Форма организации и проведения профилактической работы по программе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Форма организации и проведения профилактической работы по программе

2022-10-04 28
Форма организации и проведения профилактической работы по программе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематический семинар с элементами группового тренинга).

Требования к ведущему группы. Роль помощника ведущего.

Проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах, на курсах повышения квалификации по направлению «профилактика зависимого поведения».

Для повышения эффективности работы рекомендуется привлекать помощника ведущего. Помощниками могут быть учителя, проводящие с детьми занятия общеобразовательного курса, или прошедшие специальную подготовку родители, студенты вузов педагогических специальностей, а также старшеклассники.

Контингент учащихся и принцип набора в группу.

Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В группу набирается не более 7 детей 5-7 лет, школьников старше 7-8 лет можно объединять в группы по 9-12 человек. Группы – разнополые. Рекомендуется объединять в одну группу детей с разницей в возрасте не более двух лет.

Продолжительность работы по программе.

Программа предполагает проведение 12-ти тематических занятий Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа. Режим работы с детьми 5-7 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут, с нормально развивающимися школьниками старше 7-8 лет возможно проведение одного занятия (с перерывом) один раз в неделю.

Условия проведения занятий.

Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, просторным, легко проветриваемым, стулья должны быть легко перемещаемыми и не соединенными друг с другом. В помещении не должно быть предметов, представляющих опасность для здоровья, а также отвлекающих внимание детей.

Предполагаемые результаты

-Способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.

-Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение.

-Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества)

-Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ (например, немедицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение) или лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

-Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).

-Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Литература

1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. – М., 1996

2. Божович Л.И. Проблема формирования личности. – М., Воронеж. 1995.

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.:, 1989.

4. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч., т. 4. – М., 1982.

5. Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Уроки самоопределения. Методическое пособие для учителей по курсу «Основы жизненного самоопределения». – Самара, 1996.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2001.

8. Качалов В. Об аддикциях и аддиктивном поведении. – Internet, 2002

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1973

10. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. № 8.

11. Крейри Э. Я боюсь: пер с англ. – СПб, 1995.

12. Крейри Э. Я горжусь: пер с англ. – СПб, 1995.

13. Крейри Э. Я злюсь: пер с англ. – СПб, 1995.

14. Крейри Э. Я расстраиваюсь: пер с англ. – СПб, 1995.

15. Крейри Э. Я сержусь: пер с англ. – СПб, 1995.

16. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1999.

17. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. - М., 1996.

18. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. - СПб., 1999.

19. Максакова В. Полякова С. Учимся договариваться. (Я –ТЫ – МЫ): Методическое руководство для учителя начальной школы. – М., 1998.

20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.

21. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб, Рига, 1996.

22. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. 30 уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М., 1999.

23. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1995.

24. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. / Под. ред. В.Н. Касаткина. – М., 1998

25. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя./ под ред. О.Л. Романовой. – М., 1998

26. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.,2000

27. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. – СПб., 1998.

28. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000

29. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.

30. Соловов А.В. Формирование наркологических заболеваний в свете онтогенеза психики. // Школа здоровья. – 1996. – Т. 3. – № 3. – с.13-25

31. Спрангер Б. Анализ обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире. // Вопросы наркологии. 1994. № 1.

32. Тренинг по сказкотерапии. - СПб., 2000.

33. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: в 4-х томах. – М., 2000.

34. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. / Пер. с нем. – М., 1999.

35. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

36. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.

37. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2001.

38. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб., 2001.

39. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., Воронеж. 1995.

 


Тематический план

№ п/п ТЕМА КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. «Секреты Енотова Круга» 3. Знакомство. Обсуждение целей участников группы. Установление норм поведения в группе.
2. «Первое путешествие в Здраволюбию» 4. Выяснение отношения детей к употреблению ПАВ.
3. «Волшебная страна чувств и ее жители» Создание «Волшебной страны Чувств». Оценка психоэмоционального состояния ребенка.
4. «Знакомство с Королем Волшебной страны и Мерой» Знакомство с Королем Волшебной страны (символическое выражение центра личности, Я). Введение понятия меры, символическое обоснование регуляции и саморегуляции поведения.
5. «Слуга по имени Радость» Изучение эмоций радости и удовольствия. Актуализация социально-приемлемых поводов испытывать радость и удовольствие.
6. «Слуга по имени Грусть» Изучение эмоции грусти. Беседа на тему: «Сочувствие». Актуализация знаний о способах повышения настроения.
7. «Слуга по имени Страх» Изучение эмоции страха. Обсуждение темы: «Опасные и безопасные ситуации. Безопасное поведение в опасных ситуациях (дома, на улице, при встрече с опасными людьми, в частности с людьми в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в случаях «пассивного курения»)». Формирование умения справляться с излишним страхом. Коррекция тревожности.
8. «Слуга по имени Злость» Изучение эмоции злости. Обучение навыкам безопасного выражения злости. Обучение способам безопасного взаимодействия с человеком, охваченным злостью.
9. «Слуга по имени Интерес» Изучение эмоции интереса. Развитие креативности. Актуализация социально-приемлемых интересов детей. Обсуждение темы: «Опасные незнакомцы - неизвестные вещества».
10. «Слуга по имени Обида» Изучение эмоции обиды. Формирование навыков уменьшения силы обиды.
11. «Слуга по имени Вина» Изучение эмоций обида и вина. Обсуждение темы: ««Правила» хорошей дружбы» (пропедевтика уверенного поведения в ситуации группового давления со стороны сверстников)
12. «Заговор болезнетворцев» Нападение болезнетворских магов (Табак и Алкоголь), болезнь Короля, разрушение Волшебной страны. (Формирование представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности и жизни).
13. «Исцеление Короля. Изгнание болезнетворцев» Исцеление короля, и изгнание болезнетворцев, восстановление Волшебной страны. Подведение итогов работы по программе.
14. «Подарки здраволюбцам» Диагностика психоэмоционального состояния детей, а также отношения детей к употреблению ПАВ («Карта Волшебной страны», «Приключения Кузи и Фани»). Оценка эффективности работы по программе.

Структура занятия

этап основные процедуры время (мин) назначение Содержание
Организационная часть «Ритуал входа»     Повторение     3     7-10   создать «рабочую атмосферу» на занятии, настрой на совместную работу   вспомнить то, что было на прошлом занятии   Коллективное «сплачивающее» упражнение. (например, «Путешествие с помощью Енотова Круга»).     Проверка домашнего задания. Ведущий задает детям вопросы: Что узнали и чему научились на прошлом занятии, использовали ли новый опыт в повседневной жизни, как им помогло то, что они узнали и чему научились на занятии. Можно использовать сказки, игры, актуализирующие знания и навыки, полученные на прошлых занятиях
Основная часть Изучение нового материала     Закрепление     Интеграция   10   15-20   10-15   Предъявить новый материал, расширить представления детей об изучаемом предмете   сформировать новые навыки, закрепить новые качества личности ребенка   связать новый опыт с повседневной жизнью   Ведущий рассказывает детям новую историю, или дети, с помощью наводящих вопросов, сами формулируют новую информацию.   Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт (умения и навыки),     Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни могут пригодиться (помочь), знания и навыки, приобретенные на занятии.
Заключительная часть Обобщение   «Ритуал выхода» 10-13   5 обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся     в символической форме закрепить новый опыт, способствовать его использованию в повседневной жизни, переход к обычной жизни вне занятия Ведущий подводит итоги занятия. В зависимости от подготовленности детей ведущий сам, или дети, с помощью его наводящих вопросов, проговаривают последовательность происходившего на занятии, и конкретные ситуации жизни, когда полученные знания и навыки могут быть использованы детьми. Дети говорят, что им больше всего понравилось и запомнилось. Ведущий отмечает и поощряет каждого ребенка за проделанную работу. Можно использовать упражнение «Передай доброе слово» и «Цветное настроение»   Повторение «ритуала входа» с дополнением. Ведущий предлагает детям взять все важное, что узнали, и чему научились на занятии с собой. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Алгоритм знакомства с эмоциональным состоянием

этап Содержание
Ориентировочный этап Сообщение темы занятия (имени слуги – чувства), краткое обсуждение, выяснение, что для детей означает это чувство, что они знают об изучаемом чувстве
Создание и уточнение образа слуги-чувства с опорой на все модальности - Как выглядит слуга–чувство (рисунок, фигурка из глины) - Какие звуки сопровождают его приход? (обсуждение, выбор подходящей музыки из аудиотеки) - Как двигается, танцует слуга? (обсуждение, показ) - В каком доме, и в каком месте страны живет слуга–чувство? («строительство» дома и его размещение на территории страны). B  «Строительство» Дома для Чувства (также как Дворца для Короля) может быть организовано следующим образом: Вариант 1 – каждый ребенок рисует свой проект, затем выбирается на конкурсной основе лучший (желающие могут внести небольшие коррективы с согласия создателя). Вариант 2 – из числа желающих избирается Совет Архитекторов, члены которого вместе с Помощником ведущего создают проект дома. В это время остальные участники вместе с ведущим готовят к показу Совету Архитекторов движения, музыку, подходящие изучаемому Слуге-чувству. Целесообразно состав Совета Архитекторов время от времени обновлять. Вариант 3 – детям (индивидуально или в малых группах) предлагается выбрать и раскрасить какую-то часть дома. У каждого участника – конверт с вырезанными частями. «Дом» собирают из выбранных частей.
Формирование и развитие способности распознавать изучаемое чувство у себя и у других Что происходит с Королем, когда приходит слуга-чувство: в каких ситуациях приходит чувство? Какое лицо у Короля (у тебя, у мамы, у других людей), когда приходит это чувство? (обсуждение и моделирование соответствующей мимики) Как ведет себя человек, к которому приходит это чувство? (этюды на выражение эмоций)
Введение понятия Меры Для чего Король зовет слугу-чувство? (в каких ситуациях слуга помогает Королю). Что будет с Королем, если слуга-чувство забудет о своем доме и надолго задержится во дворце Короля? (обсуждение, игры, моделирование ситуаций) Вывод: Любое чувство хорошо в меру. Мера должна напомнить чувству, что ему пора уходить.
Формирование и развитие навыков саморегуляции Как помочь Мере? Обучение навыкам саморегуляции (упражнения на мышечную релаксацию, элементы аутотренинга). Выработка и тренировка приемов снижения напряжения (уменьшения силы) эмоции.

 


Примерные конспекты занятий

Ниже приведены конспекты занятий, проведенных нами с учащимися 1-3 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Мы постарались представить максимально подробное описание занятий. Это, однако, не означает, что от ведущего группы требуется дословное их воспроизведение. Наоборот, чем больше творчества, соединенного со знанием особенностей детей в группе, будет проявлено, тем более эффективной будет профилактическая работа. Подробные инструкции и комментарии ведущего (выделенные курсивом) мы приводим для того, чтобы по возможности передать атмосферу занятий, которая имеет для профилактики злоупотребления ПАВ не меньшее значений, что и их содержание.

Многие важные нюансы, к сожалению, остаются, что называется, «между строк». Эту проблему мы попытались разрешить, добавляя в конспекты занятий комментарии для ведущего: значком «поднятый кверху указательный палец» (G) выделено то, на что следует обратить пристальное внимание, а после «ключа» (B) приведены варианты проведения того или иного упражнения, или примеры решения возникавших на занятиях сложных ситуаций.

Однако некоторые, на наш взгляд очень важные вещи, отразить в конспектах нам так и не удалось. О некоторых из них хочется сказать несколько слов:

Многоуважаемые ведущие групп!

Важно не только то, ЧТО говорится и делается на занятии, но и то, КАК это происходит. В своих инструкциях и комментариях обращайтесь к созидательному началу в ребенке, подчеркивая и поддерживая позитивные изменения, какими бы незначительными они не казались.

Не бойтесь занятий «не по плану», ведь ваша задача состоит не только в том, чтобы дети успешно и в срок усвоили определенный объем знаний, но и в том, чтобы они научились извлекать полезный опыт из ошибок и неудач. Помогите им в этом, в частности, покажите на собственном примере. Специально «срывать» занятия, конечно, не стоит.

Вообще, разрешите себе быть спонтанными и искренне выражать свои чувства, дети очень чутко чувствуют фальшь и скрываемое напряжение.

И последнее, не лишайте себя удовольствия получить новый опыт и научиться чему-нибудь у детей.

Тема 1.

Секреты Енотова Круга

Ход занятия:

Организационная часть*:

Дети заходят в класс. Все садятся в круг.

«Здравствуйте. Я (и мои друзья) рада(ы) всех вас видеть. Сегодня (и... - ведущий называет дни и часы дальнейших занятий) у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, вещи, деньги, понадобятся только желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами, - наш внутренний мир. Научимся справляться с неприятными случаями, контролировать свое поведение, принимать такие решения, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми.

Игра «Снежный ком»**: Прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся. Для этого поиграем в игру: каждый не только назовет свое имя, но и повторит имена всех тех игроков, которые уже представились. Например, я называю свое имя -..., а тот, кто сидит справа от меня повторит мое имя и назовет свое, и так дальше, список наших имен будет расти как снежный ком, пока в конце круга кто-то не назовет имена всех нас.

«Теперь, когда мы познакомились, можно собираться в путешествие. Я говорила, что нам не нужны будут вещи и билеты, но кое-что нужно взять с собой, например, вот такую ленту. Зачем она нам в путешествии? Дело в том, что у этой ленты есть секрет, который вы узнаете, если сыграете в игру «Бусы»

Игра «Бусы»:

Участники сидят в кругу. Ведущий:

Давайте сделаем из ладоней левой руки «кольцо». Теперь протянем ленту сквозь кольца из ладоней, как бусы нанизывают на нитку.

Основная часть:

Введение правил поведения в группе:

«Теперь, посмотрите, у нас получился круг, это не просто круг – это Енотов круг. Хотите узнать, откуда такое необычное название? Вы, конечно, знаете, что есть такие животные – еноты. Но знаете ли вы, что когда-то давно жило племя индейцев, и они называли себя енотами. Давайте поиграем в этих индейцев. (все встают, круг кладут на пол.) Люди племени Енотов были сильные ( показ ), здоровые, смелые и красивые. В охоте им не было равных (показ «охоты»), озера были полны рыбы, которую они ловили ( «лов рыбы» ), леса были богаты ягодами и орехами ( «собирание орехов и ягод» ). Жили они богато и счастливо. И каждый считал себя лучше всех, и так собой гордился, что ни с кем не хотел дружить. И только мудрый Шаман говорил, что дороже всего на свете Дружба, но никто его не слушал. И вот, однажды ночью, когда индейцы спали в своих домах (вигвамах), началась страшная буря...

Упражнение «Буря»: Ведущий – в центре круга начинает игру. Останавливаясь перед кем-то из участников, ведущий начинает движение (имитируя звуки начинающейся бури: сначала потирает ладони («ветер шелестит листвой»), затем щелкает пальцами («начинается дождь»), топает ногами с постепенным усилением («ливень – пик бури»)) Каждый участник, перед которым останавливается ведущий повторяет его движение.

... Вихрь закружил и унес всех индейцев далеко от дома, в безжизненную пустыню. Индейцы плакали: «Мы все погибнем. Здесь нет еды, нет воды, негде жить!». Наступила ночь, на небе появилась Луна цвета меда, шаман обратился к ней: «О, Великая Луна, помоги нам найти дорогу домой!» и Луна ответила: «Только Круг Дружбы поможет вам. Когда Круг наполнится силой вашей дружбы, он исполнит любое ваше общее заветное желание». Тогда шаман собрал индейцев в круг, ( все возвращаются на свои места в кругу) все взялись за руки, и почувствовали силу своего единства. В этот момент произошло чудо, – лунный луч соединил их руки и превратился в золотистый круг (все берут в руки Енотов круг). Индейцы закрыли глаза и загадали свое заветное желание, конечно, они хотели домой. И когда они открыли глаза, то увидели, что сидят у костра возле своих домов. А шаман раскрыл им секреты Енотова круга:

Секрет (правило 1): Если кто-то отвлечется и бросит Енотов круг (показ – круг провисает), сила круга уменьшится, и он не сможет помочь

Обсуждение: Как может нам пригодиться этот секрет на занятии?.. А в жизни?...

Помощник ведущего может записать правило «Активно участвуй во всем» на ватмане.

Секрет (правило 2):Если кто-то сильно потянет на себя (показ), то другим будет не удобно, а кому-то может быть и больно.

Обсуждение: Как может нам пригодиться этот секрет на занятии?.. А в жизни?...

Помощник ведущего может записать правило «Уважай других, давай всем возможность проявить себя»

А следующий секрет шаман предложил Енотам разгадать самим. Для этого они должны были сыграть в одну игру, вы ее тоже знаете, мы называем ее «Телефон»: водящий загадывает слово и очень тихо, но понятно, говорит его своему соседу на ухо, тот передает своему соседу то слово, которое услышал. Делать все нужно достаточно быстро. Попробуем и мы поиграть в эту игру?

Игра «Телефон».

Обсуждение: Что помогало понимать сообщение правильно?

Возможные ответы:

- «Д олжна быть тишина» (можно записать это в качестве правила)

...Как вы думаете, а важна ли тишина на наших занятиях? Почему? Когда еще важно, чтобы была тишина?...

- «Говорить нужно четко, медленно и ясно, а слушать внимательно».

Совершенно верно. Поэтому шаман открыл индейцам еще два секрета Енотова круга: Говори четко, чтобы тебя поняли. Слушай и смотри внимательно, чтобы не пропустить что-нибудь важное...

  Помощник ведущий может записать эту фразу в качестве правила.

Обсуждение: ...Как вы думаете, важен ли этот секрет нам? Как он поможет нам на занятии? Когда еще он может помочь нам?

Ведущий предлагает еще раз передать какое-нибудь сообщение по кругу, и, если сообщение не до конца понятно, разрешает детям переспрашивать: «Я правильно понял (а), ты говорил (а), что...?» и получить ответ «Я говорил (а), что..».

Обсуждение: Удалось ли до конца сохранить первоначальное сообщение? Легче ли правильно понять, что сказал другой человек, если можно переспросить? Важен ли секрет: «непонятно - переспроси» на наших занятиях? Когда еще нам поможет этот секрет?

Помощник ведущего может записать правило: «Если непонятно, переспроси: «Ты говорил, что...».»


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.