Роль педагога в превентивном обучении. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Роль педагога в превентивном обучении.

2022-10-04 32
Роль педагога в превентивном обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль педагога в превентивном обучении, независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей, отличающих превентивную педагогику от «классической».

Во-первых, поскольку основной целью превентивного обучения является развитие личностного потенциала ребенка, перед педагогом встают в первую очередь задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе. Для решения этих задач педагог:

- создает и поддерживает доверительную атмосферу на занятиях

- побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями

- задает «открытые» вопросы (т.е. вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и признает за ребенком право на собственное мнение

- ведет групповую дискуссию

- обобщает и комментирует высказывания детей

Во-вторых, необходимо помнить, что в превентивном обучении особенно важно не только, и не столько то, что говорит педагог, сколько то, как он поступает. Педагог предоставляет детям определенную ролевую модель не только в отношении проблемы употребления ПАВ, но и в отношении построения взаимоотношения с окружающими. Так, если на занятиях дети могут задавать любые вопросы и будут не только выслушаны, но и услышаны, просить помощи и получать ее, открыто говорить о том, что они думают и знают, то в будущем они скорее попросят помощи в трудной ситуации, сформируют реалистичное представление о себе и научатся уважать свои права и права других людей.

В-третьих, специфика предмета превентивного обучения не позволяет педагогу чувствовать себя экспертом, таким, каковым он является на предметах общеобразовательного цикла. Учитель может гораздо лучше своих учеников знать орфографические правила, но он не может разбираться в чувствах ребенка, ежедневно испытывающего на себе все «прелести» опьянения родителей, лучше ребенка из алкоголизированной семьи.

В-четвертых, педагогу необходимо помнить, что некоторые темы могут оказаться сложными и вызывающими болезненные переживания у части учащихся. Дети очень непосредственны и импульсивны, самораскрытие у них зачастую идет «без оглядки», поэтому, проводя профилактические занятия с детьми, учитель или воспитатель должны быть готовы получить очень откровенную информацию, обсуждение которой не входит сферу их профессиональной компетенции. Чтобы по возможности избежать этого, можно взять за правило не задавать лобовых «закрытых» вопросов о семье ребенка, не обсуждать поведение или взаимоотношения родителей.

Литература

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.:, 1989.

2. Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе, 1997, №2, с.19 – 27.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.

4. Карпов А.М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании. – Казань, 2000.

5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. № 8.

6. Корякин С.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков, и решение основных проблем профилактики. – Internet, 2002

7. Лисицин Ю.П. Союз медицины и искусства. – М., 1985.

8. Лисовский В.Д., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001

9. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. - М., 1996.

10. Макеева А.Г. Профилактика раннего наркотизма у младших школьников. Автореф. дис. на соискание уч. степ. к.п.н. – М.,1995.

11. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. - СПб., 1999.

12. Музыка души. Введение в музыкотерапию./ Составители Е.В.Романова, Т.И.Сытько. – СПб., 1992.

13. Наркология./ под ред. Фридман Л.С. и др. – СПб. 1997.

14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

15. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии./Перев. с англ. – М., 2000.

16. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1995.

17. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя./ под ред. О.Л. Романовой. – М., 1998

18. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.,2000

19. Романова О.Г., Туревская Р.А. Факторы эффективности внедрения современных программ профилактики зависимостей у детей. // Школа здоровья. 1996. № 4.

20. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей. // Вопросы наркологии. 1993. № 3.

21. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы семейного консультирования. /под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

22. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000

23. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М., 2001

24. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.

25. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – СПб., 2001

26. Соловов А.В. Формирование наркологических заболеваний в свете онтогенеза психики. // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 3.

27. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000

28. Спрангер Б. Анализ обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире. // Вопросы наркологии. 1994. № 1.

29. Тренинг по сказкотерапии. - СПб., 2000.

30. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: в 4-х томах. – М., 2000.

31. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. / Пер. с нем. – М., 1999.

32. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

33. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М., 2001.

34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

35. Preventing drug abuse among children and adolescents. A research-based guide- NIDA, 1999

36. Substance Abuse. A comprehensive textbook./ ed. by J.H. Lowinson, P. Ruiz, R.B. Millman. – Baltimore, Hong-Kong – London, - Minich,- Sydney, - Tokyo. - 1992

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.