Философское Обсуждение Намабхасы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Философское Обсуждение Намабхасы

2022-09-01 30
Философское Обсуждение Намабхасы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

нитйа-дхарма о самбандхабхидхея-прайоджана прамейантар-гата намапарадха-вичара

Наступил вечер следующего дня. Враджанатх и Виджая Кумар, придя к хижине святого Бабаджи, почтительно склонились к его стопам. Дождавшись подходящей возможности, Виджая-кумар попросил: “О учитель, милостиво поведай нам о нама-бхаса-таттве. Мы хотим глубоко понять природу святого имени”.

Бабаджи великодушно отвечал: “Дорогие сыновья, вам очень повезло. Если вы и в правду стремитесь обрести знание нама-таттвы, вам необходимо изучить три предмета: нама, намабхаса и намапарадха. Я уже рассказывал вам о намеи намапарадхе; теперь узнайте о намабхасе”.

Виджая-кумар: Что такое намабхаса и сколько существует разновидностей намабхасы?

Бабаджи: “Значения слова абхасаканти (свет), чхая (тень) и пратибим-ба (отражение). Любой светящийся объект излучает сияние, создает тень и присутствует в форме своего отражения. Подобно этому, лучезарное Солнце святого имени является причиной двух своих проявлений: нама-чхая (тень святого имени) и нама-пратибимба (отражение святого имени). Знающие люди говорят о таких явлениях, как бхакти-абхаса, бхава-абхаса, намабхаса и вайшнава-абхаса. Каждая из этих категорий может существовать в двух видах: чхая и пратибимба”.

Виджая-кумар: “Каким образом бхакти-абхаса, бхава-абхаса, намабхасаи вайшнава-абхаса связаны друг с другом?”

Бабаджи: “Если вайшнав, воспевающий хари-наму, находится на уровне бхакти-абхас, для него святое имя проявляет себя как намабхас. Такой вайшнав не является чистым преданным и потому его следует называть вайшнава-абхас. Понятия бхакти и бхава — синонимы, но описывая разные духовные уровни, они известны под разными именами”.

Виджая-кумар: “Какого человека можно назвать вайшнава-абхас?”

Бабаджи: “В „Шримад-Бхагаватам“ (11.2.47) говорится:

арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате на тад-бхактешу чанешу са бхактах пракритах смритах „Если человек, следуя семейной традиции или указаниям духовного учителя, с верой поклоняется Божеству Господа Хари, но при этом, не зная стандарта чистого преданного служения, не оказывает должного почтения вайшнавам и другим живым существам, его следует считать находящимся на мирском уровне, даже если он искренне стремится продвигаться на пути бхакти. Такой начинающий преданный известен как бхакта-прая или бхакта-абхаса“.

Слово вера (шраддха), использованное в этом стихе, означает шраддхабхас, а не шраддха, поскольку вера, направленная на Господа Хари, но оставляющая без внимания Его преданных, не является истинной верой, а отражением (пра-тибимба) или тенью (чхая) истинной веры. Это материалистичная вера, которой могут обладать мирские люди; она не имеет ничего общего с трансцендентной верой чистых преданных. Поэтому любой человек, в сердце которого проявляет себя вера такого рода, должен считаться преданным-материалистом (пракрита бхакта), подобием преданного (вайшнава-прая) или тенью преданного (вайшнава-абхас). Шри Чайтанья Махапрабху сказал однажды, что отец и дядя Рагхунатхи Даса Госвами (Хиранья и Говардхан) не настоящие преданные, а лишь вайшнава-прая. Иными словами, они ведут себя как вайшнавы, нося бусы туласи, украшая свое тело гопи-чанданой и принимая другие атрибуты вайшнавизма, однако повторение ими харинама находится на уровне намаб-хасы. Именно по этой причине они не могут считаться шуддха-бхактпами (чистыми преданными)”.

Виджая-кумар: “Если майявади принимает внешние признаки вайшнавов, правомерно ли считать его вайшнава-абхасом?”

Бабаджи: “Нет. Майявади не относятся к этой категории. Будучи оскорбителями, они принадлежат к разряду вайшнава-апарадхи. В определенном смысле некоторых из них, принявших прибежище пратибимба-намабхаса и прати-бимба-бхавабхаса, можно было бы назвать вайшнава-абхаса, однако их оскорбительное отношение является столь серьезным препятствием, что это благородное имя неприемлемо в их случае”.

Виджая-кумар: “Прабху пожалуйста, объясни признаки чистого имени, чтобы мы смогли хорошо понять этот предмет”.

Бабаджи: “Когда человек, лишенный любых материальных желаний (ань-ябхилашита-шунья), свободный от имперсонализма и мирской религиозности (гьяна-кармадй-анаврита), повторяет имя Кришны, желая при этом Ему блага (анукулья бхава), его воспевание находится на уровне шуддха-нама. Не следует понимать термин аньябхилаша как желание трансцендентного блаженства, которое приходит вместе с чистым именем Кришны. Это понятие включает в себя любые посторонние желания, такие как стремление к безличному освобождению или надежда на искупление своих грехов. Аньябхилаша является препятствием к обретению шуддха-нама. Чистое святое имя никогда не придет к человеку, жаждущему плодов кармы, гьяны, йоги и т.д. Шуддха-нам проявится лишь в том случае, если человек освободит свое сердце от всех неблагоприятных эмоций (таких, как враждебность по отношению к Господу) и будет воспевать имя Кришны с позитивным настроением.

Проанализировав эти особенности чистого воспевания, рассудительный человек придет к заключению, что шуддха-нам — это имя Кришны, произнесенное без намапарадхи и намабхасы. Милостивое воплощение Господа для века Кали Шри Гаурасундара сказал:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих

Шикшаштака 3

„Необходимо воспевать имя Кришны в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице, и будучи терпеливее дерева. Необходимо освободиться от чувства ложного престижа и всегда оказывать почтение каждому живому существу. Человек, способный на это, сможет повторять шуддха-нам постоянно”.

Виджая-кумар: “О учитель, объясни, в чем состоит разница между намаб-хасойи намапарадхой”.

Бабаджи: “Если человек не воспевает шуддха-нам, его повторение называют намабхаса или намапарадха. Все зависит от уровня чистоты. В том случае, если преданный недостаточно собран, если он ленив или невежественен, его воспевание — намабхаса. Однако если святое имя исходит из уст майявади, стремящегося к безличному освобождению или из уст гедониста, мечтающего о чувственных удовольствиях, такое воспевание есть намапарадха. Я уже рассказывал вам о десяти видах оскорблений; если искренний преданный вследствие своего невежества или незрелости совершает эти оскорбления, его воспевание нельзя считать намапарадхой; это намабхаса, и потому есть надежда, что как только оскорбления уйдут, он сможет воспевать чистое имя Кришны. Однако это будет нелегко для человека, сознательно совершающего намапарадху. Нет другого способа достичь совершенства, кроме как избавиться от оскорблений методом, который я вам ранее описал”.

Виджая-кумар: “Что надлежит делать человеку, воспевающему святое имя на уровне намабхасы, чтобы достичь шуддха-нама (чистого имени)?”

Бабаджи: “Ему необходимо общаться с чистыми преданными. Постоянно находясь в обществе великих душ и воспевая святое имя под их руководством, он обретет вкус к шуддха-бхакти, и тогда чистое святое имя (шуддха-нам) само появится на его языке. Одновременно с этим преданный должен оставить общество непреданных-материалистов и тех, кто совершает нама-апарадхи, ибо чистое имя не может оставаться в столь греховном окружении. Сат-санга — это единственный благоприятный путь для баддха-дживы. Поэтому Шри Гау-рангадев, наш возлюбленный Господь в наставлениях Санатане Госвами назвал общение с преданными корнем древа бхакти. Если человек всегда находится в окружении чистых преданных, тщательно избегая общества материалистов и женщин, он сможет повторять чистое святое имя”.

Виджая-кумар: “О учитель, означает ли это, что садхака не сможет достичь шуддха-нама, если не оставит общения со своей женой?”

Бабаджи: “Несомненно, преданный, желающий достичь высшего совершенства, должен оставить общение с женщинами. Однако если грихастха-вайшнав живет со своей женой в духе отречения, такой образ жизни не подпадает под определение йошита-санга (общение с женщинами). В действительности йошита-санга означает как привязанность мужчины к женщине, так и привязанность женщины к мужчине. Если грихастха-вайшнав, не имеющий привязанности к своей жене, всегда повторяет святое имя Господа Кришны, он быстро достигнет цели своей жизни”.

Виджая-кумар: “Сколько существует видов намабхасы?” Бабаджи: “В „Шримад-Бхагаватам“ (6.2.14) упоминается четыре вида намабхасы:

санкетйам парихасйам ва стобхам хеланам эва ва ваикунтха-нама-граханам ашешагха-харам видух

„Знатоки шастр утверждают, что если человек произнесет святое имя Господа, думая при этом о чем-либо ином (санкета), в шутку (парихаса), с враждебностью (стобха) или с пренебрежением (хела), он мгновенно освободится от бесчисленного количества грехов“.

В этом стихе перечислены четыре вида намабхасы, которые можно услышать из уст людей, не сведущих в науке нама-тпаттвыи самбандха-таттвы”.

Виджая-кумар: “Что собой представляет санкетья-намабхаса?”

Бабаджи: “Этот вид намабхасы подразумевает, что человек произносит имя Господа, имея в виду что-либо другое. К примеру, Аджамила в момент смерти звал своего сына Нараяну Нараяна — это имя Бхагавана Шри Кришны, и потому обращение Аджамилы к своему сыну относится к категории санкетья-на-мабхаса Мусульмане, увидев свинью, начинают с отвращением кричать: „Ха-рам! Харам!“, имея в виду что-то нечистое и неприятное. Однако их возглас ха-рам созвучен обращению к Господу — Ха Рама (О Господь Рама!). Это санкетья-намабхаса результатом которой является освобождение из цикла рождения и смерти.

Все священные писания утверждают, что намабхаса есть причина освобождения. Святые имена Мукунды (Кришны, дарующего мукти, освобождение) равны Ему во всех отношениях, поэтому человек, произнесший святое имя, получает общение Самого Господа. То, что достигается с большим трудом изощренными усилиями брахма-гьяны, с легкостью обретается милостью намабха-сы ”.

Виджая-кумар: “Прабху, в священных писаниях говорится о том, что человек, в шутку произнесший имя Кришны, получает освобождение. Это касается даже имперсоналистов, стремящихся к растворению в Абсолютной Истине (му-мукшу), млеччх, лишенных таттва-гьяны, ученых, гордящихся своим мирским знанием и безбожных, враждебных бхактти, людей. Пожалуйста, опиши стпобха-намабхасу”.

Бабаджи: “Стобха означает произнесение святого имени с враждебным чувством, вызванным желанием помешать другим в их воспевании. К примеру, чистый преданный повторяет харинам; оскорбитель же, увидев его, станет потешаться над ним, говоря при этом так: „Эй, твой Хари Кешта обязательно о тебе позаботится!“ Хотя оскорбитель насмехается над вайшнавом, в конечном итоге он обретет освобождение. Таково могущество святого имени”.

Виджая-кумар: “Что собой представляет хела-намабхаса?”

Бабаджи: “Хела-намабхаса означает повторение святого имени без должного благоговения и почтения. В Прабхаса-кханде говорится о том, что святое имя, произнесенное пренебрежительно, также дарует человеку освобождение из материального мира:

мадхура-мадхурам этан мангалам мангаланам сакала-нигама-валли сат-пхалам чит-сварупам

сакрид апи паригитам шраддхайа хелайа ва бхригувара нара-матрам тарайет кришна-нама

„О лучший из Бхригу в этом мире нет ничего благодатнее имени Кришны; оно слаще, чем нектар; оно — зрелый плод на цветущей лиане Вед; оно воплощение трансцендентного знания. Если человек хотя бы раз — с почтением или пренебрежительно — произнесет святое имя Господа, он обретет освобождение“.

В этом стихе слово шраддхайа означает „с почтением“, а слово хелайа означает „пренебрежительно“. Словосочетание нара-матрам тарайет указывает на то, что святое имя дарует освобождение даже яванам (мусульманам)”.

Виджая-кумар: “Разве повторение святого имени с пренебрежением или без должного почтения к нему не является апарадхой?”

Бабаджи: “Если человек осознанно совершает оскорбления святого имени, демонстрируя таким образом свою демоническую природу, его воспевание является апарадхой. Если же подобное происходит в результате невежества или вследствие недостатка духовного понимания, такое повторение имени есть на-ма-бхаса ”.

Виджая-кумар: “Пожалуйста, объясни, какое благо приносит нама-бхаса, и чего нельзя достичь с помощью нама-бхасы ”.

Бабаджи: “Нама-бхаса может даровать дживе все виды материальных наслаждений (бхукти), освобождение (мукти), восемь видов мистических совершенств (сиддхи). Однако ее недостаточно для того, чтобы достичь высшей цели жизни — кришна-премы. Искренний преданный, чье воспевание шри намы находится на уровне намабхасы, общаясь с шуддха-бхактами и старательно избегая общества материалистов, быстро поднимется на ступень мадхьяма-вайшнава а затем возвысится до уровня чистой преданности. Тогда он сможет воспевать чистое святое имя, которое наградит его трансцендентной любовью к Кришне”.

Виджая-кумар: “О учитель, в этом мире есть много людей, которых можно назвать вайшнавабхаса Они носят все внешние символы вайшнавов и прилежно повторяют имя Кришны, хотя их воспевание остается на уровне намабхасы. Несмотря на все их усилия, они не обретают премы, даже после продолжительного времени. В чем причина этого?”

Бабаджи: “Причина тому сокровенна. Слушайте внимательно. Вайшнава-абхаса садхака, несомненно, способен обрести шуддха-бхакти. Однако если такой человек станет общаться с безответственными самозванцами, которые, не обладая чистой преданностью, выдают себя за великих святых, он станет вайшнава-апарадхи, оскорбителем шуддха-вайшнавов. Под влиянием асат-санги садхака начнет следовать ложным философским доктринам майявадии других апасампрадай, в результате чего, утратив бхакти-абхас, сойдет с духовного пути. Однако если садхака обладает большим запасом трансцендентного благочестия (сукрити), он сможет преодолеть преграду неблагоприятного общения и обрести покровительство святых преданных. Сат-санга восстановит его на пути чистого вайшнавизма”.

Виджая-кумар: “Прабху каков результат намапарадхи?”

Бабаджи: “Если пять великих грехов (маха-папа) умножить в миллион раз, результат не будет равен последствиям одного оскорбления святого имени. Представьте теперь, каким может быть результат постоянных намапарадх?”

Виджая-кумар: “О господин, последствия намапарадхи, несомненно, устрашающи, но разве произнесение святого имени не дарует оскорбителю также и благие плоды?”

Бабаджи: “Шри нама исполнит любое желание человека, однако намапарадхи не способен обрести кришна-прему и, кроме того, он должен будет страдать вследствие нанесенных им оскорблений. Тот, кто совершая намапарадхи продолжает повторять святое имя, может ожидать следующего результата: время от времени, освобождаясь от ложных мотивов, он сможет произносить чистое имя. Подобное искреннее воспевание станет пополнять его „банк“ сукрити, которое со временем позволит ему обрести общение с шуддха-вайшнавами, постоянно повторяющими шуддха-нам. Под влиянием сат-санги оскорбитель с энтузиазмом отдаст себя непрерывному харинама-киртпану, благодаря чему, в конечном итоге, избавится от всех своих апарадх. Следуя по этому пути, даже люди, стремящиеся к безличному освобождению, смогут стать искренними преданными Господа Хари”.

Виджая-кумар: “Если произнесение всего лишь одного святого имени может уничтожить последствия всех видов греха, почему рекомендуется воспевать имя постоянно и непрерывно?”

Бабаджи: “У оскорбителей святого имени сердца полны скверны, а их действия нечисты. Такие люди, живя мирскими интересами, не имеют вкуса к общению с садху; их не интересуют духовные предметы, и они не хотят посвящать свое время служению Господу. Они хотят всегда находиться в обществе других неблагочестивых людей, они следуют лживым философским теориям и ведут себя греховно. Однако благодаря постоянному повторению святого имени любой человек со временем освободится от греховных мыслей, оставит общество грешников и перестанет совершать греховные действия. Свободный от неблагоприятного общения, оскорбитель рано или поздно сможет повторять шуддха-нам. Святое имя дарует ему всю необходимую силу”.

Виджая-кумар: “Прабху, река чудесных повествований о славе святого имени нисходит из твоих лотосных уст, и, проникая в наши уши, завладевает сердцами. Мы опьянены этим потоком расы и премы. Теперь мы знаем, чем отличаются нама, намабхасаи намапарадха. Благодаря тебе мы обретем высшее духовное совершенство. Пожалуйста, позволь нам услышать твои заключительные наставления о нама-таттве”.

Бабаджи: “Пандит Джагадананда в „Према-виварте“ оставил замечательные указания, которые могут служить логическим завершением нашей беседы. Слушайте внимательно его слова:

асадху-санге бхай, кришна-нама нахи хайа намакшара бахирайа бате, табу нама кабху найа

„О брат, кришна-нам никогда не придет к человеку, который общается с непреданным. Не святое имя будет на его устах, но лишь буквы; он не сможет произнести шуддха-нам.

кабху намабхаса хайа, сада нама-апарадха э саба джанибе бхаи, кришна-бхактир бадха

Он будет произносить лишь намапарадху. Иногда благодаря великой удаче он будет произносить намабхасу, но не забывайте о том, что намабхасаи нама-парадха — это препятствия для кришна-бхакти.

йади карибе кришна-нама, садху-санга кара бхукти-мукти-сиддхи-ванчха дуре пурихара

Если ты хочешь обрести шуддха-кришна-нам, общайся со святыми преданными; оставь желания материальных наслаждений, освобождения и мистических совершенств.

даша-апарадха тйаджа мана апмана анасактйе вишайа бхунджа, ара лаха кришна-нама

Избегай десяти видов оскорблений; освободись от ложной гордости; почтительно обращайся с другими; в духе отречения пользуйся лишь необходимыми для преданного служения материальными объектами и всегда совершай криш-на-нама-киртану.

кришна-бхактир анукула саба караха свикара кришна-бхактир пратикула саба карах парихара

Принимай то, что благоприятно для кришна-бхакти, и оставь все неблагоприятное.

гйана-йога-чешта чхада ара карма-санга марката-ваирагйа тйаджа йате деха-ранга

Не прилагай усилий ради кармы, гьяны или йоги и избегай ложного (обезьяньего) отречения (марката-вайрагья).

кришна амайа пале, ракше — джана сарва-кула атма-ниведана-даинйе гхучао джанджала

Верь в то, что Кришна всегда защитит тебя и поддержит. Развивай смирение и предайся лотосным стопам Кришны. Совершенствуясь в шести ангах любовной преданности (шаранагати), ты разрушишь темницу майи.

садху паба кашта бада дживера джанийа садху-бхакта-рупе кришна аила надийа

Обусловленной душе нелегко обрести общение с садху. Зная об этом, Бхага-ван Шри Кришна низошел на землю Надии в Навадвипе в образе садху (Своего чистого преданного).

гора-пада ашрайа караха баудхиман гора баи садху гуру кеба ачхе ан

Поэтому, о разумные люди, примите прибежище у лотосных стоп Шри Гау-рангадева. Кто лучший садху и гуру, чем Он?! Он — Сам Кришна.

ваираги бхаи грамйа-катха на сунибе кане грамйа-вартта на кахибе, джабе милибе ана

О братья-вайраги (вайшнавы, живущие в отречении), встречаясь с другими, не слушайте сплетни или мирские новости.

свапне о на кара бхаи стри-самбхашана грихе стри-чхадийа бхаи асийачха бана

Не разговаривайте с женщинами даже во сне. Помните о том, для чего вы оставили свою жену и дом: вы пришли сюда, в лес Вриндавана, чтобы совершать кришна-бхаджан.

йади чаха пранайа ракхитде гаурангера сане чхота-харидасера катха тхаке йена мане

Если вы хотите, чтобы Господь Гауранга был всегда доволен вами, помните пример Чхоты Харидаса.

бхала на кхаибе, ара бхала на парибе хридайете радха-кришна сарвада севибе

Никогда не ешьте роскошной пищи и не носите дорогих одежд. В своем сердце всегда совершайте служение Радха-Кришне.

бадра-харидасера нйайа кришна-нама балибе бедане ашта-кала радха-кришна севибе кунджа-бане

День и ночь повторяйте харинам по примеру Харидаса Тхакура и в течение восьми периодов дня служите Божественной Чете в рощах Вриндавана (ашта-калия-лила-смаранам).

грихастха, ваираги дунхе бале гора-райа декха бхаи нама бина джена дина нахи джайа

О Брат, Гаура-Райя сказал: грихастха ты или санньяси, всегда воспевай святое имя; ни одно мгновение не должно трать впустую (без звуков святого имени).

баху анга садхане бхаи нахи прайоджана кришна-намашрайе шуддха караха дживана

Нет необходимости совершать какие-либо виды садханы — повторение святого имени сделает твою жизнь успешной.

баддха-дживе крипа кари кришна хаила нама кали-дживе дайа кари кришна хаила гаурадхама

Милосердный Господь Кришна низошел в образе святого имени, а затем в образе Шри Гауры и Его обители.

эканта-сарала-бхаве бхаджа гаура-джана табе та паибе бхаи шри-кришна-чарана

С чистым сердцем непреклонно поклоняйтесь преданным Гауранги, и тогда, несомненно, Кришна даст вам прибежище у Своих лотосных стоп.

гаура-джана-санга кара гауранга балийа харе кришна нама бала начийа начийа

Совершайте Харе Кришна нама-киртану в обществе преданных Гауры и радостно танцуйте, громко восклицая: „Ха Гауранга! Ха Гауранга!“

ачире паибе бхаи нама-према-дхана йаха вилаите прабхур наде э агамана

Очень скоро вы обретете любовь к святому имени Кришны (кришна-нама-према) и станете обладателем того сокровища, которое принес наш Господь Гауранга, низойдя на землю Надии“.

Выслушав нектарные поучения Джагадананды Пандита из „Према-вивар-ты“, которые струились подобно живительному ручью из уст святого Бабаджи, Виджая-кумар и Враджанатх погрузились в блаженство божественной премы. Они потеряли ощущение реальности; Бабаджи Махарадж также на какое-то мгновение утратил восприятие мирского плана бытия. Придя в себя, он со слезами на глазах обнял учеников и начал петь такие божественные строки:

(припев) кришна-нама дхаре ката баао

“Какой силой обладают Святые Имена Кришны?

вишайа-васананале мора читта сада джвале,

рави-тапта мару-бхуми сама

карна-рандхра-патхйа дийа, хриди маджхе правешийа,

баришайа судха анупама

Мое сердце, иссушенное зноем материальных желаний, превратилось в бесплодную пустыню. Но теперь имя Кришны вошло в мои уши и проливает потоки живительной, нектарной влаги.

хридайа хаите бале, джихвара агрете чале

шабда-рупе наче анукшана

кантхе мора бханге свара, анга кампе тхара тхара,

стхира хаите на паре чарана

Омывая всю мою душу и сердце, оно появляется на моем языке и в форме божественного звука танцует на нем вновь и вновь. Мой голос прерывается, мое тело дрожит и больше не подчиняется мне; я больше не могу стоять на ногах.

чакше дхара, дехе гхарма, пулакита саба чарма,

виварна хаила калевара

мурччхита хаила мана, пралайера агамана

бхаве сарва-деха джара-джара Слезы непрерывным потоком льются из моих глаз; я покрываюсь испариной, а волосы мои встают дыбом. Я теряю сознание. Мне кажется, что весь мир рушится. Меня переполняет блаженная экстатическая любовь.

кари эта упадрава, читте варше шудха-драва

море даре премера сагаре

кичху на буджхите дила, море та батула каила,

море читта-витта сабе харе

Хотя святое имя приносит мне такие беспокойства, оно омывает мое сердце сладостным нектаром и погружает меня в океан любви. Оно лишает меня здравомыслия и превращает в сумасшедшего. Оно похищает мое сердце.

лаину ашрайа джа ’ра хена вйавахара та ’ра

варните на пари э сахала

кришна-нама иччхамайа джахе джахе сукхи хайа,

сеи мора сукхера самбала

О! Я принял прибежище у него, а оно так поступает со мной! Я не способен описать, каким образом оно поступает со мной. Оно абсолютно независимо и ведет себя так, как считает нужным. Если оно пожелает, я стану счастливым, но в любом случае оно — единственный источник моего счастья.

премера калика нама, адбхута-расера дхама

хена бала карайе пракаша

ишат викаши ’пунах, декхайа ниджа-рупа-гуна

читта хари лайа кришна паса

Святое имя — это распустившийся цветок любви; оно — сокровищница благоухающего нектара; в нем столько непостижимой силы и красоты! Сейчас этот цветок начинает распускаться; он озаряет все вокруг своей чарующей красотой и великолепием. Похищая мое сердце, оно отдает его Кришне.

пурна-викашита хана, брадже море джайа лана

декхайа море сварупа-виласа

море сиддха-деха дийа, кришна-пасе ракхе гийа

э дехера каре сарбва-наша

Раскрывшись полностью, цветок святого имени уносит меня во Врадж и являет моему взору божественные развлечения Кришны в Его изначальном облике. Святое имя дарует мне совершенное духовное тело и вечное служение стопам Кришны. Моему временному материальному телу приходит конец.

кришна-нама чинтамани акхила-расера кхани

нитйа-мукта шуддха-расамайа

намера балаи йата, саба ла ’йе хаи хата,

табе мора сукхера удайа

Святое имя Кришны — это чинтамани, трансцендентный, исполняющий любые желания, камень. Оно — источник животворного нектара. Оно вечно свободно; оно чистое и сладостное, и я буду рад, если мне посчастливится, превзойдя все препятствия и оскорбления, уйти из мира с именем Кришны на устах”.

Бабаджи вновь и вновь пел о славе святого имени.Так прошла половина ночи. Когда бабаджи замолчал, Виджая-кумар и Враджанатх, испросив разрешения учителя, погрузили свои сердца в океан премы и счастливые возвратились домой.
Глава 26

Обсуждение, Раса-таттвы

раса-вичара арамбха

Виджая-кумар отсутствовал почти месяц. Тем временем бабушка, обрадованная решением Враджанатха и Виджая-кумара, с помощью свата- брахмана нашла внуку подходящую невесту. Узнав об этом, Виджая-кумар отправил младшего брата в Билва-пушкарини, поручив ему провести все необходимые в религиозные церемонии. В благоприятный день, как и было договорено, состоялась свадьба.

Виджая-кумар появился в доме племянника чуть позже, уже после того, как все обряды были успешно завершены. Он вел себя отчужденно и почти равнодушно; сидя в стороне от всех, погруженный в свои мысли и переживания, он не разделял всеобщей радости и не проявлял ни малейшего интереса к происходящему.

Он не вступал в обычные для такого случая разговоры, не обсуждал мирских новостей и не принимал участия в празднествах, ибо в тот момент в сердце его, наполненном духовными размышлениями и ощущениями, не оставалось места для чего-либо еще. Видя душевное состояние дяди, Враджанатха обратился к нему с такими словами: “Мой дорогой дядя, ты выглядишь обеспокоенным. Что произошло? Следуя твоему указанию, я позволил заковать себя в кандалы мирской жизни. Моя судьба решена — теперь мне предстоит взвалить на плечи груз ответственности добропорядочного семьянина. А как будешь жить ты? Каковы твои планы? Что ты намереваешься предпринять?”

Виджая-кумар отвечал: “Через несколько дней группа паломников отправляется в Шри Джаганнатха Пури. Я давно мечтал прикоснуться к святой земле Пурушоттама-кшетры, и потому, если позволит Учитель, я пойду вместе с ними”.

После обеда Враджанатха и Виджая-кумар пришли в Шри Майяпур. Узнав о желании Виджая-кумара, святой Рагхунатха дас Бабаджи Махарадж был глубоко тронут. Полный милости к ученикам, он наказал им следующее: “Придя в Шри Кшетру непременно посетите дом Каши Мишры. Там, в комнате, известной как Гамбхира, много лет жил Шри Чайтанья Махапрабху Сейчас в том же самом месте обитает Шри Гопал-гуру Госвами, ученик Шри Вакрешвара Панди-та. Вы должны увидеть его и выслушать его наставления, ибо он, как никто другой, хранит в своем сердце сокровище учения Шри Сварупы Дамодары Госвами”.

Когда дядя и племянник возвратились домой, Враджанатх смиренно попросил Виджая-кумара взять его вместе с собой в святое паломничество, и тот радостно согласился. Узнав об этом, бабушка Враджанатха также вызвалась их сопровождать.

Месяц Джьештха (май-июнь) только успел начаться, когда все трое, присоединившись к группе вайшнавов, отправились в путь. По прошествии нескольких дней они увидели Данталу, а затем Джалешвару В Ремуне они получили даршан Кширачора Гопинатха, а в Шри Вираджа-кшетре совершили благоприятную церемонию, известную под названием набхигая-крия и приняли омовение в реке Вайтарани. После этого они посетили такие города, как Каттак, обитель знаменитого Сакши-Гопала, и Экамра-канану, где обитает Шиваджи в образе Шри Лингараджа.

Прошло много дней, прежде чем пилигримы достигли Шри Джаганнатха кшетры. Местные панды позаботились о гостях, найдя для каждого из них подходящее место. Виджая-кумар, Враджанатха и бабушка расположились в Ха-рачанди Сахи. В соответствии с правилами паломничества, они в первую очередь приняли омовение в океане, сбросив с себя усталость дальней дороги, а затем, горя желанием обрести даршан Господа Вселенной, направились Шри Мандир. В течение нескольких дней они совершали парикраму святых мест и с почтением принимали бхагават-прасад. В храме Господа Джаганнатхи им посчастливилось увидеть изображение Махапрабху, а также следы Его святых стоп и пальцев, навеки отпечатанные в камне Гаруда-стамбхи. Глубоко потрясенные, они отправились в дом Каши Мишры. Там находилась каменная комната Гамбхира, исключительная в своей святости и столь дорогая сердцу преданных Гауранги. Они поклонились деревянным сандалиям и другим атрибутам Господа, бережно хранившимся здесь. С одной стороны храмового помещения располагался алтарь Шри Радха-канта, а с другой стороны место бхаджа-на Шри Гопал-гуру Госвами. Увидев махатму, Виджая-кумар и Враджанатха припали к его стопам. От радости они долго не могли вымолвить и слова, а слезы счастья непрерывным потоком струились по их щекам.

Гопал-гуру Госвами тепло обнял гостей и, попросив их сесть, с любовью спросил: “Кто вы и откуда?”

Когда Враджанатха и Виджая-кумар рассказали все о себе, Гопал-гуру Госвами начал плакать. Услышав имя Навадвипы, он сказал: “Я очень удачлив. Сегодня мне посчастливилось увидеть обитателей святой дхамы. Расскажите, как поживают Рагхунатха даса, Горачанда даса и другие вайшнавы Шри Навадвипы. Ах! Стоит мне произнести имя Рагхунатхи даса Бабаджи Махараджа, как п-редо мной встает образ моего возлюбленного наставника (шикша-гуру) Шри Даса Госвами”.

После этих слов Гопал-гуру Госвами позвал своего ученика Шри Дхьяна-чандру и сказал: “Пожалуйста, накорми наших благородных гостей”. Пройдя в комнату, Враджанатх и Виджая-кумар оказали почтение маха-прасаду. Завершив священную трапезу, они по говорили втроем на разные темы. Дхьяначанд-ра был рад видеть, как глубоко Виджая-кумар познал “Шримад-Бхагаватам” и как разносторонне образован Враджанатха.

Когда Дхьяначандра передал учителю содержание беседы, Гопал-гуру Госвами сказал: “Дорогие мои, оба вы — сокровище моей души. Пока вы будете находиться в Шри Пурушоттама Кшетре, приходите сюда каждый день, чтобы я имел счастье видеть вас”.

Виджая-кумар кротко отвечал: “О Прабху, мы смиренные слуги Шри Рагху-натхи даса Бабаджи Махараджа. В тот день, когда мы направлялись в Шри Джаганнатха Пури, он, желая оказать нам особую милость, дал свое указание — посетить дом Каши Мишры и встретиться с тобой; он попросил нас беспрекословно принимать все твои наставления”.

Гопал-гуру Госвами сказал: “Шри Рагхунатх даса Бабаджи высокообразованный ученый. Всегда следуйте его словам со всей искренностью и усердием. Если есть нечто, что он вам еще не объяснял, я готов вам об этом рассказать. Пожалуйста, приходите завтра в полдень. Здесь вы примете обеденный маха-прасадами сможете задать мне любые вопросы”.

С благодарностью приняв приглашение Гопал-гуру Госвами, счастливые Враджанатх и Виджая-кумар вернулись в Харачанди Сахи. На следующий день, как и было условлено, они вновь оказались в доме Каши Мишры, известном под названием “Радха-канта-матх”. Почтив прасад, они приблизились к Госвами и, поклонившись, начали смиренно вопрошать: “О господин, мы хотим знать все о раса-таттве. Цель наша будет достигнута, если мы постигнем науку трансцендентных взаимоотношений с Кришной. Ты выдающийся духовный наставник в преемственности Нимай Пандита (Нимананда- сампрадая); как законный преемник милости Сварупы Дамодары Госвами, которому Шри Чайта-нья Махапрабху передал тайны Своего божественного учения, ты занимаешь священный пост джагад-гуру (учителя всего мира). Мы хотим познать истины бхакти-раса-таттвы, выслушав их из твоих уст”.

Шри Гопал-гуру Госвами, довольный услышанным, отвел достойных учеников в уединенное место. Усадив их вблизи себя, он начал свою речь с такой молитвы: “Пускай Шри Шачинандана Нимай пандит, который, явившись в этот мир в Шри Майяпуре, даровал высшее освобождение вайшнавам Гауды и Ориссы, будет милостив ко всем нам и наградит нас блаженством преданности. Пусть проявится в нашем сердце Шри Сварупа Дамодара Госвами, чьи описания любовных настроений божественного супружества (мадхурья-раса-сева) доставляли столько радости Шри Чайтанье Махапрабху. Пусть будет доволен нами освободивший оскорбителя Девананду Шри Вакрешвара Пандит, чьи танцы премы покорили Господа Гаурангу

Раса есть обособленная таттва, совершенно исключительное, самобытное явление, которое невозможно сравнить ни с чем. Когда Луна игр Кришны, распространяя свое благодатное сияние, восходит в сердце бхакты, его преданное служение обретает совершенно новое качество. Это особое состояние божественной преданности носит имя бхакти-раса. Она есть чистая и совершенная форма кришна-бхакти”.

Враджанатх: “Является ли раса заранее предопределенной? Или она проявляется в результате наших прошлых действий?”

Госвами: “Я не могу ответить на твой вопрос словами „да“ или „нет“. Для этого потребуется подробное объяснение. Оно необходимо, если вы хотите понять эту тему совершенным образом.

Ваш гуру объяснял вам понятие кришна-рати. Другое название этого же явления — стхайибхава. Когда вследствие усиления экстатической любви все трансцендентные составные части (самагри) ее последовательно соединяются со стхайибхавой, возникает особое экзистенциальное состояние, известное как кришна-бхакти-раса ”.

Враджанатх: “Пожалуйста, объясни, что представляет собой стхайибхава, фундаментальное основание расы, и каковы самагри, составляющие элементы расы. Наш духовный учитель рассказывал нам о бхаве, однако мы еще не знаем, каким образом различные бхавы соединяются друг с другом для того, чтобы образовать бхакти-расу”.

Госвами: “Бхава-бхакти, которая является синонимом кришна-рати, возникает как результат самскар, праведных действий, совершенных в этой или в прошлых жизнях. Бхава постепенно преобразуется в бхакти-расу, воплощение духовного блаженства (ананда). Для того, чтобы это произошло, стхай


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.