Методы психолого-педагогического воздействия в профилактике злоупотребления психоактивными веществами — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методы психолого-педагогического воздействия в профилактике злоупотребления психоактивными веществами

2022-10-04 26
Методы психолого-педагогического воздействия в профилактике злоупотребления психоактивными веществами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике злоупотребления ПАВ с детьми младшего школьного возраста.

Необходимо отметить тот факт, что профилактическая работа с данной возрастной группой в настоящее время находится в стадии становления и нельзя говорить о «классических», доказавших свою эффективность методах ведения профилактики наркоманий. Тем не менее, в литературе, посвященной профилактике наркозависимости среди детей и подростков (Полезные привычки..., 1998; Предупреждение подростковой и юношеской наркомании..., 2000; Н.А Сирота с соавт., 2001; Смотри по жизни вперед..., 2001; Substance Abuse. A comprehensive textbook..., 1992) отмечается высокий потенциал использования адаптированных для нужд профилактики общих психокоррекционных методов.

В работе с детьми младшего школьного возраста наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия – арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики, «классических» дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т. д., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд профилактической работы.

Дадим краткую характеристику методам психолого-педагогического воздействия, и рассмотрим специфику их применения в работе по профилактике наркозависимости:

Сказкотерапия.Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к психоактивным веществам обусловлена следующим: Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. «затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру». (Тренинг по сказкотерапии, с.17). Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических» установок, наличие которых и признается главным защитным личностным фактором по отношению к возможной наркотизации.

В частности, в доступной и ненавязчивой сказочной форме детям можно объяснить «механизм» действия психоактивных веществ и соответственно их опасности. Так, например, тема № 12 программы «Волшебная страна чувств» предполагает «знакомство» с символическими образами психоактивных веществ:

Сказка подсказывает ребенку и основную «формулу профилактики зависимости» - чтобы избежать негативного влияния ПАВ, необходимо и достаточно просто не допускать их в свою жизнь, иными словами «не пробовать».

К сказкам в своем творчестве обращались известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева, и т.д. В настоящее время разработаны разнообразные приемы работы со сказкой.

Педагогам, безусловно, известен такой прием как анализ сказок, когда после чтения сказки учитель организует ее обсуждение. Детям предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего вам понравился и почему?», «Почему герой поступил так, а не иначе?» и «Что было бы, если бы герой поступил иначе?» и т. д. Данная форма работы со сказкой может применяться в работе с детьми старше пяти лет. Анализ сказок в доступной и привлекательной форме позволяет осознать и «примерить на себя» различные типы поведения в той или иной ситуации, и при этом оценить его последствия. Примером использования такого приема в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ, в частности, в целях предотвращения непреднамеренного пробы наркотического вещества (тема «Неизвестные вещества»), может служить анализ фрагментов таких сказок, как «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Маленький Мук», «Алиса в стране Чудес».

Поскольку общепризнанно, что в детском «конкретном» подходе к миру играет существенную роль активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми младшего школьного возраста приобретает использование таких приемов работы со сказкой как постановка сказок с помощью кукол и драматизация сказочных сюжетов.

Разыгрывание сказочных сюжетов может сочетаться также с элементами сочинения сказок.

Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.

Арттерапия метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство.

Основная цель арттерапии - установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с "большим" миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.

Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку ("я не хуже других"), адаптационные способности ребенка в повседневной жизни.

За счет совершенствования и более частого использования творческой деятельности ребенок расширяет зону контроля и взаимодействия с окружающими (коммуникативная функция арттерапии). Активное творчество способствует формированию у ребенка новых психосоциальных навыков (обучающая функция). Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне.

Часть упражнений, разработанных в рамках арттерапии, просты в применении, не требуют специальной подготовки, и могут быть использованы учителем при проведении занятий по профилактике злоупотребления ПАВ или на уроках музыки или рисования в рамках «антинаркотического» учебного модуля. Например, такие упражнения, как:

“Самосознание через музыку” (Т. Вендрова, с.42)

Это упражнение основано на объективных или ассоциативных способах восприятия музыкального содержания. Описание ребенком эмоционального и образного содержания музыки сравнивается с его образом своего состояния. Таким образом, происходит поиск связей состояния человека с внешними и внутренними причинами.

“Музыка в красках и линиях” (Музыка души. Введение в музыкотерапию..., с.53)

Это упражнение предполагает “зарисовку” слышимых музыкальных образов. Рисование под музыку направленно на активизацию самосознания, улучшение внимания детей, их успокоение и раскрепощение.

Большой потенциал развития личностных ресурсов ребенка у работы с глиной. «Гибкость и податливость глины делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей...С глиной каждый модет легко стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его...» - пишет Вайолет Оклендер в своей знаменитой книге (В. Оклендер, Окна в мир ребенка..., 2000, с.79). В программе «Волшебная страна чувств» мы предлагаем использовать глину в процессе знакомства с образом того или иного чувства. После вылепливания фигурки Радости, Страха или Обиды можно предложить детям рассказать о ней в круге, рассказать о том, что понравилось в лепке больше всего, а что вызвало наибольшие трудности. Это позволяет сделать чувства более живыми и осознанными, а иногда дает богатый материал для психотерпевтической работы с ребенком. Бывает даже, что некоторые личностные проблемы, конфликтные ситуации в процессе лепки разрешаются «сами собой».

Таким образом, использование элементов арттерапии в профилактике наркозависимости способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.

Эффективность применения в работе с младшими школьниками следующего метода неизменно подчеркивается специалистами в области психокоррекционной работы с детьми этого возраста (Основы коммуникации..., 1995; М.И Чистякова, 1995; Р.В. Овчарова, 1998; О.В Хухлаева, 2001.) Речь идет о психогимнастике методе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Мы рассматриваем термин «психогимнастика» в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии качестве главного средства коммуникации.

Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях как для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи. Например, на организационном этапе занятия могут быть использованы этюды на релаксацию («Подсолнухи», или «Лицо загорает» (м.И. Читсякова, 1995)) или, напротив, упражнения-активаторы, в зависимости от состояния детей до занятия. В заключительной части занятия мы рекомендуем использовать, например,

Упражнение «Подарок»:

Участникам предлагается поблагодарить друг друга за совместную работу «без слов», подарив воображаемый подарок. Варианты упражнения:

1. Один участник придумывает и показывает «подарок», а затем предает его по кругу,

2. Дети спонтанно выбирают тех участников занятия, которых им хотелось бы поблагодарить. Ведущий следит за тем, чтобы никто не остался без «подарка»

В работе с детьми младшего школьного возраста также могут быть использованы этюды и упражнения, направленные на развитие у детей различных психических функций, обучение элементам саморегуляции (психомышечная тренировка), и умения выражать различные эмоциональные состояния, например, игры и этюды, предложенные М.И. Чистяковой.

Следующие методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами занимают особое место в реализации программ обучения жизненным навыкам. Так, О.Л. Романова (1996, 1998) среди наиболее эффективных методов ведения профилактической работы называет ролевую игру, групповую дискуссию и мозговой штурм.

Ролевая игра это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или негативного влияния этих веществ на здоровье ребенка (например, в случае пассивного курения) или лиц их употребляющих (навыки безопасного взаимодействия с людьми, находящимися в состоянии опьянения)).

Мозговой штурм метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений, и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей в группах.

Групповая дискуссия такой способ организации совместной деятельности учащихся под общим руководством педагога с целью решения групповые задачи или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка видеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников и педагога.

Проведение групповых дискуссий требует организации деятельности детей в малых группах.

Организация групповых дискуссий предполагает следующие процедуры:

1. Объединение участников в небольшие группы, попросив сесть лицом к лицу (в 1-3 классе более эффективно деление детей на пары и тройки, в 4-м классе можно организовывать группы из 4-5 человек)

2. Общее задание или тема обсуждения.

3. Обмен информацией в группе (Важно заранее сформировать у детей навыки эффективного слушания, проработать правила общения в группе).

4. Общая оценка работы группы.

5. Организация опроса. Можно спрашивать по одному участнику малой группы в случайном порядке или заранее распределить роли каждого участника группы (например, Пресс-секретарь, Хранитель времени и т.п.).

6. Рефлексия участников (анализ событий, происходящих в группе).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.