Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-10-05 | 50 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Следующая группа теоретических идей принципиально нова для российской науки — не в смысле недостаточного знакомства с ней исследователей, а в плане практической неприменимости, и даже противоположности концепциям, характерным для административной экономики в силу ее стремления к единообразию и невосприимчивости к инновациям. Это концепция диффузии нововведений, полюсов роста и поляризации.
Исходным моментом рассматриваемых в данном разделе концепций считается идея Й. Шумпетера [144], предложенная в работе «Теория экономического развития» в 1912 г. Он ввел в экономическую науку понятие нововведение (innovation) для изменения причин и способов динамических нововведений в экономике.
В соответствии с теорией Шумпетера [144] экономическое развитие предполагает такое перераспределение ресурсов между различными вариантами их использования, которое позволяет предпринимателям создать и присвоить положительную экономическую прибыль, то есть прибыль, превышающую нормальную бухгалтерскую.
В отличие от изобретений (которые делают изобретатели, открывающие новое) нововведения как внедрение изобретений осуществляются предпринимателями, внедряющими достижения научно-технического прогресса в экономическое развитие. Й. Шумпетер [144] полагал, что из состояния хозяйственного кругооборота экономика может выходить только благодаря инновациям.
Предприниматель, осуществляющий нововведения, преодолевает сопротивление окружающей среды, тем самым преодолевая и препятствия, мешающие распространению новых форм организации производства, новых технологий производства известных товаров и услуг, созданию новых товаров и услуг, открытию новых рынков. Важнейшим условием реализации предпринимательской функции является развитый финансовый сектор экономики, обеспечивающий перелив капитала из одной отрасли в другую.
|
Концепция диффузии нововведений
Начало изучению диффузии нововведений положил Т. Хагерстранд [188]. Главным в его концепции является закон пространственной экспансии. Согласно этому закону нововведение, возникнув в какой-либо точке пространства, стремится к максимальному его заполнению. При этом старые элементы могут замещаться новыми (диффузия замещения) или сосуществовать с ними (диффузия совмещения).
Т. Хагерстранд разработал волновую модель диффузии нововведений и выделил четыре этапа развития этого процесса. В дальнейшем концепция стала широко использоваться на Западе, например при анализе динамики развития районов П. Хаггетом [140].
В российской региональной науке, подчиненной плановой системе, анализ диффузии нововведений как объективного процесса не получил развития, поскольку «нововведения» вводились директивно.
С развитием новых информационных технологий расширяется поле влияния нововведений, оно перестает быть привязанным к конкретной территории. Соответственно изменяется и механизм диффузии нововведений. Данная концепция в настоящее время представляет особый интерес, особенно для географически (геополитически) отдаленных территорий, например для Калининградской области.
Концепция полюсов роста
Суть концепции полюсов роста, основоположником которой считается Франсуа Перу [217], состоит в том, что экономическая система развивается неравномерно, импульсами, которые исходят из определенных областей экономики — точек роста. Если данная концепция верна, то туризм мог бы рассматриваться как одна из точек роста, продуцирующих позитивные побочные эффекты для смежных отраслей региональной экономики и, в конечном счете, для экономики в целом.
Отчасти эта идея напоминает концепцию мультипликатора, изложенную Дж.М. Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процента и денег», поскольку изменения в одной части экономики приводят к результату, количественные характеристики которого больше, чем первоначальное изменение. Иными словами, возникает кумулятивный эффект, величина которого зависит от особенностей влияния сектора туристических услуг на смежные отрасли.
|
Ф. Перру [217] утверждает, что в любой стране рост и региональное развитие не происходят спонтанно. Это результат специальной политики. Он говорит, что рост наблюдается в некоторых специальных местах и распространяется соответственно в другие направления. Важно определить полюса роста и как эти полюса распространяют рост.
Рассматривая влияние конкретного полюса роста на развитие других территорий, Ф. Перру приводит примеры, когда (в зависимости от особенностей взаимодействия) находящиеся под влиянием полюса роста внешние территории также начинают развиваться, и другие примеры — когда в них начинается стагнация.
Существует два способа распространения влияния полюса роста:
1) поступательное движение: когда работает один вид деятельности, и это становится рынком для другого — Эффект «вход-выход»;
2) индуцированный эффект (в результате роста доходов), т. е. если какой-то один вид деятельности растет, то растет и благосостояние рабочих— развитие продолжается.
Разъясняя это кажущееся противоречие, М. Сторпер [237] рекомендует учитывать для объяснения конкретного механизма регионального развития под воздействием «полюсов роста» концепцию экономического пространства (в отличие от территории). Экономическое пространство определяется как плотные связи между различными видами деятельности в рамках разделения труда в форме трансакций «затраты-выпуск» или комбинированных требований к наличию ресурсов. В процессе взаимодействия по-разному развивающихся регионов происходит так называемая территориализация знания, то есть приобретение людьми специфических для соответствующей территории квалификаций.
При рыночной экономике конкуренция для регионов означает их способность создавать и распространять свои доходы. Это возможно при помощи собственных инвестиций и в результате привлечения внешнего капитала. Чем больше способность региона генерировать и увеличивать свои доходы, тем больше его влияние на различные фрагменты глобальной экономики. Новая региональная экономика базируется на глобальной экономике. Новая глобальная экономика базируется на глобальной интеграции торговли, производства и финансов, но к этим факторам необходимо добавить глобализацию современных ценностей, культур и социальных практик [144, c. 9].
|
Важнейший вклад в развитие концепции «полюсов роста» внес Ж. Будевилль [156; 157]. Он показал связь экономического пространства с географическим и выделил три вида пространства: гомогенное, поляризованное и плановое (подверженное воздействию управленческих решений). Тем самым была заложена основа зонирования территории по степени интенсивности протекания экономических процессов и типологии районов по этому показателю.
Развивая положения Ж. Будевилля, следует различать пространства, характерные для административно-командной, переходной и рыночной экономики. Попытка рассмотрения этих различий применительно к туризму осуществляется в нашем исследовании.
Различая вслед за Ж. Будевиллем полюс роста (набор отраслей) и центр роста (конкретный центр, город и, применительно к исследованиям макроуровня — как мы полагаем, регион), мы рассмотрим туризм как полюс роста для ряда российских регионов (включая Калининградскую область). А Калининградскую область — как центр роста туризма в России и отдельные части области — как центры роста туризма в регионе.
От полюсов и центров роста логично перейти к анализу поляризации территории и ее зонированию по интенсивности процессов.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!