Туризм как фактор регионального развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Туризм как фактор регионального развития

2021-10-05 41
Туризм как фактор регионального развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существуют различные точки зрения на то, как туризм влияет на уровень регионального экономического развития и его темпы. Одна из них, как будет подробнее показано ниже, состоит в том, что развитие туризма не оказывает позитивного влияния на региональное развитие. Сторонники другой, наоборот, стараются доказать, что развитие туризма вносит весомый вклад в развитие территории. В действительности эта дискуссия имела бы смысл только в том случае, если регион, страна имеют экономически более выгодную альтернативу развитию туризма. Более важным представляется вопрос о том, как наиболее эффективно, с пользой для региона организовать его туристскую специализацию, если она уже развивается или начинает развиваться.

В большинстве развивающихся стран все инвестиции в развитие туризма поступают извне, и, соответственно, большая часть доходов от туризма уходит за рубеж. Так, туризм является главной отраслью экономики в таких островных государствах, как Антигуа (доля туризма в ВВП — 58 %), Багамские острова (52 %), Бермудские острова (38 %) [233]. Но показатели валового внутреннего продукта на душу населения здесь сильно уступают развитым странам (хотя и превосходят многие развивающиеся страны, где туризм менее развит).

В экономически развитых странах ситуация иная: многие страны получают от туризма большие доходы. И даже если на начальном этапе в туризм привлекаются крупные иностранные инвестиции, то они могут стать стимулом такого развития сопряженных отраслей экономики, который обеспечивает получение высоких доходов в национальном секторе и позволяет вкладывать местный капитал в развитие туризма, и не только в собственной стране, но и за рубежом.

Характерным примером является развитие туризма в Испании. Получив значительный зарубежный капитал в 60-е — 80е годы, вложенный главным образом в туристские средства размещения в прибрежной зоне, Испания в настоящее время стала значительным инвестором в развитие туризма за рубежом, в частности на Кубе [235].

Связь развития туризма и регионального развития в целом — двусторонняя. С одной стороны, туризм может стать весомым фактором регионального развития. С другой стороны, грамотная государственная или региональная политика может стимулировать развитие туризма, тем самым улучшая общую социально-экономическую ситуацию в регионе.

В условиях переходной экономики ее специфические черты четко проявляются в туризме. Анализируя особенности трансформации применительно к рынку, созданному в условиях административно-командной экономики туристского сектора, французские исследователи подчеркивают два важных обстоятельства. С одной стороны, речь идет об устаревшей инфраструктуре, недостаточности для современной рыночной экономики внедряемых «ноу-хау» и других препятствиях; с другой стороны — о происходящих изменениях на рынке международного туризма (меняется поведение потребителей, устаревают некоторые модели туризма в развитых странах и появляются новые конкуренты) [154, с. 71]. Первое затрудняет положительное воздействие туризма на экономическое развитие. Второе дает потенциальную возможность отстающему на мировом рынке туристскому сектору, ориентируясь на передовые образцы, успешно конкурировать с традиционными туристскими регионами.

К характерным препятствиям относятся провалы рынка и инфляционность туристического сектора. Асимметричное распределение информации между поставщиками и потребителями туристических услуг в пользу первых создает условия для недобросовестного поведения со стороны поставщиков туристических услуг. В результате возникает угроза либо сужения, либо полного «закрытия» рынка. Вот почему асимметричное распределение информации относят к провалам рынка. Для нейтрализации такого рода негативных тенденций используются такие инструменты, как рыночные сигналы, репутация поставщиков туристических услуг.

В туристическом секторе более выражены инфляционные факторы. Объяснение возникновения инфляции и роли туризма в этом процессе предложено в работе Л. Бенcаэль и И. Самсона [13]. Основополагающим при этом является то, что стоимость большинства туристических услуг увеличивается в два раза быстрее роста общего индекса цен потребления, а в туристических зонах цены выше по сравнению с другими зонами, и это особенно ярко выражается в разгар сезона. Это позволяет сделать вывод, что туризм — инфляционная отрасль экономики. Отличие инфляционных процессов, связанных с туризмом, в странах с рыночной и переходной экономикой состоит в том, что на сегодняшний день инфляция в западных экономиках уже стала управляемой, до чего странам с переходной экономикой еще достаточно далеко.

В целях преодоления существующих в странах с переходной экономикой серьезных препятствий для развития туризма должен быть разработан специальный механизм государственной его поддержки. К сожалению, в России хотя и принят закон о туристской деятельности, разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», но реализация основных (системообразующих) программных мероприятий первого этапа (1995 -1997 годы) не была выполнена в полном объеме по причинам ограниченного финансирования. Среди нереализованных мероприятий: работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма; осуществление комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма; развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировой рынок туристических услуг. А без проведения названных мероприятий трудно реализовать возможности того, чтобы, развивая новые виды туристской деятельности и передовые формы обслуживания, Россия заняла крепкие позиции на мировом рынке туристических услуг. Возможно, второй этап реализации Программы (1998—2005 гг.) сможет разрешить задачи, не реализованные в ходе первого этапа, и осуществить новые намеченные мероприятия.

В последние годы в западной литературе все больше говорится об эволюции потребительской модели туризма. Эта эволюция характеризуется переходом стандартного туризма, основанного на интернациональной индустрии, в значительной степени обезличенного процессами глобализации, к более разнообразному, природо-ориентрованному, учитывающему потребности местного населения туризму. «Сопровождая эту эволюцию, основываясь на модели современного туризма, региональное развитие является одним из предметов нового подхода в западных странах, который связан, с одной стороны, с эволюцией туристической модели, и, с другой — с переустройством территории» [154, с. 71]. Речь идет о «комплексном туризме» или об «альтернативном туризме» [154, с. 72]. Такой вид туризма нацелен на альтернативное (устойчивое) развитие туристической индустрии, широко содействует местному населению и его потребностям, минимизирует непредвиденные эффекты туризма.

Поскольку туризм включен в рыночные отношения, все его компоненты, включая организацию приема туристов, инфраструктуру туристских регионов и пр., должны функционировать по рыночным схемам. Скорость развития рыночных отношений в странах бывшей административно-командной системы определяет темпы эволюции туризма. И наоборот: ускоренное развитие туризма на той или иной территории способствует формированию и развитию регионального рынка. В связи с этим туризм должен рассматриваться как комплекс услуг, связанных с другими региональными институтами, а также как особый вид деятельности, соотносящийся с национальной политикой в области туризма и с международным рынком.

Туризм является важным инструментом в обустройстве территории. Он позволяет создать ряд профессий и закрепить население в депрессивных с точки зрения существования других видов деятельности регионах (например, старо-промышленных, аграрных, удаленных и т. д.). Например, с начала 60-х годов Франция реализует программу по возрождению стагнирующих регионов. И несмотря на то, что различия между регионами все же остаются (четыре региона Франции продолжают испытывать наиболее значительный приток туристов — Париж, Лангедок-Руссильон, Рона-Альпы, Бретань), внутренние районы также получили значительный приток туристов (прежде всего в результате развития агротуризма) [13].

Туризм является пространственно-временной системой. Поэтому необходимо принимать во внимание последовательность исторических этапов туризма, в ходе которых проявляется его влияние на природную, экономическую и социальную среду (приложение 1). При этом следует учесть, что туризм получит ускоренное развитие только тогда, когда он будет принят местным населением.

Как уже отмечалось ранее, существует неоднозначное отношение к туризму как фактору развития региональной экономики. Например, в ходе исследования, проведенного в рамках проекта Тасис «Глобальный план развития Калининграда — Прометей II» [196], было подчеркнуто, что в так называемой «индустриальной» рыночной экономике третичный сектор в настоящее время является главным провайдером занятости и поступлений в ВНП, в постсоциалистических экономиках рост услуг — одна из главных черт экономической трансформации и третичный сектор также может играть ведущую роль в обеспечении занятости. На региональном уровне развитие сервиса иногда даже может стать единственным возможным способом снижения безработицы посредством предоставления рабочих мест людям, ранее занятым в сельском хозяйстве или промышленности.

Ж. Бриден [160, с. 72] отмечает следующие преимущества туризма для любой развивающейся страны: 1) поступления в платежный баланс в твердой валюте; 2) дисперсия развития в неиндустриальные регионы; 3) общее экономическое развитие посредством мультипликативного эффекта; 4) возможностей для занятости населения; 5) социальные выгоды вследствие расширения интереса людей к событиям в мире в целом, и к новому пониманию «иностранцев и их вкуса» в частности.

Можно добавить и некоторые другие, например возрастание роли сектора услуг в экономике как самый явный эффект экспансии туризма [212; 215; 225; 235; 256]. Страны с переходной экономикой, имея качественные отличия в экономике туризма от развитых стран, отличаются и от развивающихся стран.

Одна из особенностей развития туризма в развивающихся странах заключается в том, что национальный (внутренний) туризм практически отсутствует и создающаяся здесь индустрия туризма с самого начала нацелена на удовлетворение внешнего спроса [87, с. 26]. В странах с переходной экономикой внутренний спрос сравнительно высок (и еще выше был в недалеком прошлом). Сходство состоит в неразвитости туристского комплекса, а также — применительно к международному туризму — в невысоких поступлениях от него по сравнению с доходами развитых стран, участвующих в организации этого бизнеса (в обслуживании туристов из стран с переходной экономикой, посещающих развитые страны, и равным образом западных туристов, посещающих страны Восточной Европы).

По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму (табл. 2, рис. 5), наилучших результатов в экспорте туристических товаров и услуг добились Польша и Чехия (10 460 и 9191 млн долларов США соответственно). Эти же страны лидируют в выездном туризме. Роль туризма наиболее значима в экономике Болгарии (5 % в ВВП), Венгрии (4,7 %), Словении (3,6 %).

 

Таблица 2

 

Роль туризма в экономике отдельных стран
 Центральной и Восточной Европы, 2004 г. [**]

 

Страна Экспорт туруслуг, млн дол. США Импорт туруслуг, млн дол. США Баланс, млн дол. США Доля индустрии туризма в ВВП, %
Венгрия 5425 3799 1626 4,7 %
Польша 10460 8430 2030 2,1 %
Чехия 9191 5577 3614 2,9 %
Словакия 1833 1173 660 2,5 %
Румыния 1066 1284 -218 1,4 %
Болгария 2820 1634 1186 5,0 %
Словения 2357 1342 1015 3,6 %

Поскольку туризм является важным видом экономической деятельности и вносит вместе с другими видами услуг значительный вклад в ВВП (в развитых странах с рыночной экономикой доля услуг в ВВП составляет 60 % и даже больше, для туризма эта цифра составляет 7—10 %),— его доля в странах с переходной экономикой может значительно возрасти (например, с сегодняшних не более чем 49 % в среднем для России и 46 % для Калининградской области). В случае развития зарубежного въездного туризма этот рост будет представлен в твердой валюте.

 

 

Рис. 5. Экспорт и импорт туристических услуг, 2004[††]

 

Роль туризма в странах с переходной экономикой была исследована рядом ученых: С. Бозиаским (1991), M. Завадским (1992) и другими — для Польши, Р. Бенке (1992) — для Венгрии, Л. Бутовским (1992) — для Чехословакии, Л. Бенсаэль и И. Гедеши (1997) — для Албании, В. Храпко (1997) — для Украины, В. Рэлиан и Н. Рэлиан для Молдовы, В. Гординым, А. Татариновым (1997, 1999, 2000) — для России и т. д.

Несмотря на отличия в доле каждой из постсоциалистических стран в общем объеме туристических потоков (рис. 6), можно найти сходные черты, которые присущи всем этим странам в переходный период. Например, если рассматривать выездной туризм, то одной из наиболее популярных целей путешествий были шоп-туры (из Венгрии — в Австрию, из Польши — в Германию, Россию, Турцию и т. д.). Аналогичное поведение можно наблюдать и со стороны россиян — шоп-туры в Турцию, Китай, Польшу.

 

Рис. 6. Доля отдельных государств в совокупном объеме туристских потоков постсоциалистических стран Европы
(кроме России и стран ближнего зарубежья) [154, с. 33]

 

В условиях, когда индустрия, сельское хозяйство страдают от экономического спада, когда наблюдается рост безработицы (в Калининграде он превышает 10 %, а в малых городах области — еще выше), рост сектора услуг и туризма позволяет разрешить некоторые из этих проблем. Он стимулирует создание новых рабочих мест (в сфере туризма, в обслуживающих и сопряженных отраслях: производство продуктов питания для туристов, сувениров, услуги по размещению, транспортному обслуживанию и т. д.). В высокоразвитых странах мира в непроизводственной сфере (сфере услуг) занято две трети населения, а в России — все еще одна треть. Но одновременно это оставляет хорошие перспективы роста даже дает определенные преимущества, поскольку страны с переходной экономикой отличаются высококвалифицированными человеческими ресурсами — столь сильно востребованными в сфере услуг и туризма.

Это представляет интерес и с другой точки зрения. В то время, когда Европа испытывает сельскохозяйственное перепроизводство, вопросы роста уровня безработицы в сельской местности являются особо актуальными. Используя трудовые ресурсы сельской местности для специализированных видов туризма (например, сельского), этот вид деятельности может заполнить пустующую нишу, способствуя развитию сельских районов. В качестве примера того, как экспансия туризма и отдыха в рурарной (от английского rural  — «сельский») местности способствовало росту доходов и занятости и пространственной дисперсии туризма, Д. Диамонд, Р. Ричардсон описывают Британию 90-х годов [169].

Потребительские услуги, торговля и туризм, развиваясь в условиях отсутствия конкуренции и централизованно-распределительной системы, административно-командных методов управления, не могли производить услуги должного качества и широкого ассортимента. Эти отрасли базировались не столько на потребностях населения, сколько на директивных заказах хозяйствующих субъектов. Закрытость российской экономики, ее слабые внешние экономические связи также не способствовали развитию услуг. Таким образом, с точки зрения количественных и качественных отношений сфера услуг в России базировалась на отличных от европейских и мировых рыночных стандартах.

Проще перейти к рыночной экономике, начиная с трансформации услуг и туризма, поскольку они менее капиталоемки (по сравнению с другими отраслями экономики), во-вторых, для них требуются как высококвалифицированные, так и низкоквалифицированные человеческие ресурсы (см. выше), в-третьих, услуги могут производиться предприятиями малого и среднего бизнеса (процесс развития которых уже начался — в настоящее время в Калининграде уже только в сфере туризма функционирует более 100 такого рода предприятий).

Одновременно туризм нуждается в разнообразных услугах и с этой позиции может производить мультипликативный эффект в виде создания большего числа
услуг и даже некоторых новых видов деятельности[‡‡]. Развитие услуг в настоящее время является хорошим средством для развития экономики, это «агрегат товаров и услуг», производимых различными секторами экономики, такими как услуги по размещению, транспортировке, торговле, рекреационному обслуживанию [244].

4.2. Мультипликативный эффект туристской деятельности

Туристский мультипликатор — это коэффициент, учитывающий не только прямое, но и косвенное влияние туризма на экономику и социальную сферу данной отрасли на региональном или федеральном уровне. Его расчет позволяет учесть совокупное влияние туризма на экономическое развитие.

Рассматривая влияние туризма на экономику посредством мультипликативного эффекта, М. Синклэр и М. Стоблер в одной из своих последних работ — «Экономика туризма» — в главе «Эффекты от международного туризма» отмечают: «Туризм создает доход и занятость непосредственно в секторах, в которых имеют место расходы или инвестиции, относящиеся к туризму» [235, с. 139]. Однако, как выяснилось, производство ассоциированного мультипликатора и дохода значительно различается между дестинациями. Для подтверждения этого тезиса можно привести результаты исследования, проведенного Всемирной туристской организацией (ВТО). По мнению экспертов ВТО, объем доходов от туризма зависит главным образом от типа туризма и от способов национального контроля над этой отраслью. В развивающихся странах различают два возможных варианта [258]:

1. В странах с развитым туризмом, расположенных недалеко от стран проживания туристов, 66 % от общих расходов на организованный туризм остается в принимающей стране. Если же туристы пользуются чартерным рейсом и размещаются в гостинице, принадлежащей иностранной компании, то в развивающихся странах остается 30 % стоимости тура, а если гостиница принадлежит местной компании, то 52 %.

2. Развивающиеся страны, расположенные на большом расстоянии от стран проживания туристов, получают 40—50 % от общих затрат на организованный туризм и только 20 %, если средства транспорта и гостиницы контролируются иностранцами.

В работе В. Гуляева приведены расчеты коэффициента мультипликации для Москвы [29, с. 35], значение которого составило К = 3,906. Это означает, что в Москве расходы каждого туриста и экскурсанта в размере 1019 долларов в год генерируют дополнительный доход в экономике региона в размере 3906 долларов, совершая при этом более 20 оборотов (трансакций). Если учесть совокупное воздействие дополнительных факторов (отклонение на 10—35 %), то значение уточненного туристского мультипликатора для Москвы будет находиться в пределах 3,516-2,539 (Кср = 3,027). Даже с учетом таких поправок значение будет самым большим для России, поскольку Москва является совершенно специфичным в плане развития туризма регионом России и оттягивает на себя около 25 % всех туристских потоков. В среднем для страны этот коэффициент находится в пределах 2,19—3,03 % (Кср = 2,61 %) [29, с. 59].

Согласно расчетам А. Татаринова (табл. 3) [240, с. 93] каждый 1 млн рублей доходов от рекреации и туризма в Сочи (в ценах 1995 года) давал рост ВРП 1,708 млн рублей, а рост личного дохода граждан — 1,052 млн рублей.

Это означает, что мультипликативный эффект, рассчитанный для Сочи, в 1995 году существовал, но был очень небольшим (и даже, согласно предложенным расчетам, более низким, чем в среднем по России). Однако более низкие значения регионального мультипликатора для Сочи по сравнению со среднероссийским (2,61 %, по В.Г. Гуляеву) вызывают сомнение. Конечно, мультипликативный эффект может проявиться не в регионах (Сочи), а в Москве, что представляется возможным, поскольку поставщиками туристов являются не только сочинские фирмы, но и московские, к тому же а также приобретение оборудования и части товаров для сферы туризма также осуществляется в Москве. Это снижает уровень мультипликатора для периферии, тем не менее вряд ли показатели Сочи уступают среднероссийским. Видимо, объяснение заключается в различиях методик расчета, использованных разными авторами.

Таблица 3

Экономическое воздействие рекреации и туризма [240, с. 93]

 

▲Recr=1,000 ▲PI=1,052 Kpi=1,052
▲Recr=1,000 ▲GRP=1,708 Kgrp=1,708

Здесь ▲Recr — 1 млн руб. (как было отмечено А. Татариновым, окончательное потребление рекреационного и туристического продукта увеличивается на 1 млн руб.), PI — личное потребление, GRP — валовой региональный продукт.

 

Особого внимания при изучении влияния туризма на экономику заслуживают разработки группы ученых, выполненные в рамках проекта CEPRA и изложенные в работе «Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике» (2003) под научной редакцией А.А. Татаринова.

Для сравнения приведем данные по предельной капиталоотдаче (incremental capital-output ratio (ICOR))[§§]. Согласно М. Синклэру и М. Стаблеру [235], для Кении этот показатель колеблется в пределах 2,4—3,0, для Маврикия — 2,5, для Турции — 4,0. То есть фактически мультипликативный эффект, достигаемый в результате развития туризма в этих странах, гораздо выше, чем для самого развитого в рекреационном плане региона России — Сочи — и часто даже выше, чем в Москве.

Расчеты применительно к г. Светлогорску Калининградской области, который специализируется исключительно на рекреационной деятельности, показывают, что в структуре занятости 57 % населения трудятся в рекреационной сфере, тогда, следовательно, 43 % — вся обслуживающая туризм отрасль. Таким образом, сопряженная занятость составляет 0,754, в том числе в следующих отраслях: производство продуктов питания, сувениров, строительство и др.

Можно предположить, что роль туризма как мультипликатора близка с той, которую эта отрасль экономики играет в Сочи. А если принять во внимание мировой опыт развития туризма и рекреации и все те усилия, которые предпринимаются в российских регионах по выводу этой отрасли на мировой уровень, этот показатель будет расти.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.