Программы профилактики наркозависимости — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программы профилактики наркозависимости

2022-10-04 31
Программы профилактики наркозависимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в учебный процесс начинают внедряться первые антинаркотические программы для младших школьников, большая часть которых является переработкой разработанных зарубежных программ. И это неудивительно, так как ведение работы по предупреждению злоупотребления ПАВ началось в России позже, чем во многих западных странах. Больших успехов в профилактической деятельности достигли специалисты США. Однако в настоящее время существуют и оригинальные разработки отечественных профилактических программ. Например, программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников А.Г Макеевой и И.В. Лысенко (1999), и программа “Полезные привычки” под редакцией О.Л. Романовой (1998).

Существующие профилактические программы различаются по основному объекту воздействия и стратегии профилактической работы.

В зависимости от того, на кого ориентирована программа, специалисты NIDA (1999) выделяют несколько типов профилактических программ:

1. Универсальные программы, направленные на группу населения в целом, например, на всех учащихся в школе.

2. Выборочные программы, направленные на группы риска или определенную часть общей категории учащихся, например, на детей наркозависимых родителей, или учащихся с хронической академической неуспеваемостью.

3. Программы по показаниям составлены для детей, относящихся к группе риска наркотизации.

В зависимости от стратегии профилактики злоупотребления ПАВ, исследователи предлагают следующую классификацию профилактических программ:

1. Информационные программы. Как следует уже из названия, работа по этим программам предполагает информирование детей и подростков по вопросам употребления психоактивных веществ: предоставление «частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях злоупотребления ими» (С.А. Корякин, 2002). Обучающие программы ориентированы на когнитивные аспекты принятия решений. Предполагается, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будут эффективными для формирования безопасного поведения в рамках здорового образа жизни, а также достаточным для изменения искового поведения. В настоящее время исследователи эффективности профилактических программ пришли к единодушному мнению, что изолированное применение информационных программ не дает желаемого результата, однако эти программы входят как один из важнейших блоков в большинство современных программ профилактики злоупотребления ПАВ.

2. Профилактические программы аффективного обучения. Эти программы созданы на основе модели аффективного обучения. В основном это программы первичной и вторичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами для подростков. Наибольшее распространение они получили во Франции, Германии, Англии и Голландии. Задачами профилактической работы являются: развитие навыков распознавания и выражения эмоций; открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств; отсутствие неадекватных психологических защит; формирование способности принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения, повышение самооценки, определение значимых ценностей. Работа по программам проводится преимущественно в форме тренинга, групп самопомощи, обучающих групп. При этом проблема употребления ПАВ на занятиях может вообще не затрагиваться. Профилактический смысл программ аффективного обучения состоят в том, чтобы «научить подростков регулировать эмоциональное состояние, переходить из одной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения» (Н.А. Сирота с соавт., 2001), в частности употреблению ПАВ. В настоящее время содержательная часть аффективного обучения включается в программы формирования жизненных навыков.

3. Программы обучения жизненным навыкам. Программы разработаны в рамках модели формирования жизненных навыков. Содержание профилактической работы включает развитие самоуважения детей, уверенности в себе, самоконтроля и самоподдержки, обучение детей навыкам ответственного принятия решений, формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного и обдуманного поведения детей. Кроме того, предполагается информирование детей и подростков о негативных социальных и физиологических последствиях употребления психоактивных веществ, о потворствующих употреблению ПАВ влияниях среды (сверстников, СМИ), коррекцию преувеличенных представлений о распространенности и «нормальности» курения, употребления алкоголя и наркотиков среди сверстников. Программы формирования жизненных навыков предполагают проведение тренингов принятия решения и устойчивости к социальному давлению. Эти программы получили наибольшее распространение в США. Первые отечественные программы профилактики наркозависимости (Полезные привычки..., 1998; А.В. Соловов, 2000) также могут быть отнесены к категории программ обучения жизненным навыкам.

4. Программы укрепления здоровья. Эти программы разработаны в рамках одноименного технологического подхода к профилактике и предполагают усиление контроля над детерминантами здоровья и как следствие его улучшение. Основной целью программ, разработанных в рамках модели улучшения здоровья, является развитие жизненных навыков и компетенции у ребенка и подростка так, чтобы он мог определять и контролировать условия, определяющие состояние здоровья, а также усиление влияния благоприятных для здоровья средовых факторов. Программы ориентируются на изменение среды, интегрируя школьную и семейную системы. Действия на основе этого подхода рассчитаны на длительный позитивный эффект. Но в современных российских условиях, по мнению исследователей (В.Д. Лисовский, Э.А. Колесникова, 2000; С.А. Корякин, 2002 и другие), использовать подход укрепления здоровья трудно из-за недостатка средств и невозможности изменения всей системы образования.

5. Программы, предполагающие вовлечение в альтернативную наркотизации деятельность. Модель альтернативной деятельности базируется на том положении, что «уменьшению распространения зависимости от наркотиков и алкоголя способствует значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации» (В.Д. Лисовский, Э.А. Колесникова, 2000; с.61). Можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков:

1. Предложение специфической позитивной деятельности (например, путешествий), которая вызывает сильные эмоции и предполагает преодоление разного рода препятствий.

2. Поощрение участия во всех видах позитивной активности.

3. Индивидуальный подбор активности, в соответствие со специфическими личностными потребностями.

4. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Для решения профилактических задач в программах используются различные методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.