Тема: Учение о конституции. Охрана Конституции — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Учение о конституции. Охрана Конституции

2022-02-10 19
Тема: Учение о конституции. Охрана Конституции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Понятие конституции, ее характеристики как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

2. Сущность Конституции, различные подходы к ее определению и современное видение проблемы.

3. Функции конституции и их отражение в ее содержании.

4. Форма и структура конституции.

5. Юридические свойства конституции.

6. Способы и порядок разработки, принятия и изменения конституции.

7. Реализация конституции: понятие, пути и способы.

8. Охрана конституции. Конституционный контроль (надзор) как способ защиты конституции.

На первом занятии, посвященном данной теме, целесообразно рассмотреть первые четыре вопроса, охарактеризовав конституцию как многостороннее явление.

Различные аспекты характеристики конституции позволяют раскрывать ее понятие через множество определений. Отвечая на первый вопрос, студенты должны быть готовы предложить такие определения. Следует обратиться к конституционной истории, отметив, что периоды активного конституционного правотворчества обусловлены рядом причин. Первые два таких периоды связаны с последствиями двух мировых войн: образованием новых государств и утверждением суверенитета ряда ранее несамостоятельных государств; появлением и развитием государств нового социального типа – социалистических; свержением недемократических политических режимов и утверждением прогрессивных преобразований. Третий период конституционной активности – конец 80-х – 90-е годы – связан с существенным изменением общественного строя в СССР, бывших его республиках, социалистических странах Восточной Европы и некоторых других.

Характеризуя конституцию в качестве явления социального, нужно уметь объяснить ее роль как общественного регулятора общественных отношений и фактора социального управления, подчеркивая преобладание вопросов власти в предмете регулирования конституционных норм. Последнее обстоятельство придает конституциям характер политических и идеологических документов. В связи с этим интересен вопрос о возможности и мере деполитизации и деидеологизации. По нему может быть проведена дискуссия.

Следует также в общем охарактеризовать конституцию как правовой документ, подробно рассмотрев этот вопрос вместе с проблемой юридических свойств конституции.

По второму вопросу может быть проведено обсуждение различных подходов и позиций к его решению. Прежде всего следует познакомиться с речью Ф. Лассаля «О сущности конституции» (СПб., 1906 и другие издания) и работой В.И. Ленина «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам – революционерам» (Полн. СОБР. соч. Т. 17. С. 339-353). Критика взглядов социалистов на проблемы сущности конституции приводится в брошюре Е. Спекторского «Что такое конституция» (М., 1917).

Разобраться в излженных в названных работах позициях во многом поможет монография Н.А. Михалевой «Социалистическая конституция». Проблемы теории (М., 1981). Готовясь к вопросу о современном видении сущности конституции, полезно обратиться к статьям Б.С. Эбзеева «Сущность конституции в свете нового политического мышления» (Советское государство и право. 1990 № 12) и С.Ю. Кашкина «Смена цивилизаций и конституция: формирование глобального идеала» (Государство и право. 1992. № 11), Ж.И. Овсепян «Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции» (Правоведение. 2001. № 5.).

Выделите внутренний и внешний аспекты проявления социальной сущности конституции.

Третий вопрос связывает два аспекта характеристики конституции: ее функции и содержание. Нужно определиться в понятиях и раскрыть эту связь. Далее следует выделить и объяснить конкретные функции конституции: придание легитимности власти; организация государственной власти, учреждение государственных органов и закрепление их статуса; определение сферы свободы человека; идеологическое воздействие на государство, общество, личность. Кроме того, можно подумать о расширении круга функций и предложить их классификацию.

В отношении содержания конституции важно понимать, что является традиционным предметом конституционного регулирования, какие факторы объективного и субъективного порядка на него влияют, в чем проявляется эволюция содержания конституционных актов в современный период. Студентам следует обратиться к текстам трех-четырех конституций различных государств или основным законам, принятым на различных этапах исторического развития одного государства и сравнить их содержание, представив свои размышления.

Необходимо подумать над соотношением общего и особенного в конституциях различных государств, о включении в них положений, с оной стороны, отражающих общечеловеческие ценности, а с другой – историческую, национальную и иную специфику конкретного государства.

Готовясь к ответу на четвертый вопрос, также следует провести сравнительный анализ нескольких конституций по форме и структуре, обратив внимание на традиции оформления конституционных текстов, значимость и роль отдельных частей основных законов.

 Пятый вопрос связан с характеристикой конституции как правового акта. Нужно обозначить основные юридические свойства конституции и объяснить их. Уже перечень таких свойств в различных источниках не всегда совпадает. Вот вопросы, над которыми следует подумать: всякая ли конституция – основной закон? Есть ли различие между верховенством и высшей юридической силой как свойствами конституции? Каким образом проявляется воздействие конституции на текущее законодательство? В чем можно усмотреть «надпозитивность» («наднормативность») конституции?

В ответе на шестой вопрос должна быть дана характеристика способов принятия конституции. Следует назвать субъекты, обладающие учредительной властью и в силу этого имеющие полномочия по принятию конституции, способы разработки и принятия конституции, проанализировать, опираясь на тексты нескольких конституций, процедуры, сопровождающие такое принятие.

Обеспечению стабильности конституции служит, как правило, усложненный порядок ее измнения. Нужно различать гибкие и жесткие конституции, ссылаясь на конкретные конституционные нормы, проанализировать требования к пересмотру конституции, рассмотреть условия внесения в нее изменений.

Готовясь к ответу на вопрос о реализации конституции, следует выделить две формы такой реализации – соблюдение и применение конституции и объяснить их суть. Далее важно остановиться на особенностях прямого действия конституции, показать роль такого способа ее применения в укреплении собственного правового авторитета, защите личности. Затем нужно раскрыть смысл опосредованного способа применения конституционных норм. Посредством сравнения названных способов можно показать их преимущества и опасности, пределы использовании.

Последний вопрос темы обращен к проблеме охраны конституции. Прежде всего, следует раскрыть понятие «правовая охрана», предложив широкий и узкий подходы к его определению, назвать возможные субъекты, выполняющие соответствующую функции. Особое внимание нужно уделить специальным институтам охраны конституции – органам конституционного надзора и контроля, показать различие между ними и на примере нескольких конституций доказать это. Далее следует рассмотреть организационные формы конституционного контроля и надзора, применяемые при различных правовых системах и учитывающие особенности устройства системы органов государственной власти в конкретных странах, виды конституционного контроля, некоторые процедуры принятия решений, оценивающих на конституционность законы, иные нормативные акты, действия, обсудить юридическую силу таких решений.

Студенты могут подготовить доклады о развитии конституционного контроля в разных странах с тем, чтобы выявить общее и особенное. Темы студент может выбрать самостоятельно или из списка.

1. Конституционный надзор и контроль во Франции.

2. Конституционный трибунал Польши.

3. Конституционный контроль в странах исламского мира (на примере одной двух).

4. Американская модель конституционного контроля (на примере двух-трех стран).

 

Занятие 6 (2 часа)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.