Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Раздел 1. Что должен знать студент о детском оздоровительном лагере

2024-04-16 357
Раздел 1. Что должен знать студент о детском оздоровительном лагере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

1. Детский оздоровительный лагерь как учреждение социально-культурной сферы: оптимальная база практики студентов, будущих специалистов социально-культурной сферы

 

(актуализация проблемы)

 

Подготовка специалиста социально-культурной сферы, обладающего комплексом высших профессиональных и гражданских качеств, ориентированного на систему общечеловеческих ценностей, в частности, на социально значимый труд, включает в себя все элементы обучения в их взаимосвязи. Так, научные знания являются стержнем теоретической подготовки студента и реализуются в таких организационных формах обучения как лекции, семинары, самостоятельная работа студента, а овладение механизмом, технологией социокультурной деятельности, приобретение навыков и умений происходит на практических, лабораторных занятиях и всех видах практики – от учебной до преддипломной. Такое соотношение теории и практики обеспечивает выполнение государственного заказа – подготовку функционально грамотного профессионала-работника.

Следует отметить, что на протяжении десятилетий базами практики для студентов ВСГАКИ являлись культурно-досуговые учреждения в разных городах Восточной Сибири – Иркутске, Братске, Ангарске, Чите, Улан-Удэ, располагающие достаточными как материальными, так и человеческими ресурсами и имеющие отличные характеристики. Но за годы социально-экономических преобразований их число сократилось. Кроме того, партнерские связи с оставшимися «на плаву» центрами досуга были прерваны из-за причин материального характера: прекращена оплата труда руководителей практики на местах, не оплачиваются командировочные расходы координатора практики (педагога кафедры, в обязанности которого входит контроль текущей работы студентов-практикантов). Так возник дефицит баз практики.

Проблема разрешима: активное привлечение детских оздоровительно-образовательных лагерей в качестве баз производственной и преддипломной практик.

Детский оздоровительно-образовательный лагерь является специфическим учреждением социально-культурной сферы. Основанием для этого утверждения стало ознакомление с функциями лагеря. Так, согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, детский загородный лагерь - внешкольное оздоровительное учреждение, функционирующее во время летних каникул. Словосочетание «оздоровительное учреждение» говорит об его основной социальной функции – рекреационно-оздоровительной, которая являет собой снятие или уменьшение психического, физического, интеллектуального напряжения, вызванного активным обучением в течение учебного года, экзаменами, сильными переживаниями и пр. В связи с социальными катаклизмами в обществе, конфликтами в семьях, проблемами экономического характера резко увеличилось количество детей с легкими задержками психического развития, нарушениями характера, неврозами. Значительной части детей свойственны вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость, агрессивность, конфликтность, капризность и другие проявления физического, психического и социального нездоровья, которые порождают сложности в общении. Отсюда коммуникативная функция детского оздоровительно-образовательного лагеря – одна из ведущих, поскольку преобладающая деятельность в лагере – коллективная, а значит, коммуникативная, она требует владения культурой межличностного общения. Коммуникативная функция в сфере детского отдыха выполняет серьезную роль. Она практически пронизывает все виды деятельности детей: социально-педагогическую и учебно-воспитательную, творческую и игровую, трудовую и поисково-исследовательскую. Особенность коммуникаций детского отдыха состоит в том, ребенок на определенный период времени (лагерная смена) погружается в специфическую культурную среду, адаптация в которой полностью зависит от его коммуникативной компетенции. Не менее значительна и другая функция – социализация личности. Детский оздоровительно-образовательный лагерь в силу ряда особенностей является сильнейшим средством социализации юного поколения граждан России, т.к. включает социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, способствует усвоению общечеловеческих ценностей и норм поведения, позволяющих ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского сообщества, ориентирует на групповые или индивидуальные действия, развивает характер. В качестве примера одного из таких социально-контролируемых процессов можно назвать организацию обязательного дежурства по лагерю, когда отряд берет «бразды правления» в свои руки, отвечая за чистоту и порядок в жилых помещениях, клубе, штабе, столовой, на территории лагеря пр., обеспечивает выполнение всеми детьми режима дня, принимая непосредственное участие в организации коллективно-творческих дел. Немаловажным условием успешной социализации за короткий срок пребывания в лагере следует считать отрыв ребенка от родителей и привычного окружения, жизнь в условиях временного коллектива.

Мы можем назвать и другие функции детского лагеря. Это:

* организация полноценного летнего отдыха детей,

* обеспечение их занятости в каникулярное время,

*  профилактика безнадзорности и отклоняющегося поведения,

* сохранение физического, психического и социального здоровья,

* воспитание патриотизма и развитие гражданского сознания ,

*формирование нравственных убеждений, правил и норм поведения,

* привитие навыков и потребностей в здоровом образе жизни,

*создание предпосылок для реализации познавательного, творческого, интеллектуального потенциала,

 * формирование экологической культуры.

 

Обобщая вопрос о социально-культурном и социально-педагогическом назначении детских оздоровительно-образовательных лагерей, мы можем утверждать, что их социальное функционирование направлено на оказание поддержки юному поколению страны в его жизненном и профессиональном самоопределении. Эта цель созвучна целям высшего профессионального образования, следовательно, возможна интеграция двух звеньев непрерывного образования – профессионального высшего и дополнительного – в различных плоскостях, в том числе в вопросах организации студенческой практики. Один из вариантов взаимодействия, как говорилось выше, - использование детских оздоровительно-образовательных лагерей в качестве баз практики.

Согласно Положению о производственной и преддипломной практике, их цель – проверка готовности студентов сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе полученных за время обучения в ВУЗе знаний, выработка у практикантов специальных профессиональных качеств. Это одна сторона медали. Другая – особо остро стоящая перед учреждениями дополнительного образования –детскими лагерями- проблема кадров вожатых, имеющих профессиональную подготовку. И здесь налицо слияние интересов высшего профессионального и дополнительного образования. А именно: обеспечение детских оздоровительно-образовательных лагерей кадрами вожатых – условие успешной реализации его функций; профессиональное мастерство студента-вожатого – гарант эффективности производственной и преддипломной практик.

 

Учитывая эти обстоятельства, нами была разработан проект подготовки вожатых – курсы дополнительного профессионального образования «Основы вожатского мастерства».

Цели проекта:  

1. Обучить студентов-практикантов основам вожатского мастерства и подготовить их к работе в качестве вожатых в детских оздоровительно-образовательных лагерях

2.   Содействовать решению проблемы занятости детей и молодежи в летнее каникулярное время.

3.  Активизировать социально-культурную деятельность детских оздоровительных лагерей

 

Основным механизмом реализации проекта является обучение по учебно-тематической программе «Основы вожатского мастерства» с дальнейшим трудоустройством в детские оздоровительно-образовательные лагеря Республики Бурятия. Плодотворные партнерские отношения установлены и ежегодно укрепляются с ДООЛ «Огонек», «Березка», «Байкальские волны» и пр.

Опыт этих отношений дает нам право утверждать, что для студента-практиканта поле деятельности в детском лагере – настоящая находка: поскольку студент в период практики является стажером, он должен выполнять обязанности согласно занимаемой должности вожатого, а, значит, приобретает качества, предъявляемые Государственным Образовательным Стандартом к выпускнику специальности 071800 «Социально-культурная деятельность», профиль подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация (степень) «бакалавр».

 А это становится еще одним аргументом в пользу детского оздоровительного лагеря как вполне реальной базы практики студентов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.