Раса-таттва: Шанта-, Дасья- и Сакхья-раса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Раса-таттва: Шанта-, Дасья- и Сакхья-раса

2022-09-01 30
Раса-таттва: Шанта-, Дасья- и Сакхья-раса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

раса-вичара

Враджанатх и Виджая-кумар решили продлить свое пребывание в Джага-натха Пури на время приближающейся чатурмасьи. Им хотелось узнать от Го-пал-гуру Госвами все о раса-таттве. Бабушка Враджанатха, услышав о славе исполнения обетов чатурмасья-вратыв Пури-дхаме, тоже пожелала провести здесь наступающие месяцы. Ежедневно, утром и вечером, все вместе они отправлялись на даршан Господа Джаганатхи, омывались в озере Нарендра Саро-вара и посещали другие святые места Пурушоттама Кшетры. Им довелось наблюдать все благоприятные церемонии, совершаемые в служении Божеству.

Когда Враджанатх и Виджая-кумар рассказали Гопал-гуру Госвами о своих намерениях, почтенный учитель ответил им такими словами: “Дорогие мои сыновья, в своем сердце я чувствую столь сильную привязанность к вам, что мне будет нелегко пережить неминуемую разлуку. Оставайтесь здесь столько, сколько можите. Легко найти истинного духовного наставника (сад-гуру), но не так просто найти достойного ученика (сат-шишья)”.

Враджанатх смиренно произнес: “Прабху пожалуйста, объясни нам бхак-ти-расыс их характерными особенностями (такими, как вибхавыи т.д.)”.

Госвами: “Твой вопрос прекрасен, Враджанатх. Слушайте меня внимательно, и я расскажу вам все, что Шри Гаурасундара проявит в моем сердце.

Первой идет шанта-раса, в которой шанта-рати выступает в роли стхайи-бхавы. Блаженство (ананда), обретаемое усилиями нирвишеша-вади, очень ограничено и ничтожно. Точно так же незначительно счастье йогов, медитирующих на Сверхдушу. Тот же, кто осознает положение Верховной Личности (Иш-вары), находится на более высоком уровне, ибо ему доступно знание о вечной духовной форме Бога (сварупе). Объектом поклонения (аламбана) для находящихся в шанта-расе является четырехрукий Господь Нараяна, обладающий такими качествами, как верховная власть и верховное богатство. Таковы ви-шая и анубхава, входящие в состав аламбаны. Шанта-рати находит свое прибежище (ашрая) в сердцах умиротворенных святых (шанта-пуруша), черпающих блаженство в самих себе (атмарама) и аскетов, наделенных твердой верой в Бхагавана. Среди таких самодостаточных мудрецов главными считаются четверо Кумаров (Санака, Санатана, Санат и Санандана), воплощенные в телах мальчиков- брахманов, бала-санньяси. Вначале они были привязаны к концепции безличного Брахмана, но позже их привлекла сладость Бхагавана в Его трансцендентной сварупе, и они начали поклоняться этому божественному образу который является формой концентрированного духа. Аскеты, победившие в себе приверженность к мирским удовольствиям и подчинившие свою жизнь правилам истинного отречения (юкта-вайрагья), но не способные оказаться от идеи безличного освобождения, находятся в шанта-расе (нейтральных отношениях с Господом).

Уддипаны для шанта-расы — это слушание главных Упанишад, жизнь в уединении, обсуждение шастр и размышления об истине (таттва-гьяна), превознесение энергии знания (видья-шакти), почитание Вселенской Формы Верховной Личности (вишва-рупа), общение с бхактпами, не свободными от стремления культивировать умозрительное философское знание (гьяна-мишра-бхак-ты), изучение книг канона утптара-мимансы в обществе равных в познании ученых. Другие уддипаны в шанта-расе — аромат листьев туласи, предложенных стопам Бхагавана, звук раковины (шанкха), места паломничества (сиддха-кшетра), священные горы и реки, река Ганга, желание уменьшить взаимодействие с объектами чувств (связанное со стремлением остановить поток последствий греховных действий), размышление над концепцией времени (кала) как всеразрушающей силы космоса. Итак, я перечислил вибхавы в шанта-расе”.

Враджанатх: “Каковы видимые анубхавыв шанта-расе?”

Госвами: “Шанта-бхакта любит сидеть неподвижно, устремив взгляд на кончик носа; он не обращает внимания на правила поведения в обществе (авад-хута), при ходьбе смотрит вперед себя не больше, чем на четыре шага, держит пальцы правой руки сложенными в гьяна-мудре (большой и указательный палец соединены в виде окружности, не проявляет ни малейшей враждебности по отношению к оскорбителям Бхагавана, не питает сильной привязанности к преми-бхактам, тем, кто особенно дорог Господу, обладает сильной верой в путь освобождения как прекращение материального существования; он всегда спокоен и равно расположен по отношению ко всем существам, свободен от чувства обладания чем бы то ни было в этом мире, не имеет ложного эго (мама-та) и сдержан во всем. Таковы анубхавы шанта-расы. Они часто проявляют себя в таких действиях шанта-бхакты, как зевота, контроль над органами чувств, наставничество в науке преданности, вознесение молитв (пранама и става-стути) и совершение поклонов Господу Хари”.

Враджанатх: “Каковы саттвика-бхавыв шанта-расе?”

Госвами: “Практически все саттвика-бхавы, такие, как романча (вставание волос дыбом), сведа (потоотделение) и стамбха (замирание), проявлены в шанта-расе. Единственным исключением является пралая (потеря сознания и падение на землю без чувств). В шанта-расе экстатические проявления сат-твы не достигают стадии дипта (горение)”.

Враджанатх: “Каковы санчари-бхавыв шанта-расе?”

Госвами: “Раскаяние и самоуничижение (нирведа), терпеливость, восторг, убежденность, память, угнетенность, непреодолимое желание, погруженность, возбужденность и склонность к спорам — таковы санчари-бхавы в шанта-расе”.

Враджанатх: “Сколько существует видов шанта-рати?” Госвами: “Шанта-рати — это стайи-бхава преданного, находящегося в шанта-расе. Шанта-рати делится на два вида: сама (уравновешенная) и санд-ра (концентрированная).

Сама шанта-рати является характеристикой асампрагьята-самадхи (состояния пробужденного сознания садхаки, который достиг транса самоосознания, но еще не способен лицезреть свою вечную индивидуальную форму, атма-сварупу). Благодаря появлению образа Господа в сердце (спхурти) человек испытывает восторг, тело его сотрясает дрожь и понему пробегают мурашки.

Сандра-шанта-рати приходит на стадии нирвикалпа-самадхи (состояния атмы, при котором вследствие полного уничтожения невежества (авидья) все функции ума замирают, и садхака видит Бхагавана прямо перед собой. Исключительно сладостное чувство блаженства, возникающее при этом, называется сандрананда.

Вследствие этого шанта-раса также делится на две категории: парокша (косвенная) и сакшаткара (непосредственная). Шукадева Госвами и Билваман-гала Тхакур — примеры тех приверженцев шанта-бхакти, которые отвергли косвенное счастье брахмананды, основанное на стремлении к знанию, и вступили на прямой путь чистой преданности, погрузив себя в океан бхакти-раса-нанды. Тоже самое можно сказать о знаменитом ученом Сарвабхауме Бхаттача-рье”.

Враджанатх: “Почему в традиции аланкара-шастр шанта-раса не принимается в качестве составляющих концепции любви?”

Госвами: “Умиротворение обычно сводит на нет любые проявления активности и разнообразия человеческих эмоций. Поэтому для шанта-расы н е находится места в рамках материальных отношений. Однако в духовной сфере с появлением шанта-рати концентрация духовных ощущений апракрита-расы становится все более насыщенной и глубокой. Бхагаван определяет санскритское понятие сама (умиротворение) как способность интеллекта быть сосредоточенным на Нем одном. Поскольку человек не может отдать свой разум Господу, не достигнув внутреннего душевного равновесия, шанта-рати является фундаментом, первоначальной основой концепции апракрита-расы ”.

Враджанатх: “Я хорошо понял, что собой представляет шанта-бхакти-ра-са. Теперь, пожалуйста, объясни дасья-расу вместе со всеми ее вибхавами и т.д.”

Госвами: “Образованные люди называют дасья-расу „прита-раса“. Прита-раса существует в двух видах: самбхрама (служение с чувством гордости) и гау-рава (служение с чувством покорности). Слуги Кришны в самбхрама-прита-ра-се считают себя достойными милости своего господина, а слуги в гаурава-при-ти-расе всегда ощущают себя зависимыми от Кришны. Поэтому эти два вида дасья-расы известны также как ануграхая-патра дасья и лалья-патра дасья”.

Враджанатх: “Что собой представляет самбхрама-прита-раса?”

Госвами: “Самбхрама-прити пробуждается в том случае, если человек считает себя слугой Враджендрананданы Шри Кришны. Постоянно взращивая это чувство, преданный обретает самбхрама-прита-расу. В этой расе Кришна и Его слуги являются аламбаной”.

Враджанатх: “Какова сварупа Кришны в самбхрама-прита-расе? Госвами: “В Гокуле вишая-аламбана самбхрама-прита-расы — это дви-бхуджа, двурукий образ Кришны. В других же местах Своих игр Господь иногда имеет двурукий облик, а иногда четырехрукий. В Гокуле Кришна облачен в отливающие золотым блеском одежды простого мальчика-пастушка: Его тело цветом напоминает грозовое облако, Он играет на флейте, а в Его черных волосах красуется перо павлина. За пределами Гокулы Кришна, даже имея две руки, всегда проявляет свой аспект айшварьи: Он носит в руках шанкху и чакру, Его украшают гирлянды из жемчуга и драгоценных камней.

Шрила Рупа Госвами писал в „Бхакти-расамрита-синдху“ (Пашчима-кханда 2.3.5):

брахманда-коти-дхамаика-рома-купах крипамбудхих авичинтйа-махашактих сарвва-сиддхи-нишевитах

аватаравали-биджам садатмарама-хрид-гунах ишварах парамарадхйах сарвва-гйах судридха-вратах

самриддхиман кшама-шилах шаранагата-палаках дакшинах сатйа-вачано дакшах сарвва-шубханкарах

пратапи дхармиках шастра-чакшур бхакта-сухриттамах ваданйас теджаса йуктах крита-гйах киртти-самшрайах

варийан балаван према-вашйа итй адибхир гунаих йуташ чатур видхешв эша дасешв аламбхано харих

„Шри Кришна, который является вишая-аламбаной для четырех видов да-сья-бхакт, обладает следующими качествами:

1. в каждой поре Его трансцендентного тела находятся миллионы Вселенных (коти-брахманда-виграха);

2.    Он — океан сострадания (крипамбудхи);

3.    Он наделен непостижимой энергией (ачинтья-маха-шакти);

4.    все мистические силы служат Ему (сарва-сиддхи-нишевита);

5. Он — источник всех аватар, таких, как гуна-аватары, лила-аватары и шактйавеша-аватары (аватаравали-биджа);

6. Он похищает умы йогов, черпающих удовлетворение в самих себе, таких как Шукадева и другие (атмарама-ганакарши);

7.    Он повелевает всем сущим (ишвара);

8. Он — высший объект поклонения для обычных живых существ и полубогов (парамарадхья);

9.    Он всезнающ (сарва-гья); 10.       Он верен Своим обетам (судридха-врата);

11.  Он обладает всеми богатствами (самриддхиман);

12.  Он склонен прощать (кшама-шила);

13.  Он — защитник предавшихся душ (шаранагата-палака);

14.  Он мягок и деликатен (дакшина);

15.  Он правдив и верен Своему слову (сатья-вачана);

16.      

16.  Он искусен во всех делах (дакша);

17.  все Его начинания несут благо каждому (сарва-субханкара);

18.  Он мужествен (пратапи);

19.  Он религиозен (дхармика);

20. Он на все смотрит сквозь призму шастр и все Его поступки согласуются с шастрами (шастра-чакшу);

21.  Он благожелатель Своих бхакт (бхакта-сухрит);

22.  Он великодушен (ваданья);

23.  Он исключительно влиятелен и силен (теджасви);

24.  Он благодарен (критагья);

25.  Он знаменит (киртиман);

26.  Он превосходит всех (вариян);

27.  Он очень силен (балаван);

28.  Он подчиняется любви Своих преданных (према-вашья)”.
Враджанатх: “Каковы четыре типа слуг, упомянутые тобой?”

Госвами: “Ашрая-аламбана, преданные Кришны, нашедшие прибежище в шанта-расе, делятся на четыре категории: 1) прашрита(бхакты, не осмеливающиеся поднять глаза в присутствии своего господина); 2) агьянуварти (бхакты, прилежно исполняющие указания господина); 3) вишваста (бхакты, достойные доверия своего господина); 4) прабху гьяне намра-буддхи(бхакты, всегда осознающие исключительное положение господина и потому предельно смиренные и преданные Ему).

Эти четыре типа дасья-бхакт известны также под именами: 1) адхикрита-даса (достойный слуга); 2) ашрита-даса (предавшийся слуга); 3) паришада-даса (слуга-спутник); 4) анугата-даса (слуга-последователь)”.

Враджанатх: “Пожалуйста, приведи примеры адхикрита-даса”.

Госвами: “ Дэвы и дэви, возглавляемые Брахмой, Шивой и Индрой, — это адхикрита-даса бхакты. Исполняя ответственные поручения, связанные с управлением материальной Вселенной, они обретают статус доверенных слуг Бха-гавана”.

Враджанатх: “Назови ашрита-даса бхакт”.

Госвами: “Эти преданные подразделяются на три категории: 1) бхакты, нашедшие прибежище у Господа (шаранагата); 2) мудрецы, привязанные к познанию имперсонального аспекта Бхагавана (гьяни), и 3) преданные, сосредоточенные исключительно на служении Бхагавану (сева-ништха). Калия-нага и цари, заключенные в тюрьму Джарасандхой, — это шаранагата-даса бхакты. Риши леса Наимишараньи во главе с Шаунакой относятся к разряду гьяна-ниш-тха даса бхакт, ибо они оставили стремление к безличному освобождению и приняли прибежище у Господа Хари. Сева-ништха даса бхакты — это Чанд-радхваджа, Харихара, Бахулашва, Икшваку и Пундарика. Они с самого начала жизни были привязаны к Господу и служению Ему”.

Враджанатх: “Кто такие паришады?”

Госвами: “Уддхава, Дарука, Сатьяки, Шрутадева, Шатруджит, Нанда, Упа-нанда, Бхадра находятся в положение паришада-даса бхакт. Хотя они с положения старших наставляют и поучают Кришну, время от времени по необходимости они служат Ему в роли Его покорных слуг. В династии Куру Бхишма, Парикшит, Видура и другие являются паришада-бхактами, и среди них самый лучший Уддхава, исполненный любви (премы)”.

Враджанатх: “Кто принадлежит к числу анугата-даса бхакт?”

Госвами: “Слуги Кришны, которые в сердце лелеют сильную привязанность к совершению севы, называются анугата-даса. Они делятся на две категории: живущие во Врадже и живущие в Дварака-пури. Анугата-даса бхакты в Двараке — это Сучандра, Мандала, Стамбха и Сутамба. Анугата-даса бхак-тыво Врадже — это Рактака, Патрака, Патри, Мадхукантха, Мадхуврата, Раса-ла, Сувиласа, Премакандха, Макарандака, Ананда, Чандрахаса, Пайода, Ваку-ла, Расада и Шарада. Самым главным среди них следует считать Рактаку. Пари-шадаи анугата-даса бхакты подразделяются на три категории: дхурья, дхира и вира Дхурья-паришады привязаны к Кришне, Его возлюбленным гопии Его слугам; дхира-паришады — это преданные, которые, в отличие от первых, не заняты непосредственным служением Кришне, но приняли прибежище у жен Кришны, таких, как Сатьябхама. Вира-паришады известны тем, что полностью доверили себя милости Кришны и потому их не заботит никто другой. Ашрита, паришада и анугата-даса бхакты, в свою очередь, делятся на три вида: ни-тья-сиддха (вечно совершенный), сиддха (достигший совершенства в этой жизни) и садхака (стремящийся к совершенству)”.

Враджанатх: “Пожалуйста, милостиво назови уддипаныв дасья-расе”.

Госвами: “Звуки мурали (флейты) и шринги (буйволиный рожок) в руках Кришны, смеющийся взгляд Кришны, слушание о трансцендентных качествах Кришны, цветок лотоса, отпечатки стоп Кришны, грозовое облако, запах тела Кришны — таковы уддипаны дасья-расы ”.

Враджанатх: “Каковы анубхавыв этой расе?”

Госвами: “Прилежно исполнять свои обязанности, подчиняться приказам Бхагавана, избегать зависти и злобы во время совершения севы, дружить с другими слугами Господа, иметь твердую веру в Кришну, — это анубхавы дасья-ра-сы. Характерные для других рас внешние проявления анубхав (удбхасвара), такие, как танец, почитание близких Кришны, отречение от всего постороннего, являются принадлежностью и дасья-расы ”.

Враджанатх: “Каковы саттвика-бхавыв дасья-расе?”

Госвами: “Все саттвика-бхавы такие, как стамбха, присутствуют в этой расе”.

Враджанатх: “Пожалуйста, назови вьябхичари-бхавы дасья-расы ”.

Госвами: “Существует двадцать четыре вьябхичари-бхавыв дасья-расе. Это ликование, гордость, мужество, самоуничижение, угнетенность, кротость, беспокойство, воспоминание, предчувствия, решимость, сильное желание, склонность к спорам, размышления, возбуждение, застенчивость, апатия, растерянность, умопомешательство, утаивание своих эмоций, пробуждение, сон, усталость, болезнь и призывание смерти. В дасья-расе мы не находим таких вьябхи-чари-бхав, как опьянение, истощение, страх, потеря сознания, лень, ярость, нетерпимость, злоба и сон. Бхавы ликования, гордости, мужества присутствуют во время встречи (милана), а бхавы апатии, болезни и омертвление проявляются в моменты разлуки. Восемнадцать других бхав, начиная с самоуничижения, характеризуют состояние бхакты как во время встречи, так и во время разлуки”.

Враджанатх: “Мне хотелось бы узнать о стхайи-бхаве дасья-расы ”.

Госвами: “Стхайи-бхава дасья-расы есть прити, возникающая в результате соединения двух бхав: наполненного трепетанием сердца чувства благоговения и почтения к Кришне и представления о Кришне как о своем господине. Если в шанта-расе стхайи-бхава — это исключительно кришна-рати (влечение к Господу), то стхайи-бхаву дасья-расы составляет рати, усиленная чувством обладания (мамата) и превращенная тем самым в прити. Когда прити (самбхра-ма-прити) усиливается, она достигает уровней премаи снеха, постепенно достигая стадии рага Когда самбхрама-прити (почтительная любовь) освобождается от бхав страха и благоговения и становится очень глубокой, она преобразуется в прему. Когда максимально насыщенная форма премы растапливает сердце, она известна как снеха, состояние, в котором преданный не способен вынести и мгновенья разлуки с Господом. Снеха становится рагой в тот момент, когда даже нестерпимая боль превращается для преданного в наслаждение. Ра-га-бхактаготов пожертвовать собой ради наслаждения Господа.

Ашрита-дасаи адхикрита-даса бхакты способны достичь премы, но не более того; паришада-даса бхакты могут достичь стадии снеха а Парикшит, Да-рука, Уддхава и анугата-даса бхакты Враджа-Вриндавана достигают раги, наивысшего предела развития стхайи-бхавы в дасья-расе. Когда являет себя рага вместе с ней приходит и небольшая часть сакхья-бхавы.

Пандиты называют встречу с Кришной в рамках этой расы йогой, а расставание с Кришной — айогой. Айога делится на два вида: уткантхита (страстное томление) и вийога (горестная разлука). Йога существует в трех видах: сидд-хи (совершенство), тушти (удовлетворение) и стхити (жилище). Сиддхи означает видеть Кришну после страстного томления; тушти означает видеть Кришну после продолжительной разлуки; стхити означает жить рядом с Кришной”.

Враджанатх: “Теперь мне понятно, что такое самбхрама-прити (почтительная любовь). Пожалуйста, объясни гаурава-прити (любовь, смешанная с чувством гордости)”.

Госвами: “Гаурава-майи-прити проявляется в сердце преданного, который думает, что Кришна всегда будет заботиться о нем, поддерживать и защищать. Когда этот вид прити усиливается при поддержке соответствующих вибхав, анубхав и т.д., он принимает форму гаурава-прита-расы. Бхагаван Шри Кришна, Его подопечные и преданные слуги, являются аламбаной этой расы. Ви-шая-аламбана гаурава-прита-расы — это Кришна в роли гуру. Он обладатель безграничной славы, силы и разума; Он защитник и покровитель. Подопечные Кришны (лалья-бхакты) делятся на две категории. Это Его младшие (бхакты, гордые тем, что Кришна считает Своим долгом заботиться о них) и Его сыновья (бхакты, гордые тем, что Кришна — их отец). Сарана, Гада и Субхадра считают себя младшими, а Прадьюмна, Чарудешна и Самба — это сыновья Кришны. Уд-дипана гаурава-прита-расы — отеческая забота Кришны, Его нежная, покровительствующая улыбка и другие проявления опеки. Примеры анубхав гаурава-прита-расы — это положение на асане ниже уровня Кришны, следование указаниям старших, отказ от собственных желаний и независимых действий, исполнение желаний Господа. Санчари (вьябхичари) бхавы гаурава-прита-ра-сы точно такие же, как и в случае самбхрама-прита-расы ”.

Враджанатх: “Что означает слово гаурава?”

Госвами: “Гаурава — это чувство гордости преданного в дасья-расе, основанное на его убежденности: „Кришна — мой отец. Мы связаны с Ним родственными узами“. Или же преданный может думать: „Кришна — мой гуру“. Гау-рава-прити — это любовь преданного к Кришне, основанная на его уверенности в том, что Кришна поддержит его и защитит в любой ситуации. Такова стхайи-бхава гаурава-прита расы ”.

Враджанатх: “Прабху, мне стал понятен характер прита (дасья) расы. Теперь, пожалуйста, опиши сакхья-расу”.

Госвами: “Аламбанав сакхья-расе — это Враджендранандана Шри Кришна и Его друзья. Двурукий образ Кришны, играющего на флейте мурали, — это ви-шая-аламбана, а Его друзья — ашрая-аламбана ”.

Враджанатх: “Я хотел бы услышать имена друзей Кришны, принадлежащих к разным категориям сакхья-расы, а также узнать их особые черты и качества”.

Госвами: “Внешний облик, качества и одеяния друзей Кришны не отличаются от соответствующих им особенностей дасья-бхакт. Однако если слуги Кришны наделены самбхрама-бхавой (благоговение и почтение), то друзья обладают вишрамбха-бхавой (нежная дружеская близость). Сакхи делятся на два разряда: друзья Кришны в Двараке или других городах (пура) и друзья Кришны во Врадже. Арджуна, Бхима, Драупади и брахман Шридама (известный как Су-дама випра) принадлежат к первой категории. Арджуна — лучший среди них. Сакхи во Врадже всегда хотят быть рядом Кришной; они хотят видеть Его и наслаждаться Его обществом. Кришна для них дороже жизни. Поэтому они — главные среди друзей Кришны. Сакхи во Врадже делятся на четыре категории: 1) сухрит (заботливые доброжелатели); 2) сакха (друзья-приятели); 3) прия-сак-ха (близкие друзья) и 4) прия-нарма-сакха (друзья, пользующиеся наибольшим доверием Кришны).

1. Сухрит-сакхи обычно старше Кришны, и их дружеское чувство смешано с ватсалья-бхавой, заметной, например, в стремлении защитить Кришну от опасностей (для этого они всегда носят с собой оружие). Главные из них — Суб-хадра, Мандалибхадра, Бхадравардхана, Гобхата, Якша, Индрабхата, Бхадран-га, Вирабхадра, Махагуна, Виджая и Балабхадра; наиболее значимые — это Виджая и Балабхадра.

2. Сакхи младше Кришны, и потому их дружеские чувства смешаны с оттенком дасья-бхавы. Примеры сакх — Вишала, Вришабха, Оджасви, Девапрас-тха, Варутхапа, Маранда, Кусумапида, Манибаддха и Карандхама. Девапраст-ха лучший из них.

3. Прия-сакхи — это друзья Кришны одного с Ним возраста. Их дружба с Господом основана на чистой сакхья-бхаве. Шридама, Судама, Дама, Васудама, Кинкини, Стока-Кришна, Амшу Бхадрасена, Виласи, Пундарика, Витанка и Калавинка — примеры прия-сакх.

4. Прия-нарма-сакхи Кришны выше трех предыдущих (сухрит, сакха и прия-сакха). Они совершают наиболее сокровенное служение Господу. Прия-на-

5.  

рма-сакхи — это Субал, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Уджвала. Они очень дороги Кришне и всегда обмениваются с ним шутливыми словами. Уджвала — лучший из них.

Среди друзей Кришны некоторые — нитья-сиддхи (известные также, как нитья-прия бхакты, вечно совершенные спутники Господа), некоторые — сура-чара(дэваты, полубоги, поднявшиеся до уровня расы благодаря бхакти-садха-не), а некоторые — садхаки (души, достигшие совершенства человеческой жизни с помощью практики преданного служения). Все эти категории друзей доставляют удовольствие Кришне бесконечным разнообразием шуток, игр и эмоций”.

Враджанатх: “Каковы уддипаны сакхья-расы?”

Госвами: “Уддипана сакхья-расы включает в себя такие явления, как возраст Кришны и Его прекрасный облик, Его рожок, флейта и раковина, смех Кришны и Его шутки, Его доблестные деяния и развлечения. Когда Кришна выгуливает коров на пастбищах, Его нежный возраст каумара является удди-паной, а в Гокуле уддипана — Его возраст кайшора”.

Враджанатх: “Мне хотелось бы узнать, какие анубхавы являются общими для всех категорий друзей Кришны”.

Госвами: “Некоторые общие (садхарана) анубхавы сакхья-расы — это борьба, игры в мяч, катание на плечах друг друга, сражения на палках; мальчики без смущения садятся рядом с Кришной на кровать или на качели; они плескаются водой в реке, дразнят обезьян, шутят, танцуют, поют и так далее. Кроме того, старшие сакхи (сухрит-сакхи) дают ценные советы Кришне и другим мальчикам, а также принимают на себя ответственность и возглавляют разные занятия.

Сакхи предлагают Кришне тамбулу, наносят на Его тело знаки тпилака и сандаловую пасту. Прия-сакхи побеждают Кришну в поединках, они могут хватать Кришну за одежду, вырывать цветы из Его рук; также они позволяют Кришне украшать их тела. Главная обязанность прия-нарма-сакх — помогать Кришне в Его мадхура-лиле. Подобно слугам, они украшают Кришну лесными цветами, обмахивают Его веером и т.д.”

Враджанатх: “Каковы саттпвикаи санчари-бхавы сакхья-расы?”

Госвами: “Они в точности подобны соответствующим компонентам дасья-расы, но при этом более насыщенны и глубоки”.

Враджанатх: “Что собой представляет стхайи-бхава сакхья-расы?”

Госвами: “Шрила Рупа Госвами написал в „Бхакти-расамрита-синдху“ (Пашчима-кханда 9.3.45):

вимукта-самбхрама йа сйад вишрамбхатма ратир двайох прайах саманайор атра са сакхйам стхайи-шабда-бхак

„Стхайи-бхава сакхья-расы — это кришна-рати, наполненная чувством близости (вишрамбха) и свободная от благоговения и почтения (вимукта-самбхрама). Она присутствует в отношениях между Кришной и Его преданными, когда они обращаются друг с другом как равные”.

Враджанатх: “Что такое вишрамбха?”

Госвами: “В „Бхакти-расамрита-синдху“ (Пашчима-кханда 3.46) говорится: вишрамбхо гадха-вишваса-вишешо йантраноджхитах

„Вишрамбха — это глубокая убежденность преданного в том, что не существует различий между ним и его другом”.

Враджанатх: “Будь добр, объясни, каким образом развивается дружба такого рода”.

Госвами: “Сакхья-раса достигает стадии праная после последовательного прохождения ступеней према, снехаи рага ”.

Враджанатх: “Каковы признаки пранаи?”

Госвами: “Праная — это рати, лишенная малейших признаков благоговения и почтения. Они отсутствуют даже в случае, когда их появление, казалось бы, неизбежно.

Сакхья-раса бесподобна. В дасья-расе и ватсалья-расе бхава Кришны и Его преданных различаются; однако этого нельзя сказать в отношении сакхья-ра-сы. Среди всех рас сакхья-раса, известная также, как према-раса, очень дорога Господу Кришне (прия), ибо в ней и Кришна, и Его преданные разделяют одну и ту же сладостную бхаву”.
Глава
30


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.