Раса-таттва: Саттвика-бхава, Вьябхичари-бхава и Рати-абхаса — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Раса-таттва: Саттвика-бхава, Вьябхичари-бхава и Рати-абхаса

2022-09-01 33
Раса-таттва: Саттвика-бхава, Вьябхичари-бхава и Рати-абхаса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

раса-вичара

На следующий день, почтив полуденный прасад, Виджая-кумар и Враджа-натх направились в “Шри Радха-кантха-матх”, лелея в сердце сладостное желание узнать о тайнах раса-таттвы. Тем временим Шри Гопал-гуру Госвами, отдыхая после обеда, с любовью размышлял о своих достойных учениках. Шри Дхьяначандра Госвами находился рядом с ним. Сидя у стоп учителя, он составлял книгу “Упасана-паддхати” (методология поклонения Божеству). Гопал-гуру Госвами, облаченный в одежды санньяси, украшенный знаками урддхва-пунд-ры (на лбу) и именами Хари (на всем теле), был прекрасен: глаза его были полуприкрыты; на шее виднелись бусы туласи, а в руках он держал четки. Лицо и грудь Госвами время от времени становились мокрыми от слез любви, когда он, бережно перебирая бусины джапа-малы, чуть слышно произносил имена Хари. Его плотное, смуглое тело излучало мягкое сияние. Госвами восседал на подстилке, сшитой из коры бананового дерева; рядом с ним покоилась наполненная водой лота из кокосового ореха и стояли его деревянные сандалии. Погруженный в бхаву преданности, Госвами то и дело громко взывал: “Ха Гауранга! Ха Нитьянанада!” Виджая-кумар и Враджанатх в присутствии учителя распростерлись на земле в смиренном поклоне.

Оба они хорошо знали вайшнава-шастры, обладали замечательными качествами и являлись обитателями Шри Навадвипа- дхамы видя это, все жители матха относились к ним с большим почтением. Заметив учеников, Госвами нежно обнял их и усадил рядом с собой. Враджанатх, дождавшись удобного случая, попросил учителя продолжить обсуждение раса-таттвы.

Гопал-гуру Госвами начал отвечать: “Сегодня я расскажу вам об анубхаве, и вы сможете понять тайну расы. Раса состоит из четырех частей (самагри). Это вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари. Вчера вы узнали о вибхава-таттве. Теперь обратимся к теме анубхавы. Слушайте очень внимательно. Вибхава относится к состоянию, вызывающему рати; она является ее основой и стимулом. Бхава, пробужденная в сердце преданного, проявляет себя в форме анубхавы Изменения тела относятся к этой категории. При этом преданный начинает вести себя особым образом: он танцует (нритья), катается по земле (вилунтхана), поет (гита), громко плачет (крошана), тело его изгибается и растягивается (тану-мотана), он кричит (хункара), зевает (джримбхана), дыхание его становится глубоким диргха-шваса), он проявляет безразличие к мнению окружающих (локанапекшита), из его рта течет слюна (лаласрава), он громко хохочет (атта-хаса), испытывает головокружение (гхурна) и икает (хик-ка). Все эти экстраординарные проявления в поведении преданного раскрывают природу динамики его бхавыи питают ее”.

Враджанатх: “Каким образом внешние телесные симптомы могут способствовать внутреннему обогащению рас стхайибхавы? Другой мой вопрос состоит в следующем: раса, услаждающая сердце преданного, рождает разнообразные внешние проявления в виде названных тобой анубхав. Почему же в таком случае анубхава считается отдельной составляющей расы?”

Госвами: “Сын мой, до сего дня еще никто не спрашивал меня об этом. Я вижу, ты действительно хорошо изучил науку ньяи. Твой вопрос свидетельствует о том, как глубоко ты чувствуешь тонкие законы логики.

Много лет назад, когда я изучал раса-таттву под руководством Шри Пан-дита Госвами, то же самое сомнение посетило мое сердце. Однако шрила гуру-дев милостиво разрешил его, ответив мне так: когда вибхава приводит в возбуждение и стимулирует функции (вритти) чистого сознания (читта), сердце преданного охватывает вайчиттья (естественное удивление или восторг), вызывающая спонтанные изменения в его теле. Эти внешние телесные действия носят имя удбхашвара. Танец и другие симптомы в поведении преданного — суть этой таттвы. Однако необходимо знать, что удбхашваране является изначальной составляющей подобных проявлений. Другими словами, когда сердце преданного начинает танцевать, его тело также танцует, а когда сердце поет, его язык тоже начинает петь. Таким образом, анубхава, возникающая в сердце, питает вибхаву и пронизывает тело преданного экстатическим блаженством, проявляясь в форме удбхашвары. Как только вибхава начинает „оживлять“ деятельные функции стхайибхавы, анубхава, хотя и являясь продуктом этого взаимодействия, также начинает играть свою роль, обогащая сердце преданного разнообразными психологическими состояниями. Таким образом, можно видеть, что анубхава есть отдельный компонент формирования феномена расы. Когда человек поет или зевает, подобные признаки называют шита, а когда он танцует, эти действия имнуют кшепана. Кроме того, существуют иные проявления анубхавы: опухание тела, кровотечение, расхождение суставов с их последующим воссоединением. Подобные виды анубхавы встречаются крайне редко и потому я не стану останавливаться на них. Эти удивительные анубхавы были проявлены в теле моего возлюбленного пранешвары Шри Чайтаньи Ма-хапрабху Например, иногда Его руки и ноги втягивались так глубоко в тело, что оно становилось похожим на тело большой черепахи. То, что было возможным для Господа, не имеет отношения к кому-либо еще. Подобные анубхавы никогда не проявит садхака”.

Враджанатх и Виджая-кумар, выслушав столь сокровенные объяснения, долго хранили молчание. Затем, почтительно прикоснувшись к стопам наставника, они спросили: “О Прабху что есть саттвика-бхава?”

Госвами: “Чистое сознание преданного, находящегося в связи с Кришной прямо или косвенно (в результате каких-либо препятствий), и пропитанное соответствующей бхавой, называют саттва. Бхавы, рожденные из саттвы, называют саттвика-бхавы. Существует три типа саттвика-бхав: мягкая или влажная (снигдха), яркая или горящая (диргха) и сухая или неровная (рукша)”.

Враджанатх: “Что собой представляет снигдха саттвика-бхава?”

Госвами: “Снигдха саттвика-бхава делится на два вида: мукхья (прямая) и гауна (косвенная). Мукхья-снигдха саттвика-бхава проявляет себя в сердце преданного, когда тот видит Кришну непосредственно перед собой (мукхья-ра-ти). Преданный застывает, тело его покрывается испариной — вот некоторые из примеров мукхья-снигдха саттвика-бхавы. Если же сердце преданного заполняет гауна-рати (из-за его неспособности видеть Кришну и общаться с Ним вследствие каких-либо обстоятельств или препятствий), тогда в действие вступает гауна-снигдха саттвика-бхава. Примеры этому — бледность (вайварнья) и прерывание голоса (свара-бхеда).

Дирдха саттвика-бхава появляется в том случае, если сердце преданного охватывает бхава, отличная от двух вышеупомянутых. Примером диргха саттвика-бхавы является дрожь тела. Как снигдха так и диргха саттвика-бхавы рождаются из рати, однако бывает так, что непреданный (человек, лишенный спонтанного экстатического влечения к Кришне в форме рати) волей случая обращает свой слух к нектарным повествованиям о деяниях Господа, наполненных разнообразными бхавами, и при этом испытывает необъяснимый восторг и удивление. Состояние такого человека определяют как рукша саттвика-бхава Пример тому — вставание дыбом волос на теле (романча)”.

Враджанатх: “Как возникает саттвика-бхава?”

Госвами: “Сердце (читта) преданного, наполненное чистым влечением к Кришне (саттва), подчиняется жизненной силе (пране), которая при этом становится неподконтрольной и сильной. Возбужденная прана подчиняет себе тело садхаки, превращая его в послушный инструмент. Например, человек замирает, не в силах сдвинуться с места (стамбха)”.

Враджанатх: “Каковы разновидности саттвика-бхавы?”

Госвами: “Существует восемь видов саттвика-бхав: замирание (стамбха), потоотделение (сведа), вставание волос дыбом (романча), дрожь в голосе (свара-бхеда), трепет тела (вепатху), изменение цвета кожи (вайварнья), льющиеся из глаз слезы (ашру), чувство опустошения (пралая). Прана выйдя из равновесия и захватив инициативу, приходит в соприкосновения с пятью базисными элементами (панча маха-бхута), составляющими человеческое тело, инициируя различные неподконтрольные изменения в нем. Если прана приходит в соприкосновение с элементом земли (бхуми), возникает стамбха соприкосновение с элементом воды (апа) вызывает ашру; соприкосновение с элементом огня (ана-ла) вызывает сведу и вайварнью, соприкосновение с элементом пространство (акаша), вызывает пралаю, а при соединении с элементом воздуха (ваю) возникают романча, вепатху и свара-бхеда Так пробуждаются восемь видов изменений тела. Поскольку они проявляют себя как внутренне, так и внешне, их иногда называют бхава а иногда анубхава Анубхавы такие, как танец, катание по земле и пение, не считаются саттвика-бхавами, поскольку они заметны в активных проявлениях тела. Иными словами, их рождение не является произвольным восхождением из саттвы, стимулируемой разнообразными бхавами, но активацией функций интеллекта (буддхи). С другой стороны, все вышеперечисленные проявления саттвика-бхавы, такие, как стамбха, возникают непроизвольно, помимо какого-либо участия интеллекта. Из этого объяснения вы можете понять, в чем состоит разница между анубхавой и саттвика-бхавой и почему их причисляют к различным составляющим (самагри) концепции ра-сы ”.

Враджанатх: “Я хочу понять причину появления восьми видов изменений в теле преданного (ашта-саттвика викара), таких, как стамбха ”.

Госвами: “Стамбха — это состояние, при котором преданный становится неподвижным и замолкает. Стамбху вызывают радость, страх, удивление, чувство отторжения, сожаление, гнев и усталость. Сведа (потоотделение) проявляется в увлажнении тела, вызванном ликованием, страхом, гневом и т.д. Роман-чу (вставание волос дыбом) пробуждают удивление, восторг, воодушевление и страх. Свара-бхеда (дрожь в голосе) возникает как следствие отчаяния, удивления, гнева, радости и страха. Вепатху (трепет тела) появляется по причине сильного испуга, гнева, радости и т.д. Вайварнья (изменение цвета кожи) вызывается беспомощностью, гневом и страхом. Слезы (ашру) появляются в тот момент, когда преданный испытывает восторг, гнев, отчаяние и т.д. Слезы радости холодны, а слезы гнева горячи. Пралая (опустошение) может быть вызвана ощущением счастья или горя — кажется, преданный лишается знания и стимула к деятельности; он теряет силы и без чувств падает на землю.

Существует четыре типа саттвика-бхав, соответствующих глубине их проявления или степени чистоты саттвы дхумайита (дымящаяся), джвалита (тлеющая), дипта (горящая) и прадипта (пылающая). Рукша саттвика-бхавы обычно относятся к категории дхумайита, тогда как снигдха саттвика-бхавы способны постепенно достигать всех последующих, более высоких стадий (джвалита, дипта и прадипта). Удивление (вайчиттья) и духовное блаженство (ананда) исходят из рати; тень трансцендентной любви (рати-абхас) может произвести только рукша саттвика-бхавы, лишенной высших эмоций саттвика-бхав”.

Враджанатх: “Прабху появление саттвика-бхав является результатом исключительно редкой удачи для человека, однако некоторые псевдо-преданные, не имеющие для того никаких оснований, пытаются убедить окружающих, будто они уже обрели это сокровище. Они устраивают представление с демонстрацией так называемых эмоций преданности в надежде произвести впечатление на обывателей и тем самым исполнить свои корыстные желания. Каково положение этих людей и какова цена их бхав?”

Госвами: “Саттвика-бхавы рождаются из искреннего преданного служения, т.е. из выполнения принципов вайшнава-садханы Помимо этого, существуют четыре типа бхав (эмоциональных состояний), которые могут проявляться в среде непреданных: 1) рати-абхаса (подобие рати, духовной любви); 2) саттва-абхаса (подобие саттвика-бхавы, неглубокие эмоции); 3) нихсат-тва (состояние, возникающее из желания каких-либо мирских благ) и 4) пра-типа (ложная бхава, враждебным настроением)”.

Враджанатх: “Что такое рати-абхаса?”

Госвами: “Рати-абхаса проявляет себя в сознании человека, стремящегося к освобождению. Так, санньяси сампрадаи Шанкарачарьи, слушая об играх Кришны, способен испытать такой вид бхавы”.

Враджанатх: “Что такое саттвабхаса?”

Госвами: “Некоторые люди впечатлительны и сентиментальны; их сердце очень мягкое, поэтому они, слушая об играх Кришны, естественным образом испытывают радость и удивление. Таковы, как правило, последователи философии карма-миманса, а также мирские женщины”.

Враджанатх: “Что такое нихсаттва-бхавабхаса?”

Госвами: “Существует категория двуличных, корыстолюбивых людей, которые, стремясь к материальной выгоде, устраивают представление показной преданности. Хотя у них жесткое сердце, желая обмануть доверчивых простаков, они искусно изображают несуществующий экстаз и проливают „крокодиловы слезы“, которые выглядят очень правдоподобно. Нихсатва означает „искусственно вызванная эмоция“”.

Враджанатх: “Что такое пратипа?”

Госвами: “Пратипа бхава-абхаса — это подобие бхавы, вызванное к жизни гневом, страхом и другими эмоциональными проявлениями враждебности к Кришне. Камса, Шишупала и другие враги Кришны демонстрируют данный вид ложной бхавы”.

Враджанатх: “О учитель, нам теперь понятны такие категории, как вибха-ва, анубхава и саттвика-бхава. Кроме того, ты подробно объяснил, в чем заключается разница между саттвика-бхавой и анубхавой. Теперь, пожалуйста, опиши вьябхичари-бхаву”.

Госвами: “Приставка ви означает „отчетливо“, абхи означает „в направлении“, а чари означает „двигаться“. Бхавы, которые усиливают собой стахайи-бхавы (постоянные эмоции), называются вьябхичари. Существует тридцать три вьябхичари-бхавы. Их также называют санчари-бхавы, поскольку они передаются посредством слов, телодвижений, мыслей; они живут и постоянно перемещаются (санчаритпа) в этой среде. Санчари-бхавы можно сравнить с волнами в океане стпхайи-бхавы; они пребывают в непрерывном движении, то поднимаюсь из глубин, то уходя в пучины этого океана. Вот тридцать три вьябхичари (санчари) бхавы: 1) сожаление или безразличие (нирведа), 2) отчаяние (вишада), 3) скромность (дайнья), 4) физическая или умственная слабость (глани), 5) усталость (шрама), 6) опьянение (мада), 7) гордость (гарва), 8) подозрительность (шанка), 9) страх (траса), 10) возбуждение (авега), 11) безумие (унмада), 12) смущение (апасмрити), 13) болезненность (вьядхи), 14) заблуждение или потеря сознания (моха), 15) смерть (мритью), 16) леность (аласья), 17) инертность (джадия), 18) робость (врида), 19) утаивание эмоций (авахиттха), 20) памятование (смритпи), 21) рассуждения (витпарка), 22) беспокойство (чинтпа), 23) сообразительность или мудрость (мати), 24) мужество (дхритпи), 25) ликование (харша), 26) пылкое стремление (аутпсукатпа), 27) свирепость (аугрья), 28) негодование или нетерпимость (амарша), 29) зависть (асуя), 30) неусидчивость (чапальям), 31) сон (нидра), 32) глубокий сон (суптпи), 33) пробуждение (бодха). Некоторые санчари-бхавы независимы (сватантпра), тогда как другие зависимы от чего-либо еще (паратантра). Зависимые санчари-бхавы делятся на две категории: высшие (вара) и низшие (авара). Высшие, в свою очередь, делятся на прямые (сакшат) и косвенные, или вторичные (вьявахитпа). Независимые санчари-бхавы делятся на три категории: лишенные кришна-рати (ратишунья); те, к которым прикоснулась кришна-рати (рати-ануспаршана); имеющие аромат кришна-рати (рати-гандха). Если эти бхавы проявляются в людях, враждебных Кришне, или они направлены на объект, не имеющий отношения к Господу, их соответственно называют враждебной (пратикулья) и неправильная (анаучитья). Каждая из них может существовать в четырех состояниях: рост (утпатти); соединение двух бхав (сандхи); столкновение противоположных бхав (шабалья) и успокоение (шанти)”.

Враджанатх: “Появление бхавы (бхава-утпатти) понять несложно. Однако мне не ясно, что такое смешение бхав (бхава-сандхи)”.

Госвами: “Когда две бхавы (одинаковые или различные) встречаются друг с другом, это бхава-сандхи. Смешение одинаковых бхав называют сарупа-бхава-сандхи. Пример тому — состояние, при котором одновременно возникают лень, вызванная присутствием возлюбленного (ишта) и лень, вызванная чем-либо еще. Смешение различных бхав называется бхинна-бхава-сандхи. Например, это состояние возникает в тот момент, когда соединяются радость и страх”.

Враджанатх: “Что такое (бхава-шабалья)?”

Госвами: “Бхава-шабалья означает столкновение бхав, при котором одна из них подавляет другие и становится господствующей. Когда Камса слышал о Кришне, он испытывал гнев и страх в одно и то же время. Это пример бхава-шабальи”.

Враджанатх: “Что такое бхава-шанти?”

Госвами: “Если исключительно сильная бхава неожиданно угасает, такое состояние называют бхава-шанти. Так, однажды Кришна исчез, и враджа-ва-си в разлуке не могли найти себе места. Однако стоило им услышать звуки Его флейты, как от их беспокойства не осталось и следа. Это пример того, как исчезает бхава отчаяния (вишада), и преданный приходит в состояние душевного равновесия”.

Враджанатх: “Что еще нам надлежит знать по данной теме?”

Госвами: “Всего существует сорок одна вьябхичари-бхава (тридцать три перечисленные мной сопутствующие бхавы одна основная (мукхья) стхайи-бха-ва и семь вторичных (гауна) бхав, о которых я расскажу позже). Они харакетизуют чистое сердце (читтта-вритти), которое является источником и инициатором всех этих бхав”.

Враджанатх: “Что собой представляют порождаемые ими бхавы?”

Госвами: “Они, в свою очередь, порождают ашта-саттвика-бхавыи ануб-хавы, относящиеся к категории вибхав”.

Враджанатх: “Являются ли эти бхавы частью естественной природы души?”

Госвами: “Нет. Только некоторые из них изначальные, тогда как другие преходящи. Стхайи-бхава есть изначальная бхава преданного, но вьябхичари-бха-вы приходят извне”.

Враджанатх: “Все ли преданные обладают бхавой одного вида?”

Госвами: “Природа одного преданного отличается от природы другого. Поэтому, в соответствии с состоянием ума (мано-бхава) каждого из них, в их сердцах пробуждается бхава более или менее высокого уровня. Выделяют три типа бхавы: гариштха (тяжелая бхава), лагхиштха (легкая бхава) и гамбхира (глубокая бхава). Тем не менее, сердце преданного всегда мягкое и нежное, ибо он постоянно пьет нектар бхакти-расы. На этом мы остановимся сегодня. Завтра я расскажу вам о стхайи-бхаве”.

Враджанатх и Виджая-кумар, почтительно поклонившись учителю, отправились домой.
Глава 28

Раса-таттва: Мукхья-рати

раса-вичара

На следующий день Враджанатх и Виджая-кумар вновь оказались в доме Каши Мишры у стоп учителя. После того, как они смиренно поклонились, Враджанатх спросил: “Прабху все перечисленные тобой категории (вибхава, анубхава саттвика-бхава и вьябхичари-бхава) принадлежат к разряду бхав. Что же такое стхайи-бхава?”

Госвами: “Действительно, все это — бхавы, чистые эмоции души. Но стхайи-бхава занимает особое, исключительное положение. Она подчиняет себе все совместимые и несовместимые бхавы и возвышается над ними, уподобляясь их полновластному правителю. Она неизменна и потому ее называют стхайи-бхава Стхайи-бхава есть кришна-рати, неизменное чувство преданного по отношению к Кришне. Преданный, в чьем сердце пробудилась чистая любовь, видит себя как ашраю (субъект любви), а Кришну — как вишаю (объект любви). Это весьма тонкий философский момент, и его необходимо понять как можно лучше.

Обсуждая составляющие расы, мы упоминали категорию аламбана, которая является частью вибхавы. Аламбана и есть ашрая; она, в форме стхайи-бхавы, контролирует все остальные бхавы, принимая некоторые из них в качестве стимулирующих, а некоторые в качестве вспомогательных. Являясь и субъектом наслаждения (асвадана), и его объектом (асвадья), она наслаждается другими бхавами, сама будучи источником наслаждения. Научитесь выделять стхайи-бхаву из всех остальных преходящих бхав. Рати в образе стхайи-бха-вы может быть как главенствующей (мукхья) так и вторичной (гауна)”.

Враджанатх: “Что такое мукхья-рати?”

Госвами: “В описаниях бхава-бхакти вы слышали о шуддха-саттва-рати. Это и есть мукхья-рати, которая более точно называется шуддха-саттва-ви-шешатма сварупа (изначальная духовная форма атмы, присущая исключительно ей и проявляемая лишь в состоянии чистой благости)”.

Враджанатх: “Твои объяснения развеяли некоторые мои сомнения. Изучая аланкара-шастры, я сформировал в своем уме представления о природе мирской любви, которые были препятствием для меня в понимании сущности кришна-рати. Из того, что я узнал сегодня, мне стало понятно, что бхагавад-раса возникает в чистом сердце дживы. Эта раса есть природное свойство атмы. Что касается расы, описанной в трудах исследователей человеческой психологии, то она возникает благодаря мирской рати, проявляющейся в грубом материальном теле (стхула-шарира) баддха-дживы, в ее уме (сукшма-шарира) и оскверненном сердце (читта). Теперь мне известна и другая любовь, апрак-рита-раса, нематериальное сокровище чистой дживы. Даже обусловленная душа по милости хладини-шакти способна до некоторой степени осознать ее сущность и в какой-то мере сама ее испытать. Пожалуйста, расскажи о разных видах шуддха(мукхья) рати”.

В глазах Гопал-гуру Госвами стояли слезы радости, когда он слушал речь Враджанатха, столь глубоко проникшего в фундаментальные принципы раса-таттвы. Обняв своего воспитанника, учитель прерывающимся от волнения голосом сказал: “Я счастлив, что у меня есть такой ученик, как ты. Слушай теперь внимательно. Мукхья-рати бывает двух видов: свартха мукхья-рати (рати, поддерживающая сама себя) и паратха мукхья-рати (рати, поддерживающая другие виды рати)”.

Враджанатх: “Что такое свартха мукхья-рати?”

Госвами: “Свартха рати поддерживает и питает сама себя благодаря совместимым бхавам (авируддха-бхава), а несовместимые бхавы (вируддха-бхава) ослабляют ее”.

Враджанатх: “Что такое парартха мукхья-рати?”

Госвами: “Парартха рати сжимается (санкучита), позволяя проявиться обеим категориям бхав: совместимым и несовместимым. Кроме того, существует еще один способ классифицировать мукхья-рати”.

Враджанатх: “Пожалуйста, расскажи нам о нем”.

Госвами: “Мукхья-рати может быть разделена на пять составляющих: шуд-дха дасья, сакхья и мадхура. Подобно тому, как солнечный луч, отражаясь в различных стеклянных объектах, принимает разные оттенки и цвета, стхайи-бхаваявляет себя по разному в сердцах разных джив”.

Враджанатх: “Пожалуйста опиши шуддха-рати (чистую любовь)”.

Госвами: “Существует три вида шуддха-рати: обычная (саманья); ясная, отражающая (сваччха) и спокойная (шанта).

1.        Саманья-рати — это любовь обычных людей к Кришне.

2. Сваччха-рати проявляет себя по-разному в зависимости от типа отношений преданного- садхаки с другим вайшнавами, в общение с которыми он вступает (бхакта-санга). Сваччха-рати подобна чистому кристаллу, отражающему предметы и свет (иными словами, бхава преданных, практикующих разные виды саддханы, отражается в сердце садхаки). Имеющие подобный вид рати иногда в благоговении и почтении взывают к Кришне: „О мой господин!”; иногда обращаются к Нему: „О друг!”, шутят с Ним и ведут себя так, будто они во всем Ему равны; иногда проникаются к Нему нежными родительскими чувствами, а иногда, наполненные супружеской бхавой, зовут Его: „О, мой возлюбленный!“; в другом случае они сосредоточенно медитируют на Его четырехрукий образ в сердце (Параматму).

3. Шанта-ратиможет возникнуть в сердце того человека, который, освободив свой ум от всех материальных желаний, пребывает в состоянии абсолютной безмятежности. Основой шанта-рати является знание Всевышнего в Его аспекте Параматмы. Этот вид рати принадлежит к категории чистой рати,

4.  

ибо не проявляет в себе такие состояния, как дасья-рати, сакхья-рати, ватса-лья-рати и мадхура-рати.

Дасья, сакхья и ватсалья рати делятся на два вида: абсолютно чистая (ке-вала) рати и смешанная (санкула) рати. Кевала-рати подразумевает присутствие лишь одного вида рати, исключающего что-либо еще. Этот вид рати существует только во Врадже. Проявление дасья кевала-рати мы находим в сердцах слуг Кришны, таких, как Расала; сакхья кевала-рати — в умонастроении друзей Кришны, таких, как Шридама; примером ватсалья кевала-рати могут служить старшие вриджа-баси, такие, как Нанда Махарадж.

Санкула-рати означает смешение двух и более видов рати. Уддхава, Бхима или Мукхара (кормилица Шримати Радхарани) относятся к этой категории”.

Враджанатх: “Раньше я считал, что во Врадже нет шанта-рати. Однако сейчас я вижу, что в ограниченном виде его можно найти даже там. Ученые джада-аланкара шастр сходятся на мнении, что шанта-рати не является истинным видом любви. Но если объектом любви становится Парабрахман, шан-та-рати присутствует в ней. Пожалуйста, опиши признаки дасья-рати”.

Госвами: “Если преданный считает Кришну своим господином, а себя Его верным слугой, это означает, что в сердце поселилась любовь к Богу в умонастроении слуги (дасья-рати). Тот, кто имеет подобные духовные чувства (прити), уже никогда не привлечется к какому-либо другому настроению преданности”.

Враджанатх: “Каковы признаки сакхья-рати?”

Госвами: “Преданный, обладающий сакхья-рати, глубоко убежден, что Кришна во всем равен ему. Шутки и смех являются отличительными чертами этого вида рати”.

Враджанатх: “Пожалуйста, назови признаки ватсалья-рати ”.

Госвами: “Нежная любовь старших (гуру-джана), проникнутая стремлением защитить Кришну, окружить Его теплотой и заботой, называется ватсалья-рати. Здесь присутствуют такие проявления, как совершение благоприятных ритуалов, благословения, объятия, прикосновения к щечкам Кришны и т.д.”

Враджанатх: “Теперь будь милостив к нам — опиши мадхура-рати”.

Госвами: “Кришна и Его возлюбленные девушки-пастушки, чьи глаза похожи на глаза оленя, обмениваются восемью видами сладостных чувств, которые доставляют им взаимное удовольствие. Девушки смотрят на Кришну, вспоминают о Нем, — эти и другие отношения проявляются в таких действиях, как взгляды, бросаемые украдкой, игривые движения бровей, сладкие слова, шутки и смех.

Прогрессируя от шанта-рати до мадхура-рати, любовь преданных к Кришне становится все более насыщенной и сладкой. Итак, я рассказал вам о пяти видах мукхья-рати”.

Враджанатх: “Теперь, пожалуйста, опиши гауна-рати в контексте апрак-тита-расы ”.

Госвами: “Гауна-рати возникает из вибхавы(в ее аспекте аламбаны). Семь гауна-бхав — это хасья (смех), висмая (удивление), утсаха (энтузиазм), шока, или каруна (сострадание), раудра (гнев), бхаянака (страх) и джугупса, или биб-хатса (отвращение). Первые шесть из семи названных здесь бхав содержат в себе кришна-рати. Однако бхава отвращения проявляет себя в сердце преданного косвенным образом (человек, в чьем сердце проявилась шуддха-рати, испытывает неприязнь к своему материальному телу и его навязчивой жизнедеятельности). Перечисленные виды бхав отличаются от шуддха-рати (свартха рати шуддха-саттвы), но поскольку они находятся в связи с основными расами (парартха мукхья-рати), их также причисляют к категории рас, и по отношению к ним справедливо используется термин рати. Бывает так, что гауна-рати (например, хасья) обретает статус постоянной в сердце какого-либо бхак-ты, однако это скорее исключение, чем правило. Обычно гауна-рати проявляет себя как временная и ситуативная. Иногда влияние той или иной гауна-ра-ти становится столь существенным, что она заслоняет собой основную, врожденную расу и, временно занимая ее место, утверждает свое превосходство”.

Враджанатх: “В книгах, описывающих законы мирской любви (джадия-аланкара), упоминаются восемь видов бхав, такие, как шрингара хасья и кару-на. Теперь мне ясно, что красота этих бхав относительна; она ограничена материальной сферой бытия и проявляется только во взаимоотношениях мирских любовников (наяка — наика). Пракрита-расане имеет места в сфере действия чинмая (апракрита) расы Враджи. Враджа-раса есть внутренняя сила атмы, чистой души; она трансцендентна и свободна от любых проявлений активности материальных ума и тела. Махаджаны указали, что стхайи-бхаваи рати — синонимы. Затем они выделили пять основных (мукхья) рас, основанных на пяти основных бхавах и семь вторичных (гауна) рас, основанных на семи вторичных бхавах. Мне представляется подобная классификация наиболее совершенной. Теперь, пожалуйста, опиши признаки хасья-рати ”.

Госвами: “Необычные поступки, слова, одеяния Кришны могут вызвать в сердце преданного приступы веселья, которое проявляется в форме смеха, расширения глаз, трепетания ноздрей, губ и непроизвольного качания головы. Однако подобные эмоции принадлежат к категории хасья-рати только в том случае, если они вызваны санкучита-рати, направленной на Кришну”.

Враджанатх: “Пожалуйста, опиши висмая-рати (удивление)”.

Госвами: “Изменения, происходящие в сердце человека, наблюдающего что-либо необычайное, невероятное, невиданное, называются висмая. Если эти эмоции связаны исключительно с Кришной, их называют висмая-рати. Человек, захваченный этим чувством, широко раскрывает глаза, волосы на его теле встают дыбом, а из его уст то и дело исходят возгласы восторга и удивления”.

Враджанатх: “Что собой представляет утсаха-рати (энтузиазм)?”

Госвами: “Утсаха указывает на твердую решимость совершить благородный поступок, который бы заслужил похвалу со стороны садху. Это эмоциональное состояние характеризуют такие проявления, как ощущение настоятельной необходимости, отсутствие терпимости, исключительное напряжение и т.д.”

Враджанатх: “Каковы признаки кродха-рати (гнева)?”

Госвами: “Несовместимая бхава рождает гнев (кродха). Человек испытывает нетерпимость и возмущение, речь его становится резкой, он грозно хмурит брови, а глаза его приобретают красноватый оттенок”.

Враджанатх: “Как проявляется бхая-рати (страх)?” Госвами: “Наблюдая что-то ужасное, человек испытывает страх. Обычно он желает спрятаться, убежать, а сердце его холодеет от ужаса”.

Враджанатх: “Что такое джугупса-рати (отвращение)?”

Госвами: “Человек испытывает отвращение, когда видит, слышит или вспоминает что-либо неприятное и омерзительное. При этом он кривит губы, сплевывает или выражает свою неприязнь характерными возгласами. Джугупса считается рати только тогда, когда отвращение человека к чему-либо материальному вызвано его привязанностью к Кришне. В любом другом случае все это будет проявлением мирских эмоций”.

Враджанатх: “Из скольких бхав состоит бхакти-раса?”

Госвами: “Бхакти-раса включает в себя восемь стхайи-бхав, тридцать три санчари-бхавыи восемь саттвика-бхав. Таким образом, в целом получается сорок девять бхав. Бхавы, которые проявляют три гуны материальной природы, называются пракрита; они порождают мирское счастье и страдание. Однако бхавы, возникающие в связи с Кришной, трансцендентны (апракрита); они воплощают в себе высшее блаженство (ананда) мира, находящегося за пределами трех гун. Даже такие бхавы, как вишада (отчаяние), наполнены безграничным счастьем благодаря своей связи с Господом.

Шрила Рупа Госвами объясняет, что Кришна и Его бхакты являются источником и основой (аламбана) рати. Саттвика-бхавы, такие, как стамбха (замирание), являются проявлениями активности рати, а санчари-бхавы, начиная с нирведа (самоуничижение), служат рати в качестве вспомогательной силы.

После того, как раса окончательно пробуждается, эти три категории (причина, следствие и поддержка) перестают выступать в заданных им ролях. С этого момента все они носят имена вибхава и т.д.

Вибхава получила свое название из-за ее особого свойства — она обогащает (вибхава) рати способностью быть исключительно сладостной. Нритья и другие подобные проявления называют анубхава, потому что они углубляют и расширяют рати. Саттвика-бхавы рождаются из саттвы как различные проявления рати. Санчари-бхавы привносят остроту в сферу духовных эмоций.

Знатоки священных писаний, повествующих о деяниях Бхагавана, утверждают, что все эти категории, начиная с вибхавы, являются источником трансцендентного служения Господу. Они есть проявления трансцендентной жизнедеятельности (виласа) ратии обладают непостижимой природой (ачинтья-сва-рупа-вишишта). „Махабхарата“ и другие вайшнава-шастры утверждают, что раса-таттва (совокупность духовных эмоций — бхава-самуха) покоится за пределами рационального мышления, мирской логики и абстрактных рассуждений; нематериальную истину (апракрита) невозможно понять с помощью материального ума.

Рати, главная составляющая раса-таттвы, устремленная на образ Кришны, питает сама себя, наполняясь вибхавой и остальными бхавами. Красота тела Кришны (рупа) и все Его божественные качества являются источником бесконечной сладости (мадхурья); когда преданный заполняет ими свое сознание, они расширяют и углубляют его рати. Таким образом, вибхава, анубхава, сат-твика и вьябхичари-бхавы служат рати, усиливая ее и сами получают от нее силу”.

Враджанатх: “В чем различие между мирской любовью (вишая-рати) и любовью к Кришне (кришна-рати)?”

Госвами: “Вишая-рати принадлежит материальному миру тогда как криш-на-рати является исключительным достоянием мира духовного. Мирская любовь сладостна только в тот блаженный миг, когда возлюбленные встречаются и наслаждаются обществом друг друга, разлука же доставляет им боль. Совсем по-другому обстоит дело в сфере духовной любви. Преданный, в чьем сердце кришна-рати обратилась в апракрита-расу, обретает право наслаждаться счастьем встречи с Кришной (самбхога-сукха), а когда приходит время разлуки, кришна-рати чудесным образом принимает форму удивительно сильного и стремительного водоворота блаженства, захватывающего его душу (ананда-ви-варта). Это счастье, переживаемое в разлуке с возлюбленным (випраламбха-сукха) является исключительным особенностью кришна-рати. В беседе с Чай-таньей Махапрабху Шри Рамананда Райя произнес стих, составленный им самим: пахилехи рага найана-бханге бхела … (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 8.194.). На первый взгляд, в этой шлоке запечатлена нестерпимая, <


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.