Характер общественных изменений в Греции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Характер общественных изменений в Греции

2022-09-01 40
Характер общественных изменений в Греции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

между XIсерединой VIII в. до н. э.

4.1. Начало гомеровского периода. В историографии недаром подчас именуют гомеровский период «темными веками», тем самым отражая состояние источниковой базы. Существует и другое обозначение этого времени – героический период. Но, если прежде всего учитывать основное направление процессов, характерных для Эллады, то эти века следует считать временем рождения протополиса и создания локальных сказаний, посвященных героям-родоначальникам новых поселений, со временем превратившихся в государства – гражданские общины (к концу эпохи архаики.

В ходе освоения пришельцами новых территорий первоначально сохранялось деление общества на родоплеменные единицы – филы. Семантически слово «фила» соотносится с такими понятиями, как «рождать», «расти». Согласно античной традиции, дорийцы зовутся «поселяющимися тремя частями, потому что разделили натрое землю вдали от отечества». Войско спартанцев до VII в. до н. э. формировалось на основе фил, которые сражались по отдельности.

Этапы развития от родового общества к полису следующим образом отражены в сочинениях Аристотеля: «Сложившееся по природе ради повседневных нужд сообщество – семья (ойкос)... Сложившееся же из множества семей вначале не ради только повседневных нужд сообщество – село (кома). Более всего, кажется, по своей природе село является выселком рода, состоящего из тех, кого называют сородичами, детьми и внуками... В древности жили по отдельным селениям... Сообщество же, сложившееся из большого числа сел, – законченное и вполне автарктичное образование, полис» (Политика, I, 1,6–8). Данные, которые приведены Аристотелем в «Афинской политии», позволяют гипотетически представить численный состав населения Аттики в раннюю эпоху. Так, каждая из четырех древних фил состояла из трех фратрий, фратрия – из 30 родов, в каждом роду насчитывалось около 30 мужчин. До некоторой степени такая численность совпадает с размерами некоторых поселений. Например, поселение Латурес IX–VIII вв. состояло из 25 небольших помещений и святилища. Каждый из обитателей комы (дема), вероятно, первоначально имел надел близких размеров. Имущественные различия не были значительными, насколько можно судить по археологическим материалам. Надел (клер) обрабатывался теми, кто входил в ойкос. Как уже юыло отмечено, для погребений IX в. до н. э. Афинского Керамика характерен стандарт. В VIII в. до н. э. уже преобладают захоронения с бедным инвентарем, которые контрастируют с богатыми погребениями, расположенными отдельно от первых. Следовательно, к VIII в. до н. э. появляются имущественные различия и выделяются из остальной массы особые группы населения.

Письменные источники не позволяют рассмотреть процесс формирования социальных различий, но в них содержится указание на то, что население Аттики, к примеру,  делилось на три разряда: эвпатриды – благородные, геоморы – земледельцы и демиурги – «ремесленники» (букв.: создатели, творцы). Античная традиция приписывает начало такого деления Тесею. В действительности этот процесс являлся длительным и, безусловно, не связан с мифической личностью одного из базилеев Афин.

В отношении происхождения категории эвпатридов существует несколько мнений. Согласно одной из точек зрения, сословие эвпатридов образовалось в результате сращивания пришельцев (родовой знати по положению) со старой местной аристократией (знатью по происхождению) и противопоставления их остальному населению – геоморам. Знать обладала лучшими земельными участками. Таким образом, существовала возможность постепенного накопления этой категорией богатства, что в конечном итоге и отразилось в различии инвентаря погребений. Из сословия эвпатридов происходили те, кто управлял общиной; они являлись толкователями обычаев, отправляли культы. Тот, кто оказался вне сферы общины, утратил свой земельный участок, вынужден был заниматься ремеслом или торговлей, или же обрабатывать землю знати на основе частных обязательств. Но это не означает, что геоморы или эвпатриды не занимались торговлей.

Гесиод, например, советует:

  Если же в плаванье вздумаешь ты безрассудно пуститься,

  Чтоб от долгов отвертеться и голода злого избегнуть,

  То покажу я тебе многошумного моря законы

                                                             (Труды и дни, 645).

Однако земледельческие занятия, владение земельным участком являлось более почетным в сравнении с ремесленной деятельностью. В данном случае следует учитывать и то, что потребности в изделиях демиургов на ранней стадии развития общества являлись ограниченными, потому поиск работы не позволял им надолго задерживаться на одном месте. Статус ремесленников обусловил негативное отношение к их деятельности. Правда, с течением времени ремесленники начинают обретать постоянное место жительства, более того как свидетельствуют преобразования в Аттике эпохи Солона (594 г. до н. э.), права граждан были предоставлены гражданам из других общин, которые занимались в Аттике ремеслом, если они были осуждены у себя на родине на вечное изгнание или переселился в Аттику на постоянное жительство вместе с семьями.

Подобным образом могло идти формирование социальных категорий и в тех областях Эллады, где существовали условия для раннего развития ремесла.

Необходимость защиты территории (вспомним слова Фукидида: когда не существовало опасности, жители не собирались вместе для обсуждения своих дел) приводила к возникновению союзов ком. Этому могли способствовать совместное отправление культов, необходимость установления экономических связей.

Примером подобного объединения является синойкизм в Аттике. В результате синойкизма эвпатриды, как свидетельствует античная традиция, переселились в Афины, которые стали единым чвкральным и политическим центром – здесь возникает пританий, сюда собираются жители всей Аттики на общие народные собрания. Так возникают единые органы управления. Синойкизм в свою очередь не мог не усилить сословие эвпатридов, за которым, как и прежде, оставалось толкование обычаев, отправление культа, из их среды избирались военачальники, жрецы, судьи. Синойкизм – это один из путей образования протополиса. Другой путь – это естественный рост поселений, увеличение числа ойкосов. И наконец, в период Великой греческой колонизации полисы возникали и в результате переселений на новое место.

4. 2. Человек и общество по поэмам Гомера и Гесиода. Эвпатриды, геоморы, демиурги – это свободное население. Существовало ли рабство в тот период, который принято называть гомеровским?

Основной материал, который позволяет судить о появлении зависимого населения, – поэмы Гомера, в частности анализ терминов, которые используются для его обозначения.

В классическую эпоху применительно к рабам употреблялись три термина: «дулос», «ойкетос», «антроподон». В поэмах Гомера для обозначения людей, покоренных силой оружия, используется слово «дмоэс». Термин «дулос» здесь не встречается. В одной из строк «Одиссеи», где говорится о торговле медью, железом, кинжалами, употреблено слово «антропус». Слово «ойкетес», например, у Геродота, обозначало не только рабов, но вообще членов семьи, домочадцев. На основании контекста поэм его можно переводить и как «раб» и как «член семьи». Однако в «Одиссее» имеются строки о покупных рабах и рабынях. Труд зависимого населения использовался в скотоводстве; они ухаживали за плодовыми деревьями, прислуживали в доме.

Известна такая категория, как «дмоэс», и Гесиоду. Они занимались пахотой, жатвой, мололи зерно. Подросток–дмой, например, мотыгой заравнивал землю за пахарем, чтобы птицы не клевали зерно. По мнению одного из исследователей данной эпохи, В. П. Яйленко, все эти работы являются сезонными, поэтому в дмоях следует видеть не рабов, а наемных работников – тех, кто в силу различных причин разорился и вынужден был наниматься к более состоятельным земледельцам, которые во времена Гесиода подразделялись на:

1. Тех, кто имел дом, семью, вола и средства для найма рабочей силы;

2. Имевших дом, семью, вола, но не обладавших средствами для найма рабочей силы;

3. Общинников, имевших только дом и семью;

4. Лиц, у которых отсутствовали дом, семья и рабочий скот.

Последние две категории вынуждены были работать по найму. Отсутствие переделов земельных участков приводило к разорению и появлению тех, кто не имел ни земли, ни рабочего инструментария. Они становились наемной рабочей силой. Но разорение могло привести и к долговой кабале, на основе которой возникало долговое рабство. Этот процесс отражен в поэме Гомера «Илиада» (XII, 421–423):

     Два человека, соседа, на поле, обоим им общем,

     С мерой в руках меж собою о меже разделяющей спорят,

     И на коротком пространстве за равную ссорятся долю.

Земледелие давало основные средства к существованию, являлось почетным занятием. Однако разорение общинников, появление таких категорий, как «аклерос» – не имеющий надела – клера, становилось толчком для развития и других занятий. Некоторые земледельцы начинают участвовать в морской торговле. Безусловно, большие преимущества в организации крупных морских торговых экспедиций имели те, кто обладал средствами. Наряду с разоряющимися общинниками в морских торговых операциях участвуют и некоторые из «лучших» людей. Так, Гесиод советует своему брату Персу:

  И дожидайся, пока не настанет для плаванья время.

  В море тогда свой корабль быстроходный пускай и такою

  Кладью его нагружай, чтоб домой с барышом возвратиться,

  Как это делал отец наш с  тобою, о Перс безрассудный,

  В поисках добрых доходов на легких судах разъезжая

                                                    (Труды и дни,6З0–635).

Какие же в целом изменения произошли в обществе к середине VIII в. до н. э.?

Прежде всего следует отметить высокий уровень обработки металлов и художественное совершенствование керамики; возобновление контактов со странами Востока; развитие внутригреческих связей; рост народонаселения; начало монументального строительства. Далее – появление самостоятельных политических единиц: территориальных общин, из которых вырастет гражданская община; социальное и имущественное расслоение и выделение «лучших» (аристократии, родовой знати).

В то же время нельзя преувеличивать уровень контактов между новыми возникающими объединениями и странами Востока. Изолированность областей, автономность и замкнутость поселений преодолевались постепенно, сопутствуя становлению полисной структуры, что имело место в последующие два века – в период поздней архаики (VII–VI вв. до н. э.).

4.3. Великая греческая колонизация. Рассматривая вопрос о греческой колонизации, отметим прежде всего то, что на ее развитие оказало влияние знакомство с областями Средиземноморья – Черноморья в предшествующее время. Одним из наиболее ранних направлений колонизации стало Малоазийское побережье. В течение XI–VIII вв. до н. э. происходило освоение Ионии и Эолиды. На о. Самосе в погребениях обнаружены материалы, которые относятся к IX в. до н. э. На Хиосе встречена керамика этого же времени. В VIII в. до н. э., вероятно, когда были исчерпаны территориальные возможности в Малой Азии, колонизационный поток направился на запад – в Сицилию, юго–западное побережье Апеннинского полуострова[8]. Говоря о территориальных ресурсах Малой Азии, следует учитывать наличие здесь таких сильных государств, как Фригийское и Лидийское царства, что не могло не оказать влияния на процесс освоения греками побережья.

В VII в. до н. э. появляются поселения – апойкии (выселки) эллинов в Северной Африке, Северной Эгеиде и на побережье Понта – Черного моря: Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический, Ольвия и др.

Предварительное знакомство с землями, куда направлялись колонисты, происходило во время полупиратских–полуторговых экспедиций. В данном случае можно вспомнить плавание аргонавтов.

Освоение новых земель, установление контактов с туземным населением послужили толчком к более быстрому экономическому развитию новых поселений, что в свою очередь повлияло и на развитие материковых центров – метрополий.

Производство массовых товаров, предназначенных для торговли с туземцами, а также удовлетворение внутренних потребностей жителей колоний сопровождались развитием морской торговли и сельского хозяйства. В VIII–VII вв. до н. э. в Элладе сформировались такие центры, как Коринф, Халкида, Эретрия, Хиос, Родос. Афины в это время еще не имели того значения, которое займут позднее, в классический период.

Типологически древнегреческие колонии условно можно разделить на колонии с преимущественным развитием земледелия и поселения с торговой ориентацией. Среди последних имелись колонии, расположенные на территории суверенных государств. Например, Аль мина в Сирии, Навкратис и Дафна в Египте, которые имели статус факторий. Одним из центров, сыгравшим большую роль в организации новых поселений в Северном Причерноморье, был Милет. Среди городов, которые возникли в данном регионе, наиболее крупными являлись Ольвия, Фанагория, Гермонасса. Переселенцами из Гераклеи (колония Мегар и граждан Беотии, основана в середине VI в. до н. э.), расположенной на южном побережье Понта, основан Херсонес Таврический. К числу наиболее ранних апойкий северного направления принадлежит Византий (совр. Стамбул), созданный мегарянами около 660 г. до н. э.

Итак, одной из причин развития колонизационного движения являлось появление в обществе тех, кто лишился земельного надела; в составе поселенцев были и те, кто у себя на родине в силу каких-либо причин не мог его иметь. Примером может служить судьба поэта Архилоха. Будучи незаконнорожденным сыном паросского аристократа и рабыни, он не мог участвовать в разделе отцовского наследства и стал одним из активнейших участников в заселении паросцами о. Фасос (северная часть Эгейского моря). Архилох писал о себе: «В остром копье у меня замешан мой хлеб. И в копье же – из-под Исмара вино пью, опершись на копье».

Таким образом, в новых поселениях смешивались выходцы из различных полисов. Великая греческая колонизация высвобождала личность из-под контроля рода, способствуя разложению родовых традиций. Во вновь созданных поселениях сосредоточивались энергичные и предприимчивые люди, утратившие связь со своим родовым коллективом, полагавшиеся, как Архилох, только на себя.

Другой причиной колонизации являлась социальная борьба, которая сопровождала процесс рождения нового вида государственности – полиса. Борьба между родовой знатью и рядовыми общинниками приводила иногда к тому, что побежденные вынуждены были покидать родину. Она была порождена социальными процессами в период рождения полиса; большую роль сыграло появление более дешевого защитного и наступательного оружия, ставшего доступным рядовым членам общины. Это в свою очередь изменило их роль в защите отеческих земель, появление гоплитского (пешего) ополчения изменило самосознание общинников: отныне не только обладавшая медными доспехами знать являлась той силой, которая отстаивала интересы общинников. К освоению новых земель приводила и необходимость получения сырья – железа. Многие из апойкий возникали там, где по соседству имелись залежи железа.

Колонизационный процесс оказал большое влияние на развитие торговли и ремесла в материковых центрах.

 

4.4. Эллинская традиция основания нового поселения. Историк Р. Ю. Виппер в книге «История Греции в классическую эпоху», изданной в 1918 г., сказал о значении Великой греческой колонизации следующее: «Не будь колонизации, Греция не имела бы истории» [9]. Эти слова свидетельствует о роли, которую сыграло освоение эллинами новых земель.

Надписи об основании поселений, о разделе земли между прибывшими на новое место характеризуют практику и называют меры, предшествовавшие выселению из метрополии – центра, являвшегося инициатором создания апойкии (нового поселения).

В 1925 г. была опубликована найденная в Кирене так называемая «Стела основателей». В первой ее части говорится о предоставлении гражданских прав жителям метрополии – Феры: «Народ постановил, чтобы все феряне и в Кирене остались на таких же гражданских правах. ‹…› Распределить их по филам и кланам, а также среди девяти гетерий. Записать это постановление на беломраморной стеле (и) поставить ее в отечественном святилище Аполлона. ‹…› Деньги, необходимые на (приобретение) камня или составление надписи, пусть финансовые магистраты возьмут из средств (храма) Аполлона».

Начальные строчки надписи не содержат сведений относительно создания нового поселения. Но они охарактеризуют особые отношения между колонистами и метрополией.

Обратимся ко второй части постановления, где непосредственно сказано о подготовке к переселению и мероприятиях, предшествовавших этому, а также о некоторых правах и обязанностях создателей апойкии:

«Народное собрание постановило. Поскольку Аполлон изрек предсказание Батте и ферянам заселить Кирену[10], феряне вынесли определение – Батта отравляется в Ливию в качестве архогета и царя, а ферянам – отплыть в качестве (его) спутников. На равных и одинаковых основаниях отплывать от каждого дома, причем в число (колонистов) брать по одному из двух братьев; при этом плыть сыновьям свободным и возмужалым, а также свободным мужам из семи ферских округов. Если колонисты прочно обоснуются на новом месте жительства, то пусть сродственники, приплывающие впоследствии в Ливию, получат равные гражданские права, возможность занимать магистратуры и по жребию – (наделы) из незанятой земли. Если же (колонисты) не утвердятся на новом месте и феряне не смогут им помочь, то пусть в силу необходимости они переносят тяготы в течение пяти лет (после чего могут) вернуться из той страны без страха на Феру к своему достоянию и быть полноценными гражданами. Если кто-нибудь, предназначенный городом к отправлению, не захочет отплыть, то пусть будет предан смерти, а имущество его конфисковано в пользу государства. Укрывающий или не выдающий, будь то отец сына или брат брата, понесут то же наказание, что и не желающий отплыть». (Далее в документе перечислены кары нарушителям клятвы, а сохраняющим верность ей «пребывать во благе и довольстве им самим и их потомкам».)  

Особенностью процитированного документа является то, что он был составлен на основании более раннего с некоторыми дополнениями. Как считает один из его исследователей В. П. Яйленко, предпринявший лингвистический анализ памятника, в нем содержатся поздние вставки. Прежде всего – это слова о предоставлении равных гражданских прав прибывшим вслед за первопереселенцами. Причиной появления ее, как он полагает, стал интерес ферян к процветающей Кирене, поэтому на основании «сфабрикованного текста» оговорена для граждан метрополии возможность получать наравне с основателями равные права. Такой же поздней вставкой являются слова о возможности возвращения к своему достоянию и полноценному гражданскому статусу на Фере. Геродот, описывая отправку колонии в Ливию, сообщал, что переселенцы, не сумевшие основать город, попытались вернуться на родину, но не были приняты, отметил исследователь. Таким образом, вторая «фальсификация» первоначального текста документа – попытка реабилитировать предков за этот поступок, подчеркивает В. П. Яйленко[11].

Практика переселенческого движения свидетельствует, что колонисты, прибывавшие позднее (эпойки), не получали равных прав с основателями (не могли быть избраны в магистратуры и имели меньшие участки земли). Аристотель в одном из пассажей «Политии» писал по этому поводу: «Доступ к магистратурам имели отличавшиеся благородством происхождения и (потомки) первых колонистов, которые составляли незначительную часть всего населения» (Полития, IV, 3,8).

Как свидетельствуют слова «клятвы» и другие источники, созданию апойкии предшествовало обращение частного лица в Дельфийское святилище Аполлона или в какое-нибудь другое святилище этого божества. Например, в Дидимский храм (расположен на территории Малой Азии, неподалеку от Милета). Благоприятное предсказание – основание для создания коллектива будущих переселенцев. У ферян организатором выступает Батта, который возглавлял граждан как архогет (в некоторых дорийских полисах это глава военного ополчения) и царь – базилей (магистрат, наделенный жреческими и судебными полномочиями). Относительно событий VII в. до н. э. на Фере и в Кирене, Геродот писал, что Батт, сын Полимнеста, (ок. 630–ок. 599 гг. до н. э.) происходил из знатного рода. Приведены историком и причины, которые заставили ферян покинуть родину в поисках лучшей доли: продолжавшиеся семь лет засуха и голод.

О создателях Кирены Геродот писал, что на новое место на 30-ти кораблях отправились люди «из разных спартанских фил» (Геродот, IV, 148). Освещая события тех лет, он заметил, что во время посещения Дельфийского храма потомку Фера Грину был дан оракул об основании поселения в Ливии. Престарелый правитель острова назвал Батта в качестве главы колонистов. Но только через семь лет, после неурожайных лет и раздоров ферейцы исполнили повеление оракула (Геродот, IV, 148–151). Историк привел данные и о происхождении Бата: он был сыном дочери правителя одного из городов Крита, родившегося от ее связи с знатным ферейцем (Геродот, IV, 154).

Итак, согласно одному из вариантов, который представлен античной традицией, потерпевший поражение в длившейся семь лет борьбе, Батта, покинувший Феру вместе со своими сторонниками, повторно обратился к оракулу в Дельфах с вопросом: «Бороться ли ему за возращение на родину или отправиться в другое место».

На начальном этапе организации нового поселения большую роль играл ойкист – ее создатель, именно он обращался к божеству за прорицанием и, как показал пример Кирены, сосредотачивал в своих руках высшую власть. Следующим актом являлась клятва, которую приносили все переселенцы. В ней обычно определялись принципы политического устройства. В случае с Киреной – царствование Батта. (Известно, что он находился у власти в течение 40 лет. Его настоящее имя было Аристотель, у ливийцев, на землях которых обосновались переселенцы, слово «батт» означало «царь», «господин».)

Последующую деятельность колонистов на новом месте источники рисуют следующим образом. Прежде всего сооружались оборонительные стены, а затем производился раздел земли. Сначала земля распределялась по филам специально избранной комиссией. Каждый из прибывших получал земельный участок из состава территории, которая досталась его филе. Как правило, при разделе земель гражданину отводилось не менее двух участков, расположенных на различных массивах. Один из участков служил основным наделом – своеобразный земельный ценз, позволяющий считаться полноправным гражданином. Наиболее ценными считались земли рядом с поселением. Величина получаемого надела зависела от ресурсов местности и численности коллектива переселенцев. Кроме того, на территории поселения (города) выделялся участок под застройку (ойкопедон). Эпойки (переселившиеся позднее) получали меньшие наделы из неподеленных ко времени их прибытия земель. Они не имели основного надела, поэтому не являлись полноправными гражданами и, следовательно, не могли избираться в магистратуры. Вполне возможно, что отводимый им в качестве ойкопедона участок также имела меньшие размеры.

Государственное устройство нового полиса в значительной мере копировало порядки, существовавшие в метрополии. На новое место переносилось традиционное деление по филам; при последующем пополнении новыми переселенцами создавались и новые. Выходцы из других государств также могли быть объединены в особую филу. Новый центр (апойкия) сохранял дружеские связи с метрополией, основанные на равноправии. Но переселенцы и первой, и второй волны гражданами ее не являлись. Но так как эпойки не имели равных прав с основателями, то на определенной стадии развития нового полиса начинались конфликты, которые иногда завершались победой представителей второй волны.

 

Раннее законодательство

Одним из важнейших результатов развития общества в архаический период стало рождение писаных законов. Они возникли как следствие развития частной собственности, пришедшей на смену родовой. В период, когда фратрия и фила являлись единственными формами связи между людьми, родовая знать была хранительницей традиций и толковательницей обычного права. Социальные изменения, торговля, появление денег привели к возникновению категорий людей, которые, не имея знатности, обладали богатством. Прирост населения по-новому ставил и проблемузащиты границ. На смену «благородным и богатым», защищавшим интересы родового коллектива в конных поединках, приходит пеший строй. На становление гоплитского ополчения, состоявшего из среднезажиточных граждан (тяжеловооруженная пехота), оказало влияние изменение характера сражений и удешевление вооружения пехотинца по сравнению с экипировкой знатного воина, сражавшегося на колеснице. Для пеших воинов важно было ощущение единства в строю. Участие общинников в защите общих интересов способствовало развитию самосознания. Это обстоятельство сказывалось на социальной борьбе, противостоянии «благородных» и «остальных», борьбе между «родовой собственностью» и частной. В конечном итоге все эти процессы привели к фиксации обычного права. Способствовали этому и требования разоряющихся общинников о переделе земель, уменьшении долговых процентов и, наконец, праве участвовать в управлении, т. е. о политическом равноправии.

Итак, защита интересов тех, кто не относился к числу родовой знати, вызвала необходимость появления писаных законов, которые на начальном этапе представляли собой запись обычного права. В период социальных коллизий возникает и выборный посредник – асимнет.

Античная традиция сохранила свидетельства о деятельности в Коринфе Фидона, а в Фивах – Филолая, которые пытались установить соответствие между количеством земельных наделов и числом граждан (первая половина VII в. до н. э.). Наиболее последовательно этот принцип получил развитие в Спарте, где он сохранялся в течение длительного времени. В Локрах Эпиземфирских в 662 г. до н. э. Зелевк создает свод писаных законов, основное содержание которых было посвящено охране собственности. Одним из результатов противостояния знати и рядовых общинников в Афинах стало рождение института судей–устроителей – коллегии из шести фесмофетов. Фесмофеты должны были произвести запись законов. Однако появление законодательства в Аттике связано с именем Драконта (621 г. до н. э.), законы которого были направлены на ограничение традиций родового общества, в них запрещалась кровная месть, и самое суровое наказание вводилось за покушение на собственность. К числу семи мудрецов античная традиция относила тирана-законодателя Питтака (ок. 620–ок. 570 гг. до н. э.) из Митилен (о. Самос).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.