Тема: Конституционно-правовое регулирование политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общественной жизни — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: Конституционно-правовое регулирование политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общественной жизни

2022-02-10 68
Тема: Конституционно-правовое регулирование политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общественной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Конституционные основы политической системы и политического процесса.

2. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

3. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений.

4. Конституционно-правовое регулирование социальной и духовной сфер общественной жизни.

5. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.

 

Ответ на первый вопрос предполагает рассмотрение понятия политической системы и политического процесса в конституционно-правовом аспекте. Используя знания по общей теории государ­ства и права, определите критерий для выделения компонентов политической системы. Таковыми являются государство, партии, общественные объединения политического характера, участвую­щие в политическом процессе. Представляет интерес мнение об отнесении к компонентам политической системы гражданина. Об­судите эту проблему.

Придание конституционно-правового статуса названным ком­понентам обусловлено факторами функционального, организаци­онного и политического характера. Так, функциональный фактор связан с включением компонентов политической системы в осуще­ствление власти или с участием их во власти, что опосредуется нормами конституционного права. Раскройте влияние других фак­торов на конституционно-правовое положение рассматриваемых компонентов.

Переходя ко второму вопросу, прежде всего, следует объяс­нить, почему необходимо конституционно-правовое закрепление статуса политических партий. Важно понимать, что, в отличие от политических партий, иные общественные объединения не имеют своей основной целью участие во власти, хотя могут стремиться оказывать на нее влияние. Такое принципиальное различие влияет на содержание статуса партий, определяя его особенности по срав­нению со статусом иных общественных объединений.

Нужно проанализировать конституции ряда государств, вы­явив нормы, прямо или косвенно касающиеся партий, иных об­щественных объединений, обратить внимание на неодинаковые под­ходы к этому вопросу в государствах с разным по типу общест­венно-политическим строем. Поскольку нормы о политических партиях, иных общественных объединениях содержатся в специ­альном законодательстве, включаются в избирательные законы, при­сутствуют в регламентах законодательных органов и в других ис­точниках. Их общая характеристика позволит выявить основные конституционно-правовые институты, закрепляющие статус обще­ственных объединений, в том числе партий: порядок их создания, прекращения или ограничения деятельности, функции, права и обязанности, возможности финансирования их деятельности, ус­ловия и формы финансовой отчетности, гарантии деятельности и некоторые другие.

Конституционно-правовое регулирование экономической, со­циальной и духовной сфер общественной жизни должно быть оха­рактеризовано в следующих направлениях: границы конституцион­ного регулирования, влияние на соответствующие конституцион­ные положения модели социально-экономического и политического устройства общества и государства, исторических традиций страны и опыта других государств, содержание конкретных правовых норм, составляющих названные институты.

Рассматривая вопрос о закреплении в конституционном праве экономического устройства конкретного государства, важно свя­зывать объем и содержание конституционно-правового регулиро­вания с существующей моделью экономической системы (рыноч­ная экономика, плановая система хозяйства при доминирующей

 

государственной собственности, смешанная модель экономики). Анализ конституционных норм позволит отметить тенденцию ак­тивного проникновения вопросов экономики в конституции со­временных государств, что связано с уходом от концепции либе­ральной экономики. Последняя вытеснена неолиберальной моде­лью, соединившей идею экономической свободы с ограниченным государственным регулированием экономических отношений и со­циальной ответственностью бизнеса. Существующая в государствах с господствующей государственной (общенародной) собственнос­ти этатистская модель экономической системы сегодня все чаще допускает отступление от принципов и включает элементы рыноч­ного хозяйства в социалистическую экономику. Обращение, на­пример, к Конституции КНР подтверждает это.

Интересно обратиться к новым понятиям — «экономический конституционализм», «экономическая конституция», которые обо­сновываются в современной литературе. Для того чтобы разобрать­ся в этом вопросе, следует почитать книгу Г.Н. Андреевой «Эконо­мическая конституция в зарубежных странах» (М., 2006).

Четвертый вопрос в части конституционно-правового регули­рования социальных отношений связан с раскрытием в конститу­ционно-правовых нормах понятия социального государства. Сле­дует обратить внимание на все более проявляющуюся тенденцию ухода от концепции государства всеобщего благоденствия («welfare state») и замены ее иным подходом к определению роли государства в социальной сфере — государство лишь благоприятствует труду («workfare state»), полагаясь на активную роль самого человека. Ре­гулирование конституционным правом социальной системы может затрагивать социальную структуру общества, способы предотвра­щения социальных конфликтов и разрешения противоречий между интересами различных социальных групп и некоторые другие воп­росы.

Что касается духовной сферы жизнедеятельности общества, то важно понимать, с одной стороны, пределы допустимого проник­новения в нее государства, в том числе посредством конституционно-правового регулирования, с другой стороны, необходимость уча­стия государства в рассматриваемой сфере путем ее поддержки и защиты. Следует проанализировать нормы конституций несколь­ких государств, выделив те из них, которые закрепляют принцип идеологического плюрализма, права человека в области духовной свободы, определяют начала культурологической политики госу­дарства.

По пятому вопросу важно раскрыть содержание конституци­онно-правового регулирования СМИ, обосновать его необходи­мость для решения задачи недопущения ущемления конституцион­ной свободы информации, а также предоставления гарантий от злоупотребления ОМИ. Следует показать, что взаимоотношения государства и средств массовой информации во многом определя­ются статусом конкретных СМИ. Можно подготовить доклад на тему «Роль СМИ в разных политических режимах».

 

Занятие 8 (2 часа)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.