История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-05 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Следовать этому правилу нелегко. Именно поэтому агрессия широко распространена и стала повседневным явлением. Чтобы преодолеть или хотя бы снизить свою агрессивность, надо понять ее особенности, выявить ее «механику».
С этой целью подумайте над следующими вопросами.
1. Часто ли вы переживаете спонтанную агрессию?
Агрессия возникает не только в результате вполне определенных причин, но и является одним из наиболее эффективных непроизвольных способов освобождения организма от избыточной и нерастраченной энергии. Накапливающаяся в организме энергия периодически самопроизвольно прорывается изнутри человека и порождает агрессивные разряды.
В агрессию могут трансформироваться самые разные избыточные эмоциональные состояния. Прежде всего, конечно, это касается негативных эмоций (агрессии ревности, ненависти, соперничества и т.д.). Наряду с этим существует и агрессия, обусловленная избытком положительных эмоций. Например, агрессия любви и ее разновидность - садизм. В агрессию может переходить и дружеское чувство и даже состояние радости (например, в агрессию может перерасти ликование толпы в дни празднования ВДВ или встречи «афганцев» в честь окончания военных действий).
При долгом отсутствии разряжающего стимула возрастает готовность к агрессивной реакции. Человек становится опасен, поскольку ищет повод для агрессивной разрядки. Любой пустяк может вывести его из себя и в такой момент лучше не подворачиваться ему под руку (чаще всего такие вспышки спонтанной агрессии достаются на долю родных и близких).
2. Способны ли вы тормозить свою агрессию?
Если у животных неадекватная, неуместная или излишняя агрессия, вредная для вида, тормозится, гасится автоматически, то людям этому приходится учиться.
Чтобы погасить мощный всплеск отрицательных эмоций, надо научиться замечать собственные состояния агрессии и проявлять усилия воли. Для каждого человека (в зависимости от особенностей его нервной системы, развитости воли и воспитанности) существует свой, наиболее доступный вариант торможения начавшейся негативной разрядки. Поэтому из широкого спектра возможных действий надо выбрать подходящее, выработать свою «церемонию умиротворения».
Например, почувствовав прилив агрессии, можно уединиться и выждать, пока улягутся страсти. Надо научиться щадить «жертвы» своей агрессии (хотя бы самых близких людей). Не мешает своевременно вспоминать о социальном контроле и грозящих неприятных последствиях. Научитесь быстро принимать к сведению извинения обидчиков и менять гнев на милость.
Умение хладнокровно реагировать в ответ на агрессию требует не только волевых усилий, но и определенной тренировки. Так, например, важно научиться переключать (переадресовывать) агрессию, направляя ее на какую-либо деятельность или на неодушевленные объекты. Этот неплохой способ борьбы с агрессией использует прием переориентации (или смещения) нападения. У человека агрессия обычно проявляется до тех пор, пока не будет израсходована вся энергия. Поэтому уж если агрессия неизбежна, то лучше направить энергетическую разрядку на неодушевленные предметы или на деятельность, чем в адрес партнеров или близких.
Умение направить энергию агрессии в безопасное русло - залог эффективных коммуникабельных отношений. В связи с этим можно вспомнить опыт Японии, где подчиненные, чтобы избавиться от стрессов, гнева и злости, могут в специальной комнате, где их никто не видит, лупить резиновой дубинкой манекен босса.
Другой, не худший способ разрядки - интенсивная деятельность (набросьтесь со всей энергией на работу, пробегитесь, побейте боксерскую грушу и т.д.).
3. Склонны ли вы к анонимной агрессии?
Анонимная агрессия отличается тем, что люди позволяют себе агрессивные эмоциональные разряды в обстановке, где их не знают, где снижен социальный контроль и мала вероятность понести наказание. Например, начальник, который на службе является образцом культуры и выдержанности, в домашней обстановке, чувствуя безнаказанность, ведет себя как откровенный хам, ругается матом и распускает руки.
4. Провоцируете ли вы агрессию у окружающих?
Агрессию окружающих нередко вызывает отклонение поведения личности от принятых норм общения. Разумному человеку следует учитывать это и строго следовать социальным предписаниям, проявлять гибкость, конформизм и, конечно, вежливые манеры. В противном случае агрессия со стороны участников совместной деятельности неизбежна.
Провоцируют агрессию в окружающих многие люди, проявляющие плохие черты характера (упрямство, ехидство, любовь к сплетне, категоричность в оценках и др.). Кроме того, провоцирует агрессию у партнера и неумение своевременно и искренне признавать свою вину, допущенную ошибку. Некоторые люди не способны сознаться в своей неправоте, считая, что это равносильно утрате чувства собственного достоинства. Если воспользоваться аналогией поведения животных, то можно сделать вывод о том, что у таких индивидов не выработан ритуал покорности, тормозящий агрессивные действия партнера.
Надо помнить, что люди, прибегающие к агрессии как форме защиты, обычно подвергаются обратному агрессивному воздействию.
5. Склонны ли вы к отраженной агрессии?
Данный недостаток заключается в том, что человек, как эхо, повторяет агрессию партнера. Его сознание не успевает включиться и нейтрализовать «на входе» сигнал агрессии. Ответная эмоция в точности повторяет полученную эмоционально-энергетическую информацию. Обычно отраженной агрессией страдают импульсивные люди, холерики, обладатели некоторых акцентуированных характеров, например экзальтированные, аффективные типы, а также психопаты.
6. Демонстрируете ли вы аутоагрессию?
Нередко человек демонстрирует аутоагрессию, т.е. агрессивное поведение личности, направляемое против нее самой. В этом случае проявляется амбивалентность (двойственность) самосознания. С одной стороны, оно защищает наше достоинство, а с другой - разрушает его. Человек желает себе зла, причиняет физическую боль, ругает за допущенные ошибки, занимается самоедством. Самобичевание изнуряет личность, ведет к ее озлоблению или развитию комплекса неполноценности.
Некоторые люди по своей природе запрограммированы на аутоагрессию, на разрушение себя и причинение себе вреда. Они рискуют безо всякой надобности, попадают в аварии, вовлекаются в сомнительные операции и т.д. Типичным проявлением ауто-агрессии можно считать и вредные привычки, разрушающие организм (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и т.д.).
Человек, склонный к ayтoaгpeccии, непременно агрессивен и по отношению к окружающим. Он чаще других конфликтует с окружающими и сам страдает от этого.
7. Нет ли у вас ритуализированной агрессии?
Агрессия становится ритуалом, когда она используется как символ недовольства партнером. В таких случаях проявления агрессии (гнев, злость и т.д.) имеет театральный характер и воспроизводятся не столько потому что человек ее переживает, сколько для предупреждения: «Берегись, а то я...».
Ритуал агрессии часто закрепляется в поведении личности и становится излюбленным средством достижения различных целей (например, женские истерики как средство достижения цели, или «громы и молнии», которые мечет в своих подчиненных начальник).
В ритуальной агрессии есть что-то недостойное для уважающей себя личности, обычно она используется в тех случаях, когда не хватает интеллекта для того, чтобы повлиять на партнера другим образом.
8. Склонны ли вы заражаться агрессией толпы?
Человек - существо общественное и ему присущи коллективные формы самовыражения. Поэтому люди нередко поддаются искушению разделить свои настроения с единомышленниками и заражаются агрессией толпы. В английском языке это явление называется «мобингом» (от англ. «mob» - толпа). Явление «мобинга» можно наблюдать в очередях, в толчее на остановках, в томительном ожидании приемов и других подобных ситуациях.
В толпе у индивида резко снижается самокритичность и нередко вполне воспитанный и неглупый человек, невольно вовлекаясь в энергетическую воронку «мобинга», становится частью агрессивной иррациональной толпы. По прошествию какого-то времени он понимает свою ошибку и ему становится стыдно. Но чаще всего он успокаивается, придя к выводу «до чего же все злые», конечно, при этом не имея в виду себя.
9. Вы получаете удовольствие от своей агрессии?
Объективно каждый человек страдает от необходимости подавлять свои агрессивные побуждения. Мощная эмоциональная разрядка в виде агрессии приносит некоторое приятное ощущение, так как вовне выходит отрицательная энергия, которая блокировала отдельные участки мозга, мышцы, внутренние органы. Именно резкое отпускание энергетических «зажимов» приносит облегчение.Поэтому часто после вспышки агрессии люди становятся исключительно сентиментальными или добрыми, предаются утешительным воспоминаниям и размышлениям. Возможно оживление некоторых потребностей (сексуальных, творческих и др.).
Характерно, что чем более склонен человек к агрессии, тем вероятнее то, что он получает от этого бессознательное удовольствие.
Разумеется, акт агрессии сопровождается действием различных негативных факторов. Агрессор может быть наказан окружающими или казнить себя переживаниями, дезорганизуется, реагирует его сердечно-сосудистая или нервная система и т.д. Однако все это не мешает ему извлекать удовольствие непосредственно из процесса эмоциональной разрядки.
10. Вам приходится расплачиваться за свою агрессию?
В жизни приходится платить за все: за достижения и потери, за смелость и безволие, за характер и убеждения. Немалую цену человек отдает за свои негативные эмоции, злость и агрессию. Это могут быть и здоровье, и отношения с близкими и друзьями, и карьера, и личное счастье. Озлобленного и агрессивного человека побаиваются в семье, с ним не желают иметь тесные контакты окружающие, приятели, коллеги. Бывает, что агрессора наказывают за эмоциональные разряды (объявляют выговор, наказывают «рублем», партнеры разрывают с ним отношения и т.д.).
Однако, чем весомее потери, тем явственнее проявляет себя инстинкт агрессии, тем труднее его преодолеть. Практика показывает, что агрессивность, ставшая привычным средством энергетической разрядки, трудно поддается воспитательному воздействию.
Следует учесть, что одного знания изложенных выше правил эмоционального поведения недостаточно. Важно, чтобы они приходили на ум своевременно, помогая избежать ошибок в процессе общения или позволяя их тут же исправить.
Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
-В конкретной ситуации общения постоянно помните о регламентирующих обстоятельствах (установленные правила, профессиональные предписания, рамки этикета, ограничения, накладываемые социальным положением, возрастом, собственным полом или половой принадлежностью партнера). Выходить за рамки такого рода ограничений, превращая деловое общение в процесс демонстрации амбиций, характеров, капризов, невоспитанности - непозволительно.
- Выработайте привычку смотреть на себя со стороны.
Научитесь представлять себе, что за вами наблюдает доброжелательный, но требовательный помощник. Чаще вспоминайте о нем и оценивайте свое поведение как бы от его имени («это ты сделал правильно»; «а сейчас ты поступаешь скверно» и т.д.).
- Научитесь исправлять свои коммуникативные ошибки, как только вы их заметили.
Имейте мужество своевременно принести извинение за допущенную резкость, бестактность, обидное слово.
Возьмите за правило усиливать свое внимание и интерес к партнеру, как только почувствуете, что отвлекаетесь от его слов.
Почувствовав, что эмоции овладевают вами и выходят за рамки общепринятой символики, добейтесь уместной экспрессии и т.д.
- Возьмите за правило компенсировать свои недостающие коммуникабельные качества при помощи дополнительных слов и знаков внимания, доброты, отзывчивости.
Есть люди, которые, не желая того (в силу своих индивидуальных особенностей или по неосмотрительности), производят на малознакомых партнеров не лучшее впечатление (например, в силу присущего ему выражения лица, человек кажется неприветливым, злым, недоверчивым и т.п.). Поскольку изменить выражение лица в подобных случаях почти невозможно, то надо при первых же контактах прибегать к средствам компенсации некоммуникабельных эмоциональных состояний, сглаживать неприятное впечатление о себе, с тем, чтобы показать свою подлинную сущность. Для этого можно использовать слова приветствия, знаки внимания и уважения, сокращение психологической дистанции в общении (предложить перейти на «ты», разговаривать доверительным тоном, подсесть ближе, охотно поддерживать толковые идеи и т. д.).
Необходимо отметить, что с помощью эмоций можно манипулировать окружающими. В роли средств манипуляции используются улыбка, смех, гнев, угроза, раздражение, крик, плач, возбуждение, равнодушие и т.д. Жизненный опыт людей убеждает их в том, что, прибегнув к определенной эмоции, можно определенным образом воздействовать на людей, вызывать желаемое поведение окружающих. В дальнейшем, в конкретной жизненной ситуации человек «включает» воспроизведение соответствующей «эмоциональной заготовки». Таков механизм «эмоциональной инграммы», т.е. внутренней записи эмоций.
Эмоциональная инграмма -это эмоциональный стереотип, который сложился под влиянием жизненного опыта человека, запечатлен в его памяти и позволяет с помощью эмоций добиваться желаемого воздействия на окружающих. Инграммы, с точки зрения влияния на партнеров, бывают позитивного и негативного свойства.
Инграммы позитивного свойства -это эмоциональные стереотипы, расчетливо демонстрируемые человеком с целью вызвать к себе положительное отношение. Например, чтобы получить от партнера признания, чувства удовлетворенности, доверия, в ход идут такие мимические средства, как улыбка, смех, определенные голосовые интонации, жесты, движения головы и туловища, выражающие согласие, радость, принятие партнера и доверие к нему и т. д.
Инграммы негативного свойства - это эмоциональные стереотипы, наполненные символикой агрессии, вражды, гнева, угрозы, неприятия. В качестве средств их демонстрации используются различные выразительные движения соответствующего спектра.
Негативные инграммы многочисленны. Например:
- ребенок, который громким плачем и криком научился добиваться от родителей своего;
- женщина, у которой слезы и истерики являются средством манипулирования окружающими;
- руководитель, который, придя на работу, словно надевает непроницаемую маску, желая казаться строгим и побудить подчиненных соблюдать дисциплину и т.д.
Проникновение в процесс общения негативных эмоциональных инграмм отрицательно влияет на процесс и результаты совместной деятельности.
Встречаются люди, у которых в запасе целый арсеналинграмм. Причем в повседневной жизни инграммы (как положительные, так и отрицательные эмоциональные стереотипы) используются чрезвычайно часто и заменяют собой подлинные переживания (такова, например, дежурная улыбка, являющаяся символом приличия, или грозное выражение лица матери и бранные слова в адрес ребенка как средство достижения желаемого поведения и т.д.).
5.4. Правила делового общения.
Некоторые правила делового этикета. Необходимым качеством эффективного и грамотного общения (как делового, так и повседневного) является соблюдение делового этикета; умение располагать к себе людей; убеждать их в своей точке зрения; воздействовать на них, не оскорбляя их и не вызывая у них чувство обиды. Опираясь на исследования зарубежных и отечественных психологов, приведем некоторые рекомендации по практике делового общения.
Соблюдение правил делового этикета — необходимая составляющая эффективного делового общения.Этикет условно можно разделить на корпоративный и «представительский». Корпоративная культура сугубо индивидуальна для каждой компании. Представительский этикет относится к культуре взаимодействия топ-менеджмента.
Общие постулаты. Отношения в деловом мире строятся не в зависимости от возраста, пола, а согласно рангу, чину и должности. Правила этикетного поведения в бизнесе одинаковы для мужчин и для женщин.
Отступая от общепризнанных требований делового этикета, можно нанести ущерб престижу всей организации, а не только своему личному. Кодекс хорошего поведения, включающий в себя вежливость, достоинство и такт, касается всех одинаково.Человек, который ведет себя неестественно, даже исходя из целей соблюдения этикета, теряет не меньше, чем если бы он его не соблюдал.
Практические рекомендации:
-Присаживаться и подниматься со стула нужно бесшумно, не двигая его по полу, а переставляя, взявшись за спинку. Не следует садиться на край стула, не рекомендуется облокачиваться на стол.
-При общении периодическое ерзанье на стуле, постукивание пальцами и т. п. может быть воспринято как нежелание продолжать разговор. А вот чуть склоненная набок голова создает впечатление, что человек внимательно слушает. Считается неэтичным разговаривать с сидящими за соседним столом. Если возникла такая необходимость, то лучше всего подсесть к собеседнику.
-Покинуть место встречи первым обычно предлагает инициатор встречи.
-Из лифта выходит первым тот, кто находится ближе к двери.
-Перед зеркалом можно лишь поправить одежду и прическу. Дефекты одежды и прически устраняются в туалете.
-Каждый свое пальто надевает сам — и мужчина, и женщина.
-Если женщина садится в машину, она должна сначала сесть на сиденье, а затем поставить ноги в машину. Выходя из машины, женщина сначала ставит ноги на тротуар, а затем выходит из машины.
Основной принцип: делать все вовремя. Необходимоисключить из практики опоздания. Если нет возможности приехать вовремя — следует позвонить и предупредить. Важным здесь является умение, составляя планы,рассчитать необходимое время. Для многих партнеров пунктуальность является важным фактором — ее рассматривают как символ надежности.
Внешний вид. Непростительная ошибка- пренебрегать внешним видом, поскольку первое впечатление о человеке играет исключительно важную роль в формировании его имиджа и предопределяет ход делового контакта. В одежде –главное, это соответствие обстановке и времени. Одежда должна вписываться в ваше окружение. На предстоящий деловой ужин не стоит облачаться в вечерний туалет, если это не оговорено отдельно. Лакированная обувь надевается только к смокингу. Пиджак в официальной обстановке должен быть застегнут, но при этом стоит помнить, что нижнюю пуговицу пиджака не застегивают.
Недопустимо носить пиджаки без галстука. Галстук к вечернему костюму лучше подбирать из натурального или искусственного шелка. Не надевайте под пиджак пестрые и темные сорочки. Наличие ремня исключает подтяжки, и наоборот. Цвет мужских носков должен быть темнее цвета костюма. Ни в коем случае носки не должны быть белые. Имейте при себе два носовых платка. Один, «рабочий», находится в кармане брюк. Другой, всегда абсолютно чистый, — во внутреннем кармане пиджака. При необходимости выбора лучше быть одетым хорошо, чем модно.
Визитные карточки. Визитные карточки вручаются человеку так, чтобы он сразу мог прочитать их, а дающий — тем временем вслух произнести свое имя и фамилию. Первым свою карточку вручает тот, кто ниже по положению или моложе по возрасту. После того как обменялись визитными карточками, положите их на стол перед собой. Ко всему прочему, лежащая перед вами визитная карточка позволит вам вспомнить в процессе беседы (в случае необходимости) имя человека, с которым вы разговариваете. Не откладывайте в сторону визитную карточку, избегайте какого-либо манипулирования с ней во время встречи.
Информационная и дизайнерская составляющие, правильно подобранная бумага и способ изготовления визитки обеспечат достижение желаемого результата.
Письма и деловая корреспонденция. Деловое письмо должно быть кратким и по существу. Если письмо содержит несколько вопросов, то нужно отделить их один от другого. Текст писем помещают на одной стороне листа; другая сторона должна оставаться чистой. Не следует многословно писать лицам, стоящим выше либо ниже вас по положению: в первом случае это может означать неуважение; во втором — фамильярность. Оставляйте копии отправленных писем. Фамилию в письме можно указывать без инициалов.
Поздравления с праздниками стоит рассылать так, чтобы они были получены в канун праздника, а не после. Людям, которых вы хорошо знаете, в поздравлениях, выражении соболезнования и благодарственных письмах стоит писать текст от руки.
Беседа. Вы имеете право общаться на равных, если имеете равный статус. Умение запоминать имена считается одним из элементов вежливости. Проявляйте уважение к чужому мнению, даже если оно не совпадает с вашим. Не допускается вести разговор (рассказывать) о внутренних делах фирмы, о подробностях личной жизни — как своей, так и сотрудников. В беседе запрещается использовать бранные и нецензурные выражения, даже при пересказе чужой речи. Умение уважительно спорить подчеркнет вашу интеллигентность. Желание «казаться своим», стремление таким образом сократить официальную дистанцию на самом деле свидетельствует лишь о невысокой культуре поведения. Шептать на ухо собеседнику считается невежливым. В беседе за столом не стоит затрагивать вопрос о стоимости блюд и напитков. Если кто-то чихнул из присутствующих — следует оставить это без внимания. Следите за своей речью- то, как человек говорит, формирует в глазах окружающих его имидж.
Общение по телефону. Телефонному разговору следует уделять особое внимание. Необходимо заранее составить план беседы, определить цель разговора и продумать вариант отступления, чтобы сделать второй звонок, если собеседник к разговору не готов.
Берясь за телефонную трубку, улыбнитесь, настройтесь на приятное общение.
Поздоровайтесь и представьтесь. Первым принято представляться тому,кто звонит. Непременно подождите, пока поздороваются с вами. Если на месте нет человека, с которым вы хотели связаться, представляться не обязательно. Не стоит спрашивать, с кем вы говорите; допускается лишь уточнить, правильно ли набран номер. Никогда не начинайте разговор по телефону, если качество связи плохое. Лучше извинитесь и перезвоните с другого телефона или попросите своего собеседника перезвонить вам.
Не обсуждайте по телефону особенно серьезных вопросов, ваша цель- привлечь внимание собеседника, «заякорить» его на свой голос и договориться о встрече.
Ваш голос должен звучать уверенно, неторопливо, энергично и дружелюбно. Желательно использовать низкий регистр голоса. Вы должны быть внимательны к вопросам собеседника и сами провоцировать эти вопросы. Никогда не следует применять негативную форму предложения (например, «Не хотите ли вы встретиться?»). Это провоцирует вашего собеседника на отказ.
Если почувствовали, что заинтересовали вашего собеседника, побыстрее заканчивайте разговор и договаривайтесь о встрече.Заканчивает разговор первым тот, кто позвонил. Постарайтесь попрощаться с собеседником на дружелюбной ноте, даже если вам не удалось достичь согласия. Именно это (на бессознательном уровне) запустит процесс переоценки отношения к вам в положительную сторону.
Важно затем проанализировать телефонный разговор: отношение собеседника к передаваемой информации, нюансы разговора, его результат. Это поможет в планировании последующих телефонных контактов.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!