Изученность туризма как отрасли экономики — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Изученность туризма как отрасли экономики

2021-10-05 38
Изученность туризма как отрасли экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На основе анализа отечественной и зарубежной экономической литературы можно сделать вывод, что туризм условно относится к новому виду экономической деятельности. По сути, новым для переходной экономики является весь тот сектор услуг, который относится к рыночным услугам. Они плохо классифицированы государственной статистикой, в которой туристские услуги вообще отсутствуют. Поэтому необходимо критически подойти к существующим теориям и предложить теоретическую схему, в большей мере адаптированную к экономическим условиям переходного периода и конкретно к России.

Проблемы развития туризма в постсоциалистических государствах, в особенности на региональном уровне, изучены в разных странах с неодинаковой степенью подробности и глубины, но в целом недостаточно. Преобладают описательные работы, слабо обоснованные в теоретическом отношении. Более изучены особенности развития туризма в ряде стран Восточной Европы — Чехии (В. Балац [256]), Венгрии (Р. Бенке [152]), Польше (С. Базиаский [155], Р. Доманский [155]) и др.

Наибольший интерес для настоящего исследования представляют теоретические и методические разработки в сфере экономики туризма М. Синклэра [235], М. Стоблера [235], С. Купера [166], А. Локвуда [224], в которых рассматриваются особенности данной отрасли, виды туризма, политика государства в области развития туризма.

Важные положения связаны с объяснением закономерностей формирования спроса на туристические услуги, их предложения, возникновения провалов рынка туристических услуг, регулирование государством данного рынка. Особый интерес представляют работы Л. Бенсаэль [154], М. Донсимони [154], Г. Волла [189; 190], Е. Кохена [163].

В последнее время ряд ученых особое внимание уделяет рассмотрению туристического сектора в связи с определением условий устойчивого развития (Г. Шоу [233], А. Виллиамс [233], М. Синклэр [235], М. Стоблер [235], Д. Пирс [215], Е. Инскип [193 ] и др.).

Несмотря на довольно подробное раскрытие проблем в рамках каждой из обозначенных областей, остаются слабо разработанными вопросы, которые расположены на стыке наук и предполагают одновременный учет особенностей туристического сектора в развивающейся рыночной экономике на региональном уровне с ярко выраженной спецификой местоположения и институциональных рамок экономического развития.

Значительный вклад в изучение развития туризма в российских регионах внесли такие ученые, как В. Преображенский [114], Н. Мироненко [98], И. Твердохлебов[98], А. Татаринов [239; 240], В. Квартальнов [58], Ю. Веденин [19], Д. Николаенко [101] и т. д.

Существенное значение имеют также теории комплексообразования и экономического районирования, разработанные российскими учеными Н. Мироненко [98], И. Твердохлебовым [98], В. Преображенским [114] на базе исходных положений Н. Баранского [10; 11; 12] и Н. Колосовского [66]. В работе выявляются элементы концепций, которые могут быть использованы для решения поставленных задач и достижения сформулированной цели исследования.

Публикации российских авторов по теоретической проблематике пока немногочисленны и представлены преимущественно работами В. Квартальнова [58; 59; 60], И. Зорина [43], Г. Папиряна [110], И. Сапруновой [128] и некоторых других авторов. Из-за того, что сама экономика туризма в нашей стране проходит лишь стадию становления, теоретические положения региональной экономики туризма разработаны слабо. Имеющиеся публикации часто не соответствуют современному уровню региональной науки. Они не в полной мере учитывают отечественный опыт и западные образцы, начинают построения «с чистого листа», часто противоречат современным положениям экономической теории.

В отраслевой структуре хозяйственного комплекса России вместо сферы производства товаров и сферы производства услуг по устаревшей дореформенной классификации выделены «производственная сфера» и «непроизводственная сфера» [147, с. 106—107]. В «инфраструктуре региона» отсутствует рыночная инфраструктура, и неизвестно, куда отнести образование, здравоохранение, культуру. Поэтому, когда речь идет о туризме и его инфраструктуре, неясно, где их место в структуре региональной экономики.

Проводя анализ на подобной методологической основе, авторы [147] приводят простой перечень факторов, обусловливающих экономическое развитие регионального туризма, не давая никакой их классификации. Среди факторов можно найти «необходимость обеспечения экономической самодостаточности территорий на основе прежде всего эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства». Здесь же — развитие регионального транспорта, рост численности населения (особенно городского) и т. д. Внутренние факторы развития туризма как такового остались без внимания (за исключением, может быть, «перераспределения собственности») [147, c. 106—107].

Точно так же формально перечисляются «три группы» факторов международного туризма в другой работе: «демографическая, экономическая и социальная» [9, c. 15]. Игнорируются и природные, и политические, и культурно-исторические факторы. К тому же простое перечисление таких факторов, как «рост населения мира» или «процесс урбанизации»? ничего не дает в понимании сути их воздействия на развития туризма.

Лучше выглядит классификация факторов, включая анализ внешней среды (факторы макросреды и микросреды) и внутренней среды (маркетинг, финансирование, производство, организация) с дальнейшей их классификацией? в работе М. Жуковой [41, c. 106]. Но здесь уместен был бы анализ сильных и слабых сторон с описанием конкретной роли факторов и путей использования их преимуществ и недостатков.

Недостаточная теоретическая проработанность основ региональной экономики туризма, видимо, связана с незначительным количеством эмпирического материала, малым числом конкретных исследований регионов (некоторое исключение составляет район Большого Сочи [239] и Санкт-Петербургский курортный район [92]).

На недостаток конкретных статистических материалов указывают и эксперты, разрабатывающие отдельные важные теоретические вопросы. Так, В. Гуляев [29, c. 57], пытающийся выявить особенности действия туристского мультипликатора, надеется, что дальнейшее изучение вопроса станет возможным с введением на территории Российской Федерации Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме, Рекомендаций по статистике туризма ВТО — ООН (серия М № 83—1994) и корректировки национальных счетов [29, с. 57 ].

Теоретические положения должны основываться на достаточной эмпирической базе и подкрепляться конкретными практическими примерами (что мы стараемся сделать в данной работе). Однако предстоит еще длительное накопление результатов эмпирических исследований, изучение зарубежного опыта, анализ достижений во всех разделах экономической теории, прежде чем можно будет говорить о теории региональной экономики туризма. Поэтому крайне важно использовать значительные наработки, сделанные М. Синклэром [235], М. Стоблером [235], С. Купером [166], А. Локвудом [166], Л. Бенсаэль [13; 153; 154] и др.

Положения региональной науки и экономики туризма дополняются спецификой переходной экономики, в числе основных задач исследования которой можно выделить закономерности системных трансформаций, предполагающих существенные изменения в нормативно-правовой базе и экономической политике, изменение структуры стимулов экономических агентов, реструктуризацию предприятий. Эти вопросы рассмотрены в работах И. Самсона [127], Э. Брюна [159], Ж.-Г. Диттера [153], В. Квартальнова [58; 59; 60], А. Татаринова [53; 240; 241].

В теоретических работах недостаточное внимание уделено специфике развития туризма в условиях переходной экономики. Это новая, еще не установившаяся проблематика в теории. Возможно, это объясняется тем, что предполагалось, что переход к рыночной экономике произойдет достаточно быстро, однако сейчас неясно, во-первых, сколько времени в действительности займет переходный период,а, во-вторых, выяснилось, что пока неизвестно, какого типа рыночная экономика будет создана в России. Поэтому важно провести широкий анализ и применить его к экономике туризма с тем, чтобы определить, какие элементы представляется возможным использовать для стран с переходной экономикой вообще, и для Российской Федерации в частности.

Это предполагает исследования, использующие достижения в различных областях науки и научных традиций: знания из экономической географии, экономики в целом, экономики туризма и сервиса, региональной экономики. Комбинирование результатов позволяет более обоснованно анализировать вопросы, связанные с изучением туристских ресурсов, туристских потоков, динамики туристского рынка труда, структуры туризма, туризма как фактора регионального развития.

 

2.2. Специфика туризма как объекта экономических исследований

 

 

Вытекающие из факторов производства особенности туристической деятельности во многом зависят также от характеристик продукта, которые определяют эффективные формы организации его производства, распределения и потребления. К наиболее важным характеристикам туристического продукта можно отнести нехранимость, специфичность по местоположению, комплексность, значительные издержки измерения качества.

1). Нехранимость и специфичность предоставления и потребления туристического продукта по местоположению [13]. Например, услуги по проживанию, транспортировке, развлечению и т. п. не могут быть произведены с запасом в Калининградской области, Сочи или на Кипре, а затем реализованы в Москве, Санкт-Петербурге или другом месте. Однако существует возможность создания запаса ресурсов, необходимых для предоставления туристических услуг.

Поскольку практически все виды туризма содержат сезонную составляющую (регулярное увеличение спроса в одно время года и резкое снижение в другое), то возникает необходимость адаптации к сезонности с учетом нехранимости услуг ресурсной составляющей. Кроме того, множество услуг, которые предоставляются туристам, требуют определенной квалификации, что при неразвитом рынке труда, когда информация значительно искажена и ограничена, значительно затрудняет быструю, адекватную адаптацию к изменяющемуся спросу. Соответственно многие активы, которые используются при оказании туристических услуг, являются неперемещаемыми, специфическими. Отсюда — повышенная чувствительность организаций, работающих в сфере туризма, к росту неопределенности, вызываемой непредсказуемой экономической политикой, незащищенностью прав собственности. Это требует выработки организационных решений, а также формирования нормативно-правовой базы, позволяющих обеспечить повышение эффективности предприятий в сфере туризма.

Между тем современное состояние нормативно-правовой базы как хозяйствования вообще, так и ведения предпринимательской деятельности в области туризма характеризуется неэффективностью механизмов, которые обеспечивают соблюдение установленных правил, противоречивостью отдельных правил и их неясностью, а также бессистемным их изменением.

2). Любая туристическая услуга является, как правило, комплексной, так как включает в себя совокупность видов деятельности, результаты которой обладают полезностью для потребителя. Это полезность, связанная с перемещением к месту отдыха и обратно (скорость, комфортабельность, безопасность), размещение (комфортабельность, удобство месторасположения, безопасность и т. п.), развлечения. При этом полезный результат туристской деятельности зависим от всего комплекса услуг, входящих в туристский продукт. Комплексность туристических услуг выражается, в частности, в том, что данный сектор на самом деле включает в себя множество рынков (более подробно см 4.1). Комплексность видов деятельности, связанных с предоставлением туристической услуги, предполагает решение проблемы координации действий самостоятельных фирм или подразделений одной фирмы.

3). Нехранимость, специфичность по местоположению, комплексность создают еще одно специфическое свойство услуги — неразрывность «производства — потребления». Производство, реализация, потребление туристических услуг происходит одновременно, не выделяясь в самостоятельные стадии.

4). Непосредственное участие потребителя в сервисном процессе также характерно для туризма. Этот процесс реализуется посредством личных контактов с обслуживающим персоналом. Важность этих контактов в так называемых «точках соприкосновения» подтверждается их решающим влиянием на качество сервиса в сфере туристических услуг.

5). Туристическая услуга является преимущественно опытным благом[†], поскольку ее реальная ценность становится известной потребителю уже после того, как он уплатил за нее оговоренную сумму. Особенно это относится к пакету туристических услуг (виза, трансфер, питание, проживание, экскурсионная программа).

Свойство «неосязаемости» создает такие условия, когда неопределенность полезного эффекта туристических услуг сопряжена с особым риском потребительского выбора [22].

Проблема состоит в том, что при прочих равных условиях более качественная услуга предполагает и более высокую цену. Если бы отсутствовала неопределенность, то можно было бы выделить несколько рынков туристических услуг в зависимости от их качества, так как с экономической точки зрения различия в качестве являются основанием (хотя и не всегда достаточным) для определения рассматриваемых благ как различных. Однако в условиях, когда продавец услуги обладает полной информацией о качестве услуги, а покупатель до приобретения туристического пакета — нет, возникает проблема ухудшающего отбора. Суть ее состоит в том, что фирмы, обещая средний уровень качества и предлагая низкие цены, извлекают выгоду из асимметричного распределения информации. В результате в проигрыше оказываются добросовестные фирмы и потребители туристических услуг. Кроме того, нерешенность проблемы контроля качества данных услуг приводит к недополучению региональными бюджетами значительных сумм. Особенно острой данная проблема оказывается в том случае, если фирмы, предоставляющие туристические услуги, ориентированы на получение краткосрочной прибыли.

Примером тому является развитие практики использования туристических пакетов «все включено» без подробной расшифровки, что означает «все» и на каких условиях это «все» предоставляется. Дело в том, что цена той или иной услуги включает в себя не только сумму денег, но и затраты времени и сил (в том числе на получение информации). Это значит, что если для получения услуги, входящей в перечень «все включено», требуется значительное время (очередь, запись), то реально это уже не та услуга, которую имеют в виду потребители, приобретающие данный пакет.

В связи с этим возникает несколько проблем:

— влияние на развитие туризма в конкретном регионе местных и центральных властей через систему регулирования;

— обеспечение адекватного качества туристических услуг посредством развития институтов, продуцирующих сигналы, необходимые для решения проблемы управления поведением исполнителя, когда туристическая фирма является исполнителем, а потребитель туристической услуги — поручителем.

Уменьшение потерь общественного благосостояния, обусловленных недобросовестным поведением фирм, предоставляющих туристические услуги, возможно посредством создания специальных институтов, в числе которых — правила, кодексы добросовестного поведения, соблюдение которых обеспечивается ассоциациями, объединяющими туристические фирмы. Другой вариант — это формирование рейтинга фирм, предоставляющих туристические услуги, использование «черных списков».


3. Территориально-рекреационная система
как объект региональной экономики

3.1. Традиционное понимание
территориально-рекреационной системы

Понятие «территориально-рекреационная система» (ТРС) введено экономико-географом В.С. Преображенским [114], который обосновал ее как основную форму организации рекреационного хозяйства. Под ТРС он понимал систему, которая «состоит из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления и отдыхающих)» и «характеризуется функциональной и территориальной целостностью» [114, с. 15].

Значительный вклад в развитие вопроса внесли работы Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова [98], Ю.А. Веденина [19]. Под рекреационным районом согласно Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову, следует понимать «территориальную совокупность экономически взаимосвязанных рекреационных предприятий, специализирующихся на обслуживании рекреантов, позволяющую наилучшим образом удовлетворить их потребности, используя существующие природные и культурно-исторические комплексы территории и ее экономические условия» [98, с. 122].

Необходимость системного подхода к изучению туризма и рекреации обоснована в работах В.И. Азара, который отмечал, что «туризм следует рассматривать, как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом» [147, с. 21].

В зарубежной литературе территориальную организацию туристско-рекреационной деятельности рассматривают в рамках туристского региона. Например, Всемирная туристская организация определяет туристский регион как «территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления» [49, с. 80]. Во многом по своим функциональным свойствам это может рассматриваться как аналог понятия «территориально-рекреационная система», более широко используемого в российской науке.

Обобщенная структура ТРС в ее традиционном понимании представлена на рисунке 2.

 

Самоорганизующиеся Сочетающие самоорганизацию и управление
 

Условные обозначения:

 

ПК (природный комплекс)  
ТС (технические системы)  
ГО (группы отдыхающих)  
ОП (обслуживающий персонал)  
СУ (субъект управления)  

 

Рис. 2. Модели двух типов территориально-рекреационных систем
(по В.С. Преображенскому [146, с. 243])

 

Подобное понимание ТРС и разработанная на его основе модель в условиях централизованной экономики оказались практически ценными и были применены в конкретных проектах, связанных с разработкой генеральных планов городов и районных планировок. Но реально в приведенные схемы следует добавить еще один, решающий компонент, который оставался как бы «за скобками». Это субъект управления, те директивные структуры, которые и определяли развитие «самоорганизующейся» территориально-рекреационной системы.

Важнейшая черта, характеризующая функционирование ТРС в условиях административно-командной экономики, — централизованное финансирование средств размещения — санаториев, пансионатов и пр. Следовательно, не существовало практически никакой экономической связи между затратами на строительство и функционирование объектов ТРС, а потому и стоимостью предоставляемых услуг, и реальным спросом на эти услуги, которые распределялись с оплатой большей их части из тех же государственных средств. Поэтому ТРС имела отношение скорее только к пространственному планированию, но не к региональной экономике.

Что касается зарубежных исследований, в них ТРС или подобные пространственные объекты, насколько нам известно, рассматривались крайне редко и также в связи с пространственным планированием развития территории.

3.2. Целесообразность использования понятия
территориально-рекреационной системы в региональной экономике

Необходимость использования в экономике туризма понятия, отражающего пространственную определенность (а во многом и территориальную обусловленность) изучаемых процессов, ощущается все более явно. Так, в «Энциклопедии туризма» предложено понимание территориально-рекреационной системы, как «рекреационной системы, у которой отношения между элементами опосредованы территорией» [148, с. 245]. При этом под рекреационной системой понимается «сложная социальная управляемая (частично самоуправляемая) система, центральной подсистемой которой являются субъекты туризма, а целевой функцией — наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей» [148, с. 243]. Но в экономических исследованиях это понятие пока практически не используется, а в комплексном изучении туризма ограничивается старым содержанием.

Мы полагаем, что в качестве объекта региональных экономических исследований туризма может рассматриваться территориальная рекреационная система, но с более широким (по сравнению с традиционным) содержанием. Это туристская подсистема региональной экономической системы и одновременно пространственно локализованная подсистема туризма. Ее можно увязать с различиями в содержании понятий «комплекс», «район», которые традиционно использовались в проводившихся в России региональных исследованиях, и понятия «регион» в западной региональной науке.

Одно направление модернизации традиционного изучения комплекса и района (уже предпринимавшейся в России) — углубление исследований на основе использования методов межрайонного и внутрирайонного межотраслевого баланса.

Второе направление (только зарождающееся в России) — от комплекса и района — к региону, более комплексному понятию (распространенному в исследованиях на Западе), включающему рыночные отношения на территориях и между ними.

Предмет исследования, то есть анализ внутренних и внешних связей, закономерностей развития ТРС, с переходом к рыночным отношениям должен быть полностью изменен по сравнению с господствовавшим при административно-командной системе. Следовательно, необходим и новый методический инструментарий, соответствующий задачам поиска управленческих решений не по распределению тех или иных ресурсов, товаров, услуг, а по налаживанию наиболее эффективных рыночных механизмов регионального развития. Этот инструментарий основывается на рассмотренных выше концепциях регионального развития.

В современных условиях и сама структура, и управление ТРС должны быть усовершенствованы согласно требованиям времени. В условиях становления рыночной экономики акценты изучения ТРС должны быть смещены, во-первых, к стоимостным оценкам их функционирования, во-вторых, к конкурентным оценкам видов рекреации и рекреационных территорий, в-третьих, к регулированию ТРС.

А с точки зрения теоретического обоснования ТРС, может быть, самое главное заключается в более четком определении ее элементов и системообразующих связей.

По нашему мнению, в качестве элементов ТРС применительно к региональной экономике туризма должны и могут рассматриваться хозяйствующие субъекты. Системообразующими процессами являются производство и потребление туристского продукта. Внутренние связи системы есть отношения между хозяйствующими субъектами по поводу производства турпродукта, а внешние — отношения с другими подсистемами региона. Тогда структура ТРС может быть представлена следующим образом (рис.3):

Системообразующий процесс — туристская деятельность, производство туристических услуг.

Внутренние связи ТРС — взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу производства туристических услуг.

 

 


Рис. 3. Структура ТРС как подсистемы экономики региона

 

Внешние связи ТРС — связи с другими территориальными социально-экономическими системами, подсистемами региона.

Внешние связи ТРС — связи с другими территориальными социально-экономическими системами, подсистемами региона.

Закономерности развития ТРС вытекают из общих закономерностей развития, во-первых, экономических, во-вторых, пространственных систем — с учетом специфики туризма как одной из отраслей экономики.Характер внутренних и внешних связей ТРС рассмотрен ниже (см. 3.3).

Поскольку экономика приобретает рыночный характер, постольку региональный рынок становится важнейшим компонентом понятия «регион». В развитии регионов все значительнее роль сферы услуг. Все большее значение приобретает формирование рыночной и информационной инфраструктуры. Возросла роль субъектов Федерации в определении стратегии регионального развития. В новых условиях необходим переход к индикативному планированию.

Эти новые подходы к вопросам развития регионов уже нашли определенное отражение в работах отечественных исследователей (в частности, в работах А.Г. Гранберга [28], М.К. Бандмана [48], С.С. Артоболевского [8] и др.). Но кардинального сдвига пока не произошло. Прогрессивные экономисты, социологи, политологи больше занимаются разработкой общероссийской проблематики, а региональные исследования активизировались только в конце 1990-х годов.

Практическое использование концепции ТРС требует ее наполнения новым содержанием, учитывающим достижения зарубежной региональной науки. В региональной тематике необходимо полнее учитывать классические (В. Изард [194], А. Леш [84], Р. Кристаллер [162], А. Маршалл [210], Ф. Перру [217], А. Вебер [18], Т. Хагерстранд [188], Ж. Фридман [183; 184], П. Хаггет [140] и др.) и современные (А. Иссерман [194], С. Курле [166; 167], Б. Пекур [216], М. Сторпер [237], Э. де Сото [31; 32] и др.) работы западных авторов.

3.3. Территориально-рекреационная система как компонент
социально-экономической системы региона

 

Экономическая теория развития туризма, с одной стороны, вытекает из общей теории экономики, и потому к ней применим весь инструментарий экономической теории. С другой стороны, как всякая относительно самостоятельная подсистема, туризм обладает специфическими чертами, в результате которых общая теория видоизменяется, модифицируется и зачастую конкретизируется. Следовательно, первой задачей разработки экономической теории для туризма является выявление его особенных (специфичных) черт, которые обусловливают отличие туризма от других экономических подсистем и определяют его место в экономической системе.

Вторая задача состоит в том, чтобы с учетом выявленной специфики определить особенности экономического инструментария, присущего именно туризму.

Третья задача: установить, имеются ли некоторые специфические инструменты, присущие только туризму, и если таковые имеются, то дать их описание.

Наконец, четвертая задача состоит в том, чтобы критически подойти к существующим теориям и предложить теоретическую схему, в большей мере адаптированную к экономическим условиям переходного периода и конкретно к России.

Здесь рассматриваются только специфические черты экономической теории туризма и не ставится задача разработки его общеэкономической теории. Наше внимание обращено, во-первых, на роль туризма в региональном развитии, во-вторых, на конкурентные преимущества

и недостатки туризма в сравнении с другими отраслями региональной экономики, т. е. на определение его (туризма) роли в региональном развитии.

Под туризмом понимается отрасль экономики, производящая специфический вид услуг — туристические услуги, которые удовлетворяют спрос на проведение свободного времени путем перемены места пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [‡].

Широкое распространение получило определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: т уризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».

Это определение признано Всемирной туристской организацией (ВТО). Поскольку СНГ является членом этой организации, данные критерии должны быть распространены и на внутренние туристские организации для того, чтобы обеспечить сопоставимость данных о развитии туризма во всех странах.

«Туризм (по определению, данному в законе «Об основах туристской деятельности в РФ») — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства» [137].

Туристические услуги включают следующие секторы: размещения (организованное, в частном секторе); транспортный (воздушный, железнодорожный, автомобильный и морской транспорт); посреднический (турагенты и туроператоры); развлечений и достопримечательностей (природные и антропогенные); другие услуги (частные и общественные) [235].

Рассмотрим специфику туризма как экономической системы. Как известно из экономической теории, компонентами экономической системы являются: а) земля; б) труд; в) капитал; г) предпринимательские способности.

В чем заключается специфика этих компонентов в туризме по сравнению с экономикой в целом? Рассмотрим каждый из компонентов применительно к туризму и с точки зрения конкурентной борьбы с другими отраслями.

Как правило, понятие «земля»в экономической теории используется для обозначения полезных для человека природных объектов. С этой точки зрения земля является совокупностью полезных для человека свойств природных объектов. Такое определение земли принципиально важно для того, чтобы более адекватно оценить значимость данного фактора для развития туризма. Понятие «земля» как фактор производства будет использоваться в широком и узком смыслах слова.

Туризм входит в группу отраслей, где природные ресурсы имеют наибольшее значение (такие, как сельское хозяйство, рыбное хозяйство). Окружающая среда выступает здесь в качестве ресурсов и условий развития и существования такого рода отраслей.

Можно выделить несколько групп вопросов, которые возникаю при рассмотрении связей «земля — туризм». В числе наиболее острых можно отметить вопросы, связанные с распределением прав собственности, использованием земли в узком смысле слова. Все они в основном касаются тех противоречий, которые возникают между различными видами хозяйственной деятельности по поводу территории. Это доступ к ней, возможность ее пользования, владения ею, ее экологическое состояние. Для их успешного и грамотного разрешения названных вопросов актуальным представляется проведение следующих мероприятий:

· стоимостная оценка территории;

· кадастровая оценка территории;

· расчет экономической эффективности каждого из видов деятельности;

· оценка экологической емкости территории и экологического воздействия конкурирующих отраслей экономики.

Именно по поводу земельных отношений в значительной степени проявляется конкуренция за использование территории со стороны всех заинтересованных субъектов (например: портового хозяйства, сельского хозяйства, добывающей промышленности и туризма). В некоторых случаях эта конкуренция может заканчиваться симбиозом: например, организация сельского туризма, экологического туризма (сельское хозяйство+туризм), водных видов туризма (яхтинг, круизный туризм и т. д.).

Для России в целом, и Калининградской области в частности, «земельный вопрос» является наиболее актуальным, поскольку в ближайшее время предстоит ее передел. Именно поэтому сейчас разгорается жесткая конкурентная борьба. Разные группы специальных интересов уже сейчас борются за право пользования землей за дальнейшую ее приватизацию. Функциональное зонирование территории приобретает политический характер. Представители туристического бизнеса именно сейчас должны проявить наибольшую настойчивость, а представители власти — наибольшую дальновидность с точки зрения грамотного пространственного планирования территории.

Хозяйствующие субъекты, занимающиеся туристическим бизнесом, являются крупными землепользователями, крайне требовательными к качеству природных и иных ресурсов. Наличие богатых природных ресурсов, их доступность является одним из важнейших факторов развития туризма.

Труд является важным фактором производства туристического продукта, поскольку, относясь к сфере обслуживания, туризм является трудоемким сектором экономики. Таким образом, с точки зрения экономики, роль трудовых ресурсов в туризме более значительна, чем в других секторах экономики, менее трудозатратных, особенно в свете современной компьютеризации и автоматизации, но сопоставима с остальными секторами сферы обслуживания. Вряд ли можно согласиться с профессором А.Ю. Александровой [5], которая считает, что разница туризма по сравнению с другими отраслями экономики выражается в преобладании низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда. На наш взгляд, в сфере туризма существует острая потребность как в низкоквалифицированных работниках (горничные, посудомойки, официанты и т. д.), так и в профессионалах самого высокого уровня (топ-менеджеры гостиниц, управляющие туристических компаний и т. д.).

При оценке влияния туризма на рынок труда необходимо различать труд, непосредственно связанный с туризмом, и труд, косвенно связанный с ним.

Труд, непосредственно связанный с туризмом, применяется в сферах, напрямую относящихся к индустрии туризма: рестораны, гостиницы, бюро путешествий, дома туризма. Соответственно он будет представлен такими профессиями, как администраторы гостиниц и ресторанов, официанты, гиды, турагенты, вплоть до обслуживающего персонала подвесных канатных дорог[§]. Однако многие эти работы являются сезонными или с неполной занятостью. Довольно часто, особенно для курортных регионов, соотношение постоянной работы и сезонной получается один к трем.

Труд, косвенно связанный с туристической деятельностью (индуктивная занятость), еще более разнообразен: транспорт, строительство, сельское хозяйство. Он также в большой степени связан с туристическим спросом. Эти рабочие места почти невозможно точно подсчитать.

Можно отметить некоторую особенность отношений «труд—туризм». Она состоит в том, что туризм несколько более трудоемок в странах с избыточными трудовыми ресурсами и менее трудоемок в странах, где имеет место их недостаток [235].

В работах российских ученых начала 90-х годов довольно распространенным было мнение, что туризм относится к наименее капиталоемким отраслям, требующим небольших стартовых инвестиций [29; 30]. Оно основывалось на представлении о туризме, как виде деятельности, для осуществления которой, например, достаточно приобрести автобус и начать зарабатывать деньги. Однако сейчас отношение к данному вопросу претерпело значительные изменения. Понятно, что туризм не может развиваться без инфраструктуры (транспортной, гостиничной, ресторанной и т. п.). И с этой точки зрения туризм относится к капиталоемким отраслям. Основной проблемой, стоящей перед индустрией туризма, является вопрос привлечения инвестиций для реконструкции и развития инфраструктуры. Роль государства в начальных инвестициях представляется наиболее актуальной.

Особенностью же туризма по сравнению с другими отраслями экономики является то, что сами туристические фирмы — не капиталоемкие, но их существование напрямую зависит от состояния туристической инфраструктуры. Таким образом, туризм — одна из отраслей, активно пользующейся инфрастуктурой, которая, строго говоря, не является частью данной отрасли.

В целом же капиталоемкость туризма отличается в пространственном аспекте: в географиче


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.