Работа с семьями «группы риска» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Работа с семьями «группы риска»

2022-10-04 30
Работа с семьями «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с тем, что реализация данного направления в работе с семьей требует от специалиста знания теория семейной терапии и умения применять их на практике, деятельность педагога зачастую сводится к выполнению «диспетчерской функции», то есть к предоставлению родителям ребенка информации о тех учреждениях и специалистах, в помощи которых нуждается семья.

Таким образом, основным направлением работы учителя начальных классов с семьями детей по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами является общая информационно-просветительской работа. Школьный психолог кроме участия в информационно-просветительской деятельности, может организовывать и проводить родительские группы, тренинги детско-родительских отношений, а также тренинги для родителей и других заинтересованных членов семьи по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ. Для проведения тематических обучающих групп для взрослых по профилактике можно использовать материалы тренингов формирования отношения к проблеме употребления психоактивных веществ, - например, приведенных в программе Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского (2000), или тренинге для взрослых, разработанном Л.В. Немшевой, Э.Г. Вешт (Смотри по жизни вперед..., 2001).

3.2. Создание антинаркотической среды в образовательном учреждении

Работа по профилактике наркозависимости на уровне школы предполагает:

-внедрение в образовательной среде инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование и развитие у воспитанников ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» наркотиков,

-расширение спектра досуговых мероприятий (кружки, спортивные секции и т.д.) за счет совершенствования системы дополнительного образования.

-создание и внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления психоактивных веществ учащимися.

При обсуждении вопроса о создании антинаркотического климата в школе, необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени в рамках этого направления профилактической деятельности проводятся только разовые мероприятия. Например, такие как: Выставки-конкурсы детского рисунка по теме «Дети и наркотики», «Нет наркотикам!», оформление стендов с информацией о принципах ведения здорового образа жизни, рекомендации родителям и т.д.

Ни в коей мере не преуменьшая значение проводимой работы, необходимо отметить, что более эффективным является создание системы антинаркотических мероприятий как «определенного образа жизни» в школе. По сути, это означает разработку и ежедневную реализацию правил пребывания в образовательном учреждении, основанных на ценностях здорового образа жизни и гуманистических ценностях (уважения к личности, конструктивного взаимодействия)

На наш взгляд, одним из основных правил может стать запрет на употребление любых психоактивных веществ (включая курение и употребления слабоалкогольных напитков на территории школы). Конкретный набор правил устанавливает образовательное учреждение самостоятельно, на основе договоренности детей, педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей. При разработке правил необходимо учитывать следующее:

ü Правила должны быть едиными для всех, и их исполнение должно быть обязательным не только для детей, но и для педагогов, работников администрации и родителей. Так, если установлен запрет на употребление психоактивных веществ на территории школы (включая табакокурение и употребление слабых алкогольных напитков), то этот запрет распространяется на каждого, кто попадает на территорию образовательного учреждения. Для этого очень важно провести подготовительную работу с родителями детей, членами их семей, всеми работниками образовательного учреждения, с тем, чтобы донести до их сознания необходимость соблюдения этого принципа.

ü Правила должны быть не просто декларированными, но и реально действующими в повседневной жизни. Это означает, что необходимо включение этих правил в практическую деятельность детей.

ü Должна быть разработана четкая система поощрений за соблюдение правил и меры ответственности за их нарушение. При этом необходимо соблюсти баланс между универсальностью и индивидуальным подходом к использованию средств стимуляции. Иными словами, должны быть выработаны как общие, так и ориентированные на особенности возраста и статуса участников воспитательного процесса стимулы (очевидно, что поощрения детей и педагогов должны быть несколько различными). В качестве стимулов соблюдения правил могут быть использованы предоставление или лишение каких-либо привилегий. Например, при нарушении какого-то правила первоклассниками можно использовать «тайм-аут» (несколько минут – не более 3, бездеятельности и изоляции) Важно, чтобы при применении системы поощрений-наказаний, четко и доступно было объяснено, за что и на какой срок они применяется.

Надеемся, что приведенные выше варианты организации профилактической работы с ближайшим окружением ребенка – семьей и его школой, окажутся полезными для тех, кто занимается практической профилактической работой в образовательном учреждении, и со временем эти направления работы будут развиваться интенсивнее. Однако практика показывает, что до настоящего времени, основные усилия по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде сосредоточены на проведении профилактических занятий с учащимися. Рассмотрим подробнее это направление работы

3.3. Превентивное обучение учащихся начальных классов общеобразовательных школ

Превентивное обучениепредставляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, и предполагает сочетание овладения детьми знаниями с формированием у них здоровых установок и навыков ответственного поведения.

Превентивное обучение направлено на развитие личности ребенка. Общая цель гармоничного развития ребенка конкретизируется в таких задачах обучения как формирование и усиление его антинаркотических установок, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром и самим собой, поощрение социальноприемлемых способов самореализации, развитие способности к саморегуляции, формирование навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления наркогенному давлению со стороны рекламных компаний в СМИ сверстников, и некоторых других навыков личностной и социальной компетенции.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.