Основные объекты гражданской и военной истории региона — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные объекты гражданской и военной истории региона

2021-10-05 28
Основные объекты гражданской и военной истории региона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исторический период Объекты
Донемецкий (прусский, или западно-балтийский) Погребения, древние поселения (в основном на Самбийском полуострове)
Немецкий (XIII век — вторая половина XX века) — тевтонский период; наполеоновские войны; Первая и Вторая мировые войны Замки (Бальга, Тапиау, Нойхаузен, Лабиау, Инстербург), кирхи, фортификационные сооружения, поля сражений, монументы, другие исторические сооружения и места
Советский период Порты, предприятия (янтарный карьер и янтарный комбинат), памятники

История региона тесно связана со многими выдающимися именами исторических личностей и царствовавших особ: верховного жреца пруссов Брутена, магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фейхвангена, короля Отакара II (основателя Кенигсберга), короля Фридриха I, герцога Альбрехта Гогенцоллерна (Бранденбургского), основателя Альбертины — Кенигсбергского университета; короля Швеции Карла Густава; Великого курфюрста Фридриха Вильгельма; российского императора Петра I; королевы Луизы; императора Александра I, подписавшего в 1807 г. в Тильзите (г. Советск) мирный договор с Наполеоном, и т. д.); полководцев (А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Б. Барклая-де-Толли, И.Д. Йорка, Н. Гнейзенау, Г. Шарнхорста, А.В. Самсонова, И.Д. Черняховского, А.М. Василевского и др.), ученых (философов И. Канта, И. Фихте, математиков Л. Эйлера, К. Якоби, Д. Гильберта, астронома Ф. Бесселя, физиков Р. Кирхгофа и Ф. Неймана, физиологов К. Бэра и Г. Гельмгольца), поэтов и писателей (Ф. Шиллера, С. Даха, Э. Гофмана, К. Донелайтиса, И. Бродского).

Отдельный пласт историко-культурного наследия — история переселенцев. Герцог Альбрехт приглашал подвергавшихся гонениям у себя на родине ученых и художников из Шотландии, Силезии, Богемии, Нидерландов. Следует отметить еще довольно важную волну переселенцев — иммиграция гугенотов из Франции в конце XVII века. После окончания Второй мировой войны все местное немецкое население было депортировано. К 1948 г. на этой территории проживало уже около 390 тыс. переселенцев из России и Белоруссии. Последняя волна иммиграции была вызвана изменениями геополитической ситуации в Европе и Азии в 90-х годах XX века.

Основными центрами культурно-познавательного туризма являются Калининград (Кенигсберг), Светлогорск (Раушен), Черняховск (Инстербург), Советск (Тильзит), Балтийск (Пиллау) и др.

В регионе насчитывается 15 музеев и галерей — Музей Мирового океана (федерального значения), Историко-художественный музей, Музей янтаря, Художественная галерея и т. д., 5 театров (3 драматических театра, музыкальный театр и кукольный театр) 5 парков культуры и отдыха (в т. ч. Парк скульптуры в Калининграде).

Основные туристские потоки в культурно-познавательном туризме составляют туристы из России (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Урал и Западная Сибирь), внутренние туристы, а также из Германии, Скандинавии, Литвы, Польши.

Факторами, тормозящими развитие культурно-познавательного туризма, являются: неудовлетворительное состояние большинства объектов истории и культуры, отсутствие к ним подъездных путей (несмотря на то, что в области существует около 1800 культурно-исторических объектов, только 250 из них можно использовать для показа, а фактически для посещения туристами используют не более 60); отсутствие финансовой поддержки энтузиастов, работающих над восстановлением культурного наследия региона; слабая государственная политика, направленная на поддержку культурно-исторического потенциала; отсутствие интереса со стороны инвесторов к развитию исторического туризма и др.

Для дальнейшего развития этого вида туризма и рекреации необходимо реализовать следующиестратегические направления:

- реконструкция действующих и создание новых центров притяжения туристов (реконструкция исторических центров городов и поселков, историко-культурных объектов, организация выставок, посвященных иммиграции, развитие этнографического туризма, открытие новых мемориалов и памятников);

- реконструкция Калининградского зоопарка и Ботанического сада;

- включение археологических объектов в программы экскурсий;

- развитие экскурсионного, ностальгического, этнографического туризма на основе существующих культурно-исторических объектов, развитие событийного туризма на базе культурно-исторического наследия;

- развитие производства сувенирной продукции, отражающей культурно-исторические особенности региона и содержащей его символику;

- развитие вспомогательной инфраструктуры (сувенирные магазины, предприятия общественного питания, средства размещения, фотомастерские, транспортная инфраструктура), развитие территорий вокруг историко-культурных объектов;

- создание новых турпродуктов на базе историко-культурного потенциала:

- спорт (плавание, пейнтбол, игры, связанные с какими-либо историческими событиями, езда верхом, прогулки под парусом);

- познавательные экскурсии (история фортификации, кирх, история юнкерской экономики; при этом это необходимо разделять по целевым группам российских и иностранных туристов);

- подготовка и обучение (спорт, езда верхом, фехтование, иностранные языки);

- события и развлечения (карнавалы, рыцарские турниры, ролевые игры, посвященные определенным историческим событиям региона, фестивали фольклорной музыки, праздники пива и т. д.);

- хобби, досуг (охота, рыбалка, рукоделие, туры и поездки для коллекционеров);

- этническая и семейная жизнь (изучение и исследование различных аспектов этнических групп, проживавших на территории региона в течение его истории);

- свадьбы;

- маркетинг культурно-подзнавательного туризма Калининградской области;

- восстановление существующих и создание новых международных туристских маршрутов, таких как «Янтарный путь», «Ганзейский путь», «Путь из варяг в греки» и т. д.

Развитие культурно-познавательного туризма может позитивно повлиять на следующие секторы экономики: сфера услуг, строительство, культура, производство сувенирной продукции (в т. ч. янтарная промышленность), наука (история, археология, культурология, социология, этнография), образование, коммунально-бытовые услуги, сельское хозяйство.

По расчетам экспертов, культурно-познавательный туризм может привлечь в Калининградскую область большое количество туристов, в т. ч.: а) экскурсионные туристы — 40—50 тыс. чел., значительная часть которых — транзитные туристы, останавливающиеся на 1—2 дня во время проезда по международным туристским маршрутам; б) рекреанты (туристы, прибывающие на курорты с лечебно-оздоровительными целями, — около 100 тыс.), посещающие культурно-исторические объекты как организованными экскурсионными группами, так и преимущественно самостоятельно в) деловые туристы (около 30 тыс.), посещающие культурно-исторические объекты самостоятельно или участвующие в экскурсиях, организованных принимающей стороной; внутренние туристы (основная часть с образовательными целями в составе организованных групп).

2. По данным о посещаемости музеев, количество посетителей в зимний период составляет около 100 человек в день (в основном местные жители), а в летний период эта цифра достигает 700—1000 человек ежедневно.

3. Место древнего поселения недалеко от поселка Сиренево могло бы быть использовано как основа для реконструкции этнографической деревни и как место проведения фестивалей. Деревянная крепость, восстановление которой не представляет никакого труда, находилась здесь много лет назад. По оценке археологов, для такой реконструкции необходимо в течение 3—4 лет провести ряд раскопок, каждая из которых оценивается в 5000 долларов. Четвертая часть этой крепости может быть воссоздана по результатам одного археологического сезона. Необходимо отметить, что эта крепость может быть включена в туристские маршруты даже в период ее реконструкции.

Событийный туризм — один из самых развитых и популярных в мире. Основу его составляют существующие объекты культурного и исторического наследия, что придает ему сходство с культурно-познавательным туризмом. Музыкальные фестивали, исторические карнавалы и международные выставки — это то, на что не жалко потратить часть своего отпуска. До 1990 г. событийный туризм в регионе не существовал, несмотря на то, что здесь отмечались такие праздники, как, например, День рыбака, День защитника отечества, День военно-морского флота и др. Сейчас событийный туризм в регионе стал развиваться достаточно динамично. В области регулярно проводятся международные культурные, исторические мероприятия и спортивные соревнования. К факторам, способствующим развитию событийного туризма относятся: хорошо развитые соседские и межрегиональные связи; уникальность истории региона; идея создания культурного моста между ЕС и Россией на базе Калининградской области; существование исторических клубов и их активная деятельность; довольно развитая культурная сфера; спортивные традиции; большое количество творческих личностей и энтузиастов. Факторы, тормозящие развитие этого вида туризма: недостаточное количество недорогих гостиниц (туристского класса) в городах области; недостаточное развитие инфраструктуры, в частности для проведения рыцарских турниров, международных игровых действ и др.

Событийный туризм развивается не только в Калининграде, но и в других городах области. Его стратегическими направлениями являются:

- разработка программы развития событийного туризма; реконструкция и модернизация действующих площадок по проведению праздников и фестивалей в Калининграде, Черняховске, Багратионовске;

- строительство новых гостиниц, способных разместить участников и гостей фестивалей и праздников непосредственно в местах их проведения;

- улучшение существующих праздников и фестивалей и организация новых (например, проведена работа по организации международного ежегодного фестиваля джазовой музыки в Калининграде «Джаззон»);

- организация международных спортивных соревнований (возможно в рамках приграничного сотрудничества);

- развитие событийного туризма в сочетании с бизнес- и конгресс-туризмом (организация международных и российских конференций с культурными программами);

- организация дней российских регионов и дней иностранных городов, регионов и стран;

- улучшение качества и повышение привлекательности проводимых мероприятий;

- маркетинг событийного туризма в Калининградской области (включая издание рекламных материалов с дополнительным распространением программы мероприятий среди калининградских, российских и зарубежных туристских компаний, посольств и консульств, правительственных учреждений;

- формирование имиджа региона как культурного моста между Россией и ЕС.

Развитие событийного туризма сможет положительно повлиять на следующие отрасли экономики: строительство, сферу услуг, культуру, образование, транспорт, торговлю, науку.

В настоящее время событийный туризм, как и собственно культурно-познавательный туризм, в основном базируется на других видах туризма (лечебно-оздоровительном, бизнес-туризме). Задача — сделать событийный туризм основной целью путешествий в регион.

Самым важным результатом развития событийного туризма могло бы быть создание благоприятного имиджа региона. Событийный туризм способен внести значительный вклад в сохранение и реконструкцию культурно-исторического наследия области, обеспечение сотрудничества и укрепление соседских связей с Польшей и Литвой. Это также будет способствовать привлечению дополнительных туристов в регион.

В Государственную программу развития туризма и рекреации в Калининградской области [27] включены следующие важные события: празднование 750-летнего юбилея Кенигсберга-Калининграда в 2005 г. (2,8 млн руб. предназначены на подготовку к этому празднику) и 280-летний юбилей со дня рождения знаменитого немецкого философа И. Канта в 2004 г. (было выделено 60 тыс. руб.).

Активный туризм — это традиционная форма туризма. В последнее время в Европе он становится все более популярным. Этот вид туризма ориентирован как на элитных туристов (некоторые виды водного туризма, такие как яхтинг), так и на туристов с низким уровнем дохода (социальный туризм). Такой вид туризма в основном не требует значительных финансовых вложений, однако все же нуждается в соответствующей инфраструктуре (дороги, стоянки, причалы).

Основные виды активного туризма: рыбалка и охота; экотуризм; агротуризм; водный туризм; велотуризм.

Средства размещения, ориентированные на прием туристов, прибывающих с целью активного отдыха, состоят из 27 туристских баз (1765 мест), 60 сельских хозяйств, специализирующихся на приеме туристов (400 мест), неорганизованных мест размещения (для палаток, караванингов и т. п.) (рис. 15, 16).

  Рис. 15. Количество туристских баз
    Рис. 16. Количество номеров на туристских базах

 

 

Ежегодно более 15 тыс. туристов останавливаются на туристских базах, около 1,5 тыс. — в частных хозяйствах, около 5 тыс. — в кемпингах, обычно в

необорудованных местах.

Наибольшей емкостью туристических баз обладают Светлогорск (38 %) и Зеленоградск (33 %), несколько меньшей емкостью располагает Ладушкин (17 %) (рис. 17).

Согласно статистике, количество средств размещения для активных туристов и их вместимость значительно снизилось. Это можно объяснить тем, что большинство туристских баз находилось в собственности государственных предприятий и организаций, а после ухудшения экономической ситуации в начале 90 годов они были закрыты.

В то же время, спрос на такой вид дешевого размещения (100—150 рублей в сутки) очень высокий, особенно среди внутренних туристов. Кроме того, благоприятное расположение таких баз в живописных и экологически чистых местах области делает их привлекательными и для туристов, приезжающих из других регионов России.

Рис. 17. Количество номеров на туристских базах области

Рыбалка — это самый популярный и традиционный вид активного туризма и способ проведения досуга для калининградцев. Охота также довольно развита в регионе. В течение последних лет организация охоты все больше ориентирована не только на местных жителей, но и на иностранцев, которых привлекают более низкие цены на этот элитный вид туризма и богатое биоразнообразие местности.

К объектам рыбалки относятся Калининградский и Куршский заливы, озера, реки и каналы, богатые различными видами рыб (судак, угорь, балтийский лосось, лещ и др.). Леса и болота богаты фауной (среди 338 видов животных 14 являются объектами охоты — олени, лоси, кабаны, зайцы, лисы, утки, гуси и т. д.).

Как минимум 100—150 тыс. внутренних туристов и значительная часть иногородних активных туристов ежегодно предпочитает этот вид активного отдыха.

Экологический туризм в Калининградской области может быть ориентирован на две группы туристов — состоятельных иностранцев (большая часть экотуристов мира) и российских граждан со среднем доходом (92 % населения), которые не могут позволить себе отдых за границей. Инфраструктура должна удовлетворять потребности в размещении обеих групп туристов.

Участие в экологическом туризме здесь возможно благодаря наличию благоприятных ресурсов: 8 % территории занято особо охраняемыми природными территориями (или 26 %, включая леса). Национальный парк «Куршская коса» (включен в реестр природного достояния ЮНЕСКО) с уникальными дюнами и орнитологической станцией, шестью природными заказниками регионального значения (132,5 тыс. га); Виштынецкое озеро; уникальные болота, 62 природных памятника регионального значения.

Национальный парк «Куршская коса» в 2000 г. принял 133389 организованных туристов (в том числе 36389 иностранных). В летний период около 2000 посетителей ежедневно посещает парк.

К основным видам отдыха, наиболее популярным среди экологических туристов относятся: посещение природных объектов, экологические маршруты, агротуризм, езда на велосипедах, прогулки на лошадях, рыбалка, сбор грибов и ягод, экологически дружелюбные водные виды туризма и т. д.

Стратегические направления совершенствования экологического туризма:разработка концепции развития экотуризма; проведение природоохранных мероприятий; развитие туристского потенциала Вислинской косы; развитие туристско-рекреационной зоны национального парка «Куршская коса»; реализация мер по развитию калининградских пляжей с целью приобретения европейского экологического знака «Голубой флаг».

Основные средства размещения, используемые в агротуризме, — это сельские усадьбы. В Калининградской области в настоящее время их насчитывается около 60 (400 мест)[*****]. Они размещены по территории области неравномерно (рис. 17), в основном в прибрежной зоне, в Полесском, Нестеровском районах (Виштынецкое озеро). Ежегодно в них размещается около1500 отдыхающих (в соответствии с экспертной оценкой эта цифра составляет около 4500 туристов в год). Преобладают внутренние туристы и посетители из других регионов России (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), а также жители Германии.

Летом 2000 г. Калининградский государственный университет организовал опрос, целью которого стало выявление возможностей развития агротуризма в Калининградской области. На рисунке 18 представлены ответы на вопрос о предпочитаемом виде деятельности на ферме. Анализ данных показывает, что женщины предпочитают заниматься сбором ягод и грибов, а мужчины — рыбалку.

 

 1 — Гостиничный комплекс “Дом лесника” 12 — Усадьба Бойкова 23 — Усадьба Тронниковой
 2 — Гостевой дом “Охота” 13 — Крестьянское хозяйство Заеца 24 — Усадьба-музей “Мир флоры”
 3 — Гостевой дом “Постоялый двор” 14 — Гостевой дом “Рената” 25 — Усадьба Мазуренко
 4 — Гостеввой дом “Особенности русской рыбалки” 15 — База отдыха “Северная долина” 26 — Усадьба Коротких
 5 — Клуб-усадьба “Клюкен” 16 — Крестьянское хозяйство “Мялик” 27 — Гостевые покои Дарий
 6 — Усадьба Брежнева 17 — Усадьба Брызовского 28 — Усадьба Лукина
 7 — Гостевой дом “Золотая орхидея” 18 — Гостевой дом “Старая аптека” 29 — Усадьба Головачевой
 8 — Гостевой дом “Олень” 19 — Усадьба “Дача художника” 30 — Усадьба Матюнина
 9 — Усадьба “Фортхаус-3” 20 — База отдыха “Кена-парк” 31 — Усадьба Тимохиной
10 — Усадьба “В соснах” 21 — Гостевой дом “Росситен” 32 — Усадьба Пинекер (Кармитен)
11 — Гостевой дом “Гелиан” 22 — Усадьба Воронец 33 — Конно-спортивная база

Рис. 18. Размещение фермерских хозяйств, принимающих туристов
(включены в каталог «Агротуризм в Калининградской области»)

 

Рис. 19. Предпочитаемые виды деятельности на ферме

 

Развитие агротуризма в Калининградской области стало возможным благодаря ряду факторов, и прежде всего в результате существенной поддержки со стороны администрации Калининградской области. Руководство области не только привлекло экспертов для разработки Программы развития сельского туризма в Калининградской области, но и приняло активное участие в ее реализации, а также в рекламе этого вида отдыха. Тем не менее имеют место как внутренние, так и внешние факторы, тормозящие превращение агротуризма в ведущий вид туристической деятельности. К наиболее существенным из них относятся:

— инфраструктурные: недостаточное количество благоустроенных усадеб и ферм, отвечающих запросам горожан, заинтересованных в этом виде отдыха; недостаток развлечений, предлагаемых фермерами, низкое качество дорог, ведущих к усадьбам и сельским населенным пунктам, неразвитость транспортной сети;

— социальные: отсутствие традиций предоставления такого рода услуг у местного населения, отсутствие опыта, знаний и умений по приему туристов, заведомо отрицательное отношение со стороны потенциальных отдыхающих к сложившемуся стереотипу селянина как неопрятного, пьющего человека;

— историко-культурные: неудовлетворительное состояние ряда культурно-исторических объектов, пострадавших во время войны и до сих пор не восстановленных либо переоборудованных под хозяйственные нужды; однообразие достопримечательностей, отражающих практически одну историческую эпоху, что снижает привлекательность туристско-экскурсионной программы и ограничивает экскурсионные маршруты;

       – финансовые: необходимость проведения дорогостоящего ремонта домов (усадеб) для удовлетворения санитарно-гигиенических и эстетических требования горожан — потенциальных отдыхающих;

       – организационные: отсутствие инициативы со стороны органов местного самоуправления, стимулов и заинтересованности со стороны калининградских туристических фирм в продвижении данного вида услуг на туристском рынке России и зарубежья;

       – эстетические: недостаточное благоустройство деревень и ферм, инертность большинства селян к повышению их эстетической привлекательности.

Агротуризм предполагает разнообразные программы туристского отдыха:

– оздоровительные (плавание, спортивные занятия, велосипедные, конные, пешие прогулки, катание на лодках и т. д.);

– познавательные экскурсии (культурно-исторические, экологические, обзорные и т. д.);

– обучающие (отдельные виды спорта, искусство, ремесло, изучение иностранных языков);

– зрелищно-развлекательные (карнавалы, ярмарки, фестивали, караоке);

– занятия по интересам (охота, рыбалка, сбор грибов, ягод, целебных трав, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и гурманов);

– «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и быта);

– свадебные;

– производственно-ознакомительные (посещение животноводческих комплексов, заводов по переработке мясомолочной продукции, рыбы, по производству пива, кустарно-ремесленных мастерских и т. д.).

Предоставление дополнительных услуг ведет к естественному развитию всей инфраструктуры села, местной экономики, улучшению уровня благосостояния местных жителей. При этом сельчане учатся предприимчивости, изменяется их поведение и менталитет, они приобретают опыт общения с туристами.

По нашим оценкам, к 2006 г. в Калининградской области появится около 120 ферм, которые будут обслуживать около 12 тыс. туристов, а к 2010 г. количество ферм может возрасти до 300, и они станут обслуживать более 30 тыс. туристов ежегодно.

В рамках Приморской зоны предложено выделение 5 перспективных районов для создания агропарков[†††††]: Грачевский, Янтарный — Русское, Переславский, Романовский, Мельниковский [116].

Основные потребители агротуризма: жители Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга (РФ), Германии, Польши, Литвы, Белоруссии, Скандинавских стран.

Для превращения агротуризма в ведущую отрасль туристской индустрии необходимо решение следующих задач:

- реализация программы развития сельского туризма в Калининградской области;

- развитие действующих и создание новых ферм, способных обслуживать туристов (например, развитие инфраструктуры агротуризма в пос. Мечниково Балтийского городского округа — к 2004 г. планировалось выделить на эти цели 600 тыс. долларов США[‡‡‡‡‡], создание центра продвижения агро- и экотуризма в Полесском районе — около 100 тыс. долларов на 2003 г.), развитие агротуризма на Виштынецком озере;

- развитие сельской инфраструктуры и сферы услуг (водоснабжение и водоочистка, газификация, строительство дорог, сфера социальных услуг, безопасность, связь);

- развитие экологического фермерства;

- диверсификация продуктов агротуризма (деревенская специализация, организация традиционных мероприятий и видов деятельности, развлечение и проведение досуга);

- маркетинг агротуризма, участие в туристских выставках, издание рекламных материалов;

- профессиональная подготовка фермеров по специализации гостеприимство и управление (500 тыс. долларов);

- стимулирование фермеров к ведению легального бизнеса и вступлению в профессиональные ассоциации;

- создание специализированных туроператоров;

- создание ассоциаций и цепей агротуристских предприятий (в том числе национальных парков) и турагенств;

- формирование специальных баз данных;

- распространение опыта успешных пилотных агротуристских проектов.

Развитие агротуризма будет стимулировать развитии других секторов экономики, таких как сельское хозяйство, строительство, сфера услуг, транспорт и связь, торговля, традиционное ремесленничество, образование, культура, коммунально-бытовые услуги.

Водный туризм можно подразделить на морской, речной и озерный. Существуют следующие основные виды деятельности, которые могут развиваться в рамках водного туризма: круизный туризм на теплоходах, паромные путешествия, парусный спорт, яхтинг, водные экскурсии (в городах), рыболовные путешествия, катание на моторных средствах водного транспорта, подводное плавание.

Калининградская область обладает естественными возможностями для развития водного туризма — море, Куршский и Калининградский заливы, реки Преголя, Неман, Лава, Анграпа, Писса, Инструч, Виштынецкое озеро и более 3000 малых озер, каналы и т. д. Природно-климатические условия дополняются благоприятным географическим положением на пересечении водных путей, близостью к потенциальным европейским потребителям (каждый третий европейский турист предпочитает использовать водный транспорт как основой вид передвижения); близостью к потенциальным российским туристам.

Инфраструктура, необходимая для развития водных видов туризма, представленапортами Калининграда, Пионерского, Светлого, Балтийска; причалами на заливах и реках; яхт-клубами и эллингами в Калининграде и т. д.

Основные туристские потоки — это внутренние туристы; туристы из Германии; Литвы; Польши. В перспективе этот список может быть расширен за счет любителей этого вида отдыха из Скандинавских стран.

Вводный туризм в области еще только начинает развиваться. Его динамичному развитию препятствуют устаревшая инфраструктура, обеспечивающая водный туризм, а часто даже ее отсутствие, несовершенство законодательной базы, регулирующей развитие водного туризма (например, прохождение зарубежных водных средств по внутренним артериям), отсутствие традиций организованного водного туризма в Калининградской области; недостаточное благоустройство набережных и причалов (либо их отсутствие) в курортных городах и на прилегающих территориях.

Стратегические направления (в том числе меры, определенные в Государственной программе развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг.) [27]:

- восстановление и реконструкция действующей инфраструктуры для обеспечения работы спортивных, туристских и экскурсионных судов;

- создание инфраструктуры по обслуживанию яхт;

- развитие специальных портов, оказывающих высококачественные услуги в зонах массового туризма и рекреации на воде, создание грузопассажирского терминала в бассейне № 3 г. Балтийска;

- строительство причалов для кораблей (в т. ч. маломерных судов), посещающих Калининград;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов по развитию водного туризма в Калининградской области;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов по развитию дайвинга в Калининградской области;

- разработка программы развития производства в регионе товаров для спортивного туризма (лодки, яхты и др.);

- разработка программы по водному туризму в Калининградской области;

- участие в международных «водных мероприятиях» с целью рекламы региона как популярной территории для водного туризма;

- развитие региональных и международных водных маршрутов (по Калининградскому (Вислинскому) и Куршскому заливам, речной маршрут из Калининграда по Преголе и Писсе до Виштынецкого озера, международный водный маршрут «Малое янтарное кольцо» и «Среднее янтарное кольцо» (Россия — Польша), «Большое янтарное кольцо» (Россия — Польша — Литва — Белоруссия), восточный маршрут «Из варяг в греки» (Россия — Литва — Латвия — Эстония);

- строительство яхт-клуба «Ост-Вест» на набережной р. Преголи в Калининграде;

- строительство водно-спортивного комплекса в районе Голубых озер г. Калининграда (планировалось выделить 24 млн руб. к 2004г.);

- создание центра винд-серфинга на базе яхт-клуба в пос. Прибрежное.

Согласно нашей оценке, к 2010 г. область будут посещать с целями отдыха на воде свыше 100 тыс. рекреантов в год.

Потенциальные зоны для развития водного туризма:

– круизный (порты Балтийск, Калининград, Пионерский);

– паромный (порт Балтийск);

– яхтинг / парусный спорт (поселки Прибрежный, Рыбачий, Морское; Зеленоградск, Светлый);

– лодки и каноэ (реки и каналы);

– экскурсионный (набережная р. Преголи в Калининграде, г. Светлый);

– дайвинг (Виштынецкое озеро, пос. Янтарный, Светлогорск, пос. Донское).

Водный туризм может внести значительный вклад в развитие других секторов экономики: строительства, судостроения, сферы услуг, транспорта (воздушного, железнодорожного, автобусного и т. д.), культуры, науки (экологии, геологии, океанологии), коммунального хозяйства, сельского хозяйства, образования.

Велотуризм становится все более популярным по всему миру благодаря множеству его преимуществ по сравнению с другими видами туризма. Во многих странах Европы сеть велосипедных дорожек и сопутствующей инфраструктуры постоянно расширяется. Несколько велосипедных маршрутов подходят непосредственно к границе Калининградской области (возле городов Крыница Морска, Фромборг и Бранево в Польше и пункта пропуска «Нида» в Литве). Близость стран с устоявшейся культурой использования велосипеда как средства передвижения (Швеция, Германия) также является стимулом развития этого вида активного отдыха.

На начальном этапе своего развития велотуризм не требует значительных инвестиций, поэтому он может быть сориентирован на существующую инфраструктуру (прежде всего сеть дорог). Однако по мере развития велотуризма и приобретения им всероссийского, приграничного и международного статуса он потребует привлечения больших инвестиций на создание велосипедных дорожек и предприятий обслуживания, средств размещения и пунктов проката велосипедов. Развитие велотуризма может внести значительный вклад в развитие туризма в целом, особенно таких его форм, как экологический, сельский и культурно-познавательный. И, наконец, велотуризм один из самых экологичных видов туризма.

Проблемы развития велотуризма в регионе впервые были упомянуты в Государственной программе развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг. [27], однако существующие на данный момент нерешенные вопросы освещены в этом документе не в полной мере. Наиболее специфичными, характерными именно для этого вида туризма, являются: инфраструктурные (отсутствие специально обустроенных велодорожек, велосипедных стоянок (в т. ч. охраняемых), центров сервисного обслуживания, пунктов проката, необходимых для развития и поддержки этого вида активного отдыха); административные (недостаточное внимание к вопросам развития велотуризма со стороны органов власти, градостроительных и градопланировочных организаций, дорожно-строительных служб и ведомств, занимающихся вопросами безопасности дорожного движения); социальные (отсутствие традиций предоставления такого рода услуг, опыта, знаний и умений по организации велотуризма, культуры поведения на дорогах со стороны автомобилистов по отношению к велосипедистам, неблагоприятная криминогенная обстановка в обществе, недостаточное уважение к частной собственности, в том числе велосипедам; политико-административные (отсутствие велосипедных переходов в наиболее перспективных точках пересечения границы; пункта пересечения границы на Вислинской косе); финансовые (недостаток средств на проведение дорогостоящего ремонта существующих дорог, строительство велодорожек, пунктов сервиса, размещение плакатов и указателей и т. д.).

Создание велосипедного маршрута в Калининградской области, соединенного с подобными в Литве, Польше и других странах региона Балтийского моря, позволит интенсифицировать прямые контакты между гражданами этих стран. Это является значительным элементом европейского трансграничного сотрудничества, обеспечивающего межкультурный обмен, а также имеет определенные коммерческие перспективы. Включение области в международные велосипедные маршруты расширит географию туристских потоков, а также позволит вовлечь людей со средним и низким уровнем дохода в международный туризм.

Инфраструктура, на базе которой в настоящее время возможно развитие велотуризма это4,6 тыс. км шоссе, густая сеть проселочных дорог, 7 пограничных пунктов пропуска. К средствам размещения, которые могут быть использованы для ночевок участников велотуров, относятся: гостиницы: 71 (4000 мест), пансионаты: 21 (1305 мест), турбазы: 27 (1765 мест), фермы: 60 (около 400 мест), кемпинги.

Количество велотуристов в настоящее время составляет 1000 организованных иностранных туристов и 20 000 внутренних.

Основные туристские потоки представлены внутренними туристами, велотуристами из Германии, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Литвы, Польши.

Наиболее перспективным маршрутом должна стать велосипедная трасса, проходящая по прибрежным территориям области от границы с Польшей до границы с Литвой (рис. 20). Создание этой трассы предложено и в проекте Программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг. (в разделе 5 «Содействие развитию инфраструктуры туризма и рекреации в регионе»).

 

Рис. 20. Калининградская область в системе международных веломаршрутов [206]

 

Предполагается, что первая часть велотрассы, которая пройдет по берегу Балтийского моря через города-курорты Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск, составит 50 км. Существующие на данном маршруте в достаточном объеме объекты туристской инфраструктуры значительно ускорят начало функционирования этой части велосипедной дорожки.

Вторая часть трассы может пройти из Светлогорска по направлению к Калининграду и далее через замок Бальга и пограничный переход «Мамоново» в Польшу. Длина этой части велодорожки может составить около 100 км.

Следующий участок велодорожки пройдет от Зеленоградска по Куршской косе до Ниды, что позволит стыковать калининградскую часть трансбалтийской велодорожки с литовской на погранпереходе «Нида» (третий участок — до 75 км). Реализация этой части проекта может быть существенно затруднена статусом национального парка Куршская коса.

Четвертый участок трассы пройдет из Светлогорска через леса Земландского полуострова до Балтийска и через Балтийскую косу в Польшу (70 км), однако данный участок велотрассы требует создания специального пограничного перехода, выполнения других особых условий.

Общая протяженность планируемой велотрассы может


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.