Основные этапы развития Афинского полиса — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные этапы развития Афинского полиса

2022-09-01 42
Основные этапы развития Афинского полиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные этапы формирования государства в Аттике изложил крупный философ древности Аристотель в «Афинской политии». Автор ряда других «Политий» и «Политики», где он пишет о видах государственности, цели государства, отличиях граждан, рисует идеальный полис.

В ахейский период в Аттике также существовало царство, исчезнувшее, как и остальные центры, в конце II тыс. до н. э. Однако Аттика не имела таких богатств, как Микены или Пилос, не обладала такими плодородными землями, как Пелопоннес, поэтому в меньшей степени пострадала от вторжения пришельцев в период «дорийского переселения». Здесь сохранилось прежнее население: пеласги и ионийцы. Здесь же нашли убежище и некоторые ахейские роды. Античная традиция свидетельствует, что население Аттики делилось на 4 родовые филы, в каждой из них имелось по 3 фратрии. Обитали жители Аттики в поселениях, создание которых приписывается мифическому царю Кекропу, – в городах Кекропа. Их насчитывалось двенадцать: 12 фратрий – 12 поселений. Каждый из «городов» управлялся собственным базилеем и советом старейшин, состоявшим из родовой знати. Особое место среди «городов Кекропа» принадлежало Афинам, расположенным неподалеку от моря и имевшим мощные укрепления – высокую скалу, где в последующем будут возведены такие величественные храмы, как Эрехтейон и Парфенон. Кроме того, Афины находились в центре плодородной долины, имели качественную глину, что привело к раннему развитию здесь гончарного ремесла, производству знаменитых дипилонских ваз, украшенных геометрическим орнаментом.

2. 1. «Синойкизм» Тесея. Естественно–географические факторы способствовали более быстрому (по сравнению с другими поселениями Аттики) росту Афин и привели к тому, что вокруг данного центра начало объединяться остальное население. Процесс синойкизма в Аттике античные авторы связывали с именем царя (базилея) Тесея. Он, согласно данным, имеющимся в «Афинской политии» Аристотеля, разделил жителей Аттики на эвпатридов (знать) геоморов – земледельцев и демиургов – «ремесленников». Кроме того, он уничтожил местные органы управления (советы) и заставил эвпатридов переселиться в Афины. Так был создан единый Совет, находившийся в Афинах и распоряжавшийся всеми делами. Святилища из «городов Кекропа» также были перенесены в Афины.

В действительности процесс синойкизма не являлся единовременным актом, как и деление общества на три категории. Объединение носило отчасти мирный характер, однако в некоторых случаях не являлось добровольным. В конечном итоге синойкизм привел к возникновению единой территории, завершился этот процесс к VII в. до н. э.

Одновременно происходило и формирование органов управления: власть базилея, верховного военачальника, судьи и жреца была ограничена советом знати – ареопагом. Усложнение задач, вставших перед обществом, вызвало появление новых магистратов архонта–полемарха, возглавлявшего войско, затем – архонта–эпонима, старшего, собиравшего народные собрания и руководившего их работой[12]. Судебные функции, функции контроля принадлежали ареопагу, называвшемуся по месту, где он заседал, – «на холме Ареса» (бога войны).

Избрание на все магистратуры осуществлялось на Народном собрании из числа представителей знати, отличавшейся от демоса «благородством происхождения» и богатством. Первоначально, как свидетельствует Аристотель, магистраты избирались пожизненно, затем – на десять лет, и, наконец, на один год (683/2 г. до н. э.). Причиной изменения срока избрания на магистратуру архонта являлась борьба за властные полномочия среди эвпатридов и противоречия между ними и рядовыми общинниками. Характерно, что одновременно с измененим срока занятия агистратуры архонта изменилось и их число: с 683/2 г. до н. э. коллегия архонтов состояла из 9 человек. Новые шесть архонтов-фесмофетов были наделены судебной властью. Вполне вероятно, что на появление их оказали влияние возрастание числа конфликтов и их сложность. Но по-прежнему руководство всеми делами рождающегося государства принадлежало эвпатридам, которые, согласно традиции родового общества, являлись хранителями и толкователями обычного (неписаного) права.

2. 2. Килонова смута (30е гг. VII в. до н. э.) Усиление торгово–ремесленного демоса, разорение рядовых земледельцев, расслоение среди эвпатридов не могли не вызвать противоречий в обществе. Глухой намек на начавшуюся борьбу между демосом и эвпатридами содержит известие об избрании коллегии из шести фесмофетов, о появлении которой сказано выше. Как свидетельствует античная традиция, они должны были произвести запись установлений, регулирующих взаимоотношения между общинниками. Однако появление таковых подрывало устои власти родовой знати и сопротивление эвпатридов привело к тому, что фесмофеты не смогли создать писанного законодательства, а стали ежегодно сменяемыми магистратами, пополнив коллегию архонтов, которая состояла с этого времени из архонта–эпонима, архонта–полемарха, архонта–базилея и шести фесмофетов (охранителей установлений – фесм). Следует отметить, что доставшийся обществу от прошлого Совет знати – Ареопаг формировался из числа бывших архонтов. Ареопагиты и рекомендовал Народному собранию кандидатов.

Политическая власть эвпатридов покоилась на их экономическом превосходстве – ко времени полного разложения родовой общины эвпатридам принадлежали лучшие земли, расположенные в долине – в Педионе, геоморы – сельский демос – имели наделы в основном на склонах холмов – в Диакрии. Помимо этих двух областей – Педиона, где господствовало землевладение эвпатридов, и Диакрии – к VII в. до н. э. выделяется прибрежная торгово–ремесленная территория – Паралия.

Развитие ремесла и торговли оказывало влияние и на расслоение эвпатридов, некоторые из них начинают заниматься торговлей и сближаются с торгово–ремесленным демосом Паралии.

Среди эвпатридов появляются такие категории, как знатные и богатые (вне зависимости от занятий) и знатные, но не богатые, ибо процесс расслоения затронул и демос, и родовую знать. Это внесло новые оттенки в социальную борьбу в Аттике. Так, известно, что между 636 и 628 гг. до н. э. эвпатрид Килон (олимпионик 640 г. до н. э.) при поддержке обедневших эвпатридов захватил Акрополь и попытался произвести переворот – установить тиранию. Однако, как свидетельствуют источники, народ не поддержал Килона и заговор был подавлен. (В подавлении заговора участвовали представители рода Алкмеонидов, к которому принадлежал один из крупнейших лидеров Афинского полиса классического периода Перикл и законодатель конца архаической эпох Клисфен.)

2.3. Законы Драконта (621 г. до н. э.). Появление фесмофетов и регулярное переизбрание архонтов в целом являются свидетельством утверждения общеполисных норм, которые начинают главенствовать над клановыми интересами тех родов, которые прежде в течение десятилетнего срока возглавляли общину, верша суд, возглавляя ополчение и обладая жреческими функциями. Усиливающиеся противоречия, обусловленные расслоением общества, в том числе и среди знати, злоупотребления наиболее сильных кланов, в целом экономическое развитие общества, не могли не вызвать необходимости создания общеполисных правовых норм. Они должны были поставить предел злоупотреблениям главенствующих в родовом коллективе богатых сородичей. Безусловно, подготовка текстов правовых установлений являлась длительным процессом, но в 621 г. до н. э. архонт-фесмофет Драконт создал свод уставов на основе существовавших в обществе норм обычного права[13]. Приведенная дата восходит к работам Т. В. Блаватской. Иного мнения о времени публикации фесм-установлений придерживается А. И. Немировский как и многие другие исследователи, называя временем появления «законов» Драконта.

Особенность первых правовых предписаний отмечена Аристотелем, писавшим, что Драконт ничего не придумал, кроме жестоких наказаний для нарушителей фесм Аристотель. Политика, II, 12,9). Вместе с тем, согласно законодательству Драконта, отменялось право кровной мести, восходящее к родовому обществу, устанавливались правила судопроизводства, была введена высшая мера наказания за посягательство на частную собственность – смертная казнь. Наличие писаных законов положило предел одной из привилегий эвпатридов: отныне они уже не могли толковать традиции по своему усмотрению, а должны были опираться на созданное Драконтом законодательство. Однако в целом положение демоса не претерпело существенных изменений. Характеризуя общество этого времени, Аристотель отметил: «... Вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении – не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей» (Афинская полития, 2,2).

2.4. Реформы Солона (594 г. до н. э.). Занятия ремеслом и торговлей приводят к тому, что среди демоса начинают появляться «богатые», подчас превосходившие по уровню своего богатства «знатных», но в силу существовавших традиций они не имели равных политических прав эвпатридам, из представителей которых формировались все органы управления. Силы демоса увеличивало и то, что число жителей Паралии пополнялось выходцами из других районов Эллады. Разоряющиеся геоморы, превращаясь в должников эвпатридов, страдали от их произвола, закабаленные могли быть лишены статуса свободного члена общины (установления Драконта не касались долгового права). Произвол олигархов, незащищенность обедневших граждан сказывались на общем состоянии общества. Об этом времени Аристотель писал, что народ восстал против знати и что эта борьба была продолжительной. Наконец, и эвпатриды, и демос выдвигают посредника – айсимнета, которому было поручено издание новых законов. Для этой цели в 594 г. до н. э. был избран Солон, сын Эксекестида (635–ок. 560 гг. до н. э.), происходивший из знатных, но имевший торговые суда и по роду занятий близкий торгово–ремесленному демосу. Безусловно, Солон был не единственным среди эвпатрилов, которые сознавали губительность существующих порядков, но в силу обстоятельств он оказался наиболее авторитетным среди демоса. Этому способствовала победоносная война за захваченный Мегарами аттический о. Саламин. Военные поражения в борьбе за него привели к введению закона, согласно которому запрещалось под страхом смертной казни призывать к возобновлению войны. Солон прочел народу сочиненную им элегию «Саламин», воодушевившую народ на борьбу за некогда принадлежавший афинянам остров; войско, возглавляемое Солоном отвоевало Саламин (ок. 600 г. до н. э.). Получив полномочия законодателя Солон провел ряд политических и экономических реформ, уменьшивших влияние эвпатридов и усиливших вес богатых представителей демоса.

Важнейшими реформами Солона являлись отмена долгов и сисахфия (стряхивание бремени) – удаление закладных камней с заложенных земельных участков, кроме того вводился закон о земельном максимуме. Возвращение земельных участков сопровождала отмена долгового рабства. Отныне запрещалось «обеспечивать долг собственным телом». Жители Аттики, проданные за долги в рабство, должны были быть выкуплены. В результате этих мероприятий рабство в Аттике стало развиваться по классическому пути: раб, как правило, происходил из варваров.

В области политических изменений на первое место следует поставить цензовую реформу. Жители Аттики разделялись на 4 имущественных разряда: пентакосиомедимнов, получавших доход, приравниваемый доходу с земельного участка в 500 медимнов зерна; всадников – их доход должен был составлять не менее 300 медимнов; зевгитов – 200; фетов – менее 200 медимнов.

Все граждане принимали участие в работе Народного собрания (экклесия), независимо от принадлежности к тому или иному имущественному разряду, избирали магистратов, но быть избранными имели право только представители пентакосиомедимнов. В ходе реформ Солона создается Совет четырехсот (по сто представителей от каждой родовой филы). Члены Совета – буле, а также архонты избирались на собраниях старых родовых фил, где, безусловно, сохранялось влияние эвпатридов. Однако коренным образом изменился принцип формирования выборных магистратур: кандидаты могли происходить не только из среды родовой знати. Таким образом, вместо генократии (власти рода) возникает тимократия («тиме» – цена, стоимость).

В данный период сохраняется Ареопаг, кроме того, создаются новый суд – гелиэя, суд присяжных, в состав которого входили граждане всех цензовых разрядов (в том числе и феты). Большое значение приобрело Народное собрание, на котором принимались решения по важнейшим делам. Совет четырехсот только подготавливал дела к их рассмотрению на Народном собрании. Демос после реформ Солона начинает превращаться в реальную силу.

В одной из своих элегий Солон следующим образом оценил реформы:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен,

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился,чтоб никаких им не чинилось обид.

Стал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других.

(Относительно элегий Солона необходимо отметить, что они сохранились только во фрагментах, которые цитирует в своих речах Демосфен – оратор IV в. до н. э. – и приводит при описании деятельности реформатора Аристотель.)

В ходе реформ была введена свобода завещания – отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину. В интересах мелких земельных собственников принимается закон о поощрении разведения оливок, экспорте оливкового масла, запрете вывоза зерна, которое в основном производилось на участках крупных земельных собственников. В интересах торгово–ремесленного населения унифицируются меры объема. Содействовать развитию ремесла должен был также закон об обязанности родителей обучать своих детей какому-либо делу: если же отец не сделал этого, то его сыновья могут отказаться содержать его в старости.

В целом власть родовой знати уменьшилась, но еще не подорвана окончательно – выдвижение кандидатов на ту или иную магистратуру происходило по родовым филам, где эвпатриды сохранили свои позиции. Но законодательство Солона оформляет полисный организм, направляет его развитие по эволюционному руслу, основные проблемы, связанные с задолженностью, порабощением свободной личности были решены. Вместе с тем основное требование сельского демоса – передел земли – не выполнено.

Аристотель следующим образом оценивает реформы Солона: «Солона некоторые считают отличным законодателем: он уничтожил олигархию в Афинах, проявлявшуюся уже слишком неумеренно, положил конец рабству простого народа и установил демократию по старине, удачно соединив в ней все элементы государственного строя: ареопаг представлял элемент, свойственный олигархическому строю, замещение магистратов посредством выборов – элемент, присущий аристократическому строю, учреждение суда присяжных было делом демократическим» (Политика, II, 9,23).

Солон стал создателем раннедемократической государственности, выполнив главную задачу реформаторской деятельности – обеспечение демосу доступа к государственному управлению. Эвпатрид Солон, как отметил Аристотель, поставил благосостояние народа выше собственного обогащения, но он не смог полностью упорядочить внутреннее состояние общества. Биографы Солона сообщают, что сознавая недовольство и эвпатридов, и сельского демоса, он покинул Афины, взяв клятву с сограждан, что они не изменят введенного им. Только в глубокой старости реформатор вернулся на родину; в это время во главе государства стоял тиран Писистрат. 

2.5. Тирания Писистрата (560527 гг. до н. э.). Вскоре после проведения реформ в Аттике вновь обострилась социальная борьба. Демос Диакрии выдвинул требование увеличения земельных наделов, расширения политических прав; средние земельные собственники, торговцы и ремесленники Паралии также стремились к их упрочению; крупные землевладельцы Педиона, преимущественно эвпатриды, хотели отмены законов Солона. Во время этой борьбы выдвинулся предводитель Диакрии – Писистрат, который, будучи избранным простатом (защитником), при поддержке населения Паралии установил тиранию в 560 г. до н. э.

Одним из важнейших мероприятий Писистрата стало введение пятипроцентного кредита для сельского населения, что лишило эвпатридов, которые ссужали деньги под более высокий процент одного из источников наживы, то, что Писистрат снабдил отдельные хозяйства мелких земледельцев инвентарем и зерном укрепило их экономические позиции. Кроме того тиран преследовал своих противников из числа эвпатридов: казни и конфискации имущества, что также подрывало значение (и численность) сословия. При Писистрате был введен также разъездной суд: это позволяло решать спорные вопросы на месте, не теряя времени на поездку в Афины.

В интересах торгово-ремесленного демоса (и в целом народа) Писистрат начал обширное строительство на Акрополе (при нем возведен ранний храм Афине, разрушенный в период Персидской войны); в числе его мероприятий следует также назвать прокладку водопровода и строительство храма Зевса в нижнем городе. Большое значение для развития ремесла и торговли имело овладение богатого рудами побережья Фракии, в свою очередь, это открывало пути в Северное Причерноморье, откуда поступало зерно и куда вывозилось оливковое масло. Строительная деятельность Писистрата изменила облик Афин, а контроль над островами (Лемнос, Имброс) превратил полис в торгового конкурента Коринфа. Большое значение имело введение наряду с Панафинеями Великих Дионисий, отмечавшихся накануне открытия навигации. Сельский демос, опираясь на который тиран пришел к власти, в общегосударственном масштабе начал отмечать культ покровителя виноградной лозы. В это же время возводится храм Деметре (богини земледелия) в Элевсине.

В 627 г. до н. э. власть перешла к наследникам Писистрата – Гиппию и Гиппарху, допускавших злоупотребления, а из-за образа жизни не являвшихся популярными в народе. В 514 г. до н. э. во время заговора Гармодия и Аристогитона был убит Гиппарх. Гиппий обрушил преследования своих противников, прежде всего представителей рода Алкмеонидов, во главе которых стоял Клисфен, сын Мегакла, создавший укрепленный лагерь на границе Аттики и Беотии. Помощь спартанцев, оказанная по велению Дельфийского святилища, привела к изгнанию Гиппия, а в 510/9 г. Клисфен приступил к проведению реформ, которые уничтожили политическое влияние эвпатридов. 

Каково же значение тирании, если в целом рассматривать тенденцию развития афинского общества – уменьшение власти знати и увеличение роли демократических элементов в управлении государством? Тирания ослабила эвпатридов. Активная внешняя политика, установление афинского контроля над проливами, ведущими в Черное море, усилили торговый демос. За счет льготной аренды улучшается положение сельского демоса. Вместе с тем Писистрат, опирающийся на свою охрану – «дубинщиков» и наемников, боялся народа. Именно поэтому в период тирании Писистрата перестало созываться Народное собрание.

Дешевый кредит, ссуда нуждающимся, введение общеполисных праздников – это своеобразная политика «пряника». Для укрепления своей власти тиран использовал и демагогию. В этом плане примечателен рассказ о том, что однажды Писистрат был вызван в суд. Он явился на заседание суда, но его обвинитель не пришел. О социальной демагогии свидетельствует и другой случай: разъезжая по территории Аттики, Писистрат увидел земледельца, который с руганью возделывал земельный участок. Тогда тиран спросил, чем же недоволен этот земледелец. Получив ответ, что его участок дает ему только пот и кровь, да и то десятую часть их должен получить Писистрат, тиран освободил его от налога. (Отметим, что именно десятина сделала возможной широкую строительную деятельность в городе.)

Тирания имела место в процессе становления полиса не только в Аттике, многие из тиранов прославились своим богатством, они заигрывали с народом, которого боялись, но «все тираны, бывшие в эллинских государствах, – писал Фукидид, – обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличивание своего дома. Поэтому при управлении государством они преимущественно, насколько возможно, озабочены были принятием мер собственной безопасности, ни одного замечательного дела они не совершили» (I, 17,1).

2.6. Законодательство Клисфена (509 г. до н. э.). После падения тирании архонтом был избран архонтом и Клисфен, реформы которого ликвидировали пережитки родового строя в управлении государством и завершили процесс развития гражданского коллектива. Созданное Клисфеном существовало с небольшими изменениями, на протяжении всего периода расцвета полиса.

Главной реформой Клисфена явилась административно–территориальная: 4 родовые филы были упразднены и заменены 10 территориальными. Новая фила составлялась из трех частей (триттий) – из жителей Паралии, Диакрии и Педиона. В рамках новой филы произошло смешивание населения. Если жители Диакрии и Паралии были едины, то на Народном собрании проходило решение, обеспечивавшее победу городского и сельского демоса. Вновь созданные филы были свободны от родовых традиций, в отличие от старых, во главе которых стояла знать, ведавшая культовыми делами, осуществляющая вследствие этого в целом контроль за входившими в филы. Кроме того, городской демос был численно увеличен за счет тех, кто давно проживал в Аттике, но не являлся гражданином, поскольку не был коренным жителем. Более мелкой территориальной единицей являлся дем, в рамках которых производились выборы гелиастов и формировалось ополчение. Все юноши по достижению 18 лет заносились в списки дема и на два года становились эфебами и должны были обучаться военному делу, нести службу по охране территории полиса, только после этого они становились полноправными гражданами.

Возможность установления тирании предотвращалась введением специального суда – остракизма. Через определенное время созывалось народное собрание, на котором граждане решали, существует ли опасность для государства. Если народ находил, что таковая имеется, то на очередном собрании производился остракизм. Каждый присутствующий на собрании получал черепок (остракон), на котором писал имя того, кто, по его мнению, представляет опасность для демократии, претендует на тираническую власть. Лицо, набравшее наибольшее число голосов, должно было покинуть Афины на десять лет.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.