Правило 7. Экономно расходуйте эмоционально-энергетические ресурсы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Правило 7. Экономно расходуйте эмоционально-энергетические ресурсы

2022-10-05 17
Правило 7. Экономно расходуйте эмоционально-энергетические ресурсы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данное правило опирается на особую роль интеллекта в эмоциональ­ном поведении человека, поскольку именно интеллект ведает «включением» эмоциональных программ, усиливает или ослабляет эмоциональную реакцию.

Одним событиям и фактам мы придаем очень большое значение. Тут же повышается расход эмоциональной энергии - появляются переживания, волнения, тревога, радость, восторг и т.д. К другим обстоятельствам мы безразличны и поэтому в данном случае расход эмоциональной энергии минимален. Таким образом, все зависит от интеллектуальной оценки внешних и внутренних воздействий.

Гармония интеллекта и эмоций - залог экономичного расходования психической энергии.

Существуют четыре категории людей, которые, в силу особенностей интеллектуального восприятия мира, экономно расходуют свои эмоционально-энергетические ресурсы и достигают относительного равновесия с окружающейдействительностью (т.е. умеют быть счастливыми). Рассмотрим каждую из них.

1-я категория. Люди, способные силой разума нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и не придавать особого значения мелочам жизни.

Среди них оптимисты, экзистенциалисты и гедонисты.

Оптимисты -люди, менталитет которых настроен на позитивное восприятие бытия. Их мироощущение проникнуто жизнерадостностью, верой в будущее, в успех. Оптимист оценивает и переживает преимущественно светлые стороны жизни, игнорирует ее мрачные стороны, не считая нужным эмоционально реагировать на них.

Оптимист экономит свои психические ресурсы, поскольку  его интеллект препятствует  переживанию отрицательных эмоций.

Экзистенциалисты -люди, которым приносит радость сам факт собственного бытия, которые получают приятные впечатления от проявления себя «здесь» и «теперь». Экзистенциалист воспринимает жизнь как она есть и не очень расстраивается из-за ее неожиданностей. Он экономит психические ресурсы и сохраняет здоровье за счет того, что «отсекает» для эмоций прошлое и будущее, позволяя им реагировать преимущественно на настоящее.

Гедонисты -люди, менталитет которых сосредоточен на извлечении удовольствия из самого различного проявления жизни (работы, общения, власти, любви, накопительства, служения музам и т. д.). Гедонист постоянно находится в процессе поиска и переживания удовольствий, все остальное в нем не вызывает особых эмоций.

Однако следует отметить, что в реальной жизни шире представлены не оптимисты, экзистенциалисты или гедонисты, а пессимисты, разочарованные мечтатели, интриганы и скептики. Сходство этих социально-психологических типов личности в том, что они расходуют огромную эмоциональную энергию в процессе специфической интеллектуальной переработки неприятных сторон бытия. Они запрограммированы на поиске негативного, «застревают» на негативном и усиленно эксплуатируют негативные эмоциональные программы. Их напряженная эмоциональная жизнь становится одной из причин стрессов, тревожности, аффектов, неврозов и сопутствующих им соматических осложнений.

2-я категория. Люди, способные к самоорганизации.

Самоорганизованный человек осуществляет экономию психической энергии и избегает отрицательных эмоций за счет того, что (с помощью планирования, предвидения, упреждения, расчета) сводит к минимуму ошибки и неожиданности.

Человека, способного к самоорганизации, легко узнать по следующим признакам:

- планированию целей деятельности, средств и времени ее осуществления;

- упреждению и исключению возможных помех;

- удобству и рациональной организации своего рабочего места, содержанию в полном порядке необходимой документации, введению в работу стандартных форм, бланков, алгоритмов;

-четкому и своевременному информированию участников совместной деятельности о своих намерениях;

- упреждению возможных трудностей в общении с партнерами; обращению к партнерам достаточно громко, отчетливо, убедившись, что они в состоянии воспринять информацию;

- учебе на собственных ошибках и ошибках других.

Человек, неспособный к самоорганизации, наоборот, практически постоянно сталкивается с плодами своей интеллектуальной ограниченности и лени: повторяет свои ошибки и ошибки других, становится жертвой собственной наивности, близорукости и беспечности. Тем самым неорганизованные типы заставляют нервничать себя и других, провоцируют у себя негативные эмоциональные реакции и состояния, вызывающие стресс, тревожность, депрессию, инциденты с партнерами и т.д.

Люди данного типа тоже легко узнаваемы по следующим признакам:

- нежеланию или неумению планировать работу, вследствие чего они часто оказываются в цейтноте;

- неумению облегчить свою деятельность посредством стандартизации;

- беспорядку на рабочем столе и в бумагах, дезорганизующему работу и т.д.

3-я категория. Люди, стимулирующие свою активность.

Это люди, ориентированные на успех. Они приходят к успеху, радуются ему и ищут его вновь и вновь. Они постоянно «подпитываются» энергией эмоций, сопровождающих успех. Их не обескураживают трудности, не смущают ошибки и не «ломают» неблагоприятные обстоятельства.

Их энергетические ресурсы, включая эмоциональные, направлены только на достижение успеха и очень мало расходуются на прочие обстоятельства. Дело для них - основной источник вдохновения.

Противоположная категория - люди, немотивированные на успех. Если же успех к ним приходит, то они не получают от него нового заряда к достижениям. Они обычно живут  прошлым, довольствуются малым и губят свои способности.

4-я категория. Люди, способные к дипломатии.

Дипломатичность в повседневном и деловом общении проявляется в умении, с помощью интеллекта и хороших коммуникативных привычек преобразовывать деструктивные формы взаимодействия в конструктивные, укрепляя тем самым межличностные отношения. Удачно подобранное слово, взвешенный аргумент, адекватная и коммуникабельная по форме эмоция – все это эффективно сберегает энергоресурсы.

Рекомендации по экономному расходованию своих энергетических ресурсов в процессе общения:

1.Живите под девизом "В целом все хорошо, и все, что ни делается - к лучшему".

2.Неудовлетворительные обстоятельства воспринимайте как временное явление и пытайтесь изменить их к лучшему.

3.Если что-то не устраивает в работе, то энергию недовольства направляй на дела, способствующие позитивным переменам, а не на злословие и подстрекательство.

4.Подмечайте достижения в своей работе и чаще хвалите себя за них.

5.Замечайте свои успехи в отношениях с окружающими и радуйся достигнутым целям.

6.В выполняемой работе усматривайте прежде всего социальный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности. Умонастроение влияет на самочувствие, отношение к работе и окружающим.

7.Находите источники вдохновения в каждом осуществленном замысле.

8.Лучше расходуйте время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, чем на исправление непродуманных действий и ошибок.

9.Организуйте свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

10.Просьбы, советы, требования произносите достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

11.«Не пережевывайте», не прокручивайте в сознании случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.

12.Если возникла проблема или назрел конфликт, решайте их своевременно, обдуманно, спокойно.

13.Не вспоминайте на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждайте их с коллегами.

14.Возьмите за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые тебе приятны, будьте  открыты и искренни с ними. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение, оставаясь приветливым и внимательным.

15. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, то применяйте приемлемую для себя следующие приемы методики плавного преодоления напряжения:

- «Любовь к ближнему». Внушайте себе, что вы должны быть терпеливы и участливы в судьбе и проблемах партнера.

-«Прощение». Будьте готовы простить партнеру его ошибку, эмоциональность, несообразительность, нравственный примитивизм.

-«Сочувствие». Сопереживайте человеку, который обделен чем-то (например, красотой, обаянием, умом, тактичностью, психическим здоровьем и т. д.).

-«Уменьшение значимости проблемы». Уменьшайте рамки восприятия неприятного вам партнера. Убеждайте себя в том, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Точно также уменьшайте рамки неблагоприятных событий. Смотрите на них как бы с далекого расстояния, тогда они кажутся не столь значительными.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.