И Достоевский словами Шатова раскрывает нам тайну этого предельного релятивизма: «Вы потеряли различие зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать»3. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

И Достоевский словами Шатова раскрывает нам тайну этого предельного релятивизма: «Вы потеряли различие зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать»3.

2017-05-23 245
И Достоевский словами Шатова раскрывает нам тайну этого предельного релятивизма: «Вы потеряли различие зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать»3. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здесь мы, кажется, нащупываем болевую точку глобалист- ского постмодерна, его нервный узел. Постмодерн отражает настоящий переворот в социокультурном статусе интелли- генции и ее картины мира. В эпоху классического модерна интеллигенция выполняла роль церкви в пострелигиозном мире: она была на стороне «нищих духом» против господ ми- ра сего, а ее творчество готовило новое обетование для тех, кого повседневная действительность лишала надежды. В этом отражалась своего рода промежуточность эпохи модерна, восставшего против христианства, но наследующего его па- фос воскресения праведников.

Постмодернизм выражает следующую, завершающую фазу секуляризации: интеллектуальное творчество, лишен- ное обетования, считающееся только с логикой наличных

Искушение глобализмом 25

Обстоятельств и социальной конъюнктурой. Отныне нравст- венные и социальные обязательства интеллигенции перед

«нищими духом» воспринимаются ею как невыносимый мо- ральный гнет — такой же, каким на заре модерна восприни- мался гнет клерикальный. Двухсотлетняя полемика интел- лектуалов с богатыми кончилась; началась их полемика с бедными.

Кажущаяся просто патологической ненависть и презре- ние к бедным, угнетенным, неадаптированным на самом деле вписывается в логику секуляризации: служение обездо- ленным — это последняя религия, которая стоит на пути к становлению законченно светской, прагматической культу- ры. Но в самый момент этого «освобождения от служения» культура новой элиты обнаруживает свою полную беспо- чвенность, «умышленность». Собственно, все эти «декон- струкции» постмодерна, дезавуирование органических це- лостностей, стремление к декомпозиции, к коллажу, мертвя- щей мозаичности суть не что иное, как стратегия освобождения от всего «местного» в пользу «глобального». Техницизм как методика декомпозиции всего органически цельного, глоба- лизм как последовательное дистанцирование от «местного» и аморализм как освобождение от социального долга и слу- жения — вот результирующие нынешнего постмодернист- ского сдвига.

С этим связано и отрицание истории и историзма. Мо- дернистский дискурс о будущем — это секуляризированная форма неприятия земного града со всеми его грехами и несо- вершенствами. В противовес этому постмодернисты презри- тельно отвергают все «утопии будущего», предпочитая рас- творяться в настоящем. И если избранниками будущего были

«нищие духом», униженные и угнетенные, то избранниками настоящего, несомненно, являются наиболее приспособлен- ные. Противопоставление настоящего — будущему, прагмати- ческого реализма — утопиям, приспособленных — неприспо- собленным и неустроенным — вот интенции постмодернист- ского сознания. Глобализм выступает как противопоставление достигшего высшей мобильности меньшинства инертному большинству, связанному «чертой оседлости». Сегодня быть

26 А. С. Панарин

элитой — значит быть кочевником, не признающим «мест- ных» ограничений и кодексов.

Словом, глобальный мир раскрывает себя как мир при- вилегированный, элитарный. Глобализм есть привилегия, ко- торую решено отстаивать, невзирая на любые преграды. А преградами являются: национальное государство, прежняя мораль ответственности и социального служения, наконец, сам народ, у которого есть только одна страна — его собст- венная.

Таким образом, отношения между народом и прогрессом в постмодернистской перспективе решительно изменились. Прежде служение прогрессу означало служение народу; те- перь прогресс в его «глобальном выражении» противостоит народам. Мы подходим к новому определению глобализма: он представляет собой процесс интернационализации элит за спиной народов, более не могущих на эти элиты рассчи- тывать. Прогресс в рамках классического модерна измерялся критериями Большого пространства и Большого историчес- кого времени — он касался массовых судеб. Нынешняя гло- бализация является паразитарной: она протекает за счет раз- рушения этого Большого пространства — времени. Элиты приобретают весь мир — освобождаясь от национальной привязки и связанных с ней обязательств. Они могут это де- лать, только последовательно разрушая национальные про- странства и суверенитеты. Но демонтаж единых больших на- циональных государств лишает народы единого большого Отечества, заменяемого новым именным и региональным местничеством.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.