Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Ценностно-ориентированное воспитание подрастающего поколения средствами детского оздоровительного лагеря (на примере ДОЛ на «Челночок»)

2024-04-16 311
Ценностно-ориентированное воспитание подрастающего поколения средствами детского оздоровительного лагеря (на примере ДОЛ на «Челночок») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Сегодня мы живем во время, когда дискредитация общечеловенческих ценностей стала ужасающе привычной:

    труд перестал быть делом чести; помолодела набирающая темпы преступность; мерилом значимости человека стали деньги; не утихают региональные межнациональные вооруженные конфликты, сопровождающиеся гибелью людей; юные, ведя образ жизни, противоречащий здравому смыслу, наносят непоправимый вред здоровью; увеличивается число самоубийств среди молодых людей, утративших идеалы, оказавшихся в нравственном тупике; процветают наркомания и алкоголизм, неизбежным следствием которых являются генетическая деструкция, снижение рождаемости и рост смертности среди населения; Россия становится экологической свалкой; забыто понятие «гражданский долг» – во всем этом таится реальная угроза национальной безопасности Отечества.

Решение проблемы во многом зависит от организации воспитательного процесса, осуществляемого как в рамках всей системы образования, так и в условиях конкретного учреждения, в частности, детского оздоровительно-образовательного лагеря[6], одной из функций которого является формирование социальных качеств гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя. Названые смыслосодержащие характеристики могут быть обеспечены посредством выработки у детей жизненно ценных ориентаций.

Ценности - то, что дорого для человека. Это значимые для него объекты, как материальные, так и идеальные. В широком смысле слова ценностями называют обобщенное, устойчивое представление о чем-то предпочитаемом, что отвечает каким-то потребностям, интересам, планам человека или общества в целом.

Сознательные представления о системе ценностей, совокупность ценностных установок составляют ценностные ориентиры личности. Они формируются в процессе усвоения социальных норм и требований времени тех социальных групп, куда личность оказывается включенной.1 Ценностные жизненные ориентиры являются регулятором поведения личности. На их основе формируются нравственные убеждения и представления человека, которыми он руководствуется в процессе своей жизнедеятельности.

Ценностные ориентации – важные элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и ограничивающие значимое, существенное для человека от незначимого. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения.  Единство сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека.

    Таким образом, ценностная ориентация – это готовность и способность совершать поступки на основе определенной системы ценностей, которая являет собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о жизни, свободе, Отечестве, справедливости, достоинстве, мире, здоровье, труде, добре, дружбе, любви, семье и др.

    Выработка ценностных ориентиров представляет собой сложный, многогранный процесс, на который активно влияют семья, социум, внешние факторы. Становление системы ценностей происходит в подростковом периоде, когда начинает складываться мировоззрение, появляется новая жизненная позиция. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми подросток руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают противоречия жизни. Именно в этот период развития личности воспитательные институты должны перенести свое внимание на формирование правильной, верной системы ценностей подростков и на её основе – нравственных убеждений и представлений. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, есть суть современного воспитания. 

    Субъектный состав воспитательной системы в стране весьма разнообразный, определенное место в его структуре, как говорилось выше, занимают детские образовательно-оздоровительные лагеря, которые в силу своей специфики (отрыв ребенка от привычного окружения и пребывание его в условиях временного детского коллектива, характеризующегося единством целей и наличием педагогически регулируемой деятельности, а также взаимоответственностью всех участников) могут внести посильную лепту в воспитание детей путем формирования ценностных ориентаций и выработки потребности действовать в соответствии с ними.

    В ряду особенностей детского лагеря нами названа педагогически регулируемая деятельность. Как известно, деятельность – это основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, направленная на среду и на себя. Рассмотрим содержание деятельности детского оздоровительного лагеря с позиции реализации его функций, поскольку деятельность ДООЛ связана с его основным назначением – оздоровлением детей и организацией их полноценного отдыха. В рамках этой генеральной задачи решается и ряд других, не менее важных: обеспечение занятости детей в каникулярное время и тем самым профилактика отклоняющегося поведения, сохранение физического и духовного здоровья, формирование нравственных убеждений, правил и норм поведения, привитие навыков и потребности в здоровом образе жизни, воспитание патриотизма и гражданского самосознания, создание условий для реализации интеллектуального, познавательного, творческого потенциала и пр.

    Таким образом, спектр функций, выполняемых детским лагерем достаточно широк, это и педагогические функции (воспитание, оказание педагогической поддержки в личностном самоопределении, реализация познавательных, коммуникативных и творческих способностей и др.), и социальные (социализация, предупреждение детской безнадзорности, формирование общих социальных ценностей и др.), и методические (поддержка педагогических инноваций, повышение квалификации педагогов ДООЛ и др.)

    Воспитание, относясь к разряду педагогических функций, переплетается со всеми другими функциями, пронизывая все виды детской деятельности. Причем носит скрытый характер: дети не чувствуют себя объектом приложения педагогических воздействий, не осознают свою подверженность продуманным педагогически влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, т.е. внутренней удовлетворенностью ребенка самим участием в этой деятельности, и, что немаловажно, ориентировать на ценностные основы жизни, а также личностные и социально-культурные ценности.

    Механизм выработки ценностных ориентиров личности хорошо прослеживается в организации коллективной жизнедеятельности сообщества детей и взрослых в летнем загородном лагере «Челночок» (опыт 1998-2004 гг.), где были созданы все необходимые условия для оказания социально-педагогической поддержки будущим гражданам страны в их жизненном самоопределении. Состав отдыхающих в лагере детей на 80% постоянный, что давало реальную возможность достичь педагогической эффективности, т.е. добиться в обозримом будущем адекватности изменений в сознании и поведении детей тем целям и задачам, которые планировались.

    Вот некоторые направления и формы коллективно-творческой деятельности:

1. ориентация на общественно-полезный труд: самообслуживание, работа по благоустройству помещений и территории лагеря, «трудовой десант», мастерская «Поделкино», дежурство по лагерю и пр.;

2. выработка потребности в здоровом образе жизни: беседы «Табачный омут», «Курильщик – сам себе могильщик», диспуты «Алкоголь: жить или пить?», ролевая игры «Сделай свой выбор», «Скажем НЕТ! СПИДу» и др.

3. физическое развитие, оздоровление и закаливание детей: ежедневная утренняя зарядка, соревнования по игровым видам спорта между отрядами и соседними лагерями, Республиканская межлагерная Спартакиада, «Олимпийские часы», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья»

4. военно-патриотическое воспитание, выработка мотивации на службу Отечеству: профильная смена «Отчизны верные сыны», торжественная линейка «Эстафета поколений», смотр песни и строя «Вьется знамя полковое», Праздник песни «Песня в солдатской шинели», поэтический вечер «Строка, оборванная пулей», беседа «Никто не забыт и ничто не забыто», заочная экскурсия «Города-герои», военно-спортивная игра «Зарница», стенгазета «Боевой листок», познавательно-развлекательная программа «По фронтовым дорогам с Василием Теркиным» и др.

5. формирование экологического сознания: шефство над лесными участками в окрестностях лагеря, конкурсы рисунков «Байкальские фантазии», викторина «Знай и люби свой край», праздник песни «Лесной марш», познавательно-развлекательная программа «Путешествие по Байкалу» и др.

6. подготовка старших подростков к будущей семейной жизни, половое воспитание, выработка у мальчиков и девочек стереотипов мужского и женского поведения: беседы врача о правилах личной гигиены, ролевая игра «Что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить», конкурс «Мальчишки и девчонки», диспуты «Кто в доме хозяин», «Аборт – смерть до жизни: есть ли нравственное оправдание?», познавательно-развлекательные программы «Слет юных Василис», «Первое свидание», «Любовь с первого взгляда», беседа «А у нас сегодня гость» и др.

7. выявление и реализация творческого потенциала: кружки художественно-творческой направленности – макраме, резьбы по дереву, хореографии, бисероплетения, мягкой игрушки, хорового и эстрадного пения; конкурсы «Звездопад», «Лейся, песня», «Город мастеров», «Музыкальный час» и др.

       Проанализировав направления и формы коллективно-творческой деятельности детского оздоровительного лагеря «Челночок» ЗАО УУ ТСМ, можем сделать вывод о четко выраженном ценностно-ориентированном содержании воспитательного процесса, осуществляемого усилиями его педагогического коллектива, что дает нам основания утверждать: образовательные учреждения этого вида в системе воспитания подрастающего поколения занимают достойное место.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.