Детский оздоровительно-образовательный лагерь - среда саморазвития личности подростка. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Детский оздоровительно-образовательный лагерь - среда саморазвития личности подростка.

2024-04-16 69
Детский оздоровительно-образовательный лагерь - среда саморазвития личности подростка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детский оздоровительно-образовательный лагерь - учреждение дополнительного образования, основное предназначение которого - организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.- Собрание законодательств РФ ,1995,№12,ст.1053).

Детские летние лагеря отдыха уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Известно, что смена одного вида деятельности другим является эффективным способом ухода от стереотипа, расширения горизонта личностного развития. Лагерь - место, где происходят такие повороты и ломки стереотипов. Здесь создаются условия для саморазвития личности, для умственного, физического, социального и духовного роста каждого ребенка. Организованная лагерная жизнь характеризуется как продолжительный опыт, дающий возможность творчества и образования в процессе отдыха и проживания детей вне дома, обеспеченный квалифицированным руководством и природной средой обитания.

Изучение детского оздоровительного лагеря как среды для саморазвития подростков целесообразно начать с анализа структуры лагерной смены. Смена - основа, ядро лагерной жизни. Чем выше образовательный, педагогический и оздоровительный потенциал смены, тем интереснее и творчески она организуется и тем больше возможностей для саморазвития и полноценного отдыха детей дает лагерь. Традиционно в структуре смены выделяются пять периодов: подготовительный, организационный, основной (или рабочий), итоговый (или заключительный), постлагерный. Каждый из периодов имеет свое назначение, свои функции, которые вытекают из названия. Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям, среди которых наиболее значимы: ожидание ребят, организация деятельности, роль и позиция педагога, нравственно-психологическое состояние детского общества. Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовясь к поездке в лагерь. Организационный период - первые три дня смены - время адаптации, период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым социальным окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период- помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Основной период смены - период личного саморазвития и самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка - выбор видов деятельности, позволяющих саморазвиваться. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. Заключительный период - последние три дня смены - время подведения итогов. Детям надо выяснить, чему научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезным в дальнейшей постлагерной жизни. Снова усиливается значение педагога как главного организатора. Постлагерный период - срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств. Это этап рефлексии, всестороннего анализа того, что было на смене. Ребенок окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он еще раз в лагерь. Нередко именно выводы постлагерного периода влияют на отношения ребенка к лагерной жизни. Таким образом, применительно к деятельности ДООЛ, смена – специфичный период работы лагеря, в течение которого реализуется значительный комплекс педагогических задач.

Специфика заключается и в том, что приезжая в лагерь на смену, дети, во-первых, меняют свое окружение. Нарушаются привычные коммуникативные связи с семьей и друзьями, меняется вся устоявшаяся система отношений. Во-вторых, изменяется весь стиль жизнедеятельности. Жизнь в лагере носит публичный характер: вместе едим, учимся, играем, отдыхаем. Лагерь требует соблюдения режима дня; научно обоснованный рациональный режим дня позволяет укрепить здоровье ребят, закаляет их физически, обеспечивает сочетание общественно полезного труда и отдыха, целесообразную смену видов деятельности и разнообразных досуговых форм работы. Такой режим способствует воспитанию дисциплинированности и организованности детей.

 Для разумного отдыха детей и подростков, воспитания у них любви к природе, укрепления здоровья и физической закалки широко используются природные условия. В лагере ребята познают окружающий мир, непосредственно общаясь с природой, которая таит в себе неисчерпаемые возможности для воспитания чувства прекрасного, эстетических и нравственных переживаний, воспитания любви к Родине. Природные условия позволяют широко развернуть коллективную деятельность ребят по физкультуре, спорту и туризму.

В-третьих, дети изменяются сами. Каждый ребенок связывает с пребыванием в лагере свои представления, возлагает на смену определенные надежды: чему-то научиться, что-то попробовать, от чего-то отказаться. Дети меняют свой статус, свою жизненную позицию. Лагерь меняет самооценку ребенка

.Таким образом, особенностью смены является наличие новой для детей воспитательной среды, природные условия, рациональный режим дня, своеобразие временного коллектива, интенсивность воспитательного процесса.                                                                                                                 Эти особенности оказывают значительное влияние на детей, и лагерь становится для них тем воспитательно-образовательным пространством, под которым мы понимаем педагогически целесообразно организованную сферу жизнедеятельности ребенка, обеспечивающее ему конструктивное личностное развитие, творческое, культурное и профессиональное самоопределение. Детский оздоровительно-образовательный лагерь                                                                                                    создает реальные условия для саморазвития ребенка, гораздо более широкие и разнообразные, чем располагает школа, традиционно ориентированная на приоритеты обучения. Лагерь и каникулы - суть альтернативное школе, но столь же важное и особенное пространство образования и воспитания, имеющее непосредственный выход в поле индивидуального саморазвития. Содержание каникул самоценно и имеет во многом решающее значение для самоопределения и саморазвития ребенка. Две ценности саморазвития индивидуальности лежат в основе каникул - свобода и интерес. Эти слагаемые тесно связаны: свобода является условием самореализации ребенка, а ситуации свободной самореализации стимулируют интерес. Свобода осуществляется индивидом, прежде всего как субъектное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Именно в лагере ребенок освобождается на достаточно длительное время от авторитарного влияния школы, от опеки и контроля родителей. Сегодня в лагере дети могут получить то, что им больше всего нужно,- ощущение, что ты свободен, что делаешь то, что хочешь. Часто мы избавляем ребенка от ситуации выбора, самостоятельного решения, хотя только такая ситуация дает возможность человеку «делать» самого себя, говорить на языке поступка. Это нелегкое искусство, но лишь оно позволяет стать личностью.

Свобода выбора - свобода решения - свобода действий - свобода творчества и самовыражения, - такова последовательность, ведущая к свободе деятельности человека.  Выбор становится организационной формой и процедурой управления, способом жизнедеятельности воспитательной системы. Лагерь представляет выбор пути и темпа развития каждому подростку, способов организации своей жизни и возможностей удовлетворения новых, актуализирующихся потребностей и предпочтений, содержания и форм деятельности педагога и группы и т.д. Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия. Каникулы в значительно большей мере, чем учеба в школе, отвечают потребностям ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов.

Одна из главных целей педагогической и организаторской деятельности ДООЛ - найти приложение ребячьим силам и возможностям, создать условия для реализации детских интересов. Все это наглядно отражено в разнообразных летних программах и проектах, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляется в полной мере. Содержание каждой программы нацелено на развитие лидерского и творческого потенциала детей, на активную практическую деятельность каждого ребенка. Участвуя в предлагаемых программах и проектах, ребенок повышает социальный статус и собственную самооценку, использует право быть самостоятельным в принятии решений, своей деятельностью создает перспективу интересной жизни лагеря в целом, овладевает культурой общения, приобретает новых друзей и впечатления, которые составят основу его жизненного опыта. При разработке новых идей и планировании экспериментов точкой отсчета становится выбор смысла и цели предлагаемой ребенку деятельности, которая должна способствовать развитию лучших качеств его личности.

Существует много методик и педагогических средств, позволяющих обеспечить положительную мотивацию к смене предлагаемых ролей. Эти методики и средства просты, зачастую кажутся неоригинальными и широко известны: игра, поручение, проба сил, свободный выбор деятельности, анализ собственной и коллективной деятельности. Чаще всего такие методики применяются в тематических сменах. Основа такой смены - идея, которую разделяют все участники смены. Все большее развитие получают профильные ДООЛ - юных техников, натуралистов, моряков, геологов, десантников, экологов, туристов и краеведов и др. В оборудовании таких лагерей активно участвуют профсоюзные комитеты организаций и предприятий, заводов, фабрик, учреждений. С ребятами занимаются инструкторы- педагоги внешкольных учреждений, воины-шефы. ( Например, РОСТО) Жизнь профильного лагеря тоже организована на основе принципов деятельности детской общественной организации. Здесь четко развито самоуправление детей, самообслуживание, проводится разнообразная воспитательная и оздоровительная работа. В профильных лагерях дети развивают свои интересы, приобретают умения и навыки, закрепляют знания, полученные на занятиях в кружках и секциях.

Задача лагеря - удовлетворить ожидания каждого. В качестве общей цели может выступать создание условий для развития и саморазвития индивидуальности каждого ребенка и взрослого через реализацию педагогического потенциала общения в организуемых и ситуативных формах их проживания и жизнедеятельности. В процессе организации жизни детей в лагере используются идеи гуманистической педагогики сотворчества. Такая педагогика предполагает создание особого стиля взаимоотношений, поведения, образа жизни, общения, основанных на диалоге всех участников.

Весь период пребывания в лагере ребенок находится в ситуации постоянного общения с другими детьми, вожатыми, педагогами, врачами, техническими работниками, администрацией лагеря. Рядом нет всепрощающей мамы, нет ее защиты. Надо постоянно корректировать свои отношения, прятать или раскрывать свои чувства. Основной средой в лагере становятся развивающие и развивающиеся отношения в группе. Система этих отношений является и продуктом, и условием творчества участников, т.е. создается сотворчеством детей и взрослых, причем последние играют роль инициатора, да и то лишь вначале. Основным механизмом реализации педагогического потенциала общения во временном детском коллективе является создание особой среды, позволяющей, с одной стороны, реализовать педагогические цели, с другой стороны, удовлетворить потребности детей, том числе, в свободном общении и разнообразных видах деятельности.

Среда общения создается на основе гуманистических, творческих, развивающих и развивающихся отношений в сообществе взрослых и детей; общения, базирующегося на диалоге, а не монологе; свободного выбора сфер практического приобщения к социально-культурным ценностям; открытости проблем, значений и смыслов реальностей, окружающих человека; культивирования всевозможных форм творческой активности детей и взрослых.

Определяя гуманистический характер воспитательного процесса, многие ученые и практики, прежде всего, обращают внимание на необходимость уважения к ребенку, на отношения, построенные на сотрудничестве и взаимодействии, а не воздействии, на необходимость работы педагога в открытой позиции. Гуманистическая идея связана, как известно, с заботой и защитой ребенка. Такой подход ставит перед взрослыми новые задачи: обеспечение условий жизнедеятельности ребенка, его здоровья, полноценного проживания в условиях летнего лагеря, защиты от произвола сверстников и взрослых, охраны от агрессивных проявлений социума, обеспечения безопасного взаимодействия с природой.                              Одним из слагаемых саморазвития является первейший принцип организации жизнедеятельности лагеря - образование опыта ребенка, признание того, что индивид, в конечном счете, должен научиться делать собственный выбор. Приобретение умений – следующее слагаемое саморазвития, которое присуще лагерному опыту. Каждый ребенок должен достичь определенного уровня практических умений и мастерства и непосредственно наблюдать результаты деятельности. Еще одно слагаемое - знания. Лагерная среда предлагает ребенку все богатство возможностей открыть для себя непосредственно те явления, о которых в школе можно только теоретизировать.    А две ценности, лежащие в основе педагогики каникул - творчество и совместность - можно назвать важнейшими факторами эффективности процесса самореализации «Творчески» и «вместе» - становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса.

Одним из ведущих педагогических средств на этом пути были и остаются методики организации творческих дел. ( И.Иванов, Ф.Шапиро, О.Газман, А.Лутошкин, С. Шмаков, А.Кирпичник, М. Казакина, А. Мудрик и др.). По разному называют изменяющиеся во времени педагогические тактики и технологии сотрудничества детей и взрослых, но суть остается одна - воспитание и саморазвитие в совместной творческой деятельности. Потенциально в лагере можно и нужно жить самостоятельно. Но при этом необходимо найти гармонию индивидуального и коллективного. 

Если во главу угла положены ценности, интересы, ожидания детей- то вся атмосфера лагеря, весь его быт, структура, взаимоотношения должны будут строиться с учетом внутреннего мира и образа жизни ребенка и подростка.

Задача педагогического коллектива тогда будет заключаться в создании условий для полнокровной жизни ребенка, для его безопасного времяпрепровождения, для развития культуры взаимоотношений, духовного развития личности, формирования способности к собственному выбору и самореализации. В этом, наверное, и состоит основной смысл и суть деятельности лагерей в наше время.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.