Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2024-04-16 | 306 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Под детским объединением понимается такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
Некоторые из детских объединений характеризуются каким-либо одним направлением деятельности, другие являются многопрофильными. Объединения могут быть для детей одного возраста и разновозрастными; могут отличаться по своим целям, программам деятельности, количеству и составу участников, характеру взаимоотношений, связей, внутренней структуре, уровню развития и степени влияния на детей и подростков.
Кроме того, объединения разнообразны по организационной структуре: это может быть союз, Федерация, ассоциация, коммуна, компания, клуб, дружина, звено, секция, кружок, отряд и пр. Форма объединения выражает его конкретную реальную характеристику существования во времени и пространстве. Например, студия, ансамбль, кружок – в Доме детского и юношеского творчества; подростковый клуб, коммуна – по месту жительства; дружина, отряд – в детском оздоровительном лагере и т.д.
Можем ли мы назвать коллективом детское объединение? Коллектив и детское объединение (допустим, отряд, кружок, секция) – понятия не однозначные. Отряд – это списочный состав детей, объединенных по каким-то формальным признакам (чаще по возрасту). А коллектив отряда – реально существующий, органически спаянный, с особыми закономерностями внутренней жизни социальный организм, который рождается в результате функционирования межличностных отношений в процессе общей жизнедеятельности и умирает с окончанием лагерной смены. Иной раз так и не происходит зарождение коллектива, что становится настоящим бедствием и для ребят и для педагогов-воспитателей и отрядного вожатого.
|
Если же отряд (или же любой другой вид детских объединений в условиях летнего загородного лагеря) состоится как коллектив, то он, являясь по сути своей временным, т.е. функционирующим в течение лагерной смены, приобретает все характерные особенности, присущие постоянно действующему коллективу.
Так, традиционная педагогика определяет коллектив как организационную форму объединения людей на основе какой-либо целенаправленной деятельности. Отсюда коллективом принято называть объединение людей, обладающее существенными и структурными признаками:
- общие социально значимые цели;
- общая социально значимая деятельность;
- наличие системы требования для достижения целей;
- взаимозависимость и взаимоответственность членов коллектива;
- наличие органов самоуправления;
- коллективные традиции.
Все это относится и к временному коллективу, характеризующемуся кратковременным пребыванием детей в условиях лагеря. И, что немаловажно, временный детский коллектив отличается от постоянно действующего более высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия («один за всех и все за одного»), что позволяет быстро, за одну лагерную смену, получить результат педагогического влияния.
Также специфичным для временного коллектива является способность создания оптимальных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. Так, в отрыве от привычного окружения ребенок живет и развивается в системе отношений с окружающим миром, основу которого составляют ему подобные – такие же дети, как он, но все-таки такие неодинаковые, с разным уровнем психологического, физического, эмоционального, интеллектуального развития, системой ценностей и мотивов поведения. Могут ли быть у всех детей одинаковые цели в их совместной деятельности? Думается, что нет. Их может объединять одна глобальная цель, например, В условиях лагеря соотносящаяся с досуговой, творческой или, возможно, трудовой деятельностью, но эта цель для каждого должна трансформироваться во вполне определенную задачу, отличающуюся от задач других членов коллектива. И временный коллектив становится этой социальной общностью, в которой развитие ребенка обусловлено развитием всех других детей.
|
Детский коллектив в условиях летнего оздоровительного лагеря в своем развитии проходит несколько взаимосвязанных стадий.
Первая стадия соответствует организационному периоду. Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, отражающих ближайшие, средние и отдаленные перспективные линии. И происходит в первый день заезда, когда списочный состав отряда утвержден, и наступает время общего сбора отряда («Огонек знакомств»). Эта встреча – очень ответственный момент, и требует от педагога должной подготовки, чтобы избежать возможные ошибки, не разочаровать ребят, не оттолкнуть их от себя и друг от друга.
В чем заключается подготовка к «Огоньку знакомств», сбору отряда, учредительному собранию? Прежде всего педагог должен иметь четкое представление о целях и задачах детского оздоровительного лагеря в контексте его основных функций, на этой основе знать целевое назначение конкретного формирующегося объединения (отряда, дружины, кружка), владеть информацией о потенциальных возможностях детей, их склонностях, интересах, пристрастиях, характерах, которую получил в процессе первичного наблюдения и собеседования с родителями в момент записи детей на пункте сбора.
Какие вопросы следует решать на «Огоньке знакомств»? Во-первых, познакомить ребят друг с другом, если это не произошло раньше (в автобусе, поезде и пр.). Сделать это можно с помощью игры; арсенал игр для знакомства достаточно разнообразен в соответствии с возрастом ребят, спецификой объединения. Далее следует организовать деловое обсуждение задач объединения и ближайшие действия для их решения. Ребята знакомятся с распорядком дня и обязательными требованиями безопасности жизнедеятельности в лагере. На «Огоньке» рождается название отряда, принимаются символы и атрибуты, формируются органы самоуправления. Хотя с этим вопросом можно не спешить, так как дети еще плохо знают друг друга. Достаточно создать временные органы самоуправления, а окончательный вариант принять после первого коллективно-творческого дела, ориентируясь на качества, проявленные ребятами в ходе его подготовки и реализации. Да и с названием отряда можно не спешить: оно и вся соответствующая символика появятся в процессе работы буквально на следующий день или даже к вечеру текущего. Но обязательно надо определить ближайшее конкретное мероприятие, или КТД –коллективно-творческое дело. Согласно коммунарской методики Иванова И.П. оно, дело, заставит ребят действовать, а это один из факторов создания коллектива. Причем, намечая первое КТД, следует руководствоваться такими соображениями:
|
1. Дело должно быть относительно легко осуществимым, не должно требовать слишком большого напряжения.
2. Дело должно быть близким по времени, чтобы данный подготовительный период не «размагнитил» ребят и чтобы они как можно скорее почувствовали результат решения хотя бы скромной задачи.
3. Дело должно быть интересным, увлекательным, не прозаичным и обыденным.
4. Дело должно занять всех ребят в отряде. Незадействованные члены отряда, если они превращаются в свидетелей активной деятельности других детей в коллективе, очень скоро почувствуют дискомфорт, у них возникнет чувство ненужности, невостребованности; отсутствие деловых контактов не способствует установлению коллективистских отношений.
5. Каждый член отряда должен добровольно выбрать форму конкретного участия в деле из предложенного перечня поручений и ролей (кто-то сценарист, кто-то оформитель, кто-то звукооператор и т.п.).
Таким образом, при условии решения на Огоньке знакомств всех вышеперечисленных вопросов дети получат возможность почувствовать себя действующим объединением, следовательно, будет решена задача первой стадии развития коллектива – заложены его основы.
|
Педагогическая поддержка в процессе формирования коллективистских отношений заключается в следующем:
- организуя детское объединение, следует идти от характера интересов и потребностей участников, а не от собственного волевого решения;
- с самого начала поощрять, закреплять любые формы проявления активности, инициативы, доверяя ребятам организационные и другие действия;
- проявлять внимание к каждому члену отряда, учитывая его индивидуальность;
- содействовать возникновению и закреплению связей между детьми (деловых дружеских): знакомить, заинтересовать друг другом;
- обеспечивать положительный эмоциональный настрой каждого человека и отряда в целом;
- широко с педагогическим тактом пользоваться методом поощрения;
- проявлять терпение, неторопливость. Дать идее коллективно-творческого дела созреть как собственному стремлению детей.
Вторя стадия развития коллектива характеризуется следующим: между членами коллектива устанавливается ответственная зависимость друг перед другом, общение педагога с детьми и детей между собой приобретает устойчивый характер, возникают черты творческого сотрудничества; усложняются цели и задачи коллектива, а также внутри- и внеколлективная деятельность, направленная на их решение; развиваются различные формы самоорганизации и самоуправления; формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к поступкам членов отряда; разветвляется организационная структура - большее развитие получают микрогруппы, образующиеся для выполнения различных поручений, деятельность микрогрупп цементируется педагогом и активом.
Третья стадия значительна тем, что на основе накопленного опыта коллектив поднимается на более высокую ступень своего развития. Этой стадии присущи следующие черты: цели и задачи коллектива приобретают социально-ценный смысл; происходит дальнейшее развитие всех видов коллективной деятельности – досуговой, творческой, познавательной, социально-практической; внутриколлективное сотрудничество становится нормой взаимоотношений; социально-ценные традиции, складывающиеся на предыдущих стадиях, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе; качественно более содержательными становятся связи с другими объединениями; расширяется педагогическая роль коллектива: по отношению к своим членам он является не только организующим началом, но и инструментом воспитания, социализации личности.
Как видим, каждая последующая стадия развивается на основе предыдущей, как бы вбирая и преобразуя ранее сложившиеся черты.
В зависимости от типа коллектива, временных рамок его функционирования, возрастных особенностей участников каждая из стадий обладает своеобразием: одно дело – коллектив детей младшего школьного возраста, другое – подростковый.
Таким образом, нами в обобщенном виде рассмотрены особенности временного детского коллектива в условиях летнего оздоровительного лагеря. При всей его специфичности в нем достаточно ярко прослеживаются черты, которые выявил основоположник теории коллектива, советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко: «Коллектив – это социально живой организм… там есть полномочия, ответственность, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть толпа или сборище».
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!