Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-12-07 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тестирование и оценка эффективности рекламы. Методы тестиро вания рекламы до начала рекламной кампании. Тесты на запоминание. Портфельные и театральные тесты. Использование фокус - групп для тестирования рекламы. Электронные фокус - группы. Использование ин формационных технологий в тестировании рекламы. Методы оценки эффективности рекламы. Оценочные и аналитические методы определения эффективности. Контрольные вопросы и задания. Задания для самостоятельной работы.
Краткий экскурс в историю
Одним из «отцов российской рекламы», да и, пожалуй, не только российской можно с полным правом назвать Николая Леонти-евича Шустова. Разработка и создание нового винно-водочного бренда в России XIX в. было задачей необычайно сложной и для ее решения были предприняты новаторские по тому времени действия. Разумеется, фирменный стиль, узнаваемая упаковка — в этих приемах нет ничего нового, они существуют столько, сколько существует понятие «клеймо мастера», но рекламные акции компании «Шустовъ и сыновья» были беспрецедентными. Они обеспечивали наряду с максимальным охватом аудитории максимальное побудительное действие рекламного сообщения в зависимости от психографических особенностей представителей целевых групп.
Для самой многочисленной и разнородной группы покупателей — россиян со средним доходом — использовались все возможные средства рекламы. Газеты и журналы пестрели рекламными объявлениями, публиковались шуточные стихи, рекламирующие марку. Шустовский коньяк фигурировал в разделе загадок и анекдотов, публиковались различные юмористические сценки и фельетоны, обыгрывавшие этот напиток.
|
Шустов первым догадался размещать на обложках популярных журналов свой логотип. Одна из самых популярных московских актрис, исполняя роль Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница», просила подать ей именно «шустовского коньяку», хотя во время написания пьесы такой марки коньяка еще не существовало. Плакаты с фирменным знаком компании — медным колокольчиком и надписью «коньяки Шустовъ» — украшали в конце XIX в. борта пароходов и дирижаблей. Такие же таблички
204
прикручивались к конным экипажам. На крыше первого московского трамвая также была размещена реклама шустовских коньяков.
Уже в начале XX в. о щустовском коньяке знали не только в России, но и за ее пределами. Для закрепления успеха марки Николай Шустов в 1900 г. инкогнито послал образцы на выставку в Париж. Жюри, состоявшее из знаменитых французских дегустаторов, единодушно присудило неизвестному виноделу гран-при. В порядке исключения Николаю Шустову, единственному в мире иностранному виноделу, французами была предоставлена привилегия на бутылках со своей продукцией писать не «бренди», а «cognac». Больше такого права за всю историю коньячного производства не удостаивался никто.
Как видно из сказанного, при продвижении торговой марки «Шустовъ» учитывались практически все существующие стереотипы потребительского поведения. До Шустова реклама обращалась к покупателю с позиций просителя, Шустов изменил саму систему взаимоотношений рекламы и целевой аудитории.
«Покупатель нам не друг. Он нам слуга и хозяин. Как слугу мы должны научить его покупать то, что выгодно нам, а как хозяина должны научить требовать в магазинах то, чтобы им продали то, что нам выгодно. Поэтому лучшей рекламой будет не «спрашивайте в магазинах наливки Шустова», а «требуйте везде шустов-ские наливки».
Рекламная кампания торгового дома «Шустовъ и сыновья» решала все маркетинговые задачи в комплексе — донести до всех потенциальных потребителей информацию о существовании торговой марки, создать о ней у покупателей образ успешной, процветающей и в зависимости от особенностей менталитета представителей каждой группы недорогой, высококачественной, престижной, современной, имеющей исторические корни.
|
Шустовы, безусловно, были, говоря современным языком, гениальными промоутерами, сумевшими интуитивно сегментировать рынок, определить предпочтения и стереотипы поведения целевых групп, создать концепции, аутентичные каждой группе потенциальных потребителей, разработать оптимальную стратегию продвижения своей торговой марки, причем на рынке не только российском, но и европейском. Российская реклама до сегодняшнего дня фактически остается в границах, очерченных этими «интуитивистами» середины XIX—начала XX в.
Однако средствами одной только, пусть даже самой эффективной, рекламы невозможно решить все задачи, возникающие при выведении и продвижении товара на рынке. Только грамотное сочетание средств маркетинговых коммуникаций, которые будут включать в себя и политику ценообразования, и политику продаж, и оптимальные характеристики товара, может обеспечить
205
создание успешного бренда и увеличение объемов продаж (в зависимости от поставленной задачи).
13.2. Тестирование рекламы и определение ее эффективности
Эффективность рекламы — это изменение под ее воздействием следующих параметров: численности новых покупателей; численности всех покупателей; суммы продаж или покупок; числа клиентов, привлеченных данной рекламой; доли постоянных клиентов.
Рассмотрим три фактора тестирования и оценки рекламы: проводить тестирование или нет; что и когда тестировать; какой критерий или тест использовать.
Тестирование и оценка эффективности рекламы предполагают, что до начала рекламной кампании будут выделены средства на изучение реакции потребителя на эту рекламу. Пример рекламы для теста приведен на рис. 13.1.
Тестирование рекламы можно проводить в начале и в конце ее создания (на стадии макета), в конце изготовления и после начала рекламной кампании.
Обычно тесты на трех первых стадиях называют предварительным, а на завершающей — заключительным тестированием. На каждой из четырех стадий можно использовать различные типы тестов, которые будут отличаться в зависимости от вида рекламы — печатной или на каналах вещания.
|
Методы тестирования рекламы до начала рекламной кампании. Эти методы позволяют обосновать затраты на рекламу, избежать
206
дорогостоящих ошибок и определить параметры измерения успешности рекламы.
Объектами тестирования выступают товарные характеристики, реакция целевых групп, восприятие содержания рекламных сообщений (и их частей), выбор средства распространения, общее восприятие рекламы.
Для тестирования рекламы на предварительной стадии используют тесты на запоминание, портфельные и театральные тесты, фокус-группы (традиционные и электронные), информационные технологии и др. Ключевой вопрос выбора одного из методов: что является мерой эффективности рекламы для товара данной марки, для данной компании в настоящей ситуации маркетинга?
Тесты на запоминание. Этот метод тестирования направлен на оценку узнавания и запоминания рекламного ролика (сообщения).
Узнавание означает, может ли покупатель узнать в новом рекламном сообщении то, что он видел раньше. Пример тестирования на узнавание — тесты телевизионных рекламных роликов (напитков «Рыжий Ап») компании «Вимм-Билль-Данн» (см. рис. 12.2). Эти тесты выполнены как обследование по почте, в котором 1 тыс. покупателям, чьи дети получают цветной иллюстрированный журнал «Рыжий Ап», были разосланы анкеты. Интерес к заданию вызвал 500 ответных писем. Вопрос об узнаваемости приведен в начале анкеты. Внизу приведены вопросы об ассоциации с маркой продукта, представляющей критический аспект для большинства компаний. В среднем 60 % узнали рекламу, а 73 % смогли правильно выбрать искомую торговую марку из предложенных трех вариантов. Коэффициент корреляции между повторными тестами составил 0,98.
Узнаваемость — необходимое условие для эффективности рекламы. Если реклама не прошла этот тест, она неэффективна. Очень узнаваемы рекламные сообщения компании Nestle (рис. 13.2).
Метод оценки запоминаемости рекламы относится к измерению части произвольно выбранной аудитории, которая может вспомнить рекламу. Существует два вида показателя запоминаемости:
|
вспоминание с подсказкой (реакция покупателя стимулируется показом иллюстрации из рекламы);
самостоятельное вспоминание.
Наиболее известный метод определения запоминаемости на телевидении — опрос телезрителей спустя 24...30 ч после показа рекламы — называется тестом запоминания на следующий день (day-after-recall — DAR). Суть DAR состоит в опросе по телефону от 150 до 300 телезрителей через 24 ч после появления телевизионной рекламы по утвержденному опроснику, например:
207
«Вспомните рекламу предыдущего дня по одной из категорий
продукции». Если респонденты не могут правильно указать марку, им сообщают категорию и марку продукта и снова спрашивают, не могут ли они вспомнить эту рекламу.
«Вспомните увиденную рекламу марки. Что в ней было сказано, что показано и какая главная мысль рекламы?»
С помощью метода DAR определяют процент зрителей рекламы, вспомнившими что-нибудь конкретное из увиденных более суток назад рекламных роликов. Этот показатель называется процентом доказанного запоминания. Метод DAR также обеспечивает получение специальной дословной передачи (воспроизведения) того, что зрители помнят из рекламных сообщений, и позволяет анализировать запомненную зрителями информацию о сущности главного сообщения, которое было передано.
Проблемы, связанные с показателем запоминаемости, заключаются в том, что тесты на запоминание нецелесообразны для эмоциональной рекламы; показатель запоминаемости рекламы, вызывающей чувства, возрастает, если воспоминание стимулируется не наименованием продукта или торговой марки, а вместо этого дается подсказка — описание первой сцены рекламы. Кроме того, надежность тестов на запоминание сомнительна. При изучении рекламы одного из многочисленных классов продуктов было обнаружено, что коэффициент корреляции повторных тестов чрезвычайно низок (ниже 0,3).
208
Тесты на запоминание чрезмерно зависят от привлекательности и характера телепрограммы (метод DAR для рекламы в новых телепрограммах в среднем на 25 % ниже, чем для рекламы, показываемой в других телепередачах).
Результаты теста на запоминаемость заметно меняются в зависимости от характера привлекаемых к тесту покупателей (воздействие метода DAR выше у лояльных покупателей и ниже у нелояльных). При проведении одного из исследований семь из восьми работ по оценке эффективности тестов на запоминаемость практически не обнаружили связи между показателями запоминаемости и убедительности рекламы.
Портфельные и театральные тесты. Портфельные тесты связаны с изменением предпочтения торговой марки, вызванным показом телерекламы. Технология проведения портфельного теста включает в себя следующие этапы:
|
формируется выборка численностью до 450 респондентов из разных мест проживания (по телефону);
из респондентов формируют группы по 25 человек и задают им вопросы, связанные с использованием марки продукта;
респондентам предлагают посмотреть определенную получасовую музыкальную программу с участием четверых профессиональных исполнителей. В середине программы включены, например, семь рекламных роликов, в том числе четыре тестируемых;
после просмотра программы респондентам задается вопрос без подсказки о запоминаемости имени торговой марки, ответ на который формирует базис оценки случайной осведомленности (процент тех, кто вспомнил, что рекламировалась данная марка).
Важным элементом портфельного теста является использование нескольких показов рекламы. Рекламодателям следует помнить следующее: эмоциональная реклама должна тестироваться в режиме многократных показов, так как по сравнению с рациональной рекламой такая реклама получает отклик на нее более медленно при повторении, поэтому одноразовый показ тестируемой рекламы не будет давать объективную оценку на ответы, которые были бы получены при часто повторяющихся показах рекламы.
В завершение портфельного теста респондентов опрашивают, как они понимают слоган сообщения, вторичные идеи рекламы, оценивают диктора, представляющего рекламу, в целом рекламное сообщение, воспринимают ли уникальность рекламируемой торговой марки и видят ли различия с аналогичными торговыми марками, есть ли раздражающие или смущающие их элементы в рекламном сообщении, способно ли оно завлечь зрителя и др.
Оценка запоминаемости имеет только диагностическую ценность и слабо связана с успехом рекламной кампании.
8 Организация рекламной деятельности
209
Театральный тест помогает оценить, насколько легко читается и воспринимается потенциальным потребителем рекламный материал в представленных рекламных сообщениях.
Использование фокус-групп для тестирования рекламы. Фокус-группа — метод тестирования рекламы, применяемый при проведении качественных маркетинговых исследований. Фокус-группы в рекламе применяются в случаях, когда необходимо получить от покупателей информацию о восприятии рекламных материалов, об ассоциации и мнении, связанных с рекламой, о потребительском поведении после показа рекламных материалов.
В основе этого метода лежит специальная форма глубинного интервью, проводимого в группе.
В процессе работы фокус-группы ее участники по определенному сценарию, согласованному с заказчиком, обмениваются мнениями под руководством модератора (ведущего). Для организации фокус-групп проводится рекрутмент и приглашаются покупатели из числа целевой аудитории заказчика данного исследования. Вся беседа записывается на видео- или аудионосители для дальнейшей расшифровки и анализа.
Традиционные фокус-группы могут предварять количественные исследования рекламных материалов и проводить работу после них. В первом случае основная задача фокус-группы —- определить главные направления проведения количественного исследования. Во втором случае работа фокус-группы направлена на уточнение данных количественного исследования, его дополнение в результате более подробной проработки полученной ранее информации.
Использование электронной фокус-группы (ЭФГ) — это метод изучения оценок и мнений респондентов, основанный на применении современного электронного оборудования. Областями применения ЭФГ являются:
а) телевидение: анализ телепрограмм — выявление последова
тельности сильных и слабых эпизодов; прогнозирование зритель
ского рейтинга, выявление «прайм-моментов»;
б) реклама: анализ рекламных роликов — оценки по различ
ным аспектам с возможностью многократного показа телероли
ков; анализ восприятия рекламных афиш;
в) тестирование дизайнерских решений: сравнительные оцен
ки различных дизайнерских решений в области архитектуры, моды
и др., в том числе на стадии разработки; оценка качества фраг
ментов видео- и компьютерных презентаций;
г) политический консалтинг: тренинг заказчика для общения
с аудиторией; «доводка» политической рекламы; экспресс-анализ
и корректировка избирательной кампании в завершающий пери
од перед выборами; анализ видеозаписей публичных выступле
ний и предвыборных дебатов политических лидеров — выявление
210
эпизодов с высокими и низкими оценками для корректировки содержания и стиля публичных выступлений.
Метод использования ЭФГ базируется на работе группы, участники которой отбираются случайным образом или по какому-то определенному принципу в зависимости от задачи исследования.
Каждый участник получает специальный электронный датчик с пятибалльной шкалой, с помощью которого он должен фиксировать свою реакцию на происходящее.
В процессе работы группы электронное оборудование ежесекундно снимает и запоминает показания датчиков, систематизирует, обобщает их и совмещает с видеоматериалом.
Электронная регистрация участников ЭФГ позволяет разбить аудиторию на определенное число групп в соответствии с целью и задачей исследования. После соответствующих разъяснений и постановки задачи модератором (ведущим) аудитории демонстрируется тестируемый видеоматериал. Каждый из участников с помощью электронного датчика фиксирует свою реакцию на происходящее на экране (нравится — не нравится, интересно — не интересно, согласен — не согласен и т.д.) по пятибалльной шкале.
Проведение по окончании работы ЭФГ группового интервью с частью респондентов — участников ЭФГ позволяет выяснить мотивацию зарегистрированных реакций, сравнить вербальные и невербальные оценки респондентов.
Использование информационных технологий. Для исследования реакции на рекламу широко используются информационные технологии, с помощью которых пытаются уловить изменения в работе нервной системы у потенциальных покупателей или их эмоциональное возбуждение в процессе показа рекламы. В этом методе тестирования рекламного сообщения используются следующие способы:
фотографирование глаз. При этом способе используют устройство, которое фиксирует движение глаз человека, фотографируя маленькую точку света, отраженного от глаз, или снимая на кинопленку движение глаз. Устройство показывает точку на печатной рекламе или на упаковке, где взгляд фокусируется 60 раз в секунду. Можно аналитически определить, что увидел зритель (читатель), к чему он вернулся и в какой точке был зафиксирован его взгляд;
измерение расширения зрачков (пьюпилометрия). Этот способ связан с определением расширения зрачков, которые, как известно, расширяются в том случае, когда видят нечто интересное и приятное, и сужаются, встретившись с неприятным или неинтересным явлением. Одним из случаев применения этого свойства является использование его при тестировании новой телевизионной программы;
211
сопряженно запрограммированный анализ рекламы (conjugately programmed analysis of advertising — CONPAAD). В этом способе тестирования рекламы применяется управляемое респондентом ножное или ручное устройство, которое регулирует интенсивность звука и изображения телевизора. Зритель должен приложить усилия, чтобы выдержать сигналы, запрограммированные на разрушение конкретного образа;
электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Некоторые компании тестируют рекламу по количеству, характеру и распространению вызываемых сигналов мозга. Респондентов-добровольцев рассаживают по местам, и к разным участкам головы им подключают датчики. В ходе демонстрации рекламы поступающие от датчиков сигналы регистрируются с помощью электроэнцефалографии и анализируются для выявления эффективности воздействия на респондентов тестируемой рекламы.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!