Мадхура-раса: Различные Типы Сакхи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Мадхура-раса: Различные Типы Сакхи

2022-09-01 239
Мадхура-раса: Различные Типы Сакхи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

мадхура-раса-вичара

На следующее утро Виджая-кумар позавтракал раньше обычного; он быстро собрался и направился вдоль побережья к дому Каши Мишры. Стоило ему невольно бросить взгляд на океанские волны, бьющиеся о берег, как его охватило восторженное оцепенение, а сердце затопили волны океана расы. Лелея в душе сладостные переживания, Виджая-кумар подумал про себя: “Удивительно! Океан разбудил бхаву моей души. Как чудесно, что даже материальный объект способен дать толчок духовным чувствам. Этот океан подобен океану расы, о существовании которого я узнал от моего гурудева. Скоро наступит день, когда, оставив грубое и тонкое материальные тела, я обрету духовное тело девушки- манджари; тогда я отправлюсь туда, на берег океана любви, и буду с наслаждением пить нектарные воды према-расы.

Шри Кришна, чье тело цветом напоминает грозовое облако, — полновластный хозяин моей жизни, а дочь Вришабхану Махараджа, Шримати Радхарани, которая даже на миг не покидает Шри Кришну, — моя вечная госпожа; Она царица Вриндавана, дороже которой нет никого. Океан воплощает в себе экстатическую любовь (праная) божественной четы. Волны — это разнообразные бха-вы; они вздымаются, перехлестываются и смешиваются друг с другом, рождая расы.

Я — сакхи; я стою на берегу океана, а волны (бхавы) поднимаются все выше и выше; они все с большей силой накатывают на берег, обдают меня каскадом брызг и наконец силой уносят меня за собой, в пучину. Кришна — океан расы, и потому цвет океана подобен темно-синему цвету Его тела. Движения волн любви — это Сама Шримати Радхика, и потому гребни волн в океане покрыты белой пеной, напоминающей цвет Ее тела. Большие волны в океане — это подруги Радхики (сакхи), а меньшие волны — это Ее верные слуги (паричарика). Что касается меня, я — самая незначительная служанка слуг Шримати Радхарани. Я — ничтожномалая капля в этом океане блаженства”.

Удивительная медитация завладела сердцем Виджая-кумара; он забыл обо всем на свете и опустился на землю без чувств. Спустя некоторое время ему удалось вернуться во внешнее сознание, и он продолжил свой путь. Наконец Виджая-кумар вошел в дом Каши Мишры, припал к стопам Гопал-гуру Госвами и молча сел напротив. Учитель нежно обнял ученика и спросил: “Виджая, как ты себя чувствуешь? Все ли у тебя в порядке?” Виджая-кумар отвечал: “Прабху, твоя милость — это корень древа моей удачи. Сегодня я хотел бы узнать от тебя, сколько существует видов сакхи. Это очень важно для меня, ибо я хочу стать их служанкой”.

Госвами: “О Виджая-кумар, обусловленная душа не может описать славу сакхи, подруг Шримати Радхики. Понять это сокровенное знание способен лишь преданный, который находится в анугатье (под руководством) Рупы Гос-вамипада. Прекрасные девушки Враджа искусны в том, чтобы проявлять многообразные игры любви (према-лила) Шри Шри Радха-Кришны. Они всецело преданы Шри Шри Радха-Кришне и исполнены веры в божественную чету (враджа-югала). Нет никого удачливее человека, который стремится узнать их такими, какие они есть.

Я уже описывал тебе разные виды гопи: адхика, сама и лагху, а также пра-кара, мадхья и мридви. Сакхи, входящие в состав той или иной ютхи, подразделяются на эти категории. В этой связи стоит помнить слова Шри Рупы Госвами из „Уджвала-ниламани“:

према-саубхагйа-сад-гунйадй-адхикйад адхика сакхи сама тат-самйато гйейа тал-лагхутват татха лагхух

„Благодаря изобилию трансцендентных качеств и исключительному положению в иерархии премы некоторые сакхи зовутся адхика (величайшие); другие сакхи, равные своим подругам, называются сама; а иные сакхи, уступающие двум предыдущим, носят имя лагху.

дурллангхйа-вакйа-пракхара пракхйата гауравочита тад-унатве бхавен-мридви мадхйа тат-самйам агата

Сакхи, которой невозможно пренебречь (дурлангхья), чьи слова очень весомы и чей нрав суров, зовется пракара. Мридви-сакхи лишена таких качеств и обладает прямо противоположными чертами характера. Что касается мадхья-сакхи, то она занимает промежуточное положение между первой и второй.

атйантикадхикатвади-бхедах пурвавад атра сах сва-йутхе йутха-натхайва сйад атратйантикадхика са квапи пракхара йутхе квапи мадхйа мридух квачит

Сакхи-пракарана 3-5

Кроме того, существует такой вид сакхи в ютхе, как атьянтика-адхика. Так называют предводительницу других гопи в ютхе. При этом она может принадлежать к разряду пракара, мадхьяили мридви”.

Виджая-кумар: “Атьянтика-адхика ютхешвари являются самыми главными сакхи в своих группах. Они бывают трех видов, в зависимости от типа их природы: атьянтика-адхика пракара, атьянтика-адхика мадхья и атьянти-ка-адхика мридви. Ты уже описал их все. Теперь же будь так милостив ко мне и объясни этот предмет более подробно”.

Госвами: “Из всех сакхи в ютхе только ютхешвари может быть названа атьянтика-адхика (безгранично великая). Все остальные относятся к трем категориям: апекшита-адхика (относительно великая), апекшита-сама (относительно равная) и апекшита-лагху (относительно незначительная). Каждая из них, в свою очередь, принадлежит к одному из трех разрядов: пракара мадхья и мридви. Таким образом, можно выделить девять видов сакхи: 1) апекшика-адхика пракара; 2) апекшика-адхика мадхья; 3) апкшика-адхика мридви; 4) апек-шика-сама пракара; 5) апекшика-сама мадхья; 6) апекшика-сама мридви; 7) апекшика-лагху пракара; 8) апекшика-лагху мадхья; 9) апекшика-лагху мридви.

Помимо этого, выделяют два вида атьянтика-лагху сакхи: атьянтика-лаг-ху и сама-лагху. Итак, добавив к нашему списку предводительниц групп (ют-хешвари), мы получаем двенадцать видов героинь в каждой группе”.

Виджая-кумар: “Учитель, пожалуйста, назови имена самых известных сакхи, которых можно считать яркими примерами этих категорий”.

Госвами: “Сакхи, возглавляемые Лалитой в ютхе Шри Радхи, — это апек-шита-адхика пракара сакхи. Сакхи, возглавляемые Вишакхой (в той же самой группе) — это апекшика-адхика мадхья сакхи. Такие сакхи, как Читра и Мадху-ри, — это апекшита-адхика мридви сакхи. В сравнении со Шримати Радхикой восемь главных сакхи (ашта-сакхи), возглавляемые Шри Лалитой, принадлежат к разряду апекшита-лагху (относительно незначительные)”.

Виджая-кумар: “Сколько существует видов апекшита-лагху пракара сакхи?”

Госвами: “Лагху-пракара сакхи делятся на два вида: вама (сакхи левого крыла) и дакшина(сакхи правого крыла)”.

Виджая-кумар: “Расскажи об особенностях вама-сакхи ”.

Госвами: “Они горды собой и легко приходят в гнев, если не видят знаков должного почтения к себе со стороны героя. Они непокорны и никогда не подчиняются своему возлюбленному. В группе Шри Радхи такие сакхи, как Лалита, называются вама-пракара сакхи”.

Виджая-кумар: “Каковы особые черты дакшина-сакхи?”

Госвами: “Героиня, которой чужды гордость и гнев, которая открыта, честна, покорна герою и всегда доверяет ему, называется дакшина. Она говорит сладкие слова и с радостью выслушивает сладкие речи. В группе Шри Радхи такие сакхи, как Тунгавидья, носят имя дакшина пракхара”.

Виджая-кумар: “Кто такие атьянтика-лагху сакхи?”

Госвами: “Атьянтика-лагху сакхи менее значимы, чем остальные сакхи; они очень нежны и милы. К их числу относятся такие сакхи, как Кусумика”.

Виджая-кумар: “Каковы обязанности сакхи в роли посланцев (дути)?”

Госвами: “Задача дути-сакхи заключается в том, чтобы устроить встречу (абхисар) героя и героини”.

Виджая-кумар: “Могут ли сакхи действовать в роли героинь?”

Госвами: “Ютхешвари всегда героини. Такие сакхи, как апекшика-адхика пракара апекшика-адхика мадхьяи апекшика-адхика мридви, обладают одновременно характером героинь (наика) и подруг (сакхи); они ведут себя по-разному в зависимости от ситуации. Другими словами, они — героини в присутствии лагху (тех, кто младше их), и они же — подруги в присутствии тех, кто их старше (адхика). Их можно назвать наика-прая (почти героини). Это имя соответствует их положению, ибо одни гопи (те, кто младше) считают их героинями, тогда как другие (те, кто старше) смотрят на них, как на своих подруг.

Апекшика-сама пракара (мадхья и мридви) тоже известны как дви-сама, т.е. также способны играть одну из этих двух ролей (роль героини или подруги). Что же касается апекшика-лагху (мадхья и мридви), они как правило — сакхи. Поскольку ютхешвари и три выше упомянутые категории выше их, атьянтики-лагху гопи принадлежат к пятой категории. Они — нитья-сакхи. По отношению к ютхешвари все апекшики сакхи всегда — сакхи и дути, и никогда — наи-ка а для атьянтики лагху (нитья-сакхи) все гопинаики, и никогда — дути или сакхи”.

Виджая-кумар: “Какие сакхи исполняют обязанности дути?”

Госвами: “Все ютхешвари — героини. Как правило, они не действуют в роли дути, поскольку они — объект поклонения для всех остальных сакхи. Обычно ютхешвари уполномочивает наиболее доверенную ей сакхииз ее группы исполнить такого рода поручение. Тем не менее, ютхешвари тоже иногда принимает на себя вторичные (гауна) функции дути, в том случае, если ее близкая подруга становится объектом любви Шри Кришны. Вторичные функции — это исполнение разнообразных видов деятельности посланца за исключением некоторых (например, ютхешвари не отправляется на дальние расстояния с посланием к герою или героине). Вторичные функции дути делятся на два вида: совершаемые в присутствии Кришны, и совершаемые в Его отсутствии”.

Виджая-кумар: “Что собой представляет первая из этих двух вторичных форм посланий?”

Госвами: “Сакхи может осуществлять два вида непосредственных (в присутствии Кришны) посланий: санкетика (знаки-сигналы) и вачика (звуки или слова)”.

Виджая-кумар: “Что такое санкетика?”

Госвами: “Сакхи может отправить послание Кришне или героине с помощью едва заметных жестов рук или пальцев, мимикой, быстрым взглядом, подмигиванием, движением бровей и т.д.”

Виджая-кумар: “Что такое вачика?”

Госвами: “Этот вид посланий осуществляется в форме реплик, которыми обмениваются сакхи непосредственно перед лицом Кришны или же за Его спиной”.

Виджая-кумар: “Что собой представляют вторичные формы посланий, осуществляемых в отсутствии Кришны (парокша)?”

Госвами: “Парокша означает, что одна сакхи приводит или отправляет другую сакхи к Кришне”.

Виджая-кумар: “Каковы формы посланий так называемых „почти-геро-инь“ (наика-прая)?”

Госвами: “Если апекшика-адхика пракара (мадхья и мридви) исполняет обязанности дути, передавая послание от имени сакхи, находящейся в более низком статусе (лагху), ее действия называют действиями наика-прая-гопи. Сама и мадхья сакхи всегда дружественны друг к другу; их обоюдная симпатия является источником сладостных и теплых отношений, свободных от любых форм разногласий. Должен тебе сказать, что эти объяснения понятны только знатокам према-таттвы ”.

Виджая-кумар: “Как выглядят послания сакхи-прая сакхи?” Госвами: “Лагху-пракара, лагху-мадхьяи лагху-мридви, как правило, исполняют функции дути. По этой причине их действия именуют действиями сак-хи-прайи (почти сакхи)”.

Виджая-кумар: “Кто такие нитья-сакхи?”

Госвами: “Гопи, счастливо исполняющие роли подруг (сакхи) и не претендующие на положение героинь, называются нитья-сакхи. Они бывают двух видов: атьянтики лагху (менее значимые) и апекшики лагху (относительно незначительные)”.

Виджая-кумар: “Является ли характер сакхи, выраженный в таких чертах, как пракара (грубость) и т.д., их постоянным и неизменным состоянием?”

Госвами: “Хотя некоторые черты характера разных гопи являются неизменными составляющими их индивидуальности, иногда, в случае необходимости, гопи способны проявлять совсем нехарактерные или даже прямо противоположные их природе качества. Так, например, Лалита порой пытается успокоить Шримати Радхику пылающую ревнивым гневом”.

Виджая-кумар: “Мне представляется, что Шримати Радхика всегда стремится устраивать встречи Своих подруг с Кришной. Так ли это?”

Госвами: “О Виджая-кумар! Я открою тебе тайну. Слушай внимательно! Когда Кришна встречается с сакхи, пришедшей к Нему с посланием от Его возлюбленной, иногда Он пытается уговорить ее остаться с Ним, однако дути-сак-хи никогда не пойдет на это; она хранит верность своему долгу и тем самым бережет доверие своей прия-сакхи”.

Виджая-кумар: “Чем занимаются сакхи?”

Госвами: “Сакхи совершают шестнадцать видов деятельности:

1.        описывают славу героини в присутствии героя, и наоборот;

2.    усиливают привязанность героя и героини друг к другу;

3.    готовят встречи героя и героини;

4.    приводят героиню к герою;

5.    шутят;

6.    утешают;

7.    наряжают и украшают героиню, готовя ее к встрече с героем;

8.    рассказывают герою о чаяниях сердца героини, и наоборот;

9.    тщательно скрывают ошибки и промахи; 10.     учат героиню обманывать мужа и старших членов семьи;

11. устраивают все таким образом, чтобы герой и героиня могли встретиться в положенное время;

12.  обмахивают героя и героиню чамарой;

13. обращаются к герою или героине или же не мешают им своим присутствием, в соответствии с ситуацией;

14.  передают послания;

15.  защищают жизнь (прана) героини;

16.  проявляют исключительную старательность и осторожность.
Существует множество описаний того, как сакхи совершают эти виды слу
жения”.

Виджая-кумар: “Прабху, мне понятны твои объяснения. Примеры же я смогу найти на страницах „Уджвала-ниламани“. Я уже осознал очень многое; теперь, пожалуйста, расскажи мне о том, каким образом проявляется любовь сакхи друг к другу и к Кришне”.

Госвами: “Существует два вида свапакша-сакхи: сама-снеха (сакхи, чья любовь к Кришне равна их любви к ютхешвари) и асама-снеха (сакхи, чья любовь к Кришне и к ютхешварине равны между собой)”.

Виджая-кумар: “Какие сакхи имеют асама-снеху?”

Госвами: “Существует два вида асама-снеха сакхи. Одни из них больше любят свою ютхешвари, чем Кришну, тогда как другие видят в Кришне своего господина. Хотя последние никогда не покидают своих групп и не изменяют любви к своей ютхешвари, тем не менее их чувства к Кришне значительно сильнее, чем привязанность к ютхешвари. Они всегда думают так: „Я — служанка Кришны!“— и это умонастроение является основой их чувства собственного достоинства. С другой стороны, те гопи, чья любовь к ютхешвари сильнее, думают так: „Я — служанка моей сакхи и никого другого!“ — они счастливы этим и горды собой. Таких гопи называют сакхи снеха-адхика ”.

Виджая-кумар: “Кто они?”

Госвами: “Из пяти видов сакхи, перечисленных мной ранее, кришна-снеха-адхика сакхи (сакхи, чья любовь к Кришне больше, чем любовь к ютхешвари) именуются просто сакхи. Прана-сакхи и нитья-сакхи принадлежат к разряду сакхи-снеха-адхика, поскольку их любовь к сакхи сильнее их привязанности к Кришне”.

Виджая-кумар: “Какие сакхи имеют сама-снеху?”

Госвами: “Гопи, чья любовь к Кришне и к их ютхешвари равна, известны под именем сама-снеха сакхи ”.

Виджая-кумар: “Какие сакхи самые лучшие?”

Госвами: “Лучшими являются те сакхи, которые более близки к Шри Радхе и наиболее дороги Ей (ниджа-джана); хотя они любят Кришну и Радху одинаково, при этом они думают так: „Я служанка Радхики!“ Таких сакхи называют прия-сакхии парама-прештха-сакхи”.

Виджая-кумар: “Что собой представляют категории свапакша, пратипак-ша и т.д.?”

Госвами: “Все враджа-рамани поделены на четыре разряда: 1) свапакша; 2) сухрит-пакша; 3) татастха; 4) пратипакша (випакша). Противостояние групп свапакша и випакша служит источником формирования расы, тогда как взаимодействие одной из групп гопи с группами сухрит-пакши (дружеские) и татастха (нейтральные) не является столь существенным элементом в данном случае”.

Виджая-кумар: “Итак, что собой представляют группы свапакша (сакхи собственной группы) и пратипакша (сакхи враждебной группы)?”

Госвами: “Ранее я рассказал все, что тебе необходимо знать о свапакша-го-пи. Теперь я намереваюсь поведать о других группах, начиная с сухрит-пакша. Сухрит-пакша гопи бывают двух видов: ишта-садхика (объединенные желанными намерениями) и аништа-садхика (объединенные нежеланными намерениями). Татастха-пакша дружественны к випакша гопи”.

Виджая-кумар: “Пожалуйста, опиши випакша-гопи”.

Госвами: “Випакша-гопи — это группа гопи, занятых возведением препятствий для своих соперниц; випакша-гопи разрушают все построенное ими и создают для них максимально сложные препятствия. Для випакша-гопи характерны такие бхавы, как хитрость, злоба, зависть, коварство, гордость, высокомерие, резкость и т.д.”

Виджая-кумар: “Каким образом в них проявляется гордость?”

Госвами: “Гордость проявляется в шести формах: эгоизм (аханкара), чувство собственной значимости (абхимана), самодовольство (дарпа), высокомерие (уддхасита), тщеславие (мада) и надменность (ауддхатья)”.

Виджая-кумар: “Что в данном контексте означает аханкара?”

Госвами: “Аханкара означает “критиковать группу соперников и прославлять достоинства своей группы”.

Виджая-кумар: “Что означает абхимана?”

Госвами: “Когда гопи с помощью жестов, слов и бхав пытаются доказать другим гопи (принадлежащим враждебной группе) превосходство своей группы в вопросе духовной любви, в этом проявляется их чувство собственной значимости, известное в данном контексте, как абхимана”.

Виджая-кумар: “Что такое дарпа?”

Госвами: “Если гопи убеждены в том, что их группа наслаждается более сокровенными играми с Кришной, чем другие группы, они демонстрируют качество самодовольства (дарпа)”.

Виджая-кумар: “Что означает уддхасита?”

Госвами: “Уддхасита (высокомерие) — это насмешки и ирония в адрес соперниц и пренебрежения ими”.

Виджая-кумар: “Что такое мада?”

Госвами: “В данном контексте мада (тщеславие) — это гордость, которая обогащает севу”.

Виджая-кумар: “Что такое ауддхатья?”

Госвами: “Ауддхатья (надменность) в характере гопи проявляет себя в том, что они открыто заявляют о своем превосходстве и саркастически отзываются о гопи- соперницах”.

Виджая-кумар: “Проявляют ли ютхешвари ревность столь же явным образом, как другие сакхи?”

Госвами: “Нет. Ютхешвари всегда сохраняют самообладание; они никогда открыто не демонстрируют ни отвращения, ни враждебности к соперницам. Даже если кто-то из ее группы, обладая качествами пракара станет нелицеприятно говорить о випакша-гопи, ютхешвари останется спокойной и сдержанной”.

Виджая-кумар: “Прабху, ютхешвари, принимающие участие во враджа-лиле — это вечноосвобожденные преданные; они — шакти Бхагавана; как же можно объяснить, что такие бхавы, как враждебность, проявляются в их характере? Когда мирские ученые, искусные в логике, видят это, они критикуют Господа Кришну и Его божественные игры. Они говорят: „Если подобные качества присутствуют в совершенной парама-таттве, почему их считают неблагоприятными и мирскими, и ради чего вайшнавы отрекаются от мира?“ О учитель, вместе с Враджанатхом мы живем в Навадвипе, где волей Шри Чайтаньи Махапрабху обитает также много материалистов. Некоторые из них — кармаканди, другие — логики, а третьи — имперсоналисты. Все они — оскорбители Господа; они надменно принижают значение игр Господа Кришны, считая их материальными (воплощением майи). Пожалуйста, будь милостив ко мне, избавь меня от сомнений, чтобы я смог бесстрашно принять их вызов”.

Госвами: “Только люди, лишенные расы (арасика), способны утверждать, будто дорогим бхактам Господа Шри Кришны не подобает проявлять так называемые „неблагоприятные качества характера“ (враждебность, ревность и т.д.). Кришна разрушает грехи Своих преданных и очаровывает миллионы богов любви; шрингара-раса — это Его прия-нарма-сакха (дорогой друг), который полновластно и величественно правит во Врадже. Желая доставить удовольствие Господу, он возбуждает ревность, соперничество и т.д. в умах гопи. В действительности между разными группами гопи нет и не может быть никакой вражды, а бхавы, похожие на вражду, являются трансформацией премы и служат чувствам Шри Кришны, усиливая Его наслаждение от общения со Своими преданными; внешне негативные бхавы никогда не проявляются без необходимости (вне соответствующего контекста любовных игр)”.

Виджая-кумар: “Мой господин, я незначительное и жалкое создание! Сокровенные истины с трудом проникают в мое сердце. Пожалуйста, будь милостив ко мне, объясни этот предмет более ясным образом, чтобы я с легкостью мог его понять и был благословлен тобой”.

Госвами: “Према-раса подобна океану молока! Однако мирская логика подобна коровьей моче — она горькая и неприятная на вкус. Человек не должен пытаться понять духовные расыс помощью сухой философии. Бхакти-деви наделяет садхаку, собравшему в своем сердце большое количество плодов прошлого благочестия, силой энергий хладини и чит, позволяя ему осознать сидд-ханту без помощи мирской логики. С другой стороны, если человек попытается обрести плод бхакти посредством рассуждений, он не достигнет успеха. Ложные умозаключения (кутарка) заводят человека в тупик. Но ты, Виджая, удачливая душа! По милости Бхакти-деви ты осознал истину, и тем не менее, желая углубить свое понимание, ты задаешь мне вопросы. Мой долг состоит в том, чтобы помочь тебе, ведь ты не логик, не карма-канди, не гьяна-канди, ты также свободен от чрезмерной привязанности к правилам и ограничениям вайдхи-марга я готов посвятить тебя в тайны бхакти-сиддханты.

Вопрошающие люди бывают двух видов: одни задают вопросы, пытаясь постичь предмет с помощью логики, тогда как другие делают это, имея веру в бха-ктии ее самосущую природу (сватах-сиддха). Виджая-кумар, никогда не отвечай на вопросы логиков, ибо их способности к познанию ограничены миром майи; они не имеют веры в абсолютную реальность и непостижимые умом истины (ачинтья-таттвы). С какой бы силой они не напрягали свой разум, им не дано проникнуть в царство духовных бхав; даже незначительная вера в Иш-вару, которой они могли обладать в начале, будет уменьшается с каждым их новым шагом. Те же, кто приняли точку зрения преданных Кришны (бхакти-пак-ша), делятся на разные категории в соответствии с их адхикарой. Только тот, кто нашел прибежище у сад-гуру и кто достоин мадхурья-расы, сможет понять данный предмет.

О Виджая! Как чудесна шрингара-раса Вриндавана! Она так похожа на отношения мужчины и женщины материального мира, хотя имеет совершенно иную природу. В пяти главах „Шримад-Бхагаватам“, посвященным описанию раса-лилы утверждается: „…тот, кто с верой будет слушать повествования о любовных развлечениях Господа Кришны с молодыми девушками Враджа во время танца раса, сможет вырвать из своего сердца корень самой болезни всех обусловленных душ“.

Что собой представляет эта болезнь? О, это мирское вожделение! Отождествив себя с мирскими желаниями, хранящимися в тонком теле, состоящем из материальных ума, разума, эго, и приняв прибежище в грубом теле, состоящем из семи элементов (дхату), таких, как плоть и кровь, считая себя мужчиной или женщиной, падшая душа становится жертвой этой болезни. Ничто не может излечить душу, только враджа-раса-катха. Постоянно культивируя настроения шрингара-раса-враджа-бхакт, садхака вырвет с корнем этот порок своего сердца и сможет созерцать мадхура-лилы Шри Кришны во всем их великолепии. В этот момент, осознав, что нирвишеша-гьяна, хотя и наделенная качеством атмарамата (самоудовлетворения), в присутствии шрингара-расы становится абсолютно незначительной, садхака окончательно отказывается от нее. Он также видит, что слава шрингара-раса заслоняет собой величие трансцендентных богатств Вайкунтхи. Именно тогда удачливая джива обретает враджа-расу, концентрированную форму блаженства (сандрананда), свободную от трех форм счастья: 1) шушкананда (сухого счастья); 2) джадананда (материального счастья); 3) санкучитананда (ограниченного счастья). Чтобы эта совершенная и полная форма счастья (пурнананда) могла проявить себя, все протиположные бхавы соединяются в единое целое, иногда утверждая себя в форме нежной привязанности, а иногда непримиримой вражды. Мирские бхавы вражды, ревности, высокомерия и т.д., неблагоприятны и низменны, но похожие эмоции в мире духа, есть нечто совсем иное; они — трансформация па-рамананды, подобные волнам в великом океане расы. Они — слава океана божественной любви.

Шрила Рупа Госвами пришел к заключению, что апракрита-раса проявляется в бесконечном разнообразии бхав, сочетание которых можно представить следующим образом: 1) подобные и не противоречащие друг другу бхавы объединяются в группы сва-пакша; 2) близкие по духу и лишь слегка различающиеся бхавы сосуществуют в рамках сухрит-пакша; 3) большей частью противоположные и лишь слегка совместимые бхавы объединяют группы та-тпастха-пакша; 4) абсолютно враждебные бхавы относятся к разряду ви-пакша. На это можно посмотреть и с другой точки зрения, — встреча несовместимых бхав ведет к их антагонизму, порождающему такие бхавы, как вражда, ревность и т.д.”

Виджая-кумар: “В чем состоит необходимость существования бхав сва-пакша и ви-пакша?”

Госвами: “Когда две героини обладают равными бхавами, между ними вспыхивает вражда, и это настроение сплачивает вокруг каждой из них одних гопи (сва-пакша) и настраивает против нее других (ви-пакша). Это противостояние не имеет другой цели, кроме усиления сладости акханда (неделимой) шрингара-расы”.

Виджая-кумар: “Можно ли считать Шримати Радхарани и Чандравали одинаково могущественными или равными с точки зрения таттвы?”

Госвами: “Нет и еще раз нет! Шримати Радхика неповторима! Она — само воплощение высшей формы любви к Господу (махабхава-сварупини); Она — олицетворенная хладини-шакти (энергии наслаждения Шри Кришны). Шри Чандравали — это кая-вьюха (экспансия трансцендентного тела) Шримати Радхики, и потому она несравненно менее значима и менее могущественна. Однако в контексте шрингара-расы Чандравали выступает в статусе равенства с неповторимой Шри Радхой. Это кажущееся равноправие существует лишь для того, чтобы усилить сладость према-расы настроением соперничества. Запомни, Виджая, — Радха и Чандравали не могут быть равными друг другу, а их бха-вы не могут быть совместимыми. Если подобное происходит, нужно считать это случайным совпадением, как если бы книжный червь прогрыз страницу книги в форме какой-либо буквы алфавита. Сва-пакшаи ви-пакша бхавы существуют как естественные составляющие феномена расы ”.

Виджая-кумар: “Прабху, ты освободил меня от сомнений любого рода. Нектар твоих слов затопил сладостью мое сердце, изгнав из него всю горечь. Теперь мне понятны все категории мадхура-расы (а именно, аламбанавибхавыв свете таттв ашраяи вишая). Господь Кришна, чье тело есть воплощение вечности, знания и блаженства, — единственный герой (наяка) любовных игр духовного мира. Я буду медитировать на Его образ, качества и развлечения. Он дхиродат-та, дхира-лалита, дхира-шантаи дхиродхатта. Таков Его характер. В играх любви Он — пати (муж) и упапати (любовник). Его особые качества — это анукула (верный), дакшина (искренний), шатха (хитрый) и дхришта (безрассудный, смелый). Ему служат многочисленные спутники, устраивая Его тайные встречи с гопи (четака), наряжая Его (вита), шутя с Ним (видушака), массируя Его тело (питха-марддака); Его сопровождают наиболее близкие и дорогие Ему друзья (прия-нарма-сакха). Он любит играть на своей флейте.

Сегодня Бхагаван Шри Кришна явил Себя в моем сердце в образе вишаи (объекта) мадхура-расы. Я также увидел девушек Враджа-дхамы в роли ашраи (субъектов) мадхура-расы. Кришна — их герой (наяка), а они — Его героини (наика). Гопи Враджа, возлюбленные Шри Кришны, делятся на две категории: свакия-наика и паракия-наика. Лучшие из гопи Враджа, паракия-наики являются ашраей шрингара-расы. Выделяют три вида паракия-наик: 1) садхана-па-ра; 2) деви; 3) нитья-прия. Существует огромное количество разнообразных групп очаровательных гопи, входя в состав которых, они служат Кришне под руководством той или иной ютхешвари. Среди ютхешвари главные — Шримати Радхарани и Шримати Чандравали. В ютхе Шри Радхи можно насчитать пять видов сакхи: 1) сакхи; 2) нитья-сакхи; 3) прана-сакхи; 4) прия-сакхи; 5) па-рама-шрештха-сакхи. Хотя парама-шрештха-сакхи, известные также как аш-тпа-сакхи, достойны сами руководить группами гопи в роли их естественных повелительниц (ютхешвари), они не делают этого, желая сохранять особую близость со Шримати Радхарани, оставаясь Ее наиболее доверенными подругами и последователями. Многие гопи Враджа следуют по их стопам; такие сакхи, объединяясь вокруг каждой из ашта-сакхи, все вместе именуются гана (так, хорошо известны Лалита- гана и Вишакха- гана). Все наики делятся на три группы: 1) мугдха; 2) мадхья; 3) прагалбха. Из них последние две (мадхьяи пра-галбха), в свою очередь, делятся на три разряда: 1) дхира; 2) адхира; 3) дхирад-хира Эти шесть плюс мугдха составляют семь видов сакхи, которые также делятся на два типа: свакия и паракия. Добавив к этому списку категорию незамужних девушек Враджа (канья), мы получаем пятнадцать героинь мадхура-расы. Они могут находится в восьми экзистенциальных состояниях (авастха), начиная с абхисарика, которые, имея разные уровни глубины, характеризуются как уттама, мадхьямаи каништха Итак, всего насчитывается 360 (15 умножить на 8 умножить на 3) героинь. Знание о различных типах поведения (вьявахара) ютхешвари (сухрит и т.д.), а также знание об их намерениях (тат-парья) пробудилось в моем сердце. Кроме того, мне стали понятны обязанности сакхи и дути. Мне стал понятным статус ашрая-таттвы расы; объединив это знание с пониманием вишая-таттвы расы, я пришел к осознанию аламбана-таттвы относящейся к предмету вибхавы. Завтра, приняв прибежище у твоих лотосных стоп, я хотел бы узнать все об уддипане мадхура-расы. О, как же добр ко мне Господь Шри Кришна! Он наградил меня встречей со столь возвышенной душой, сад-гуру, моим духовным учителем. Мое сердце наполняется жизнью, когда я жадно пью нектарный напиток философских истин, милостивым потоком струящийся из твоих уст”.

Гопал-гуру Госвами нежно обнял Виджая-кумара и сказал: “Мой дорогой сын, мне выпала огромная удача встретить столь достойного ученика. Ты спрашиваешь меня о том, что волнует твою душу, а я отвечаю тебе словами, которые вкладывает в мои уста Сам Господь Шри Нимананда (Шри Чайтанья Махапраб-ху)”.

Слезы премы хлынули из глаз обоих. Дхьяначандра и другие махатмы “Радха-канта-матха”, видя удачу Виджая-кумара, тоже погрузились в океан духовного блаженства (параманада).

В это время на пороге матха появились шуддха-вайшнавы; они искрились счастьем и громко пели шлоки из песни, составленной Чанди дасом:

(припев) сай (сакхи), кеба сунаила шйама-нама

канера бхитара дийа, мараме пашила го, акула карила мора прана

„Моя дорогая подруга, от кого я услышала это удивительное имя: „Шьяма“? Оно ворвалось в мое сердце, завладело им, лишив меня сна и покоя.

на джани катека мадху, шйама-наме ачхе го, вадана чхадите нахи паре

Сладость имени „Шьяма“ не имеет границ! О, оно столь прекрасно, что мой язык даже на мгновенье не может перестать наслаждаться его вкусом; будто безумная, я повторяю его вновь и вновь.

джапите джапите нама, аваша карила го кемоне паибо сай, таре Когда я повторяю имя „Шьяма“, мой ум и сердце погружаются в него полностью и без остатка. О, дорогая подруга, скажи, где мне найти Его?!

нама-паратапе джара, аичхана карила го ангера параше киба хайа

Если одно Его имя способно перевернуть всю мою душу, что произойдет со мной, если мне доведется когда-либо коснуться Его тела?!

йекхане васати тара, секхане тхакхийа го, йувати дхарама каичхе райа

Но как мне быть? Разве есть на Земле женщина, которая сможет сохранить верность принципам религиозной морали, если ей посчастливится встретиться с Ним?!

пашарите кари мане, пашара на джайа го, ки карибе ки хабе упайа

Я хочу, но никак не могу забыть Его! Какое лекарство поможет мне и что мне предпринять теперь?

кахе двиджа-чандидаса, кулавати кула-наше апанара йувана джачайа

Брахман Чанди даса поет: „Шьямананда красотой Своей молодости разрушил целомудрие и благополучие добропорядочных девушек из благородных семейств”.

В течение полутора часов вайшнавы продолжали петь сладостную киртану в сопровождении каратпалов и мриданг. Они не видели ничего вокруг себя и оставались погруженными в блаженство премы. Когда киртана подошла к концу, Виджая-кумар склонился к стопам Гопал-гуру Госвами, а затем оказал почтение каждому из присутствующих вайшнавов в соответствии с их духовным уровнем. После этого он направился домой в Харачанди Сахи.
Глава 35

Мадхура-раса: Уддипана

мадхура-раса-вичара

Кришна заполнил все мысли Виджая-кумара. Он жил теперь только одним — сильной привязанностью к Господу. На следующий день, в спешке позавтракав, подобно безумцу, он устремился к дому Каши Мишры. Видя перед собой ученика, склонившегося к его стопам, Госвами тепло обнял его и усадил рядом с собой.

Горя от нетерпения, Виджая-кумар спросил: “Прабху я хочу узнать об удди-панах мадхура-расы. Пожалуйста, будь милостив ко мне, — посвяти меня в этот предмет”.

Шри Гопал-гуру Госвами отвечал: “Уддипана-вибхавы мадхура-расы таковы: 1) качества (гуна) Кришны и Его возлюбленных гопи; 2) их имена (нама); 3) деяния и характер (чарита); 4) украшения (мандана); 5) объекты, напрямую связанные с предметом любви (самбандхи); 6) объекты, косвенно связанные с предметом любви (татастха)”.

Виджая-кумар: “Пожалуйста, объясни мне, что такое гуна”.

Госвами: “Существует три вида качеств (гуна): 1) манасика (имеющие отношение уму); 2) вачика (имеющие отношение к речи; 3) каика (имеющие отношение к телу)”.

Виджая-кумар: “Каковы качества, имеющие отношение к уму (манасика-гуна)?”

Госвами: “Благодарность, способность прощать, сострадание — таковы некоторые из множества качеств, имеющих отношение к уму”.

Виджая-кумар: “Пожалуйста, назови вачика-гуны ”.

Госвами: “Все произносимые слова, доставляющие наслаждение слуху, относятся к числу вачика-гун”.

Виджая-кумар: “Что собой представляют каика-гуны?”

Госвами: “Каика-гуны — это: 1) ваяса (возраст); 2) рупа (внешний облик); 3) лаванья (сияние тела); 4) саундарья (красота); 5) абхирупата (влиян<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.