Конституционное право. Общая часть. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Конституционное право. Общая часть.

2022-02-10 18
Конституционное право. Общая часть. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

 

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Конституционное право

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Направление подготовки:40.03.01 юриспруденция
   
   
Форма обучения: очная, заочная
Срок освоения образовательной программы: 4 года

   

Иваново 2015

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) бакалавр, утвержденный и введенный в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 N 17337) определяет модуль «Конституционное право». В соответствии с решением профильной кафедры от 2 октября 2010 г. модуль (курс) делится на две дисциплины: «Конституционное право. Общая часть» и «Конституционное право России».

В основу разработки учебно-методических рекомендаций по Общей части курса были положены идеи, предложенные и апробированные в преподавании курса Конституционное право на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ доктором юридических наук, профессором Н.А. Богдановой (Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: учебное пособие», которое переиздается ежегодно), прежде всего, в определении содержательной части того или иного занятия, но с авторским подходом ведущих преподавателей кафедры конституционного, административного и финансового права Ивановского государственного университета, составителей данных методических рекомендаций, а также подбора литературы с учетом законодательных новелл и новейших научных исследований. Поскольку Общая часть дисциплины (модуля) Конституционное является новой в практике преподавания кафедры, автором принято решение о более обстоятельной разработке методической части для подготовки к семинарским занятиям.

       Дисциплина «Конституционное право. Общая часть» составляет теоретическую основу модуля. В ее основе лежит сравнительно-правовой метод, позволяющий наиболее полно и обстоятельно представить конституционно-правовую теорию, сложившуюся ко второму десятилетию XXI века как в российской, так и зарубежной конституционно-правовой науке. В этих целях студентам предлагается изучить широкий круг источников, прежде всего, исследований ведущих отечественных конституционалистов, в разные годы обращавшихся к рассматриваемым в той или иной теме вопросам. В связи с тем, что многие исследования носят комплексный характер, литература рекомендуется к нескольким темам, близким по содержанию. Акцент на то, что важно при рассмотрении конкретного вопроса делается как на лекции, так и в методических рекомендациях для подготовки конкретного вопроса.

Дисциплина «Конституционное право России» представляет особенную часть модуля. Ее изучение ориентировано на выявление общего и особенного в конституционно-правовом развитии России в сравнении с другими странами. Акценты будут сделаны на изучении Конституции РФ, российского конституционно-правового законодательства и правоприменительной практики. Именно на основе освоения второй части модуля особое внимание будет уделено компетентностно-ориентированным заданиям, демоверсии которых будут представлены при изучении отдельных тем семинарских занятий.

 

 

Конституционное право. Общая часть.

В начале изучения курса студентам дается контрольная работа в письменном виде для осуществления входного контроля в целях выяснения уровня остаточных знаний по предшествующим дисциплинам, прежде всего, теории и истории государства и права. Контрольная работа проводится на первом лекционном занятии (отводится 15 мин.) в 3 семестре.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ

 

                              ВАРИАНТ 1.

1. Раскройте понятие и признаки государства.

2.  Сравните категории правотворчество и законотворчество.

3. Дайте понятие предмета правового регулирования и приведите примеры.

 

ВАРИАНТ 2.

1. Дайте понятие источника права и приведите примеры.

2. Охарактеризуйте структуру нормы права.

3. Раскройте понятие коллизии в праве.

                                           

                                     ВАРИАНТ 3.

1. Раскройте понятие юридического факта и приведите примеры.

2. Назовите признаки государства.

3. Дайте понятие системы права, назовите ее элементы.

                                       ВАРИАНТ 4.

1.Дайте понятие политического режима.

2.Назовите методы правового регулирования.

3. Назовите и охарактеризуйте формы государственного правления на одном из примеров.

       Оценивается полнота и правильность ответов, умение привести пример. Каждый вопрос 2 балла. Работа засчитывается, если студент набрал не менее 4 б.

Занятие 1 (2 часа)

Вопросы

1. Понятие конституции, ее характеристики как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

2. Сущность Конституции, различные подходы к ее определению и современное видение проблемы.

3. Функции конституции и их отражение в ее содержании.

4. Форма и структура конституции.

5. Юридические свойства конституции.

6. Способы и порядок разработки, принятия и изменения конституции.

7. Реализация конституции: понятие, пути и способы.

8. Охрана конституции. Конституционный контроль (надзор) как способ защиты конституции.

На первом занятии, посвященном данной теме, целесообразно рассмотреть первые четыре вопроса, охарактеризовав конституцию как многостороннее явление.

Различные аспекты характеристики конституции позволяют раскрывать ее понятие через множество определений. Отвечая на первый вопрос, студенты должны быть готовы предложить такие определения. Следует обратиться к конституционной истории, отметив, что периоды активного конституционного правотворчества обусловлены рядом причин. Первые два таких периоды связаны с последствиями двух мировых войн: образованием новых государств и утверждением суверенитета ряда ранее несамостоятельных государств; появлением и развитием государств нового социального типа – социалистических; свержением недемократических политических режимов и утверждением прогрессивных преобразований. Третий период конституционной активности – конец 80-х – 90-е годы – связан с существенным изменением общественного строя в СССР, бывших его республиках, социалистических странах Восточной Европы и некоторых других.

Характеризуя конституцию в качестве явления социального, нужно уметь объяснить ее роль как общественного регулятора общественных отношений и фактора социального управления, подчеркивая преобладание вопросов власти в предмете регулирования конституционных норм. Последнее обстоятельство придает конституциям характер политических и идеологических документов. В связи с этим интересен вопрос о возможности и мере деполитизации и деидеологизации. По нему может быть проведена дискуссия.

Следует также в общем охарактеризовать конституцию как правовой документ, подробно рассмотрев этот вопрос вместе с проблемой юридических свойств конституции.

По второму вопросу может быть проведено обсуждение различных подходов и позиций к его решению. Прежде всего следует познакомиться с речью Ф. Лассаля «О сущности конституции» (СПб., 1906 и другие издания) и работой В.И. Ленина «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам – революционерам» (Полн. СОБР. соч. Т. 17. С. 339-353). Критика взглядов социалистов на проблемы сущности конституции приводится в брошюре Е. Спекторского «Что такое конституция» (М., 1917).

Разобраться в излженных в названных работах позициях во многом поможет монография Н.А. Михалевой «Социалистическая конституция». Проблемы теории (М., 1981). Готовясь к вопросу о современном видении сущности конституции, полезно обратиться к статьям Б.С. Эбзеева «Сущность конституции в свете нового политического мышления» (Советское государство и право. 1990 № 12) и С.Ю. Кашкина «Смена цивилизаций и конституция: формирование глобального идеала» (Государство и право. 1992. № 11), Ж.И. Овсепян «Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции» (Правоведение. 2001. № 5.).

Выделите внутренний и внешний аспекты проявления социальной сущности конституции.

Третий вопрос связывает два аспекта характеристики конституции: ее функции и содержание. Нужно определиться в понятиях и раскрыть эту связь. Далее следует выделить и объяснить конкретные функции конституции: придание легитимности власти; организация государственной власти, учреждение государственных органов и закрепление их статуса; определение сферы свободы человека; идеологическое воздействие на государство, общество, личность. Кроме того, можно подумать о расширении круга функций и предложить их классификацию.

В отношении содержания конституции важно понимать, что является традиционным предметом конституционного регулирования, какие факторы объективного и субъективного порядка на него влияют, в чем проявляется эволюция содержания конституционных актов в современный период. Студентам следует обратиться к текстам трех-четырех конституций различных государств или основным законам, принятым на различных этапах исторического развития одного государства и сравнить их содержание, представив свои размышления.

Необходимо подумать над соотношением общего и особенного в конституциях различных государств, о включении в них положений, с оной стороны, отражающих общечеловеческие ценности, а с другой – историческую, национальную и иную специфику конкретного государства.

Готовясь к ответу на четвертый вопрос, также следует провести сравнительный анализ нескольких конституций по форме и структуре, обратив внимание на традиции оформления конституционных текстов, значимость и роль отдельных частей основных законов.

 Пятый вопрос связан с характеристикой конституции как правового акта. Нужно обозначить основные юридические свойства конституции и объяснить их. Уже перечень таких свойств в различных источниках не всегда совпадает. Вот вопросы, над которыми следует подумать: всякая ли конституция – основной закон? Есть ли различие между верховенством и высшей юридической силой как свойствами конституции? Каким образом проявляется воздействие конституции на текущее законодательство? В чем можно усмотреть «надпозитивность» («наднормативность») конституции?

В ответе на шестой вопрос должна быть дана характеристика способов принятия конституции. Следует назвать субъекты, обладающие учредительной властью и в силу этого имеющие полномочия по принятию конституции, способы разработки и принятия конституции, проанализировать, опираясь на тексты нескольких конституций, процедуры, сопровождающие такое принятие.

Обеспечению стабильности конституции служит, как правило, усложненный порядок ее измнения. Нужно различать гибкие и жесткие конституции, ссылаясь на конкретные конституционные нормы, проанализировать требования к пересмотру конституции, рассмотреть условия внесения в нее изменений.

Готовясь к ответу на вопрос о реализации конституции, следует выделить две формы такой реализации – соблюдение и применение конституции и объяснить их суть. Далее важно остановиться на особенностях прямого действия конституции, показать роль такого способа ее применения в укреплении собственного правового авторитета, защите личности. Затем нужно раскрыть смысл опосредованного способа применения конституционных норм. Посредством сравнения названных способов можно показать их преимущества и опасности, пределы использовании.

Последний вопрос темы обращен к проблеме охраны конституции. Прежде всего, следует раскрыть понятие «правовая охрана», предложив широкий и узкий подходы к его определению, назвать возможные субъекты, выполняющие соответствующую функции. Особое внимание нужно уделить специальным институтам охраны конституции – органам конституционного надзора и контроля, показать различие между ними и на примере нескольких конституций доказать это. Далее следует рассмотреть организационные формы конституционного контроля и надзора, применяемые при различных правовых системах и учитывающие особенности устройства системы органов государственной власти в конкретных странах, виды конституционного контроля, некоторые процедуры принятия решений, оценивающих на конституционность законы, иные нормативные акты, действия, обсудить юридическую силу таких решений.

Студенты могут подготовить доклады о развитии конституционного контроля в разных странах с тем, чтобы выявить общее и особенное. Темы студент может выбрать самостоятельно или из списка.

1. Конституционный надзор и контроль во Франции.

2. Конституционный трибунал Польши.

3. Конституционный контроль в странах исламского мира (на примере одной двух).

4. Американская модель конституционного контроля (на примере двух-трех стран).

 

Занятие 6 (2 часа)

Вопросы

1. Конституционные основы политической системы и политического процесса.

2. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

3. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений.

4. Конституционно-правовое регулирование социальной и духовной сфер общественной жизни.

5. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.

 

Ответ на первый вопрос предполагает рассмотрение понятия политической системы и политического процесса в конституционно-правовом аспекте. Используя знания по общей теории государ­ства и права, определите критерий для выделения компонентов политической системы. Таковыми являются государство, партии, общественные объединения политического характера, участвую­щие в политическом процессе. Представляет интерес мнение об отнесении к компонентам политической системы гражданина. Об­судите эту проблему.

Придание конституционно-правового статуса названным ком­понентам обусловлено факторами функционального, организаци­онного и политического характера. Так, функциональный фактор связан с включением компонентов политической системы в осуще­ствление власти или с участием их во власти, что опосредуется нормами конституционного права. Раскройте влияние других фак­торов на конституционно-правовое положение рассматриваемых компонентов.

Переходя ко второму вопросу, прежде всего, следует объяс­нить, почему необходимо конституционно-правовое закрепление статуса политических партий. Важно понимать, что, в отличие от политических партий, иные общественные объединения не имеют своей основной целью участие во власти, хотя могут стремиться оказывать на нее влияние. Такое принципиальное различие влияет на содержание статуса партий, определяя его особенности по срав­нению со статусом иных общественных объединений.

Нужно проанализировать конституции ряда государств, вы­явив нормы, прямо или косвенно касающиеся партий, иных об­щественных объединений, обратить внимание на неодинаковые под­ходы к этому вопросу в государствах с разным по типу общест­венно-политическим строем. Поскольку нормы о политических партиях, иных общественных объединениях содержатся в специ­альном законодательстве, включаются в избирательные законы, при­сутствуют в регламентах законодательных органов и в других ис­точниках. Их общая характеристика позволит выявить основные конституционно-правовые институты, закрепляющие статус обще­ственных объединений, в том числе партий: порядок их создания, прекращения или ограничения деятельности, функции, права и обязанности, возможности финансирования их деятельности, ус­ловия и формы финансовой отчетности, гарантии деятельности и некоторые другие.

Конституционно-правовое регулирование экономической, со­циальной и духовной сфер общественной жизни должно быть оха­рактеризовано в следующих направлениях: границы конституцион­ного регулирования, влияние на соответствующие конституцион­ные положения модели социально-экономического и политического устройства общества и государства, исторических традиций страны и опыта других государств, содержание конкретных правовых норм, составляющих названные институты.

Рассматривая вопрос о закреплении в конституционном праве экономического устройства конкретного государства, важно свя­зывать объем и содержание конституционно-правового регулиро­вания с существующей моделью экономической системы (рыноч­ная экономика, плановая система хозяйства при доминирующей

 

государственной собственности, смешанная модель экономики). Анализ конституционных норм позволит отметить тенденцию ак­тивного проникновения вопросов экономики в конституции со­временных государств, что связано с уходом от концепции либе­ральной экономики. Последняя вытеснена неолиберальной моде­лью, соединившей идею экономической свободы с ограниченным государственным регулированием экономических отношений и со­циальной ответственностью бизнеса. Существующая в государствах с господствующей государственной (общенародной) собственнос­ти этатистская модель экономической системы сегодня все чаще допускает отступление от принципов и включает элементы рыноч­ного хозяйства в социалистическую экономику. Обращение, на­пример, к Конституции КНР подтверждает это.

Интересно обратиться к новым понятиям — «экономический конституционализм», «экономическая конституция», которые обо­сновываются в современной литературе. Для того чтобы разобрать­ся в этом вопросе, следует почитать книгу Г.Н. Андреевой «Эконо­мическая конституция в зарубежных странах» (М., 2006).

Четвертый вопрос в части конституционно-правового регули­рования социальных отношений связан с раскрытием в конститу­ционно-правовых нормах понятия социального государства. Сле­дует обратить внимание на все более проявляющуюся тенденцию ухода от концепции государства всеобщего благоденствия («welfare state») и замены ее иным подходом к определению роли государства в социальной сфере — государство лишь благоприятствует труду («workfare state»), полагаясь на активную роль самого человека. Ре­гулирование конституционным правом социальной системы может затрагивать социальную структуру общества, способы предотвра­щения социальных конфликтов и разрешения противоречий между интересами различных социальных групп и некоторые другие воп­росы.

Что касается духовной сферы жизнедеятельности общества, то важно понимать, с одной стороны, пределы допустимого проник­новения в нее государства, в том числе посредством конституционно-правового регулирования, с другой стороны, необходимость уча­стия государства в рассматриваемой сфере путем ее поддержки и защиты. Следует проанализировать нормы конституций несколь­ких государств, выделив те из них, которые закрепляют принцип идеологического плюрализма, права человека в области духовной свободы, определяют начала культурологической политики госу­дарства.

По пятому вопросу важно раскрыть содержание конституци­онно-правового регулирования СМИ, обосновать его необходи­мость для решения задачи недопущения ущемления конституцион­ной свободы информации, а также предоставления гарантий от злоупотребления ОМИ. Следует показать, что взаимоотношения государства и средств массовой информации во многом определя­ются статусом конкретных СМИ. Можно подготовить доклад на тему «Роль СМИ в разных политических режимах».

 

Занятие 8 (2 часа)

Вопросы

1. Основы правового положения личности как конституционно-правовая категория и нормативная в системе конституционного права.

2. Понятие конституционного статуса личности и его структура.

3. Типы правовой связи человека с государством.

4. Гражданство: понятие, условия и способы приобретения и прекращения.

5. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

При подготовке первого вопроса важно остановиться на раз­личных концепциях положения личности в обществе и государстве и показать их отражение в конституционном законодательстве. Вспомните, какие принципы конституционного строя складыва­ются во взаимоотношениях государства и личности в различных по социальному типу государствах. Рассматривая такие взаимоотно­шения, объясните необходимость и меру ограничения государствен­ной власти в пользу гражданских свобод и установления пределов свободы личности.

Далее необходимо выделить основные понятия, позволяющие обозначить место человека в системе правового общения: «прин­ципы правового положения личности», «правовая связь лица с го­сударством», «общая правоспособность», «основные права и сво­боды», «основные обязанности», «гарантии прав и свобод», «от­ветственность личности за исполнение обязанностей» и другие. Свяжите рассматриваемую категорию — «основы правового поло­жения личности» — с иными системообразующими категориями конституционного права, установите их соотношение.

При подготовке к ответу на второй вопрос следует, ориентиру­ясь на понятие научной категории «основы правового положения личности», рассмотреть конституционный статус личности. Он представляет собой всестороннюю и, вместе с тем, принципиаль­ную нормативную характеристику основ правового положения лич­ности, получающую свое.развитие в отраслевом законодательстве. Основное внимание следует обратить на структуру этого сложного построения конституционного права. Выделите составляющие его элементы (институты), укажите их значение и роль, в наиболее общих чертах раскройте их содержание и опишите формы закреп­ления в конституциях и иных источниках. Составьте схему, отражающую структуру конституционного статуса личности, и обозначь­те на ней связь его элементов.

При освещении третьего вопроса следует исходить из суще­ствования различных типов правовой связи человека с государ­ством, что порождает различающееся содержание конституцион­но-правового статуса личности. Студентам необходимо дать краткую характеристику каждого вида правового состояния, порожденного конкретным типом правовой связи человека с государством, — на­ционального гражданства, иностранного гражданства, без граждан­ства. Кроме того, нужно выявить дополнительные обстоятельства, которые могут вносить коррективы в конституционно-правовой статус личности (например, обладание двойным, множественным или наднациональным гражданством).

Четвертый вопрос предполагает изучение общих проблем граж­данства. Подумайте над определением гражданства. Какая характе­ристика связи государства и личности в рассматриваемых отноше­ниях вам кажется наиболее приемлемой: политико-правовая связь или только правовая? Почему? Рассмотрите иные подходы к рас­крытию понятия гражданства. В частности, раскройте содержание субъективного права человека на гражданство. Далее следует на­звать принципы гражданства, воспринятые национальным законо­дательством, обсудить проблему сложного гражданства и отноше­ния к этому институту различных государств.

При рассмотрении вопросов о приобретении гражданства на­зовите его основные способы, принципы, на которые ориентирует­ся национальное законодательство. Выделите наиболее распрост­раненные условия, выдвигаемые перед лицом, желающим полу­чить гражданство, нашедшие закрепление в национальном консти­туционном праве, а также нормах международного права. Приведите примеры особых требований к натурализации и филиации и объяс­ните, почему они введены в некоторых странах. По такому же пла­ну постройте ответ на вопрос о способах и об условиях прекраще­ния гражданства. Назовите часто встречающиеся в законодательстве обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства.

В ответах на пятый вопрос нужно показать, в чем заключаются особенности конституционно-правового статуса иностранных граж­дан и лиц без гражданства и от чего зависит объем основных прав и обязанностей названных категорий лиц.

Предлагается подготовить доклад-презентацию с использованием слайдов «Порядок решения дел о гражданстве (на примере двух-трех стран)»

 

Занятие 9 (2часа)

Вопросы

1. Основные модели прав человека и их отражение в национальном конституционном законодательстве и международном праве.

2. Понятие и юридические свойства конституционных прав, свобод и обязанностей личности.

3. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод.

4. Виды, критерии классификации и система конституционных прав и свобод.

5. Конституционные обязанности личности, их виды и система.

6. Понятие и виды гарантий конституционных прав и свобод. Характеристика юридических гарантий.

Готовясь к ответу на первый вопрос, студенты должны уяс­нить, что признание прав человека не исключает разнообразия на­циональных систем, в которых эта идея воплощается. Охарактери­зуйте основные модели прав человека, связав их с конкретно-исто­рическими и социально-культурными условиями, оказавшими на них влияние. Кроме того, проиллюстрируйте на примере несколь­ких конституций, как фундаментальные ценности конкретного об­щества могут соединяться с классическими образцами воплощения идеи прав человека, международными стандартами в данной сфере, что происходит в результате заимствования, интеграции, взаимообогощения национальных систем в части закрепления в них прав человека.

При ответе на второй вопрос следует определиться в основных понятиях: «конституционное право», «конституционная свобода», «конституционная обязанность», проанализировать субъекты и объекты таких прав, выделить признаки, отличающие конституци­онные (основные) права и обязанности человека и гражданина от иных прав и обязанностей. Особое внимание необходимо уделить юридическим свойствам конституционных прав и свобод. В част­ности, приведите доводы в обоснование субъективного характера таких прав.

Третий вопрос касается- важной проблемы пределов и ограничений конституционных прав и свобод, имеющей как теоретичес­кое, так и практическое значение. Дав определение понятию «пре­делы», обоснуйте ту или иную позицию по поводу возможного совпадения или, наоборот, различия понятий «пределы» и «ограни­чения». Расскажите, какие правила должны соблюдаться при уста­новлении пределов конституционных прав и свобод и каковы га­рантии от превышения таких пределов. Используя тексты консти­туций, покажите, в каких формах закрепляются пределы основных прав и свобод.

Четвертый вопрос предполагает, что студенты поработают с конституциями нескольких государств, различающимися воспри­нятой в них моделью прав человека, и составят представление о следующем:

• каково наполнение системы прав, свобод и обязанностей, отраженной в соответствующих конституциях;

• что общего и особенного в закреплении перечня прав, свобод и обязанностей, последовательности их расположения в проанали­зированных конституциях;

• чем объясняются особенности конкретной системы консти­туционных прав, свобод и обязанностей;

• какова форма закрепления конституционных прав, свобод и обязанностей.

Далее следует обратиться к отдельным видам конституцион­ных прав и свобод, рассмотрев их в аспекте той или иной класси­фикации. Обозначенный критерий классификации позволит сгруп­пировать конституционные права и свободы, выделив их общие признаки и подчеркнув особенности по сравнению с другими груп­пами таких прав. Классифицируйте также конституционные обя­занности. Предложите такую классификацию, в которой права и обязанности входили бы в одну систему.

Последний вопрос, который нужно обсудить на семинаре, ка­сается проблемы гарантий конституционных прав и свобод, их ви­дов и конституционного закрепления. Важно обратить внимание на различие способов и условий, выступающих гарантиями рас­сматриваемых прав и свобод. Это может быть обеспечение, охрана и защита, отличающиеся используемыми правовыми и организа­ционными механизмами гарантирования, характером воздействия на процесс реализации прав и свобод. Защита конституционных прав и свобод требует специального обсуждения. Выявите и. рас­кройте предусмотренные конституционным законодательством фор­мы и способы такой защиты. Кроме того, следует рассмотреть обя­занности государства по восстановлению уже нарушенных прав и свобод, а также возможности каждого человека по защите своих прав и свобод. Подумайте над вопросом: можно ли говорить о гарантиях обязанностей личности? Как их интерпретировать?

В качестве дополнительных вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре или темой реферата, предлага­ются следующие:

1. Проблема паритетности прав и обязанностей: способы дос­тижения.

2. Коллективные права и их особенности.

3. Конструкция комплексного конституционного права чело­века и гражданина.

Методические рекомендации по подготовке, критерии оформления и оценивания реферата. [1]

1.Подготовка реферата включает в себя, прежде всего, поиск и отбор источников. Для этого можно использовать рекомендованную дополнительную литературу, проконсультироваться с преподавателем о научных новинках.

2.Содержанием реферата должно стать рассмотрение различных позиций ученых по теме и выработка собственной точки зрения, ее аргументация. Обобщать материал и делать выводы (возможно – рекомендации.

3.Оформляется реферат по требованиям к курсовой работе, за исключением объема (12-15 стр.).

Оценивается:

1. Степень самостоятельности подбора источников и анализа материала..

2. Владение научной терминологией.

3. Способность к научному анализу текстов и их обобщению.

4. Способность аргументировано формулировать свою позицию

5. Владение методикой оформления текста (титульный лист, оглавление, подстрочник, список литературы).

Каждый пункт оценивается 1 баллом. Если студент не набирает 5 баллов. Реферат не засчитывается.

 

 

Занятие 10 (2 часа)

Вопросы

1. Территория государства как объект конституционного права.

2. Политико-территориальное устройство. Институты государственного устройства и административно-территориального деления.

3. Формы государственного устройства и их конституционно-правовое закрепление.

4. Унитарное государство, его виды.

5. Территориальная автономия.

6. Административно-территориальное деление.

При подготовке первого вопроса следует вспомнить, что тер­ритория является одним из существенных элементов и признаков государства. Устройство территории непосредственно связано с рас­пространением в ее пределах государственной власти и территори­альной организацией такой власти. Поэтому оно получает закреп­ление в конституционном праве. Важно отметить, что сохранение государственной целостности и достижение эффективного соотно­шения интересов государства в целом и его территориальных час­тей, а также выравнивание и поддержка регионов составляют зада­чу региональной политики, находящей свое нормативное отражение, в частности, в конституциях. Соответствующие конституционные нормы необходимо найти и проанализировать.

Второй вопрос предполагает усвоение основных понятий дан­ной темы. Прежде всего, это системообразующая категория кон­ституционного права — «политико-территориальное устройство», а также связанные с ней понятия — «государственное устройство» и «административно-территориальное деление», которым корреспон­дируют соответствующие конституционно-правовые институты.

Готовясь к ответу на третий вопрос, выделите особенности состава и организации власти (по вертикали) в унитарном и феде­ративном государствах. Объясните, что означает сосуществование двух уровней государственной власти, а следовательно, двух уров­ней законодательства в сложных государствах и как можно охарак­теризовать отношения между такими уровнями.

Далее следует остановиться на принципах унитаризма, феде­рализма и регионализма, каждый из которых служит обеспечению государственного единства присущими ему способами и средст­вами.

Приступая к рассмотрению четвертого вопроса, объясните ос­новной признак унитарного государства: отсутствие ограничения единой суверенной власти в пользу другой государственной власти, действующей на территории данного государства. Используя тек­сты конституций унитарных государств, выделите положения, под­тверждающие этот признак. Следует остановиться на проблеме со­отношения централистских и децентралистских начал в осуществ­лении власти в унитарном государстве, выявить влияние конкретных исторических условий, политической и экономической ситуации, традиций на варианты такого соотношения.

Распределение функций публичной власти в унитарном госу­дарстве основано на принципах местного самоуправления и мест­ного управления или их сочетании. Раскройте эти принципы. Уде­лите внимание организации местного самоуправления, а также различным моделям местного управления в связи с принципами единства государственной власти и демократизации управления.

Следующий вопрос темы предполагает уяснение значения и роли автономии как формы широкого самоуправления, осуществ­ляемого на определенной части территории государства. Следует понимать, что предоставление автономии не связано с разделением единой государственной власти на соответствующие уровни. Авто­номия означает передачу государством определенного объема властных полномочий органам автономной единицы для самостоятель­ного их осуществления при сохранении за центральной властью различных форм контроля.

Охарактеризуйте формы автономии, принципы, на которых она строится, и конституционный статус отдельных видов автоном­ных образований. На примере нескольких конституций покажите отличие прав автономных частей государства от прав субъектов фе­дерации, с одной стороны, и от прав местного самоуправления — с другой. Уясните различие территориальной и культурно - национальной автономии.

Последний вопрос темы требует понимания задач, которые решаются путем разделения территории государства на админист­ративные единицы. Студенты должны назвать и объяснить факто­ры, влияющие на построение системы административно-террито­риального деления, обратиться к конституциям, чтобы выявить нормы, закрепляющие такую систему. Следует также обсудить спе­цифику конституционно-правового статуса особых административ­но-территориальных единиц — зависимых, островных, заморских и иных территорий.

В качестве обобщающей проблемы можно обсудить вопрос о тенденциях современного унитаризма. Подумайте о преимуществах единого (централизованного) государства в связи с задачами внут­ренней и внешней политики той или иной конкретной страны. Вместе с тем обозначьте потребности обеспечения сочетания начал централизма и децентрализма в организации власти по вертикали с целью сохранения ценностей демократического развития.

 

Занятие 11 (2 часа)

Вопросы

1.Федерализм: различие подходы к определению понятия. Конституционное воплощение идей федерализма. Федерализм и федерация.

2.Феде<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.