э. (Троя VIIб; 1185–1125 гг. до н. э.), но в конце ХII в. до н. э. Троада была захвачена фригийцами. В VIII в. до н. э. на месте разрушенного поселения утвердились греческие колонисты.

К краткой хронике событий, в основе которой лежат мифические сказания эллинов и восточные источники, следует добавить, что уже в XV в. до н. э. ахейцы начинают проникать на побережье Малой Азии, устанавливая контакты с финикийцами и испытывая воздействие финикийской культуры. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцевв последующемсложилось линейное письмо Б, в котором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б было дешифровано М. Вентрис в 1952 г., доказавшим, что язык этого письма был уже греческим[1].  

Раскопки Микен и Тиринфа. После Трои внимание Шлимана привлекли руины Микен, которые описаны греческим историком Павсанием. Здесь он обнаружил некрополь с шахтными и купольными гробницами – толосами. Они сооружались с 1600 г. до н. э. (В 1952–1954 гг. было изучено еще несколько погребальных комплексов.) В шахтных гробницах на пол из гальки ставились погребальные дары, которые сопровождали усопшего в потустороннее царство. Нижняя часть ямы облицовывалась каменной кладкой (до 1,0 м высотой), затем все перекрывалось деревянными балками, засыпалось землей и сверху ставилась стела. Раскопки купольных гробниц стали очередной сенсацией. В толосах был обнаружен многочисленный инвентарь, золотые предметы. Одна из гробниц получила название «сокровищницы Атрея». Высота ее 13,0 м, диаметр 14,5 м, купол состоял из 34 концентрических кругов кладки. Дромос – коридор – длиной 36,0 м соединял погребальную камеру с поверхностью. Шлиман предполагал, что в этой гробнице похоронен Агамемнон (дальнейшие исследования показали, что предводитель Троянского похода жил тремя веками позднее).

Микены располагались на высоком холме, мощные оборонительные стены защищали дворец и различные постройки для хозяйственных нужд, хранилища, мастерские и жилища ремесленников. Рядом с воротами, которые получили название Львиных ворот из-за того, что их украшали плиты с рельефными изображениями львов, находился некрополь для обитателей дворца – это могильный круг «А» с шахтными гробницами, которые даруются 1650–1550 гг. до н. э., и сменившие их толосы. В 1952 г., во время новых раскопок в Микенском дворце, были найдены таблички с надписями, отражающими хозяйственную жизнь дворца.

Удача сопутствовала Шлиману и во время раскопок Тиринфа, родины Геракла. С южной стороны дворцового комплекса он открыл внутренний дворик, окруженный колоннадой, в центре – прямоугольное помещение (мегарон) с круглым очагом и креслом для правителя (мегарон называют также тронным залом). Удивление вызывали ванная комната, атриум и пропилеи, остатки росписи стен, на которых изображен могучий бык «с всадником». Находки керамики свидетельствовали о связях Тиринфа и стран Востока.

Исследования Кносского дворца. Г. Шлиман стремился исследовать также остатки фундаментальных построек на Крите. Он вел переговоры с владельцем земли, чтобы купить участок, но ему не удалось договориться о цене. Раскопки на Крите принесли славу другому исследователю древнейшей цивилизации – Артуру Эвансу.

А. Эванс (1851–1941) родился в состоятельной семье, получил образование в лучших университетах Англии и Германии и, в отличие от Г. Шлимана, являлся признанным специалистом по истории Греции. Но и в его жизни велика роль случая. Эванс увлекался собиранием древностей. Однажды к нему попала печать с изображением головы волка, барана и птиц. Узнав, что она куплена в Афинах, Эванс решил выяснить ее происхождение. Оказалась, что печать найдена на Крите. В 1893 г. Эванс выступил с докладом, посвященным иероглифам Крита, а в 1894 г., купив участок земли с холмом Кефали, приступил к раскопкам, надеясь завершить их за 2–3 года. Но к этому времени уже меняется подход к исследованию археологических памятников. Около тридцати лет посвятил Эванс изучению дворца, который он назвал дворцом Миноса, а открытая им культура вошла в науку как Минойская цивилизация.

Дворец, открытый Эвансом, оказался грандиознее, чем Микенский и Тиринфский, и имел более сложный план: многочисленные помещения окружали мегарон. Это был поистине лабиринт, стены которого украшали фрески: игры с быком, бытовые сцены, изображающие обитателей дворца, бычьи рога и рисунки двусторонней секиры – лабриса. Раскопки Эванса и последующих поколений археологов выявили, что первые дворцы, построенные около 2000 г. до н. э., спустя 300 лет были разрушены землетрясением. На их месте возведены более монументальные постройки, кроме Кносса, они открыты в Като-Закро, Фесте, Меллии. Но самым крупным являлся Кносский дворец (1900–1450 гг. до н. э.): его площадь около 20 тыс.кв.м.

А. Эвансу удалось доказать, что критяне обладали мощным флотом, имели торговые связи с Сирией, Финикией, Египтом. Во время раскопок были обнаружены глиняные таблички с надписями линейного письма «А» и «Б».

В 1912 г. начались поиски дворца в Пилосе, где, согласно Гомеру, жил мудрый старец Нестор. С 1938 г. здесь работает совместная экспедиция греческих и американских археологов, возглавляемая К. Блегеном и К. Куруниотисом. С 1952 г. ее руководителем стал С. Маринатос – один из крупнейших исследователей древнейшего периода Греции. В Пилосе также были найдены таблички с надписями и глиняные печати, с помощью которых закрывались пифосы, где хранились припасы.

Среди археологических памятников II тыс. до н. э. нельзя не отметить своеобразную «греческую Помпею», открытую археологом С. Маринатосом на о.Фера (Тира) около Акротири. В 1967–1970 гг. здесь был обнаружен «город», погибший во время извержения вулкана около 1520 г. до н. э.

Фера является самым южным из островов Киклад. Извержение вулкана, полагал С. Маринатос, сопровождалось громадными волнами, которые могли докатиться и до Крита. Под слоем пепла и пемзы, толщиной от 5 до 20 м, выявлены мощеные улицы, большие дома, у которых сохранилось до 3 этажей. Один из комплексов являлся кладовой, состоявшей из 3 комнат. Здесь стояли пифосы, украшенные росписью в виде спиралей, цветов. На одном кувшине сохранилось изображение ласточек и колосьев ячменя. Как считал С.Маринатос, он мог быть изготовлен на Крите. В некоторых сосудах найдены остатки бобов, сезама, виноградные косточки. Редкой находкой стала серия свинцовых гирь, весом от 15 до 737 гр. Как и во дворцах материковой Греции, здесь имелись ванная комната и водопровод. В одной из комнат найдены каменные молотки и наковальня, в другой – остатки ткацкого станка.

Стены домов украшала роспись – изображения растений, змей, ласточек, пальм, выполненные голубой краской обезьяны. Встречались и бронзовые сосуды, кинжалы. Удивление вызвало отсутствие останков людей, как полагают, они смогли покинуть остров, использовав для этого флот.

Раскопки различных экспедиций позволили установить, что на территории Крита, Кипра, островов Кикладского и Спорадского архипелагов, а также материковой части Греции первые поселения относятся к эпохе неолита. Один из неолитических комплексов выявлен под Кносским дворцом. Поселение имело 9 строительных периодов, последовательное разрушение их и новое строительство привели к тому, что на этом месте вырос холм, на котором возведен Кносский дворец. В эпоху ранней бронзы появляются поселения с плотной застройкой, состоявшие из хаотично расположенных небольших помещений, примыкавших друг к другу. Признаков, которые позволили бы говорить об имущественном расслоении, не обнаружено. Одно из таких поселений открыто в 1967 г. английской экспедицией (П. Уоррен). На холме располагалось 90 жилищ неправильной формы, имелись кладовые, возможно, кухня и рабочие помещения.

С конца III тыс. до н. э. до XVII в. до н. э. происходило формирование дворцов. Они плохо сохранились. В 1700 г. до н. э. ранние дворцы были разрушены, а вскоре после этого возведены новые многокомнатные сооружения.

Ахейская цивилизация, культура Крита (Минойская цивилизация) открывают свои тайны, но многие из них еще продолжают волновать историков. Одна из них связана с Фестским диском, который найден в Фесте вместе с табличками, относящимися к 1700 г. до н. э. Фестский диск и находки табличек свидетельствуют о существовании во II тыс. до н. э. письменности. Что это за письменность и почему она исчезла – это уже следующий сюжет древнейшей истории Эллады.

Прежде чем мы перейдем к нему, запомним периодизацию эпохи, о которой говорилось выше (основы ее разработаны А. Эвансом, назвавшим древнейший период истории Эгейского бассейна Крито–Микенской культурой по двум наиболее известным в его время памятникам):

В историческом развитии Крита принято выделять: додворцовый период (2600–2000 гг. до н. э.), время существования ранних дворцов (2000–1700 гг. до н. э.), период новых дворцов (1700–1450 гг. до н. э.), завершением его стало извержение вулкана на о. Фера[2], ставшее началом кризисного развития – последворцовый период (1450–1100 гг. до н. э.)[3].

Расцвет островной цивилизации, получившей наименовании по южному архипелагу Эгейского моря (Кикладской) было прервано в результате извержения вулкана, следы деятельности которого выявлены С. Маринатосом на о. Фера, около 1550 г. до н. э. (или около 1500 г. до н. э., как полагал первооткрыватель «кикладской Помпеи» – города Акротири. В целом периодизация Кикладской цивилизации близка к периодизации ранней истории Крита: Раннекикладский период (2700–2200 гг. до н. э.), Среднекикладский (2300–1550 гг. до н. э.), Позднекикладский (1550–1100 гг. до н. э.). Для этого время прослежено сильное влияние Минойской культуры, вероятно, остров Фера, на основании раскопок которого в основном создано представление о Кикладской цивилизации, был колонизован Критом.

Цивилизация, существовавшая на материке подразделяется на следующие периоды: раннеэлладский (или минийский по имени одного из племен пеласгов, обитавших около в Беотии); появление ахейцев – предков эллинов в конце 3 тыс. до н. э., переселившихся, возможно, из Придунавия, стало началом нового периода – среднеэлладского (рубеж 3–2 тыс. до н. э.–XVII в. до н. э.); последний период существования дворцов (XVI–XII вв. до н. э.) – позднеэлладский завершатся появление на территории Эллады новых пришельцев, среди которых наиболее многочисленными были дорийцы.   

Одним из крупнейших событий позднеэлладского периода являлась десятилетняя Троянская война, разгоревшаяся, согласно мифам, из-за того, что Парис похитил красавицу–жену спартанского царя Менелая. Начало ее относят к 1250 г. до н. э., но существует и другая датировка похода ахейцев к стенам Илиона, или Трои.

 

3.  Ранняя письменность

Раскопки в Тиринфе, Пилосе и других дворцах открыли, помимо великолепных сосудов, изделий из бронзы и фресковой росписи, многочисленные глиняные таблички с надписями – свидетельства того, что в дворцовом хозяйстве использовалась письменность. Среди этого вида находок особое место занимает Фестский диск. В 1908 г. во время раскопок итальянской экспедиции Л. Пернье был найден небольшой глиняный кружок (толщина 2,0 см, диаметр 15,0 см). Рядом с ним лежала табличка, которая относилась к 1700 г. до н. э. Обе стороны диска покрыты рисунчатыми знаками, расположенными по спирали. Они отделялись вертикальными штрихами и изображали кошек, рыб, птиц, баранов, головы людей в уборе из перьев, имелись также рисунки судов, оружия, растений и сосудов. Знаки не походили на знаки других иероглифических систем. Изображения были нанесены с помощью специальных штампов – это древнейшая пиктографическая надпись. А. Эванс связал происхождение диска с Анатолией. Позднее С. Маринатос во время раскопок в Аркелохории нашел в пещерном святилище двойной бронзовый топор. На его рукояти в три вертикальные колонки нанесены знаки, часть которых напоминала знаки Фестского диска. Затем в Фесте было обнаружено блюдо со спиралевидно расположенными изображениями быка, печати из слоновой кости с иероглифами, относящимися ко второй половине III тыс. до н. э. Вероятнее всего, на Крите сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники А. Эванс в начале раскопок на Крите датировал XXI в. до н. э. Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII в. до н. э. на ее основе развивается линейное письмо «А», переходное от иероглифики к силлабографическому, т. е. слоговому. Уверенной дешифровки этого письма не существует, но выделено около 80 слоговых знаков и примерно столько же рисунчатых знаков–идеограмм. Критское линейное письмо «А» фиксирует негреческий язык.

Итак, в слоях середины III тыс. до н. э. найдены печати с рисунчатыми символами. Позднее возникают композиции из двух–трех знаков–пиктограмм. На более поздних печатях встречаются иероглифы, передающие слова или части слов. Затем развивается слоговое письмо. Некоторые таблички относятся к XIX в. до н. э. В течение двух столетий иероглифы сосуществовали с линейным письмом «А». На его основе возникло линейное письмо «Б». В середине II тыс. до н. э. ахейцы, как полагают некоторые историки, заимствовали его у критян. В настоящее время установлено, что иероглифическое письмо возникло в XX–XVII вв. до н. э., с XVIII в. начинается развитие линейного письма «А», в XVII–XII (XI) вв. до н. э. распространяется линейное письмо «Б». Дешифровка последнего является одним из выдающихся открытий XX в.

Попытки прочесть древнейшие надписи предпринимались рядом ученых. Это удалось осуществить молодому архитектору М. Вентрису, юношей услышавшему доклад о критских раскопках А. Эванса, который увлек его тайнами Минойского дворца. Предшественники М. Вентриса при дешифровке табличек использовали и математические методы (комбинаторный анализ), искали разгадку письма, основываясь на знаниях других древних языков (напр., хеттского). М. Вентрис предположил, что язык, на котором писали обитатели дворцов, был родствен греческому, и таблички «заговорили». Совместные усилия М. Вентрис


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.