Учет возрастных особенностей младших школьников в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Учет возрастных особенностей младших школьников в профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

2022-10-04 70
Учет возрастных особенностей младших школьников в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из основных требований к профилактическому воздействию является соблюдение принципа когнитивной адекватности, то есть максимального соответствия форм, методов и организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития конкретных групп детей.

Рассматривая особенности младших школьников необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольников. Такими общими чертами в частности являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и запечетлеваемость, которые могут использоваться при проведении профилактической работы с детьми этого возраста.

Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется принятием ребенком своего нового социального статуса, новой роли – роли ученика. Изменившееся положение ребенка в системе общественных отношений создает особую моральную направленность ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая деятельность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.

Стадия психосоциального развития, соответствующая младшему школьному возрасту, по мнению Э. Эриксона, является решающей в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой совместное с другими детьми выполнение работы, осознание технологического этоса культуры. Успешное разрешение конфликта, характеризующего эту стадию, – успехи в учении - позволяет ребенку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии идентифицировать себя как успешную личность, решающую свои проблемы рациональными способами. Пожалуй, младший школьный возраст один из немногих периодов развития, когда социальные условия и требования среды в целом соответствуют актуальным задачам развития – младший школьник хочет быть успешным и стремится познавать мир, и школа в принципе предоставляет ему возможность реализовать эти потребности. Довольно распространенная ошибка современных родителей – недостаточное внимание к школьным успехам и трудностям ребенка. Иногда ученики жалуются, что родителям все равно, как учатся их дети. Ксюша К. (9 лет) рассказывая о ситуации в семье, с горечью вспомнила случай, когда она получила двойку, а родители, видимо, желая поддержать ребенка, сказали, что оценки – это ерунда, не стоит обращать внимания и расстраиваться из-за двойки. «Лучше бы они меня отругали» - сказала Ксюша, - «а то им все равно, что у меня получается». Из лучших побуждений родители оставили неудовлетворенной важную потребность ребенка. Потребность в достижениях и положительной их оценки со стороны значимого окружения для учеников начальных классов – одна из ключевых. Поэтому важно, чтобы родители интересовались успехами ребенка в школе: радовались хорошим оценкам и прогрессу в обучении, огорчались неуспеху. Конечно, важно не перегибать палку и в другую сторону – сводить все взаимодействие с ребенком исключительно к «школьным вопросам». Опасность такого поведения уже обсуждалась выше.

Традиционные возрастные периодизации всех учащихся начальных классов относят к единой категории «младшие школьники», тем самым как бы нивелируя различия в психическом развитии первоклассников, второклассников, третьеклассников. Однако ряд специалистов-практиков (Р.В. Овчарова, 1998; О.В. Хухлаева, 2001; И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер, 1996 и другие) считают, что в каждом из этих возрастных периодов (6-7, 8-9, 9-10 лет) проявляются специфические особенности и проблемы, которые должны быть учтены при проведении психолого-педагогической и, в частности профилактической, работы с учениками первого, второго и третьего класса.

Какова же специфика проблем первоклассника? Ребенку трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи и поддержке родителей, однако не всегда получают ее (ситуация в семье первоклассника обсуждалась выше). Школьные уроки тяготят ребенка, он жалуется на трудности и скуку. Это требует целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей. Также важной задачей является актуализация способности получать удовлетворение от процесса познания. Так, например, как это делали мы на занятии «Слуга по имени Интерес». При этом подобная работа должна проводиться в доступных и привлекательных для ребенка формах – форме сказки и игры. Другая важная задача в работе с первоклассниками – способствовать установлению атмосферы дружелюбия и доверия. Так, занятия «Создание Волшебной страны», «Слуга по имени Радость» программы призваны актуализировать положительные эмоции, создавать ситуации для позитивного, конструктивного контакта детей друг с другом. Первый год обучения в школе – плодотворное время для работы с детскими страхами и тревогами. Нормальные «возрастные страхи, связанные с вхождением ребенка в новую среду и с изменением образа жизни, могут при надлежащих психологических воздействиях снижаться, что исключает риск их перерастания в стойкие невротические фобии» (О.В. Хухлаева, с. 68). Навыки уменьшения силы страха позволяют приобрести игры и упражнения, предлагаемые, например, на занятии «Слуга по имени Страх».

Второй учебный год ребенок начинает в качественно ином настроении, нежели первый. «Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался отчетливый образ хорошего ученика. Но у этих навыков есть оборотная сторона: ребенок в какой-то степени утрачивает свою детскую непосредственность, его индивидуальные особенности несколько стираются, снижаются творческие проявления» (О.В. Хухлаева, с.144). Однако это явление обратимо, если вовремя начать работу по «реанимации фантазии», утверждению ее ценности в глазах детей и взрослых. Поэтому важным направлением профилактической работы становится актуализация созидательного, творческого начала в ребенка, например, через создание домов для слуг-чувств, совместное сочинение и драматизация сказок, ролевые игры, как предлагается в программе «Волшебная страна чувств».

Другой важной особенностью второклассников, по мнению специалистов-практиков (О.В. Хухлаева, 2001; И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер, 1996), является изменение отношения детей к значимым взрослым. К этому времени учитель в сознании детей во много утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, но внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним или злость или обиду. Эти чувства, в случае их возникновения должны быть проработаны. А участие учителя в групповой работе с детьми (например, в качестве помощника ведущего) поможет поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности. Сходная ситуация и в отношениях с родителями. Их тоже нужно научиться воспринимать как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок постепенно привыкает к тому, что самые близкие люди могут порой уставать или сердиться, нечаянно обидеть или быть невнимательными. Способность распознавать состояние других людей и адекватно выражать свои чувства позволяют сделать процесс дифференциации значимых взрослых более мягким, позволяет налаживать отношения на новом уровне.

Важной остается тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся более значимыми, чем в первый школьный год, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. «Формула: «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе»...» (О.В. Хухлаева, 2001, с. 145). На занятиях должно уделяться особое внимание теме дружбы, поскольку этот период является благоприятным для формирования навыков сопротивления групповому давлению, и в то же время этот период является благоприятным в плане формирования и развития способности устанавливать близкие отношения с другими людьми.

Главной особенностью третьеклассников является, по мнению специалистов, «появление глубокого интереса к своему внутреннему миру... Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности» (О.В. Хухлаева, 2001 с. 209). Поэтому групповая психологическая работа с детьми в этом возрасте является очень своевременной и может стать достаточно эффективной.

Дети довольно легко и доверчиво пускают взрослых в свой внутренний мир, а иногда сами «приглашают заглянуть туда». Однако необходимо помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этом возрасте можно помочь ребенку в разрешении его проблем, повлиять на его установки и поведение, деликатно используя особенности возраста.

Таким образом, стратегия ведения работы по профилактике злоупотребления ПАВ с младшими школьниками предполагает целенаправленное всестороннее развитие личности и социальных навыков детей, а также разрешение специфических возрастных проблем.

Организационные и технологические основы ведения такой работы будут рассмотрены в следующей главе.

Литература

1. Бандура А. Теория социального научения./пер. с англ. – СПб., 2001.

2. Божович Л.И. Проблема формирования личности. – М., Воронеж. 1995.

3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М., 1995.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1956.

5. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч., т. 4. – М., 1982.

6. Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Уроки самоопределения. Методическое пособие для учителей по курсу «Основы жизненного самоопределения». – Самара, 1996.

7. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. – Л., 1984.

8. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. – М., 1996

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1973

10. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. № 8.

11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

12. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М., СПб., 1998.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность. – М., 1975.

14. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. – М., 1994.

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.

16. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб, Рига, 1996.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

18. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1995.

19. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы семейного консультирования. /под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М., 2001

21. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. – СПб., 1995.

22. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М., 2001.

23. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.

24. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2001.

25. Шульга Т.И., Слот В., Спарниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001

26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., Воронеж. 1995.

27. Эриксон Э. Детство и общество. / пер. с англ. – СПб., 2000

28. Children of substance abuse parents // Substance abuse. A comprehensive textbook. /ed. by Joyce H. Lowinson, Pedro Ruiz, Robert B. Millman. – London – Minich – Sydney – Tokyo. 1992.

29. Preventing drug abuse among children and adolescents. A research-based guide- NIDA, 1999

2.


3. Организация и технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения

Профилактическая деятельность нацелена на снижение факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов с учетом возрастных особенностей детей. Как уже указывалось ранее, наиболее значимыми факторами риска и защиты для детей младшего школьного возраста являются условия, связанные с семьей и школой. Кроме того, факторами, способными оказать влияние на вовлечения в наркотизацию, являются особенности самосознания младших школьников, степень их адаптации к школьным условиям, развитие социальных навыков, наличие у детей установок на употребление ПАВ или отказ от него.

В соответствие с этим в качестве основных объектов, на которые направлена профилактика, Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (2000) определяет семью, образовательное учреждение и самих младших школьников. В зависимости от основных объектов профилактического воздействия выделяются следующие направления профилактической работы:

- Работа с семьей

- Создание антинаркотической среды в образовательном учреждении.

- Превентивное обучение детей

Рассмотрим основные аспекты профилактической работы в перечисленных направлениях и роль педагога и психолога образовательного учреждения в ее проведении.

Работа с семьей.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (2000), работа с семьей ребенка в рамках первичной профилактики наркозависимости направлена на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков «законопослушного, успешного и ответственного поведения».

Работа с семьями детей по вопросам профилактики наркозависимости ведется в нескольких направлениях:


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.