Двигательная игра-разминка «Птичья стройка» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двигательная игра-разминка «Птичья стройка»

2021-06-24 28
Двигательная игра-разминка «Птичья стройка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На лужайке птичий гам,

Что случиться может там?

Это стройка полным ходом,

Птичья стройка началась. (Дети-«птицы» машут крыльями

и делают пружинку с поворотом«переглядываются».)

Раз-и-два! Помогай,

Есть у нас забота,

Раз-и-два! Не зевай,

Спорится работа. (Делают ритмичные наклоны вперед

и в сторону.)

Тащут мох, траву и щепки,

Пригодятся листья, ветки.

Дом построили скворцы,

Вот какие молодцы! (Имитируют постройку дома.)

Раз-и-два! Помогай,

Есть у нас забота.

Раз-и-два! Не зевай,

Спорится работа. (Делают ритмичные наклоны вперед

и в сторону.)

Воспитатель предлагает птичкам умыться. Игра продолжается. Игра-разминка «Птички сели возле лужи»

Птички прилетели, возле лужи сели, Чив-чив-чив, чив-чив-чив, возле лужи сели. Крылья расправляли, в лужице купались. Чив-чив-чив, чив-чив-чив, в лужице купались. Перышки намокли, на солнышке сохли, Чив-чив-чив, чив-чив-чив, на солнышке сохли.

Воспитатель спрашивает у детей, умеют ли птички летать, пред­лагает вспомнить, в какой сказке герой хотел научиться летать и что у него получилось. Дети называют лису из сказки «Как лиса училась летать». Воспитатель проводит игру-драматизацию по сказке. В ходе совместного с взрослым пересказа сказки дети обыгрывают сюжет. Педагог обращает внимание малышей на интонацию голоса, побуж­дает их к выразительности (например, «Обрадовалась лиса, когда жу­равль хотел научить ее летать и сказала...» — далее импровизация ре­бенка).

105


Игра-ситуация «Будем мы трудиться»

Программное содержание. Побуждать детей к двигательной актив­ности; вызывать положительные эмоции в игре на тему труда; вовле­кать в самостоятельное обыгрывание сюжета.

Материалы. Метлы, ведра, совки, лейки; кукла Варя.

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Варю в фартуке и платочке. Варя зо­вет всех желающих на уборку двора — после зимы во дворе скопился мусор, его надо убирать. Варя подметает двор.

Проводится инсценировка по стихотворению Е. Благининой.

Инсценировка «Приходите, поглядите!»

Варя.

Метлу взяла И двор подмела. Всюду нос метла совала, Но и я не отставала, От сарая до крыльца Подметала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите.

Варя обращается к детям: «Не поможете ли вы мне, ребята?» Де­ти надевают фартучки, воспитатель проводит игру.

Метлы в руки мы возьмем (Дети берут

воображаемые метлы.)

И свой дворик подметем.

Вот так, вот так, (Ритмично имитируют уборку.)

И свой дворик подметем.

Все убрали дети быстро, (Стоят с метлами

и приплясывают.)

Посмотрите — стало чисто,

Вот так, вот так,

Посмотрите — стало чисто.

Метлы сложим в уголок, (Складывают метлы

в одно место.)

И совочки — в уголок,

Можно детям отдыхать,

Порезвиться, поиграть. (Танцуют.)

Воспитатель. Кукла Варя очень рада, что дети помогли ей уб­рать двор. Она считает, что умелые руки не сидят без скуки. Что еще можно сделать? Можно полить растения, ведь давно не было дождя. Проводится инсценировка.

Воспитатель.

Нет дождя, какая жалость, Просят бедные цветы:


 


 

 


106


Цветы.


-


Дайте хоть водицы малость, Пропадем от духоты!


 


Воспитатель. И черемуха, и вяз: Деревья. Поливайте чаще нас! Воспитатель.

Дети взяли по ведру Побежали по двору, Взяли воду из пруда, Каждый взял по полведра. Саша сливы поливал, Коля леечку держал, Вода льется, как из душа, — Не засохнет наша груша. Миша, Наточка и Валя Маки, розы поливали. Все работали не зря: Стала мокрой вся земля, Напились воды цветы, И деревья, и кусты. Будет садик наш расти, Будет садик наш цвести!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. В конце кукла Варя благодарит детей за помощь. Связь с другими занятиями и деятельностями. Развитие речи, озна­комление с окружающим.


Дидактическая игра

Во второй младшей группе при проведении дидактических игр вос­питателю необходимо использовать то стремление к самостоятельнос­ти, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать не­зависимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнооб­разной информации. Именно взрослый помогает ребенку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приемы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уров­ня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело нап­равлять самостоятельность детей в нужное русло.

В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых за­дач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, заключается в том, что воспитатель не только определяет ее ход, но и прогнозирует не­кий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдатель­ность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения ус­пешного результата. Активность ребенка при этом может проявлять­ся в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда будут определяться дидак­тическими задачами, которые ставит воспитатель, от этого же зави­сит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель ус­ложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.

В данном пособии представлены дидактические игры для детей 3—4 лет, позволяющие им применять имеющиеся знания в новой си­туации, в измененных условиях. В этих играх прослеживается свзязь с занятиями в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» и с различными формами игровой деятельности. Применение

108


воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объ­яснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пре­делах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в дру­гих требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематичес­кого обучения.

В пособии предлагаются дидактические игры, которые можно ис­пользовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах детской деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие той или иной деятельности требует определенного подхода к ней и изучения. В ди­дактической игре по-разному преломляются различные стороны учеб­но-воспитательной работы.

Физическое воспитание. Двигательное начало, характерное для за­нятий физической культурой в детском саду, сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но ее обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в нее мощ­ный познавательный элемент.

Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической иг­ры заключается в том, что она способствует становлению самостоя­тельности в игре. Это удается благодаря большому влиянию данной игры на познавательное развитие ребенка: посредством дидактичес­кой игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.

Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Нравственный потенциал дидактических игр высок еще и по­тому, что принятые в обществе нормы поведения, образцы человечес­ких взаимоотношений лучше всего усваиваются не путем нравоуче­ний, а в процессе игрового обучающего взаимодействия педагога и воспитанника.

Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребенку при­ходится преодолевать различные затруднения, что способствует вос­питанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Спе­циально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у де­тей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.

Художественно-эстетическое воспитание. Дидактическая игра име­ет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в ее иг­ровом начале, но дидактизм игры имеет свои особенности проявле­ния в художественной деятельности. В педагогике искусства существует тенденция: все обучающие цели и задачи должны ставиться в согла-

109


сии с художественными, а следовательно, творческими, поэтому на первый план в дидактической игре, используемой в художественной деятельности, выступает художественно-творческий смысл упражне­ния и игры.

Е. И. Тихеева писала о том, что дидактические игры нельзя рас­сматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической це­ли; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой лич­ности.

Сценарии дидактических игр

Физическое воспитание

Игра «Ходим—бегаем»

Дидактическая задача. Учить детей распознавать скорость движе­ния и отражать ее в ходьбе и беге; упражнять в правильной ходьбе и беге.

Игровая задача. Дигаться в соответствии с ходом карусели.

Игровые правила. Пока музыка не сменилась, не менять движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Карусель может ехать как быстро (бег), так и медленно (шаг) — так же должны двигаться и дети. Ориентир — музыка.

Дети встают друг за другом и «едут». Музыка звучит быстрее — де­ти бегут, музыка звучит медленнее —дети идут. Воспитатель прово­дит игру 3—4 раза.

Вариант игры. По ходу движения карусели дети могут «пересажи­ваться» на разных животных: на лошадку (скачут галопом), на лягуш­ку (скачут лягушачьми прыжками), на зайку (прыгают, как зайки).

Игра «Птички на ветке»

Дидактическая задача. Научить детей прыгать с небольшой высо­ты, приземляясь на носочки и сгибая колени.

Игровая задача. Прыгать за вожаком к пруду.

Игровые правила. Прыгнуть к воде вовремя, когда прозвучит сиг­нал педагога.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям побыть птичками. Наступила весна, птички весело летают. Потом они садятся отдыхать на деревья (ска-

110


 

сиг-

мейки), чистят перышки. Птички видят озеро. Вожак стаи дает иш нал: купаться! Птички спрыгивают с веток к пруду. Потом птички ку

даются.

Игра «Слушай мою команду!»

Дидактическая задача. Научить менять направление движения, дер­жа строй.

Игровая задача. Правильно исполнить приказ командира. Игровые правила. Исполняя приказ, не сбивать строй.

Ход игры

Воспитатель приносит барабан и трубу и предлагает поиграть в сол­датский поход. По команде командира (воспитателя) солдаты идут строем друг за другом. Как только подает сигнал барабан, солдаты идут по направлению к барабану. Как только сигнал подает труба, вдут к трубе.

Вариант игры.

Солдаты могут по ходу марша менять тактику (положение тела в пространстве): по команде приседать («уходить в укрытие»), перед­вигаться ползком.

Игра «Дружные пары»

Дидактическая задача. Научить ходить парами и бегать врассып­ную.

Игровая задача. Спрятаться от дождика.

Игровые правила. Не убегать раньше звукового сигнала (смены ха­рактера музыки).

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на солнечную погоду и приглашает их погулять по парку (парами). Под спокойную музыку дети ходят парами в произвольном направлении. При звучании гроз­ных аккордов («ударил гром») дети бегут врассыпную под крышу бе­седки (зонта).

Ребенок и окружающий мир

Игра «Новоселье»

Дидактическая задача. Научить группировать предметы: посуда — мебель.

111


Игровая задача. Помочь кукле Кате и медвежонку Мише разоб­рать вещи.

Игровые правила. Разложить вещи правильно: посуду на — полку, одежду —на вешалку.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям о том, что жители кукольного угол­ка, кукла Катя и медвежонок Миша, переезжают на новую квартиру. К новому дому подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка все время ошибается, не знает, куда что поставить. Дети помогают иг­рушкам сгруппировать привезенные вещи: тарелки, чашки и блюд­ца — это посуда; платья, кофты и пальто —это одежда. Затем раскла­дывают все по местам: посуду —на полку в посудный шкаф, одежду —на вешалку в платяной шкаф.

Игра «У кого такой же?»

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет, соответству­ющий образцу (по цвету, по величине).

Игровая задача. Подобрать подарки для медведя и лисы.

Игровые правила. Подобрать подарки так, чтобы они подходили по размеру и понравились героям.

Ход игры

Воспитатель приносит игрушки — медведя и лису и ставит их на стульчики по разные стороны от фланелеграфа. Говорит, что звери очень любят подарки. Предлагает детям подобрать подарки для зве­рей. Педагог по одному выкладывает на фланелеграфе любимые пред­меты медведя и лисы.

Медведь любит мед в синем горшочке и сгущенное молоко в жел­том кувшине. Лиса любит курочку в синей кастрюле и молочко в жел­том пакете. Дети получают карточки и на вопрос воспитателя: «У ко­го такой же предмет?» — показывают карточки и называют предмет. Подарки различаются по величине: для медведя большие, для лисы — поменьше. Дети должны учесть не только цвет, но и величину иско­мого предмета. Определив, кому какой подарок, дети рассказывают, почему медведю нравится именно это, что он с этим подарком будет делать. Если ребенок определяет предметы верно, то герои радуются, а дети хлопают в ладоши. Если неверно — герои отворачиваются.

Игра «Кто на чем ездит?» Дидактическая задача. Учить детей группировать транспорт.

112


Игровая задача. Выбрать зверюшкам транспорт.

Игровые правила. Выбрать транспорт так, чтобы зверюшки захоте­ли на нем ехать (в соответствии с профессиями зверей).

Оборудование. Одинаковые наборы картинок для фланелеграфа и индивидуальные комплекты карточек: с видами транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб») и с изображени­ем зверей в одежде, соответствующей их профессии (лиса —в белом колпаке и переднике пекаря; волк —в белом халате и шапочке врача с трубкой в лапах; заяц — в форменной фуражке таксиста; медведь — в костюме аварийной службы с набором инструментов).

Ход игры

Воспитатель приносит игрушки: зайку, волка, мишку, лису — и рас­саживает их на столе. Сообщает детям, что каждый герой ждет свою машину, которая задержалась в гараже. На фланелеграфе выкладыва­ются все карточки с изображением транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб»). Воспитатель показывает одну иг­рушку и предлагает детям определить, на чем поедет этот герой. Де­ти высказывают предположения, и воспитатель прикладывает карточ­ку с изображением героев к той или иной машине. Дети «сажают» (накладывают карточки в индивидуальном наборе) героев в тот вид транспорта, который соответствует их профессии: лиса —печет хлеб, волк —врач скорой помощи, заяц — работает таксистом, медведь — в аварийной службе. Если дети определяют транспорт неверно, то ге­рой отказывается в него садиться.

Игра «Что изменилось?»

Дидактическая задача. Учить детей определять состояние погоды; закреплять знание характерных особенностей времен года.

Игровая задача. Вывести зайку на прогулку.

Игровые правила. Вывести зайку на прогулку, учитывая особеннос­ти погоды и времени года.

Оборудование. Игрушка зайка, теплая и легкая одежда зайчика для прогулки; карточки с изображением одежды.

Ход игры

Воспитатель приносит зайку, одетого в шубу и теплую шапку (на улице ранняя осень). Зайка жалуется детям: «Ребята, я не могу гулять на улице, потому что сильно устают, не могут побегать и попрыгать. Может быть, я заболел? Дети высказывают предположения. Воспита­тель побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает: «Как оделся зайка, правильно или нет? В такой одежде, как у него, на улице тя-

113


жело бегать и прыгать, потому что жарко. Когда носят шубу и теп­лую шапку? (Зимой.) Как узнать, как сегодня нужно одеться, чтобы пойти на улицу?» (Посмотреть в окно и на градусник.)

Зайка радуется, раздевается и складывает одежду, потом идет к ок­ну и смотрит на улицу.

Воспитатель показывает карточку, на каждой изображена солнеч­ная лужайка и говорит: «Подскажите зайке, что ему надеть». Дети вы­бирают одежду из своих наборов карточек. Зайка одевается по сове­ту детей и идет гулять.

После прогулки зайка идет обедать и спать, а потом снова идет на улицу. Воспитатель показывает другую карточку, на которой изображена та же лужайка, только погода пасмурная из-за туч: «Как теперь зайке одеться?» Дети подсказывают зайке. Воспитатель спрашивает у зайки, что изменилось на улице. Дети помогают зайке определить, какая по­года, что изменилось и как надо одеваться на прогулку.

Развитие речи

Игра «Провожаем и встречаем»

Дидактическая задача. Прививать детям навыки вежливого и вни­мательного обращения с окружающими.

Игровая задача. Помочь Петрушке проводить и встречать бабушку.

Игровые правила. Вовремя сказать бабушке слова благодарности, поздороваться с ней и сказать «до свидания».

Ход игры

К детям приходит Петрушка (кукла бибабо). Он говорит, что идет встречать свою бабушку из магазина. Воспитатель спрашивает у Пет­рушки, умеет ли он быть вежливым и внимательным с бабушкой. Петрушка рассказывает детям, как нужно быть вежливым и внимательным.

Дети внимательно наблюдают, за инсценировкой (театр картинок).

Петрушка.

Однажды моя бабушка На улицу пошла. Сказал я своей бабушке: — Привет, ну как дела?

Когда же моя бабушка Домой назад вернулась, Я «до свиданья» ей сказал, — Она мне улыбнулась.

Друзья, мне дайте вы совет: Я все же прав иль нет?

114


Когда сосед мне подарил мопед, Ему сказал я: «А другого нет?» Он головой в ответ мне покачал, Так что же я неправильно сказал?

Когда ложится бабушка в кровать, Я утра доброго приду ей пожелать, А утром я бабулю разбужу: «Спокойной ночи!» — радостно скажу!

Друзья, скорее дайте мне совет. Я все же прав иль нет?

Воспитатель спрашивает у детей, в чем не прав Петрушка и что надо говорить на самом деле.


 

Игра «Прыгали мышки»

Дидактическая задача: активизировать артикуляционный аппарат; научить выразительно (при помощи мимики и интонации) произно­сить текст.

Игровая задача. Обмануть сторожа.

Игровые правила. Убегать, как только сторож проснется.

Ход игры

Воспитатель приносит кота Ваську и сообщает детям, что кот лю­бит ловить мышей. Васька довольно мурлыкает, он хорошо сторожит дом от мышей. Вот и сейчас он вкусно пообедал: съел плошку смета­ны, выпил кувшинчик сливок и уселся на коврик. Здесь он и выжида­ет мышей. Но мыши решили кота Ваську перехитрить. Они дождались, пока он уснет после сытного обеда. Васька улегся, захрапел, а мыши тут как тут. Педагог побуждает детей выступить в игре в роли мышей.

Дети-«мыши», четко выговаривая слова с нужной динамикой (си­лой звука), потихоньку крадутся из норки, встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения «Прыгали мышки» Н. Колпаковой: прыгают, пляшут, пружинящим шагом сужают круг — «идут к коврижке» и кричат все вместе: «А-ам!», присаживаясь на пол.

Прыгали мышки около коврижки, Прыгали, пели... и всю коврижку съели!

Сторож кот просыпается и ловит мышей.


Игра «Птицы, летите!»

Дидактическая задача. Учить детей понимать обобщающие слова.

Игровая задача. Помочь птицам улететь.

Игровые правила. Улететь, когда прозвучит сигнал: «Птицы, летите!»

115

 


Ход игры

Воспитатель приносит картинку, на которой изображены птицы и звери, сидящие в клетке. Педагог говорит: «Злой Дуремар поймал си­ничку, снегиря, волка и лису. Посадил их в клетку и не выпускает. Буратино (показывает игрушку) хочет спасти всех обитателей клетки. Он не знает, как к ним обратиться, чтобы звери и птицы могли по­кинуть клетку как можно скорее».

Дети должны помочь определить, кто и каким образом покинет клетку, и четко сказать: «бегите!», «летите!» Кому как надо сказать? (Си­ничку и снегиря назвать общим словом «птицы»; волка и лису —«зве­ри».) Время идет, и пока Дуремар не вернулся, надо выпускать обита­телей клетки. Если персонажей назвали обобщенным словом правильно, то обитатели покидают клетку. (Буратино показывает соответствующую картинку.)

В конце дети играют в обитателей клетки. Буратино (ребенок) кри­чит: «Птицы, летите!» — и птицы улетают из клетки. Затем: «Звери, бегите!» —и звери убегают прочь.

Игра «Чье платье лучше?»

Дидактическая задача. Формировать словарь; учить различать и на­зывать существенные детали и части предметов.

Игровая задача. Помирить кукол.

Игровые правила. Не ошибаться при назывании предметов (если ребенок ошибся, то кукла капризничает).

Ход игры

Воспитатель приносит двух бумажных кукол со снимающейся одеж­дой — куклу Катю и куклу Веру. Они собрались на праздник и поссо­рились из-за того, что поспорили, чье платье лучше. Они так ссори­лись, что раскраснелись. Их глаза распухли от слез, и теперь обе куклы выглядят одинаково некрасиво.

Ревы, ревы, ревушки, Кудрявые головушки. Волосы растрепаны, Личики заплаканы. Как теперь узнать нам, Чье красивей платье? Платьица помялись, Бантики порвались. Лучше успокоиться, Не кричать, не ссориться. Улыбнуться, не грустить, Все обиды позабыть.

116


Воспитатель просит детей помочь куклам умыться и погладить утю­гом (воображаемые действия) их красивые платья. Дети снимают с ку­кол платья и «гладят» их. Платья готовы. Теперь куклы перепутали одежду и не знают, где чье платье. Воспитатель предлагает куклам описать свои платья, а дети должны сказать, какое платье кому при­надлежит.

Кукла Вера. Мое платье желтое, шелковое, с короткими рука­вами, с большим карманом, с красным воротником.

Кукла Катя. Мое платье шерстяное, зеленого цвета, с белым воротником, с длинными рукавами; у него красивые белые пугови­цы, маленькие кармашки с цветочками,

Дети по описанию определяют, какое платье какой кукле принад­лежит. Они вслух повторяют вслед за куклами описание деталей и отыскивают их на платьях.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.