Основная концепция программы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основная концепция программы

2022-10-04 35
Основная концепция программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепция программы «Волшебная страна Чувств» создана на основе современного подхода к профилактике употребления ПАВ и с учетом возрастных особенностей детей.

В настоящее время наиболее перспективным в профилактике наркоманий признается каузальный подход [22] (ориентированный на причины употребления ПАВ).

Современное понимание причин употребления психоактивных веществ исходит из того, что прием наркотиков и других психоактивных веществ выступает как способ удовлетворение присущих человеку, важных жизненных потребностей. Опасность наркотиков при этом состоит в том, что при неоднократном употреблении (а в некоторых случаях достаточно и одного раза) эти вещества оказывают такое влияние на организм и психику человека, что из средства суррогатного удовлетворения потребностей превращаются в наиболее субъективно важную потребность, удовлетворению которой подчиняется вся жизнедеятельность потребителя ПАВ. Так возникает психическая, а затем и физическая зависимость. Прием психоактивного вещества занимает главенствующее место в иерархии мотивов, а само психоактивное вещество как бы становится центром личности наркомана. Воспользуемся метафорой, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой с соавторами (Тренинг по сказкотерапии..., с.12): ядро личности, центр Я можно представить в качестве Короля, управляющего Волшебной страной внутри нас (нашими поступками, реакциями, определяющего отношение к действительности). В случае возникновения зависимости от психоактивного вещества, это вещество занимает «трон Короля», а последний либо находится в изгнании (патологические изменения личности), либо вынужден прислуживать новоявленному властелину. Такое метафорическое объяснение механизма действия ПАВ и, соответственно, их опасности, мы используем в программе (занятие 11 «Заговор болезнетворцев»).

Ввиду опасности формирования зависимости после даже однократного приема ПАВ (особенно в младшем школьном и подростковом возрасте), особое внимание уделяется первичной профилактике употребления ПАВ среди детей и подростков. При этом доказано, что «воротами» приобщения к наркотикам, является употребление алкоголя и курение. Поэтому, а также в связи с негативными последствиями употребления этих веществ, ведение профилактической работы начинается с профилактики курения и употребления алкоголя.

Приобщение к психоактивным веществам рассматривается как многофакторный процесс. В соответствии с этим, основой профилактики злоупотребления психоактивными веществами является снижение влияния факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов. Профилактическая работа в образовательном учреждении ориентирована в первую очередь на личностные и семейные факторы, а также условия, связанные с образовательным учреждением, влияющие на приобщение детей к психоактивным веществам.

При этом в основу профилактики положен принцип опережающего обучения,– т.е. целевая подготовка детей организуется заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения, и учитывает факторы, влияющие на возможное вовлечение в наркотизацию, более актуальные для последующего возраста.

В соответствие с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (2000), приоритетной является позитивная профилактика, цель которой – воспитание «личностно развитого, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ» (Концепция профилактики.., 2000, с. 23) Профилактическая работа ориентирована в первую очередь на усиление защитных факторов.

Безусловно, такая цель профилактики требует конкретизации, – КАК практически осуществить воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению ПАВ. Мы считаем (и это отражено в программе), что в работе с детьми младшего школьного возраста развитие личности возможно (и наиболее эффективно) через обращение к эмоциональной сфере детей. Поскольку возраст 7-12 лет относится к аффективному этапу развития личности (Ковалев В.В., 1973; А.В. Соловов, 1996). В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности детей этого возраста, как непоседливость, сложности в управлении собственным поведением и эмоциональная возбудимость. Основным уровнем реагирования на «вредности» является аффективный (эмоциональный). Если в этом возрасте ребенок перенесет психическую травму, тяжелую болезнь или будет находиться в хронической ситуации нервно-психического напряжения (например, из-за сложностей адаптации к условиям школьного обучения, что отмечается, по разным данным, у 20 – 80% младших школьников (Концепция профилактики..., 2000; И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер, 1996)), то у него может произойти задержка развития на этапе аффективного формирования. В дальнейшем в структуре личности сохранятся, и будут проявляться такие черты, как недостаточный самоконтроль (непосредственность реагирования на внешние события), сниженная способность к адекватной оценке ситуации, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость, пассивность или агрессивность, и другие заострения эмоциональных черт и отклонения поведения. Эти негативные последствия не только могут затруднить социализацию ребенка, но и, в неблагоприятных условиях (см. микросоциальные факторы риска), выступить в качестве факторов риска злоупотребления психоактивными веществами.

С другой стороны, именно к 7 годам, в связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения (Л.С. Выготский). Исходя из этого, эмоциональное развитие детей, основанное на обучении детей пониманию своих эмоциональных свойств и способов эмоционального реагирования, и предполагающее профилактику (или коррекцию) эмоциональных нарушений, является значимым защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

Кроме того, употребление психоактивных веществ направлено на уход от реальности, что сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. И именно интенсивность переживаемых эмоций играет главную роль в формировании зависимости. Эмоции являются центральной частью психической зависимости, «фактически человек зависит не от того или иного препарата, а от эмоций... Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость...» (Качалов В., 2002). Это положение было использовано нами при создании профилактической программы. Идея владения, управления собственными эмоциональными состояниями является в программе «Волшебная страна чувств» центральной.

Остановимся на содержании профилактики (коррекции) эмоциональных нарушений, отраженном в программе, подробнее: Дело в том, что эмоциональные нарушения, несмотря на разнообразие их проявлений (тревожность, агрессивность, подавленность, эмоциональная лабильность и т.д.), чаще всего имеют единую основу – слабость Я, бессознательное ощущение внутреннего хаоса. Переведем это положение на символический язык (вернемся к упомянутой уже нами метафоре). Представим, что наш внутренний мир – Волшебная страна, в которой «есть правитель (Король), есть множество придворных, слуг и простые граждане. Если Король слаб, или изгнан, его место занимают слуги, которые не обладают мудростью короля, и потому совершают ошибки. Теперь становится понятной истинная причина эмоциональных и поведенческих нарушений: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, конечно, Король, забывший о своих обязанностях...» (Тренинг по сказкотерапии..., c. 11)

Цель работы по эмоциональному развитию детей тогда заключается в усилении Короля и расстановке придворных по местам, соответствующим их назначению. Программа «Волшебная страна чувств» предполагает реализацию этой цели. Особое внимание при этом уделяется формированию способности управлять своим эмоциональным состоянием (введение Меры, обучение навыкам экологичного снижения силы проявления так называемых негативных эмоций).

Кроме того, программа предполагает формирование и развитие антинаркотических установок ребенка как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Формирование таких установок предполагает информирование детей о механизмах и последствиях употребления психоактивных веществ, оценку этих последствий и выработку на ее основе здорового и безопасного поведения. Информирование детей проводится при соблюдении принципа «запретной информации». Кроме того, в соответствие с принципом когнитивной адекватности, информация не перегружена специфическими фармакологическими данными, хотя мы допускаем, что для определенной части учащихся достоверная, научно-обоснованная информация о биохимических эффектах и последствиях злоупотребления психоактивными веществами может выступать значимым защитным фактором, способствующим неприятию любых форм наркотизации.

Целевое назначение программы

Цели программы могут быть условно разделены на общие (напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ) и специфические (напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ).

Общая цель:

Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Специфические цели программы:

-Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей.

-Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

Задачи программы.

Общие задачи обучения:

1. Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

2. Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

3. Сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций (мимика, пантомимика, голос и пр.).

4. Развивать у детей навыки самоконтроля.

Специфические задачи:

1. Сформировать у детей представление об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности.

2. Способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации.

3. Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия психоактивных веществ на здоровье ребенка (например, неправильное употребление медикаментов, пассивное курение).

4. Способствовать формированию навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью или жизни ребенка лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

5. Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).

Кроме решения обозначенных задач на протяжении всего периода обучения на каждом занятии проводится работа по формированию и развитию коммуникативных способностей учащихся.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

– сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

– арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

– визуализация;

– психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

– телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

– игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

– моделирование и анализ проблемных ситуаций;

– беседа.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.